Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАЙНОЕ СОКРОВИЩЕ



 

Что же на самом деле представляет собой загадочное «сокровище», изъятое героем у змея? Истоки этого образа коренятся в наиболее архаических сказочных представлениях, которые демонстрируют удивительное родство с шаманскими и другими посвятительными практиками. Здесь змей выступает уже не в качестве супротивника, а как носитель магических способностей, зачастую по своей воле передающий их герою или инициату. Средоточие этих качеств олицетворяют камни или кристаллы, которые находятся в желудке или голове змея. Этот сюжет отчасти сохранился в самарской сказке, главный герой которой Стенька Разин находит внутри убитого им Волкодира-змея камень, лижет его и через это узнает «все, что есть на свете». Буквальное введение в тело инициируемого камня или кристалла для получения им сверхъестественных способностей – распространенная деталь шаманского посвящения в разных частях света. Отсюда берет свое начало известный фольклорный сюжет узнавания «языка птиц» через поедание змеи или определенной ее части.

В ветхозаветной мессианской традиции, зафиксированной в Вавилонском Талмуде, имеется эпизод, который ставит в тупик многих исследователей. Он гласит, что в конце времен праведники будут приглашены на мессианский пир, во время которого Господь будет угощать их телом Левиафана. Также Господь создаст для них сияющую Скинию («шатер встречи» или «собрания») из кожи Левиафана: «и остаток кожи Левиафана, Святой, да будет Он благословен, расстелет на стенах Иерусалима и ее свет воссияет с одного края земли до другого». Перечисленные выше сказочные и посвятительные представления позволяют заключить, что мотив поглощения частей чудовища (в данном случае Левиафана) символизирует приобщение праведников последних времен к его сокровенным тайнам. Причащая праведников телу Левиафана, Господь делегирует им его космоустроительные функции. Подобно герою, который сам отчасти является змеем, праведники становятся коллективным Левиафаном, что символизирует Скиния, сделанная для них из его кожи. В этом смысле весьма показательно, что в каббалистической традиции праведник отождествляется с плавником Левиафана, на котором в прямом смысле держится мир.

Что уж говорить о праведниках, если центральная фигура иудейской мистической эсхатологии – Мессия называется «святым змеем» и происходит из того же «дна реальности» («техиру»), где позднее был рожден библейский змий, «который есть диавол и сатана» (Откр. 20, 1-6). Об этом рассказывается в одном из главных источников саббатианской Каббалы – «Трактате о Драконах», написанном пророком Натаном из Газы. Там можно найти высказывания о том, что душа Мессии с самого начала творения пребывает на «дне бездны клипот» в обществе змеев, которые преследуют и пытаются соблазнить ее. По окончании процесса «всеобщего завершения» («тиккун») она поднимется в этот мир с целью его искупления. Как и в случае с героем волшебной сказки, здесь мы снова встречаем противостояние двух змеев – Мессии и «царя драконов». После окончания земной миссии «святой змей» должен вновь спуститься в «бездны клипот», чтобы победить «царя драконов» и переместить его и все его царство в «обитель святости».

В этой связи стоит вспомнить, что ихтис (рыба) – древний акроним имени Иисуса Христа и один из первых символов христианской традиции. Символы рыбы и змея (дракона) тесно связаны, в том числе общностью стихии их обитания, и часто замещают друг друга. Посмертное сошествие Христа в ад для евангельской проповеди и освобождения заключенные там душ также весьма напоминает миссию «святого змея» в «бездне клипот». Главное таинство христианской традиции – Евхаристия, во время которого верующие приобщаются Тела и Крови Искупителя, возвращают нас к истории с праведниками, вкушающими плоть Левиафана, и традиционному фольклорному сюжету о передаче сверхъестественных способностей змея через поглощение отдельных его частей. Навряд ли все это можно списать на простые «совпадения».

Существует предположение, что в основании всех вышеперечисленных образов лежит древнейшее представление о волшебном змее, который пребывает внутри человека и наделяет его особыми способностями. Отголоски такого представления встречаются в шаманских посвятительных ритуалах и сохранившихся до наших дней фрагментах древнеегипетской традиции. Так в 32-й «главе отражения крокодила, который является, чтобы унести магические слова из преисподней» Книги мертвых мы находим следующие строки: «Отступи, о крокодил, живущий на западе, потому что змей – Ваан в моем желудке, он предаст тебя мне. Пусть твое пламя не будет против меня. Мое лицо открыто, мое сердце на своем месте, и корона со змеей на мне день за днем. Я – Ра, являющийся своим собственным защитником, и ничто никогда не повергнет меня на землю».

В индуистской традиции существует представление об энергии «кундалини», источник которой располагается в основании позвоночника и изображается в виде свернувшейся спиралью змеи. У большинства людей эта энергия находится в «спящем» состоянии, но с помощью определенных практик может быть активизирована, вследствие чего, как считается, человек получает сверхъестественные способности. В активном состоянии энергия «кундалини» поднимается по каналам вдоль позвоночного столба и проникает в мозг, где воздействует на определенные центры, называемые «чакрами». И тут следует вспомнить, что в наиболее древней части нашего мозга скрывается еще один «дремлющий дракон», которого выявила уже современная наука. Это так называемый Р-комплекс – часть головного мозга, доставшаяся нам по наследству от рептилий. «Рептильный мозг» играет важную роль в агрессивном, ритуальном и территориальном поведении, а также в установлении социальной иерархии. Для него характерны не бурные страсти и рефлексии, а послушное и бесстрастное осуществление любого поведения, диктуемого генами или мозгом, что вызывает прямые аналогии с поведенческими «нормативами» героя волшебной сказки.

Можно только гадать, по какой причине в фольклорных традициях разных народов сверхъестественные качества змея были отделены от его фигуры и «материализовались» в форме охраняемого им «волшебного сокровища». Нам остается лишь констатировать, что изначальное «сокровище» змея есть сам змей, в том числе и его кровь, бегущая по жилам героя русской волшебной сказки. Именно она является настоящим ключом ко многим сокровенным тайнам прошлого, настоящего и будущего.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.