Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«АККУМУЛЯТОР» БЫТИЯ



 

Алексей Комогорцев

ТАЙНЫ ПОДЗЕМНОГО МИРА В РУССКОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ Если посмотрит (человек) ввысь – то там Господь, ибо Господь сотворил небеса; если посмотрит на землю и на море и подумает о том, что под землей, – то и там Господь, поскольку Господь сотворил все. «Славянская книга Еноха»

 

КАРТОГРАФИЯ РЕАЛЬНОСТИ

В основании всякого осмысленного действия, будь то поход в магазин или воплощение в жизнь масштабных социально-политических проектов, лежит сумма представлений об окружающем нас мире. Эти представления образуют своеобразную топографическую карту местности, от полноты и точности которой зависит решение той или иной конкретной задачи. Такая карта, возьмись мы ее нарисовать в действительности, получилась бы принципиально ущербной, а значит, и недостаточно эффективной, если мы проигнорировали бы традиционные религиозно-мифологические и фольклорные источники. Пусть и в кодифицированной форме, они содержат важные сведения об изначальной природе реальности, ее структуре, движущих силах, управляющих различными жизненными процессами. При этом следует помнить, что Традиция - это не только «горизонтальная» передача во времени в рамках той или иной религиозно-мифологической системы, но в первую очередь трансляция из иных уровней бытия. Особое достоинство мифологической терминологии заключается в том, что она служит средством для передачи такого знания, независимо от понимания материала людьми, через которых осуществляется «горизонтальная» передача. Должным образом расшифровать это послание – задача не из легких, но, как писал Альбер Пюйу, граф де Пувурвиль, известный в традиционалистских кругах под псевдонимом Матжиои, «пытаться проникнуть в тайну – единственный способ ее почитания, который у нас имеется».

В большинстве традиционных культур наш мир является всего лишь одним из уровней более сложноорганизованной системы. Наиболее распространено трехчастное деление на небесный, земной и нижний миры, каждый из которых может состоять из различных слоев или ярусов. Поскольку все уровни взаимосвязаны, процессы, протекающие в каждом из них, оказывают влияние не только на соседствующие миры, но и систему в целом. Ее полноценное функционирование в немалой степени обеспечивается за счет регулярных связей между различными уровнями реальности, поддержание которых входит в число главных задач традиционных институтов. Когда мы говорим о такой коммуникации, в первую очередь подразумевается, что речь идет о сообщениях между Небом и Землей, богами и людьми. Тем не менее, связь между земным и нижним (подземно-подводным) миром столь же актуальна для традиционной культуры. Сведения о подобных контактах имеют широкое распространение в шаманизме и связанной с ним фольклорной традиции волшебной сказки. Во многом благодаря последней до нас дошли древнейшие представления о нижнем мире как о важнейшем источнике миростроительных энергий.

 

«АККУМУЛЯТОР» БЫТИЯ

Нижний мир в русской волшебной сказке связан с образом «иного царства», оно же «тридесятое», «иное», или «небывалое» государство. Некоторые исследователи отождествляют его с миром мертвых, однако мертвецы в волшебной сказке фигурируют в большинстве своем как сказочные дарители или помощники, не связанные с рельефами «иного царства». Их локализация – могила, из которой они временно поднимаются, чтобы снабдить героя тем или иным волшебным средством.

«Иное царство» представлено как мир первопричин и истинного знания. В эту страну отправляются, чтобы получить власть над животными, жизнью и смертью, болезнью и исцелением. Это некая функциональная изнанка мира, откуда возможно влияние на события, происходящие в земном мире, своего рода «волшебная коррекция». Там хранятся ключи и волшебные предметы (оружие, доспехи, золотые молодильные яблоки и т. п. ).

География «иного царства» чрезвычайно разнообразна, однако нас в первую очередь интересует наиболее архаический пласт сказочных представлений, связывающий это царство с подземными водами и наиболее типичным его насельником – змеем, который нередко выступает под именем Кощея бессмертного. Именно он более чем кто-либо может поведать нам об истинном предназначении и природе «иного царства».

Водная среда, наряду с подземной сферой, традиционно выступает в качестве убежища хтонических сил – царства тщательно оберегаемых тайн и причин, стоящих за «земными господствами». В ветхозаветной традиции эти силы представлены огромными существам «эт hа таниним hа гдолим», которые на пятый день Творения были созданы в качестве мистической основы и энергетического источника всего царства живых существ. В славянском варианте перевода эти существа называются «рыбами большими» (Быт. 1, 21), хотя скорее их можно соотнести с огромными змеями или драконами. До человека «гдолим таниним» были высшими существами в Творении, коим принадлежал весь мир. В каббалистической традиции населяемые ими нижние миры образуют взаимосвязанное «древо клипот», коренящееся в разрушенных дочеловеческих мирах прошлого. К разряду обитавших в этих мирах существ комментаторы Ветхого Завета относят знаменитого библейского змия, – прямоходящее существо, обладавшее даром речи и использовавшее свои особые умственные качества, чтобы искусить прародителей человечества. Сейчас миры «клипот» рассеивают божественный свет и питают бытие материального мира. Однако после грядущего процесса «восстановления»или «всеобщего исправления» («тиккун») они будут преображены в Свет. В славянском псевдоэпиграфе Откровение Авраама, аккумулировавшем иудейские космологические представления, с «гдолим таниним» ассоциируется таинственный океанический житель – Левиафан. Он изображается в качестве основания мира и краеугольного камня, призванного подчинить и герметизировать усмиренные воды хаоса. Левиафан служит космической плотиной против бурных подземных вод, символизирующих первозданный хаос. Образ Левиафана в эзотерическом иудаизме тесно связан со священным основанием Иерусалимского Храма, олицетворяющего связь небесной, земной и подземно-подводной сферы.

В китайской традиции мы также обнаруживаем гигантских змей, связанных с подземными силами, постепенно трансформировавшихся в драконов, управляющих воздушными и водными стихиями. Равно как и в иудейской традиции, китайские драконы сохраняют в себе пульсацию бытия. Сокровенные энергетические каналы, по которым передавался внутренний импульс жизни, траектории, образованные взаимодействием ритмов материи и пространства, китайские художники называли «драконьими венами» или «драконьими жилами». Сеть «драконьих вен», теряющаяся в бесконечно сложной геометрии пространственно-временного континуума, образует и организует ткань окружающего нас мира. Водно-воздушная природа китайского дракона наглядно овеществляет связь между небесным, земным и нижним мирами.

Подобно подземному миру современных мегаполисов, нижний мир в различных традициях представляет собой скрытую от глаз важную часть общей инфраструктуры космоса, необходимую для его  существования и должного функционирования. Этот мир чудовищных хтонических существ связан с циркуляцией колоссальных энергий, которые приводят в движение механизмы Вселенной. В древнегреческой мифологии эта сфера называется Тартаром и заключает в себе не вошедшие в систему мироздания элементы, в частности, нейтрализованных в ходе космогонического процесса титанов. О Тартаре говорится как о «начале всех вещей» и «бездне великой». Он вечно сохраняет в себе «остаточный» хаос и потому выступает в качестве источника энергии, питающей все уровни мироздания. Но поскольку свободный, ничем не ограниченный выход подобного рода энергий имел бы разрушительные последствия, Тартар ограждается от мира. Эта изоляция с неизбежностью приводит к истощению живительных энергий в закрытом (структурированном) мире. Для разрешения ситуации необходим герой, который, соприкасаясь с «бездной», наполняется ее первобытными энергиями, а через него уже и все мироздание восполняет свои энергетические запасы. Наряду с этим герой препятствует бесконтрольному проникновению элементов хаоса в наш структурированный мир. В волшебной сказке этот процесс представлен мотивом «разбушевавшегося» чудовища и его последующей нейтрализации героем. Подобно тому, как обнажившийся зубной нерв сигнализирует о расстройстве, требующем незамедлительного медицинского вмешательства, вышедший за установленные ему пределы змей сообщает о нарушении баланса сил в космосистеме, для ликвидации которого необходимо вмешательство героя. Это возможно благодаря наличию у героя особых качеств, пребывающих до поры до времени в скрытом состоянии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.