|
|||
ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ 4 страница[2] Что у пребывающих в ложностях и во зле истина обращается в ложь, а добро во зло и наоборот, видно из пословицы, что " чистому всё чисто, а нечистому всё нечисто". Это также может быть проиллюстрировано природными явлениями, например светом, исходящим от солнца; свет является белым, однако он изменяется в соответствии с формами, в которые проникает, откуда и происходят цвета. Он становится прекрасными в прекрасных формах и безобразным в безобразных. Это также может быть проиллюстрировано прививкой молодых побегов в деревьях, когда ветвь, привитая к стволу, приносит свои собственные плоды, поэтому сок дерева изменяется, как только втекает в привитую ветвь, и становится соком ветви, пригодным для производства ее листьев и плодов. Подобное происходит с предметами, проникающими в человека. [3] " Копать" означает тщательно искать, потому что вода, источник и колодец, которые выкапываются, означают истины, которые не выкопаны, но разыскиваются; поэтому на языке первоисточника то же слово, когда оно относится к истине, означает исследовать. Но в пророческих книгах вместо истины упоминается либо " вода", либо " источник"; а вместо исследования – " копание", ибо такова природа пророческой речи, как видно у Моисея, где говорится об источнике, о котором Израиль воспел эту песню: Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, источник, пойте ему; источник, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими (Чис. 21: 17, 18); здесь " источник" означает учение Божественной истины, а " выкапывание" означает его исследование. 7344. " Потому что не могли пить воды из реки" означает никакого применения через использование полных ложностей. Это ясно из значения " неспособности пить", как никакого применения (что " пить" означает применять, см. п. 7343); и из значения " воды из реки", как ложностей (о чем говорилось выше, п. 7307). Что " быть неспособными пить воду из реки" означает, что истины не могут быть использованы для полных ложностей, то есть, не могут быть фальсифицированы полными ложностями, следует также из внутреннего смысла того, что непосредственно предшествует, а именно, " копание около реки, чтобы найти воду для питья", как поиска истин, которые они могли бы использовать для ложностей. Истины не могут быть использованы для ложностей полными ложностями, поскольку истины и ложности абсолютно противоположны, а противоположности не могут применяться, если нет посредников, соединяющих их вместе. Посредниками, соединяющими их вместе, являются заблуждения внешнего смысла, а также сказанное в Слове в соответствии с внешними видимостями. Возьмем, например, истину, что только доброе исходит от Господа, и никогда ничего злого; эта истина фальсифицируется заблуждениями, что Господь, если захочет, может удалить зло Своим всемогуществом, а поскольку Он его не удаляет, следовательно Он является его причиной, таким образом зло также исходит от Господа. Она фальсифицируется сказанным в Слове в соответствии с внешней видимостью, что Сущий или Господь гневается, наказывает, осуждает, ввергает в ад; тогда как в действительности пребывающие во зле сами являются причиной того, что это с ними происходит, таким образом они сами навлекают на себя зло наказания; ибо в другой жизни зло наказания и зло, в котором человек виновен, соединены. Бесчисленные другие истины могут быть фальсифицированы подобным образом. 7345. [Стихи 25, 26, 27, 28, 29]* И исполнилось семь дней после того, как Сущий поразил реку. И сказал Сущий Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Сущий: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами; и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы слуг твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, и на тебя, и на народ твой, и на всех слуг твоих взойдут жабы. " И исполнилось семь дней после того, как Сущий поразил реку" означает конец состояния, после того как истины были фальсифицированы. " И сказал Сущий Моисею" означает новое наставление; " пойди к фараону и скажи ему" означает повеление тем, которые наваждают; " так говорит Сущий: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение" означает, что они должны оставить тех, которые принадлежат к Церкви, чтобы они могли поклоняться своему Богу в свободе; " если же ты не согласишься отпустить" означает, если они не оставят их; " то вот, Я поражаю всю область твою жабами" означает рассуждения из полных ложностей; " и воскишит река жабами" означает рассуждения, происходящие из этих ложностей; " и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою" означает, что они заполнят разум даже до внутренних пределов; " и на постель твою" означает до его самых внутренних пределов; " и в домы рабов твоих и народа твоего" означает всё в природном; " и в печи твои, и в квашни твои" означает в удовольствиях похотей; " и на тебя, и на народ твой, и на всех слуг твоих взойдут жабы" означает, что рассуждения, происходящие из ложностей, будут во всём, как в общем, так и в частностях. 7346. " И исполнилось семь дней после того, как Сущий поразил реку" означает конец состояния, после того как истины были фальсифицированы. Это ясно из значения " семи дней", как полного периода от начала до конца, таким образом полного состояния (п. 728, 6508), как и неделя (п. 2044, 3845), таким образом " исполнилось семь дней" означает конец этого периода или состояния; и из значения слов " после того, как Сущий поразил реку", как после того, как истины были фальсифицированы; поскольку когда говорится, что жезл Аарона ударил по реке, и вода превратилась в кровь, это означает, что истины были фальсифицированы (п. 7316, 7317, 7330, 7332). 7347. " И сказал Сущий Моисею" означает новое наставление. Это ясно из значения слов " Сущий сказал", когда что-то повелевается снова, как нового наставления (п. 7186, 7267, 7304). 7348. " Пойди к фараону и скажи ему" означает повеление тем, которые наваждают. Это ясно из значения " прихода и говорения", когда говорится Сущим, как повеления; и из прообраза фараона, как тех, которые наваждают ложностями (п. 7107, 7110, 7126, 7142). 7349. " Так говорит Сущий: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение" означает, что они должны оставить тех, которые принадлежат к Церкви, чтобы они могли поклоняться своему Богу в свободе. Это ясно из значения " отпускания", как позволения; из прообраза сынов Израилевых, которые здесь называются " народом Моим", как принадлежащих к духовной Церкви (п. 6426, 663, 6862, 6868, 7035, 7062, 7198, 7201, 7215, 7223); и из значения " служения Мне", как поклонения своему Богу. Это означает поклонение в свободе, поскольку не может быть никакого богослужения там, где наваждают ложности; и поскольку всякое богослужение, которое является истинным богослужением, должно быть в свободе (п. 1947, 2875, 2876, 2880, 2881, 3145, 3146, 3158, 4031). 7350. " Если же ты не согласишься отпустить" означает, если они не оставят их. Это ясно из значения " отпускания", как оставления (п. 7349), таким образом " если ты не согласишься отпустить" означает, если они не оставят их. 7351. " То вот, Я поражаю всю область твою жабами" означает рассуждения из полных ложностей. Это ясно из значения " жаб", как рассуждений; что они происходят из полных ложностей, означается их " выходом из реки", как следует далее (что " река Египетская" означает ложь, см. п. 6693, 7307), и поскольку говорится, что ими будет поражена вся область. Этими словами также означается, что рассуждения будут происходить не из фальсифицированных истин, а из полных ложностей, поскольку рассуждения из фальсифицированных истин в конце концов превращаются в богохульное отрицание истин и добра; кроме того, сами истины отвергают фальсификацию, поскольку они не могут пребывать вместе с ложностями; и все время, пока они пребывают с ними, они сражаются с ними и, наконец, освобождаются и сами отделяются от них. Вот почему после того, как человек фальсифицирует истины, он в конце концов полностью отвергает их; иначе ложности господствовали бы над истинами. Поэтому после того, как злые в другой жизни ввергаются в ад, им не позволяется использовать рассуждения, происходящие из фальсифицированных истин, а только происходящие из полных ложностей. [2] Что " жабы" означают рассуждения, происходящие из ложностей, видно у Иоанна: И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя (Откр. 16: 13, 14). Что " жабы" означают рассуждения, происходящие из ложностей, против истин, ясно из деталей этого отрывка, поскольку говорится, что они вышли " из уст дракона, из уст зверя и из уст лжепророка"; а также, что " они выходят к царям земли, чтобы собрать их на брань". " Цари земли" означают истины Церкви (что " цари" означают истины, а в противоположном смысле ложности, см. п. 1672, 1728, 2015, 2069, 3009, 3670, 4575, 4581, 4966, 5044, 5068, 6148; и что " земля" означает Церковь, п. 662, 1067, 1262, 1733, 1850, 2117, 2118, 3355, 4447, 4535, 5577); и что " брань" означает духовную битву, п. 2686, таким образом битву против истин и добра веры). Из этого ясно, что " жабы" означают рассуждения, происходящие из ложностей, против истин. [3] И у Давида: Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб [даже] в спальнях царей их (Пс. 105: 29, 30); говорится " в спальнях царей их", поскольку понимаются рассуждения против истин, происходящие из ложностей; " спальни царей" означают внутренние истины, а в противоположном смысле внутренние ложности. (Что " цари" означают истины, а в противоположном смысле ложности, видно выше). 7352. " И воскишит река жабами" означает рассуждения, происходящие из этих ложностей. Это ясно из значения " реки Египетской", как лжи (п. 6693, 7307); и из значения " жаб", как рассуждений (п. 7351). " Жабы" означают рассуждения, потому что они живут в воде, где они производят болтливый гам и квакают, а также живут в нечистой среде. Каково рассуждение, происходящее из полных ложностей, будет показано на некоторых примерах. Из полных ложностей рассуждает тот, кто приписывает всё природе и едва что-либо Божественному, хотя в действительности всё исходит от Божественного, а природные силы являются только средствами, через которые действует Божественное. Из полных ложностей рассуждает тот, кто думает, что человек подобен животному, только более совершенному, поскольку может мыслить, поэтому он верит, что человек умирает, как животное. Поскольку он отказывается верить, что человек соединен с Божественным через мышление, принадлежащее вере, и через чувство, принадлежащее любви, и следовательно отказывается верить в воскресение и вечную жизнь, такой человек говорит из полных ложностей. Подобным образом и тот, кто верит, что не существует никакого ада. А также тот, кто верит, что удовольствие этой мирской жизни является всем, что имеет человек, и поэтому он должен этим наслаждаться, поскольку, когда он умирает, то умирает полностью. Из полных ложностей рассуждает тот, кто думает, что всё зависит от его собственной предусмотрительности и от удачи, а не от Божественного провидения, кроме как на самом общем уровне. А также тот, кто верит, что религия существует только для того, чтобы держать простых в узах. Особенно рассуждает из полных ложностей тот, кто полагает, что Слово не является Божественным. В общем, из полных ложностей рассуждают все те, которые совершенно отрицают Божественные истины. 7353. " И они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою" означает, что они наполнят разум даже до внутренних пределов. Это ясно из значения " дома", как разума человека (п. 3538, 4973, 5023); и из значения " спальни", как более внутренней части разума. " Спальня" означает более внутреннюю часть разума, потому что она находится во внутренней части дома. " Комнатами" означаются внутренние вещи, а " спальнями" еще более внутренние, в следующих отрывках: Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев (Ис. 26: 20). И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? (Иез. 8: 12). Извне будет губить их меч, а в комнатах ужас (Втор. 32: 25). Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей (4 Цар. 6: 12). Древние сравнивали разум человека с домом, а внутренние части с комнатами. Разум человека действительно подобен дому, поскольку предметы в нем отличаются друг от друга, как комнаты в доме; те, которые находятся в центре, подобны самым внутренним частям, тогда как находящиеся по сторонам подобны внешним частям. Древние сравнивали последние с внешними дворами, а внешние части, примыкающие к внутренним частям, они сравнивали с галереями. 7354. " И на постель твою" означает до его самых внутренних пределов. Это ясно из значения " постели", как того, что является самым внутренним; ибо когда спальни означают внутренние вещи, то постель или ложе, которое там находится, означает то, что является самым внутренним. 7355. " И в домы слуг твоих и народа твоего" означает всё в природном. Это ясно из значения " дома", как разума человека, и поскольку говорится о египтянах и слугах фараона, то это означает природный разум (что " дом" означает разум, см. выше п. 7353); и из значения " слуг и народа фараона", как всего в природном; все предметы в природном, которые служат для подтверждения ложностей, называются " слугами" (что " народ" относится к истинам, или в противоположном смысле к ложностям, см. п. 1259, 1260, 3295, 3581, 4619, 6451, 6465). Из всего этого ясно, что " в домы слуг и народа фараона" означает во все предметы в природном. 7356. " И в печи твои, и в квашни твои" означает в удовольствиях, принадлежащих похотям. Это ясно из значения " печей", как внешних видов добра, поскольку в них выпекается хлеб; внешними видами добра являются те, которые существуют в природном и обычно называются удовольствиями, поскольку когда внутренние виды добра, принадлежащие любви, и их склонности проникают в природное, они ощущаются там как удовольствия, и эти удовольствия понимаются в положительном смысле под " печами"; но в противоположном смысле, как здесь, под " печами" понимаются удовольствия, принадлежащие похотям, то есть, удовольствия, происходящие от адских видов любви, которыми являются любовь к себе и к миру. И из значения " квашней", также как удовольствий, принадлежащих похотям в природном, однако более внешних, поскольку квашни являются сосудами, в которых готовится тесто для хлеба. Иначе говоря, чтобы рассуждения проникли в удовольствия, принадлежащие похотям, это должно быть удовольствием их жизни рассуждать из ложностей, и таким образом обольщать и совращать других. Кроме того, одним из главных удовольствий злых является распространение ложностей, подтверждение их, высмеивание истин, и особенно совращение других. [2] Что " печь" означает удовольствие, принадлежащее расположениям, сопутствующим милосердию и вере, а в противоположном смысле удовольствие, принадлежащее похотям, сопутствующим любви к себе и любви к миру, видно у Осии: Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет. Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают (Ос. 7: 4, 6, 7); " печь" означает удовольствие, принадлежащее похотям, которые имеют злые; " горение", " разгорание", " пламя огня" означают сами похоти (что " огонь" означает похоть для злых, см. п. 1297, 1861, 2446, 5071, 5215, 6314, 6832, 7324). " Они пожирают судей своих; все цари их падают" означает, что добро и истины погибают. Каждый может видеть, что без внутреннего смысла, в котором понимаются такие вещи, никто не может знать, что здесь означается словами " все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают". [3] " Печь" употребляется в положительном смысле у Исаии: Говорит Господь, Которого огонь на Сионе и печь в Иерусалиме (Ис. 31: 9); где " Сион" означает небесную Церковь, таким образом добро любви, которое принадлежит этой Церкви; " Иерусалим" означает духовную Церковь, таким образом добро этой любви, которое является добром милосердия и происходящей веры. В этом отрывке " печь" означает внутреннее удовольствие расположения к добру и к истине. " Печь" имеет такое значение, поскольку хлеб, который выпекается в печи, означает добро небесной и духовной любви (что " хлеб" означает это, см. в п. 276, 680, 2165, 2177, 3464, 3478, 3735, 3813, 4211, 4217, 4735, 4976, 5915). И поскольку из этого происходит значение " печи", поэтому хлеб, который готовился в печи для жертвоприношений и назывался " хлебным приношением", отличался от хлебного приношения, приготовленного на сковороде, и от хлебного приношения, приготовленного в горшке (Лев. 2: 4, 5, 7). Под этими вариантами понимаются разновидности добра любви. 7357. " И на тебя, и на народ твой, и на всех слуг твоих взойдут жабы" означает, что рассуждения, происходящие из ложностей, будут во всём, как в общем, так и в частности. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 7355); " фараоном, его народом и его слугами" означаются все вместе и каждый в отдельности из тех, которые пребывали в земле Египетской, таким образом ложности в общем и в частности. Что " фараоном и египтянами" означаются ложности, было часто показано выше. Нужно знать, что пребывающие в аду, которые были лишены истин, известных им в мире, не могут поступать иначе, как говорить ложности; поэтому, когда они появляются в мире духов, и кто-то из таких адских духов говорит, то сразу известно, что он говорит ложь. Это известно праведным в другой жизни из обычного опыта. Что они говорят только то, что является ложным, также видно из слов Господа у Иоанна: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8: 44); ибо каждый говорит согласно расположению его любви, и никто не может говорить вопреки ему, кроме как из скрытности, лицемерия, подлога и обмана, как происходит со злыми, когда они говорят истины. Однако эти истины, которые они так говорят, являются в них ложностями. Но с другой стороны, те, которые пребывают в истине от добра, не могут поступать иначе, как говорить истины.
|
|||
|