|
||||||||||||||||||||||||
Типы конфликтов 3 страницаПроцесс конфликта — это ход развития конфликта по этапам и фазам. Описание динамических характеристик конфликта предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие. Безусловно, различение структурных и динамических параметров конфликта иногда бывает недостаточно четким. Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в работах по конфликтологии. Во всяком случае, вопросы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем другие. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов)? Обычно считается, что конфликт проходит следующие этапы развития: - объективное противоречие; - обострение объективного противоречия; - конфликтная ситуация; - инцидент; - реакция субъектов на конфликт (деструктивная и конструктивная); - управление конфликтом; - функциональные и дисфункциональные последствия конфликта; - урегулирование и разрешение конфликта. Этапы развития конфликта — периоды в развитии конфликта, отражающие существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до его разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для прогнозирования конфликта, оценки и выбора технологий управления им. Когда же, собственно, возникает социальный конфликт и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в различении понятий «конфликт» и «объективная конфликтная ситуация». Анализируя содержание, вкладываемое разными авторами в понятие «конфликтная ситуация», можно сказать, что она в основном интерпретируется как совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной, и переход к конфликтному взаимодействию. Фазы конфликта — это периоды в развитии конфликта, непосредственно связанные с его этапами и отражающие динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются: - начальная фаза; - фаза подъема; - фаза пика; - фаза спада. Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в первом цикле может начаться фаза подъема
Пик конфликта Пик конфликта Фаза подъема Пик конфликта фаза спада
Фаза спада Фаза подъема
Фаза подъема
Начальная фаза 1-й цикл 2-й цикл 3-й цикл t
Рис. 2. Фазы конфликта
второго цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться третий цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле уменьшаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2). Таким образом, анализ динамических характеристик конфлик- га предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних социальных условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается или заканчивается.
Вопросы и задания для самоконтроля и повторения
1. Дайте определение структуры конфликта и его содержанию. 2. Опишите стратегию и тактику поведения субъектов в конфликте. 3. Каково значение наличия объекта и предмета конфликта для его содержания и процесса развития? 4. Раскройте понятие и содержание процесса конфликта. 5. Каково содержание динамики развития конфликта?
Глава 4 РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА
Социальному работнику необходимо уметь анализировать процесс конфликта для определения стадий развития конфликта и, соответственно, способов его разрешения. Существует множество различных подходов к методам изучения и описания конфликта. Обращаясь к схемам описания конфликта, представленным в литературе, можно обнаружить определенное сходство в представлениях специалистов. Так, в результате анализа психологической литературы А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов установили, что при описании конфликта могут использоваться следующие понятия: - сущность конфликта; - генезис конфликта; - эволюция конфликта; - классификация конфликта; - структура конфликта; - динамика конфликта; - функции конфликта; - личность в конфликте; - предупреждение конфликта; - разрешение конфликта; - методы изучения конфликта.
4. 1. Динамика конфликта и модели его развития Л. А. Петровская, предложившая первую в отечественной литературе понятийную схему социально-психологического анализа конфликтов, включает в нее четыре основные категориальные группы: - структуру конфликта; - динамику конфликта; - функции конфликта; - типологию конфликта. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов при описании процесса конфликта останавливаются на стадиях процесса возникновения и развития конфликта (включая конфликтное взаимодействие и разрешение конфликта). Л. А. Петровская представляет динамику конфликта как процесс, описание которого включает различные i I алии развития конфликта — от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения. А. Рапопорт на базе динамики развития конфликтов выделял 1акие типы конфликтов, как борьба, игры и дебаты. Он описывает гипы конфликтов на основе различия их характеристик, используя при этом разные подходы. «Борьба», по мнению А. Рапопор- га, лучше описывается с помощью психологических концепций агрессии, «игры» — на основе теории игр и других математических моделей, а «дебаты» должны изучаться с помощью теорий И. П. Павлова и З. Фрейда. Н. В. Гришина выделяет три модели развития конфликта, которые являются обобщением представлений о возникновении конфликтов и конфликтном взаимодействии. Конфликтное взаимодействие развивается на фоне определенного ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, наличие «третьих сил», способствующих усилению или ослаблению конфликта, и др., а также прежний опыт взаимодействия сторон (рис. 3). Важнейшим фактором, определяющим установку человека на тот или иной тип взаимодействия с партнером в конфликте, яв- няется прежний опыт отношений между ними, который актуали- (ируется в следующих типах их установок относительно новой ситуации разногласий: 1) позитивная установка на достижение договоренности; 2) неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности; 3) нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций.
Рис. 3. Ситуационный контекст конфликта
Рис. 4. Установки на взаимодействие участников конфликта
Установки на взаимодействие участников конфликта определяют характеристики их взаимодействия (рис. 4). Типам конфликтного взаимодействия соответствуют и определенные средства воздействия, используемые участниками конфликта по отношению друг к другу. Поскольку участники первого конфликта сохраняют в общении позитивные неформальные компоненты, то и при воздействии друг на друга они применяют позитивные неформальные способы — аргументацию, убеждение, объяснение, просьбу. Если стороны превращают общение в формально-ролевое взаимодействие, они вынуждены опираться при выборе способов преодоления возникших разногласий на формальные возможности. В деловом конфликте это как апелляция к официально принятым способам решения проблем. Характеристики каждой из моделей развития конфликта связаны некоторой внутренней логикой, которая позволяет отнести их к определенному типу конфликтного взаимодействия. Основанием для типологии являются типы взаимодействия в конфликтных ситуациях, различающиеся по параметру цели—средства. Сотрудничество представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия. Кооперация с ее преимущественной ориентацией на решение проблемы, т. е. не на то, чтобы «договориться», а на то, чтобы опираясь на формальные установления, прийти к компромиссному решению, развивается на основе опыта прежних разногласий, которые не были успешно преодолены и закрепились у участников ситуации в виде опыта «недоговоренности». Стратегия, направленная скорее на достижение формальных решений и оставляющая нерешенными проблемы отношений сторон, может быть обозначена как уход. Конкуренция — это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними противоречий. Целью их взаимодействия становится «победа» над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при «борьбе с противником» (см. табл. 2). Таким образом, модель развития конфликта представляет собой процесс, основанный на прежнем опыте участников взаимодействия, формирующий их отношение к новой ситуации противоречия, что, в свою очередь, задает сценарий их нового взаимодействия.
4. 2. Объективное противоречие и его обострение Конфликт — это особые отношения между субъектами, построенные на объективном противоречии их интересов, устремлений, ценностей и переживаемые участниками как некоторое негативное эмоциональное состояние. Объективное противоречие выступает первым этапом любого конфликта. Объективное противоречие — отношения, выражающиеся в острой непримиримой борьбе противоположных взаимоисключающих сил из-за какого-либо объекта. Объективное противоречие может выражаться в том, что субъекты не могут одновременно реализовать свои цели. Субъекты полагают, что противоречия между сторонами конфликта создают проблемы. Кроме этого, противоречия влияют на решение проблемы. Согласие часто основано на разногласиях. Многие конфликтологи связывают достижение соглашения с разрешением объективных противоречий. Возникновение объективных противоречий может быть вызвано изменениями в тех сферах, где осуществляется нормирование деятельности: административно-правовой сфере (т. е. в нормах деятельности, задаваемых императивно, силой власти), социокультурной сфере (например, при появлении в числе субъектов системы деятельностей лиц с иными традициями, знаниями, умениями), а также в сфере ценностных ориентаций человека, определяющих его цели и средства. В последнем случае наиболее важными в рассматриваемом отношении представляются следующие формы выражения ценностных ориентаций: - экономические интересы — желание субъекта приобрести максимум возможностей для удовлетворения самых различных потребностей: в материальной сфере, социальном окружении и многих других, включая потребности в престиже и самореализации; - социальные запросы — стремление к обладанию престижным социальным статусом, исполнению престижных социальных ролей, возможности общения с интересными людьми, жизни в соответствующем социальном окружении и т. д.; - идеология — представления о долге и миссии человека, организации, семьи, государства и др.; - этические нормы — представление о том, что субъект может себе позволить или не должен себе позволять, либо обязан выполнять, чтобы не причинять зла; - правосознание — представление о порядке, который следует поддерживать для сохранения сложившейся структуры социальных отношений, принципов распределения социальных ролей и благ, структур деятельности и принципов ее регулирования. Приведенный перечень типов ценностных ориентаций не является исчерпывающим. Пример возможных противоречий в ценностях, которые приводят к конфликтам: один участник конфликта заботится прежде всего о форме; экономических вопросах; внутреннем; теории; настоящем; личных достижениях; технических средствах; прогрессе; прецеденте; престиже, репутации; политическом преуспевании; а другой — о содержании; политических вопросах; внешнем; практике; будущем; отношениях; идеологии; сохранении традиций; актуальной ситуации; результатах; всеобщем благе. Противоречия содержат в себе потенциал изменения ситуации, приведения ее в более конфликтное состояние. Поэтому было бы правильно рассматривать их исключительно с негативной точки зрения. Противоречия лежат в основе и развитии объективного противоречия. Общий механизм обострения объективного противоречия заключается в следующем. Деятельность любого субъекта разворачивается в сложных природно-социальных системах и порождает происходящие в них изменения, процессы. Кроме деятельности данного субъекта факторами изменений являются и деятельности иных субъектов, и природные явления. Факторы, представляющие собой порождение деятельности данного субъекта, выступают как искусственные, а не зависящие от нее — как естественные. Выявить объективные противоречия помогает анализ конфликтной ситуации. Противоречия определяются не на уровне видимых актов, а на уровне их причин, глубинных свойств тех систем, в которых осуществляется деятельность. Анализ предпринимают в тех случаях, когда цель деятельности становится недостижимой используемыми ранее способами и способ ее достижения в изменившихся условиях неизвестен. Субъект, нормируя свою деятельность, должен учитывать, как нормируют свою деятельность другие субъекты, включенные в ту же систему деятельностей. Как только один из участников системы деятельностей что-то меняет, он вносит этим диссонанс в систему — по крайней мере, для одного из участников всей системы деятельностей его цель становится недостижимой, если только им своевременно не приняты соответствующие меры и соответственно не изменена собственная деятельность. Это приводит к реальному обострению объективных противоречий между субъектами, которые до этого находились в потенциальном состоянии. 4. 3. Инцидент и конфликтная ситуация Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента. Инцидент — действие, в основе которого лежит формальный повод для непосредственного столкновения участников. Повод — это конкретное событие, которое служит толчком к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и планироваться заранее, но повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало. Следовательно, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии является сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами. Конфликтная ситуация не является простым следствием возникающих противоречий и представляет собой следующий процесс: внешняя ситуация -> «определение ситуации» -> конфликтная ситуация. Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, субъект начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя таким поведением ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две характеристики перехода: - факторы, обусловливающие восприятие ситуации как конфликтной; - способы перехода к конфликтному взаимодействию. Главным признаком, на основании которого субъект определяет ситуацию как конфликтную, рассматривается воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. То есть конфликт — это не просто свойство ситуации, а скорее выводы, делаемые на ее основе. Если ситуация определяется как конфликтная, будут выбираться доказательства, поддерживающие эту схему. Несовместимость целей сторон, как основной признак восприятия ситуации, в качестве конфликтной многими авторами связывается с возникающим у человека ощущением угрозы. Конфликтная ситуация несет в себе угрозу для участника взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы: - добиться желаемой цели, если речь идет о стороне, выступающей как активное начало; - обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия. Таким образом, конфликт — это прежде всего воспринимаемая как угрожающая противоречивость целей сторон. Если ситуация уже определена как конфликтная, дальнейшее представление о ней будет формироваться с учетом этого определения. В зависимости от того, какой вклад вносит сама внешняя ситуация в возникновение конфликтов и какую роль играют в этом субъективные факторы, все конфликты можно условно расположить в следующем континиуме. На одном его полюсе будут находиться конфликты, вызываемые исключительно внешними причинами: ситуация объективно оказывается столь конфликтогенна, что индивидуальные особенности субъектов фактически не имеют значения, и ситуация вызывает у них одинаковую реакцию. Теоретически можно допустить, что все субъекты будут воспринимать эту ситуацию как конфликтную. На противоположном полюсе, напротив, будут располагаться конфликтные ситуации, вызванные исключительно субъективными факторами: сами по себе они не содержат никакого конфликтогенного начала, но порождены субъективной склонностью людей видеть в таких ситуациях конфликт. Чем ближе к «ситуационному» полюсу, тем больше конфликты вызываются факторами самой ситуации и тем меньшую роль играют индивидуальные особенности субъектов. И наоборот, чем ближе к «личностному» полюсу, тем большее значение приобретает «человеческий» фактор и меньшее — объективные особенности ситуации.
4. 4. Реакция субъектов на конфликт: деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов При описании поведенческих форм реагирования на конфликты в интерперсональных ситуациях применяются разнообразные обозначения: соперничество (конкуренция, доминирование, борьба, напористость); уход (избегание); уступчивость (приспособление); кооперативные стратегии (интеграция, сотрудничество); компромиссные стратегии. Различие обозначений определяет следующие альтернативы реагирования человека на конфликты, возникающие у него с самим собой и другими: - уход от конфликтного взаимодействия — избегание, игнорирование конфликта; - борьба с собой или с партнером — попытка подавить конфликт; - диалог объединяет стратегии поиска преодоления конфликта с помощью выбора оптимальной альтернативы его решения, интеграции противостоящих позиций или выработки компромисса между ними. Выделяется ряд фундаментальных факторов, оказывающих влияние на конструктивный или деструктивный характер развития конфликта, в числе которых: - характер проблем, затронутых конфликтом; - характеристики конфликтующих сторон; - степень сходства—различия между сторонами; - факторы ситуации; - стратегии поведения в конфликте. По мнению М. Дейча, такие характеристики конфликта, как тип проблемы, жесткость стоящих проблем и величина конфликта, имеют большее значение для конструктивного или деструктивного развития конфликта, чем само его конкретное содержание. Если конфликт затрагивает проблемы власти, статуса, ценностей, обладания ресурсами, тенденция к соперничеству сторон и деструктивному развитию ситуации будет более вероятной. Сложность проблемы снижает вероятность соглашения. Ценностные конфликты являются наиболее трудно регулируемыми, а успешность работы с конфликтами интересов зависит от их совместимости или несовместимости. Размер конфликта, по М. Дейчу, определяется степенью предполагаемого различия результатов, получаемых стороной при ее выигрыше или выигрыше другой стороны. Выигрыш понимается как получение удовлетворяющего результата. Речь идет о том, что в данном конфликте важно то, как соотносятся возможный выигрыш и проигрыш каждой из сторон. Чем больше конфликт, тем меньше вероятность его конструктивного разрешения. При этом он имеет тенденцию к расширению, если стороны представлены крупными социальными единицами, если затрагиваются существенные и глобальные вопросы или если конфликт затрагивает принципы. В целом, согласно М. Дейчу, конфликты «здесь и теперь», которые локализованы в терминах отдельных, ограниченных действий и их последствий, легче разрешаются конструктивно, чем конфликты, которые определяются в терминах принципов, прецедентов или прав, когда проблемы растянуты во времени и в пространстве и восходят к общим законам личностей, групп, рас или другим большим социальным единицам или категориям. К факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, по мнению С. Бордман и С. Горовиц, относят такие индивидуальные характеристики, как атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личную кооперативную или конкурентную ориентацию, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения. В конфликтах, с которыми сталкивается социальный работник, личностные особенности их субъектов приобретают большое значение. Дж. Рубин, говоря об особенностях разрешения конфликтов, подчеркивает такой фактор, как стремление «сохранить лицо», который означает, что люди в конфликте стремятся избежать демонстрации своих слабостей. Человек обладает особенностями, которые не дают возможности прогнозировать его поведение в ситуации конкретного взаимодействия с тем или иным оппонентом. Эту психологическую особенность К. Креч и У. Крачфилд называют терпимостью к несогласию. В конкретных ситуациях, сталкиваясь с иными позициями, субъект часто входит в противоречие со своими абстрактными представлениями и отвергает возможность свободного проявления других взглядов. Этот фактор, как правило, интерпретируется через социокультурный контекст. Общий контекст позволяет «говорить на одном языке», что облегчает процесс коммуникации и понимания. Отсюда следует то, что интергрупповые различия усиливают социальные противоречия. К факторам ситуации обычно относят общий психологический климат, который мог ослаблять или ужесточать конфликт, наличие социальных норм регулирования, «третьих сил», заинтересованных в усилении или уменьшении конфликта. Например, семейный конфликт, связанный с конкретными разногласиями супругов, потенциально будет легче поддаваться конструктивному урегулированию, если он возникает на общем благоприятном фоне, чем при наличии материальных и бытовых трудностей, проблем в воспитании ребенка. Значительное влияние при этом будут оказывать «третьи лица» — ближайшее окружение или иные заинтересованные люди. После стадии инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание). Эскалация конфликта — ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между субъектами, используются все возможности для победы в противоборстве. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др. На этой стадии практически невозможны переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Поэтому могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место — выдвигаться новые причины и цели. В процессе эскалации конфликта возможно изменение ценностных ориентации: ценности —средства и ценности —цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер. Можно выделить следующие основные моменты, характеризующие этап эскалации конфликта: - создание образа врага; - демонстрацию силы; - применение насилия; - расширение и углубление конфликта.
Вопросы и задания для самоконтроля и повторения 1. Раскройте содержание групп основных понятий, используемых при описании конфликта, с точки зрения А. Я. Анцупова, Л. И. Шипилова и Л. А. Петровской. 2. Опишите типы конфликтного взаимодействия. 3. Раскройте содержание объективных противоречий в социальных конфликтах. 4. Что такое конфликтная ситуация? 5. Каково значение инцидента для развития социального конфликта? 6. Опишите реакции субъектов конфликта на его развитие.
РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Глава 5 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Исследование межличностных и межгрупповых процессов осуществлялось различными авторами с упором на те или иные присущие им стороны: деятельностную, организационную, мотиваци- онную, когнитивную, ситуационную и т. д. Деятельностный подход привлекает многих исследователей, потому что позволяет дать анализ характера и уровня эффективности совместной деятельности индивидов. «Именно во внешней деятельности, — подчеркивал А. Н. Леонтьев, — происходит размывание круга внутренних психических процессов как бы навстречу объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг»1. Внешние и внутренние условия определяют и межличностные конфликты, возникающие в процессе совместной деятельности и взаимоотношений людей как активных субъектов. Среди зарубежных авторов широко распространено использование родственного деятельностному поведенческого подхода к анализу психологических состояний взаимодействующих в конфликте индивидов. Одним из первых психологическое содержание межгрупповых отношений под конфликтологическим углом зрения рассмотрел З. Фрейд. Опираясь на работы Г. Лебона и У. Мак-Да- угола, а также на собственные исследования, он установил наличие потенциала внегрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии. При этом функция враждебности является главным средством для сплочения, единения в группу.
|
||||||||||||||||||||||||
|