|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть(Слайд 6) 1. История возникновения шахмат. Слово шахматы в переводе с персидского языка означает «властитель умер». Шахматы – это игра 32-мя фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске двух соперников. Цель данной игры – поставить мат королю противника. Древняя игра шахматы берет свое начало в Индии и имеет многовековую историю. Чатуранга – это слово означает армию из четырех отрядов. Индийская армия состояла из колесниц (в современных шахматах – ладья), кавалерии (кони), боевых слонов пеших воинов (в шахматах - пешки). В чатурангу играли четыре игрока –два против двух. Она сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта, способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок игры, связанные с передвижением фишек на доске были известные еще в 3-4 веках до нашей эры. На Руси и в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 веках. Раньше игра в шахматы приравнивалась к азартным играм, таким как в кости, и со стороны церкви считалась бесовским наваждением, но постепенно становилась все более и более популярной не только среди феодальной знати, но и народа. В 16-17 века наибольшее распространение шахматы получили в Италии, где и возникла первая шахматная школа. В 18 веке центром шахматной жизни стала Франция, шахматный маэстро того времени Ф. Филидор написал книгу «Анализ шахматной игры» в которой было определено и время для партий. В 19 веке новый вклад в развитие шахмат внесли Пол Морфи (лучший американский шахматист мира) и Александр Попов (первый русский мастер). Они предложили новую стратегию игры. В 20 веке возникло новое течение в шахматах – гипермодернизм – предложение оригинальных путей в борьбе за победу. С начала 1930 годов более важную роль в развитии шахмат играет советская школа, представители которой творчески развили и углубили теорию и практику шахматной игры. Среди ее достижений являлась разработка научно-обоснованного метода подготовки к соревнованиям. Основателем этого метода являлся Михаил Ботвинник. (Слайд 7, 8) 2. Интеллектуальные игры и развитие Шахматы – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития мышления. Еще Сухомлинский (великий русский педагог) в своей работе «Сердце отдаю детям» писал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Влияние шахмат на ранее развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. В Венесуэле провели тестирование учащихся двух школ, в одной из которых шахматы были включены в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. Подобные эксперименты проводились и в других странах, результат оказался такой же. Доказано, что шахматы развивают память, логическое мышление, воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит и самостоятельность. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы. (Слайд 9) 3. Шахматы в моей жизни Моё знакомство с шахматным миром началось с 6 лет. У нас дома были шахматы, очень красивые. Они бережно хранились на самой высокой полке шкафа так, чтобы маленькие дети не смогли добраться до них и рассыпать. Дедушка и папа частенько устраивали шахматные соревнования. Они собирали около себя других членов семьи, которые с замиранием сердца следили за ходом встречи. Однажды, папа рассказал мне о фигурах, как они называются, как передвигаются по шахматной доске. Видя мой интерес к шахматам, родители в 7 лет предложили мне заниматься в школьном шахматном кружке, когда пошёл в 1 класс. Я с огромным удовольствием начал обучаться там. На уроках нам объясняли, как ходят фигуры и правила игры. Поначалу я проигрывал другим ребятам и сильно расстраивался. Никогда не забуду радость первой победы! Эта игра прочно вошла в мою жизнь. Чем же увлекательны шахматы и почему эта игра стала моей любимой? Шахматы формируют мой характер, делают меня умнее и физически сильнее, позволяют найти новых знакомых, друзей и увлекательно провести свой досуг. И мои слова имеют подтверждение. Новые знакомства возникают не только от посещения школьного шахматного кружка, но и во время принятия участия в школьных, городских турнирах. И, что случается не редко, знакомство перерастает в приятельские отношения и даже в дружбу. Игра в шахматы способствует развитию моего логического мышления, фантазии. Мысленно рассчитывая возможно мои ходы и ответы соперника, мне приходится представлять позиции, которые могут возникнуть, давать им оценку (определять, у кого из играющих шахматную партию положение будет лучше), намечать план дальнейших действий, выискивать хитрые и коварные ходы. Шахматы во время соревнований – это приятный умственный труд, требующий от игрока, высокой концентрации внимания, отменной физической формы. Потеря концентрации во время шахматной партии приводит к появлению ошибок, которые могут стать причиной поражения, а проигрывать очень не хочется. Игра в шахматы закаляет мой характер. Ведь бывают не только победы, но и поражения, которые я научился стойко переносить.
(Слайд 10, 11) 4. Интервью с руководителем кружка. Шахматный школьный кружок Мой учитель по шахматам – Тихомиров Игорь Викторинович. В данное время он работает ООО «Сухонский ЦБК», цех ЦБК №1 Игорь Викторинович является кондидатом в мастера спорта по шахматам, у него есть призовые места на областных соревнованиях «Вологодские зори», среди всех районов области. Младшая дочь, Игоря Викториновича, тоже играет в шахматы. Интервью руководителя кружка. Цель шахматных занятий: научить ребят играть в шахматы, повышать их шахматное мастерство, готовить победителей в турнирах. Предпочитаю начинать обучение с 6-7 лет с детьми, которые не умеют играть, так как их проще научить правильно играть. Мне интереснее заниматься с мальчиками, но в настоящее время девочки приобретают черты характера, помогающие им соперничать в игре наравне с мальчиками. Конечно, у шахматистов развивается логическое мышление, что ускоряет понимание любого вопроса, а также очень хорошо развивается память, что также помогает ребенку в учебе. Хотя успеваемость во многом зависит от усидчивости. На своих занятиях я учу умению строить план игры, анализировать ситуацию; воспитываю терпение и находчивость. Шахматы - это спорт, который позволяет самоутвердиться. Дети, занимающиеся шахматами, более уверены в себе, более критически относятся к своему уровню знаний и подготовки. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Он становится самокритичнее, учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее. Шахматы развивают мыслительную деятельность. Не зря говорят, что шахматы – это гимнастика ума. Тот, кто с детских лет привязан к шахматам, быстрее находит и проявляет себя в разной деятельности - работе, науке, искусстве. Мои соревнования (Слайд 12 – 15) Каждый год у нас в школе, в осенние каникулы, проходят соревнования по шашкам и шахматам.
Мы участвуем в различных городских и муниципальных соревнованиях, на которых завоёвываем 1 и 2 призовые места.
У меня есть медаль за 1 место в блиц-турнире по шахматам, посвящённом Дню молодёжи, среди мальчиков, а так же в турнире «Весёлый слон», 2 место – «Белая ладья»
4. Анкетирование. (Слайд 16) Я решил провести исследования среди учащихся кружка. (Слайд 16) Цель исследования: Выяснить с какого возраста стали заниматься шахматами дети и почему, каких успехов достигли, чем привлекает их эта игра. Определить влияют ли занятия шахматами на успеваемость. Я провел анкетный опрос среди школьников (приложение №1, 2). Данные опроса представлены в виде таблиц №1-3. В анкете приняли участие 14 человека, занимающихся шахматами в кружке с 1 по 4 класс.
(Слайд 17) Таблица №1. Возраст, с которого дети начали играть в шахматы.
Вывод: Наиболее оптимальный возраст для начинающих- 6-7 лет.
(Слайд 18) Таблица №2. Причины, побудившие детей к игре в шахматы.
Вывод: Как видно из анкеты, большинство детей начали заниматься игрой в шахматы, так как у 13 играют в семье, 1 - предложил учитель.
(Слайд 19) Таблица №3. Причины интереса в занятиях шахматами
Вывод: Одинаковое количество опрошенных детей хотят развить память, логику, решать, что надо думать и тем, чтобы узнать, как играть в шахматы, предложили родители заниматься шахматами. Гораздо меньше детей привлекают, как не странно, интерес и еще меньше – победа.
(Слайд 20) Результаты анкетирования в 3 «А» классе -об игре слышали - 28 человека - в шахматы играют - 18 человек - в кружке по шахматам занимаются - 5 человека -хотели бы научиться играть в шахматы – 12 человека -не хотят совсем - 1 человека - ответили – не знаю - 11 человека
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|