Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Есть и особые средства выразительности, созданные на основе синонимов. С ними мы познакомимся по учебнику. Откройте с.116, читаем теоретический материал § 35.



Каково лексическое значение слова «кедрач»? _____________________________________

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. К акова их роль? _______________________

Какие эпитеты из высказывания Л. Толстого можно отнести к тексту В. П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов. ______________________

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими? (письменно)

Задание №5

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

разговорные нейтральные книжные
     
     
     
     

1) лицо, лик, рожа;

2) ныть, жаловаться, стенать;

3) идти, шествовать, брести;

4) постичь, понять, уразуметь.

Для чего нужны в тексте стилистические синонимы? - ________________________________

Задание №6

     Прочитайте текст. Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их. Какую роль они выполняют?

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте! » сказал

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –

Прочие сласти.

Для этой головки –

Перловки.

Для этой глотки –

Селёдки.

Для этой башки –

Пирожки.

Для этой рожи –

То же.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

                              В. Берестов.

Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? _________________________

Есть и особые средства выразительности, созданные на основе синонимов. С ними мы познакомимся по учебнику. Откройте с. 116, читаем теоретический материал § 35.

 

Средства связи предложений в тексте

Лексический повтор:

1) Больше всего на свете собачка Соня любила цветы. Цветы были такие душистые и так приятно щекотали в носу…

Использование однокоренных слов:

В воскресные дни брат тоже работал. Работа доставляла ему удовольствие.

Замена именных частей речи местоимениями:

1) Соня сразу же начинала чихать. Чихала она прямо в цветы (личное местоимение). 2) Изумруд при беге совсем не чувствует веса своего тела. Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами вперёд, вперёд (притяжательное местоимение).

Использование наречий (чаще места, времени, образа действия):

Петя вставал в шесть часов утра, в семь начинал работать и возвращался домой в восемь. Так было изо дня в день.

Использование синонимов (в том числе и контекстных):

Иногда диспуты были довольно бурными и нередко заканчивались дракой. Схватку усмиряли преподаватели.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.