Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы конфликтов 3 страница



Процесс конфликта — это ход развития конфликта по этапам и фазам. Описание динамических характеристик конфликта пред­полагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, опреде­ляющих его возникновение и развитие. Безусловно, различение структурных и динамических параметров конфликта иногда быва­ет недостаточно четким.

Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в работах по конфликтологии. Во всяком случае, во­просы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем другие. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конф­ликте оказывает решающее влияние на его исход, на разрешение конфликта и на его последствия.

Описание динамических характеристик конфликта предпола­гает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, воз­никающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов)?

Обычно считается, что конфликт проходит следующие этапы развития:

- объективное противоречие;

- обострение объективного противоречия;

- конфликтная ситуация;

- инцидент;

- реакция субъектов на конфликт (деструктивная и конструк­тивная);

- управление конфликтом;

- функциональные и дисфункциональные последствия конф­ликта;

- урегулирование и разрешение конфликта.

Этапы развития конфликта — периоды в развитии конфликта, отражающие существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до его разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важ­но для прогнозирования конфликта, оценки и выбора технологий управления им.

Когда же, собственно, возникает социальный конфликт и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в различении понятий «конфликт» и «объ­ективная конфликтная ситуация». Анализируя содержание, вкла­дываемое разными авторами в понятие «конфликтная ситуация», можно сказать, что она в основном интерпретируется как сово­купность объективных внешних обстоятельств и условий, способ­ствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной, и переход к конфликтному взаимо­действию.

Фазы конфликта — это периоды в развитии конфликта, непо­средственно связанные с его этапами и отражающие динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются:

- начальная фаза;

- фаза подъема;

- фаза пика;

- фаза спада.

Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в первом цикле может начаться фаза подъема

 

                                                                                                                     Пик конфликта  


                                                                Пик конфликта

                                                                                                                 Фаза подъема

                     Пик конфликта                                                 фаза спада

                                                                                                  

                                          Фаза спада      Фаза подъема

 

Фаза подъема

 


Начальная фаза       1-й цикл                                 2-й цикл                                    3-й цикл    t  

 

Рис. 2. Фазы конфликта

 

 

второго цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться третий цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле уменьшаются. Описан­ный процесс можно изобразить графически (рис. 2).

Таким образом, анализ динамических характеристик конфлик- га предполагает описание того, как из некоей совокупности внеш­них социальных условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается или заканчивается.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля и повторения

 

1. Дайте определение структуры конфликта и его содержанию.

2. Опишите стратегию и тактику поведения субъектов в конфликте.

3. Каково значение наличия объекта и предмета конфликта для его содержания и процесса развития?

4. Раскройте понятие и содержание процесса конфликта.

5. Каково содержание динамики развития конфликта?

 


Глава 4

РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА

 

Социальному работнику необходимо уметь анализировать процесс конфликта для определения стадий развития конфликта и, соответственно, способов его разрешения. Существует множе­ство различных подходов к методам изучения и описания конф­ликта.

Обращаясь к схемам описания конфликта, представленным в литературе, можно обнаружить определенное сходство в пред­ставлениях специалистов. Так, в результате анализа психологи­ческой литературы А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов установили, что при описании конфликта могут использоваться следующие по­нятия:

- сущность конфликта;

- генезис конфликта;

- эволюция конфликта;

- классификация конфликта;

- структура конфликта;

- динамика конфликта;

- функции конфликта;

- личность в конфликте;

- предупреждение конфликта;

- разрешение конфликта;

- методы изучения конфликта.

 

4. 1. Динамика конфликта и модели его развития

Л. А. Петровская, предложившая первую в отечественной лите­ратуре понятийную схему социально-психологического анализа конфликтов, включает в нее четыре основные категориальные группы:

- структуру конфликта;

- динамику конфликта;

- функции конфликта;

- типологию конфликта.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов при описании процесса конф­ликта останавливаются на стадиях процесса возникновения и развития конфликта (включая конфликтное взаимодействие и разрешение конфликта). Л. А. Петровская представляет динамику конфликта как процесс, описание которого включает различные i I алии развития конфликта — от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения.

А. Рапопорт на базе динамики развития конфликтов выделял 1акие типы конфликтов, как борьба, игры и дебаты. Он описывает гипы конфликтов на основе различия их характеристик, исполь­зуя при этом разные подходы. «Борьба», по мнению А. Рапопор- га, лучше описывается с помощью психологических концепций агрессии, «игры» — на основе теории игр и других математиче­ских моделей, а «дебаты» должны изучаться с помощью теорий И. П. Павлова и З. Фрейда.

Н. В. Гришина выделяет три модели развития конфликта, кото­рые являются обобщением представлений о возникновении кон­фликтов и конфликтном взаимодействии. Конфликтное взаимо­действие развивается на фоне определенного ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, наличие «третьих сил», способствующих усилению или ослаблению конфликта, и др., а также прежний опыт взаимодействия сторон (рис. 3).

Важнейшим фактором, определяющим установку человека на тот или иной тип взаимодействия с партнером в конфликте, яв- няется прежний опыт отношений между ними, который актуали- (ируется в следующих типах их установок относительно новой ситуации разногласий:

1) позитивная установка на достижение договоренности;

2) неопределенная установка, связанная с отсутствием уверен­ности в возможности договоренности;

3) нежелание договариваться, актуализация негативных эмо­ций.

 

 

 

 

 

 


Рис. 3. Ситуационный контекст конфликта

 

 

 


Рис. 4. Установки на взаимодействие участников конфликта

 

 

Установки на взаимодействие участников конфликта определя­ют характеристики их взаимодействия (рис. 4).

Типам конфликтного взаимодействия соответствуют и опре­деленные средства воздействия, используемые участниками конфликта по отношению друг к другу. Поскольку участники первого конфликта сохраняют в общении позитивные нефор­мальные компоненты, то и при воздействии друг на друга они применяют позитивные неформальные способы — аргументацию, убеждение, объяснение, просьбу. Если стороны превращают об­щение в формально-ролевое взаимодействие, они вынуждены опираться при выборе способов преодоления возникших разно­гласий на формальные возможности. В деловом конфликте это как апелляция к официально принятым способам решения про­блем.

Характеристики каждой из моделей развития конфликта связа­ны некоторой внутренней логикой, которая позволяет отнести их к определенному типу конфликтного взаимодействия. Основани­ем для типологии являются типы взаимодействия в кон­фликтных ситуациях, различающиеся по параметру це­ли—средства.

Сотрудничество представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия.

Кооперация с ее преимущественной ориентацией на решение проблемы, т. е. не на то, чтобы «договориться», а на то, чтобы опираясь на формальные установления, прийти к компромиссно­му решению, развивается на основе опыта прежних разногласий, которые не были успешно преодолены и закрепились у участников ситуации в виде опыта «недоговоренности». Стратегия, направлен­ная скорее на достижение формальных решений и оставляющая нерешенными проблемы отношений сторон, может быть обозна­чена как уход.

Конкуренция — это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними противоречий. Целью их взаимодей­ствия становится «победа» над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при «борьбе с противником» (см. табл. 2).

Таким образом, модель развития конфликта представляет собой процесс, основанный на прежнем опыте участников взаимодей­ствия, формирующий их отношение к новой ситуации противоре­чия, что, в свою очередь, задает сценарий их нового взаимодей­ствия.

Прежний опыт взаимодействия участников конфликта

Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального взаимодействия Нежелание договаривать­ся, актуализация негатив­ных чувств Победить Негативные неформаль­ные компоненты Противник Использование средств борьбы — силовое давле­ние, эмоциональные уда­ры, «ловушки» и т. п. Конкуренция
Опыт непреодоленных разногласий и «недоговоренности» Отсутствие уверенности в возможности догово­риться, поиск формально­го выхода из ситуации Решить проблему Формализация общения Оппонент Использование формаль­ных компонентов, апелля­ция к формальному по­рядку Кооперация
Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления Уверенность в возможно­сти договоренности, стрем­ление к поиску взаимопо­нимания Договориться Позитивные неформаль­ные компоненты Партнер Использование неформаль­ных компонентов — убеж­дения, аргументации, по­пытки договориться Сотрудничество

Параметры

Отношение к новой ситу­ации Параметры взаимодей­ствия: • цель • неформальные компо­ненты в общении • восприятие противосто­ящей стороны • средства воздействия Тип взаимодействия

 

 


 

4. 2. Объективное противоречие и его обострение

Конфликт — это особые отношения между субъектами, по­строенные на объективном противоречии их интересов, устремле­ний, ценностей и переживаемые участниками как некоторое не­гативное эмоциональное состояние. Объективное противоречие выступает первым этапом любого конфликта.

Объективное противоречие — отношения, выражающиеся в острой непримиримой борьбе противоположных взаимоисключа­ющих сил из-за какого-либо объекта.

Объективное противоречие может выражаться в том, что субъ­екты не могут одновременно реализовать свои цели. Субъекты полагают, что противоречия между сторонами конфликта создают проблемы. Кроме этого, противоречия влияют на решение про­блемы. Согласие часто основано на разногласиях.

Многие конфликтологи связывают достижение соглашения с разрешением объективных противоречий.

Возникновение объективных противоречий может быть вызва­но изменениями в тех сферах, где осуществляется нормирование деятельности: административно-правовой сфере (т. е. в нормах деятельности, задаваемых императивно, силой власти), социокуль­турной сфере (например, при появлении в числе субъектов систе­мы деятельностей лиц с иными традициями, знаниями, умениями), а также в сфере ценностных ориентаций человека, определяющих его цели и средства.

В последнем случае наиболее важными в рассматриваемом отношении представляются следующие формы выражения ценностных ориентаций:

- экономические интересы — желание субъекта приобрести максимум возможностей для удовлетворения самых различных потребностей: в материальной сфере, социальном окружении и многих других, включая потребности в престиже и самореализа­ции;

- социальные запросы — стремление к обладанию престижным социальным статусом, исполнению престижных социальных ролей, возможности общения с интересными людьми, жизни в соответс­твующем социальном окружении и т. д.;

- идеология — представления о долге и миссии человека, орга­низации, семьи, государства и др.;

- этические нормы — представление о том, что субъект может себе позволить или не должен себе позволять, либо обязан выпол­нять, чтобы не причинять зла;

- правосознание — представление о порядке, который следует поддерживать для сохранения сложившейся структуры социальных отношений, принципов распределения социальных ролей и благ, структур деятельности и принципов ее регулирования.

Приведенный перечень типов ценностных ориентаций не яв­ляется исчерпывающим. Пример возможных противоречий в ценностях, которые приводят к конфликтам: один участник кон­фликта заботится прежде всего о форме; экономических вопросах; внутреннем; теории; настоящем; личных достижениях; технических средствах; прогрессе; прецеденте; престиже, репутации; полити­ческом преуспевании; а другой — о содержании; политических вопросах; внешнем; практике; будущем; отношениях; идеологии; сохранении традиций; актуальной ситуации; результатах; всеобщем благе.

Противоречия содержат в себе потенциал изменения ситуации, приведения ее в более конфликтное состояние. Поэтому было бы правильно рассматривать их исключительно с негативной точки зрения. Противоречия лежат в основе и развитии объективного противоречия.

Общий механизм обострения объективного противоречия за­ключается в следующем. Деятельность любого субъекта разворачи­вается в сложных природно-социальных системах и порождает происходящие в них изменения, процессы. Кроме деятельности данного субъекта факторами изменений являются и деятельности иных субъектов, и природные явления. Факторы, представляющие собой порождение деятельности данного субъекта, выступают как искусственные, а не зависящие от нее — как естественные.

Выявить объективные противоречия помогает анализ конф­ликтной ситуации. Противоречия определяются не на уровне ви­димых актов, а на уровне их причин, глубинных свойств тех систем, в которых осуществляется деятельность. Анализ предпринимают в тех случаях, когда цель деятельности становится недостижимой используемыми ранее способами и способ ее достижения в изме­нившихся условиях неизвестен.

Субъект, нормируя свою деятельность, должен учитывать, как нормируют свою деятельность другие субъекты, включенные в ту же систему деятельностей. Как только один из участников систе­мы деятельностей что-то меняет, он вносит этим диссонанс в систему — по крайней мере, для одного из участников всей си­стемы деятельностей его цель становится недостижимой, если только им своевременно не приняты соответствующие меры и соответственно не изменена собственная деятельность. Это при­водит к реальному обострению объективных противоречий между субъектами, которые до этого находились в потенциальном со­стоянии.

4. 3. Инцидент и конфликтная ситуация

Переход конфликта из латентного состояния в открытое про­тивоборство происходит в результате того или иного инцидента. Инцидент — действие, в основе которого лежит формальный по­вод для непосредственного столкновения участников. Повод — это конкретное событие, которое служит толчком к началу конф­ликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и планироваться заранее, но повод еще не есть конф­ликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Следовательно, инцидент часто создает амбивалентную ситуа­цию в установках и действиях оппонентов конфликта. Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являет­ся сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство но­сит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется.

Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами. Конфликтная ситуация не является простым следствием возникающих противоречий и представляет собой следующий процесс:

внешняя ситуация -> «определение ситуации» -> конфликтная ситуация.

Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, субъект начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя таким поведением ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две характеристики пере­хода:

- факторы, обусловливающие восприятие ситуации как конф­ликтной;

- способы перехода к конфликтному взаимодействию.

Главным признаком, на основании которого субъект определя­ет ситуацию как конфликтную, рассматривается воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. То есть конфликт — это не просто свойство ситуации, а скорее вы­воды, делаемые на ее основе. Если ситуация определяется как конфликтная, будут выбираться доказательства, поддерживающие эту схему.

Несовместимость целей сторон, как основной признак воспри­ятия ситуации, в качестве конфликтной многими авторами связы­вается с возникающим у человека ощущением угрозы. Конфликт­ная ситуация несет в себе угрозу для участника взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы:

- добиться желаемой цели, если речь идет о стороне, выступа­ющей как активное начало;

- обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия.

Таким образом, конфликт — это прежде всего воспринимаемая как угрожающая противоречивость целей сторон. Если ситуация уже определена как конфликтная, дальнейшее представление о ней будет формироваться с учетом этого определения.

В зависимости от того, какой вклад вносит сама внешняя си­туация в возникновение конфликтов и какую роль играют в этом субъективные факторы, все конфликты можно условно располо­жить в следующем континиуме. На одном его полюсе будут нахо­диться конфликты, вызываемые исключительно внешними при­чинами: ситуация объективно оказывается столь конфликтогенна, что индивидуальные особенности субъектов фактически не имеют значения, и ситуация вызывает у них одинаковую реакцию. Тео­ретически можно допустить, что все субъекты будут воспринимать эту ситуацию как конфликтную. На противоположном полюсе, напротив, будут располагаться конфликтные ситуации, вызванные исключительно субъективными факторами: сами по себе они не содержат никакого конфликтогенного начала, но порождены субъ­ективной склонностью людей видеть в таких ситуациях конфликт. Чем ближе к «ситуационному» полюсу, тем больше конфликты вызываются факторами самой ситуации и тем меньшую роль иг­рают индивидуальные особенности субъектов. И наоборот, чем ближе к «личностному» полюсу, тем большее значение приобре­тает «человеческий» фактор и меньшее — объективные особенности ситуации.

 

4. 4. Реакция субъектов на конфликт: деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов

При описании поведенческих форм реагирования на конфлик­ты в интерперсональных ситуациях применяются разнообразные обозначения:

соперничество (конкуренция, доминирование, борьба, напорис­тость);

уход (избегание);

уступчивость (приспособление);

кооперативные стратегии (интеграция, сотрудничество);

компромиссные стратегии.

Различие обозначений определяет следующие альтернативы реагирования человека на конфликты, возникающие у него с самим собой и другими:

- уход от конфликтного взаимодействия — избегание, игнори­рование конфликта;

- борьба с собой или с партнером — попытка подавить конф­ликт;

- диалог объединяет стратегии поиска преодоления конфликта с помощью выбора оптимальной альтернативы его решения, ин­теграции противостоящих позиций или выработки компромисса между ними.

Выделяется ряд фундаментальных факторов, оказывающих влияние на конструктивный или деструктивный характер развития конфликта, в числе которых:

- характер проблем, затронутых конфликтом;

- характеристики конфликтующих сторон;

- степень сходства—различия между сторонами;

- факторы ситуации;

- стратегии поведения в конфликте.

По мнению М. Дейча, такие характеристики конфликта, как тип проблемы, жесткость стоящих проблем и величина конфликта, имеют большее значение для конструктивного или деструктивного развития конфликта, чем само его конкретное содержание.

Если конфликт затрагивает проблемы власти, статуса, ценно­стей, обладания ресурсами, тенденция к соперничеству сторон и деструктивному развитию ситуации будет более вероятной. Слож­ность проблемы снижает вероятность соглашения. Ценностные конфликты являются наиболее трудно регулируемыми, а успеш­ность работы с конфликтами интересов зависит от их совмести­мости или несовместимости.

Размер конфликта, по М. Дейчу, определяется степенью пред­полагаемого различия результатов, получаемых стороной при ее выигрыше или выигрыше другой стороны. Выигрыш понимается как получение удовлетворяющего результата. Речь идет о том, что в данном конфликте важно то, как соотносятся возможный выиг­рыш и проигрыш каждой из сторон. Чем больше конфликт, тем меньше вероятность его конструктивного разрешения. При этом он имеет тенденцию к расширению, если стороны представлены крупными социальными единицами, если затрагиваются сущест­венные и глобальные вопросы или если конфликт затрагивает принципы.

В целом, согласно М. Дейчу, конфликты «здесь и теперь», ко­торые локализованы в терминах отдельных, ограниченных действий и их последствий, легче разрешаются конструктивно, чем конф­ликты, которые определяются в терминах принципов, прецедентов или прав, когда проблемы растянуты во времени и в пространстве и восходят к общим законам личностей, групп, рас или другим большим социальным единицам или категориям.

К факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, по мнению С. Бордман и С. Горовиц, относят такие индивидуальные характеристики, как атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личную кооперативную или конкурентную ориентацию, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения.

В конфликтах, с которыми сталкивается социальный работник, личностные особенности их субъектов приобретают большое зна­чение.

Дж. Рубин, говоря об особенностях разрешения конфликтов, подчеркивает такой фактор, как стремление «сохранить лицо», который означает, что люди в конфликте стремятся избежать де­монстрации своих слабостей.

Человек обладает особенностями, которые не дают возможно­сти прогнозировать его поведение в ситуации конкретного взаи­модействия с тем или иным оппонентом. Эту психологическую особенность К. Креч и У. Крачфилд называют терпимостью к не­согласию.

В конкретных ситуациях, сталкиваясь с иными позициями, субъект часто входит в противоречие со своими абстрактными представлениями и отвергает возможность свободного проявления других взглядов. Этот фактор, как правило, интерпретируется че­рез социокультурный контекст. Общий контекст позволяет «гово­рить на одном языке», что облегчает процесс коммуникации и понимания. Отсюда следует то, что интергрупповые различия усиливают социальные противоречия.

К факторам ситуации обычно относят общий психологический климат, который мог ослаблять или ужесточать конфликт, наличие социальных норм регулирования, «третьих сил», заинтересованных в усилении или уменьшении конфликта.

Например, семейный конфликт, связанный с конкретными разногласиями супругов, потенциально будет легче поддаваться конструктивному урегулированию, если он возникает на общем благоприятном фоне, чем при наличии материальных и бытовых трудностей, проблем в воспитании ребенка. Значительное влияние при этом будут оказывать «третьи лица» — ближайшее окружение или иные заинтересованные люди.

После стадии инцидента сохраняется возможность решить кон­фликт мирным путем, посредством переговоров прийти к комп­ромиссу между субъектами конфликта. Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конф­ликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание).

Эскалация конфликта — ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между субъектами, используются все возможности для победы в проти­воборстве. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, пси­хических и др. На этой стадии практически невозможны перего­воры или иные мирные способы разрешения конфликта. Поэтому могут теряться первоначальная причина и основная цель конф­ликта и на первое место — выдвигаться новые причины и цели. В процессе эскалации конфликта возможно изменение ценностных ориентации: ценности —средства и ценности —цели могут менять­ся местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуп­равляемый характер.

Можно выделить следующие основные моменты, характеризу­ющие этап эскалации конфликта:

- создание образа врага;

- демонстрацию силы;

- применение насилия;

- расширение и углубление конфликта.

 

Вопросы и задания для самоконтроля и повторения

1. Раскройте содержание групп основных понятий, используемых при описании конфликта, с точки зрения А. Я. Анцупова, Л. И. Шипилова и Л. А. Петровской.

2. Опишите типы конфликтного взаимодействия.

3. Раскройте содержание объективных противоречий в социальных конфликтах.

4. Что такое конфликтная ситуация?

5. Каково значение инцидента для развития социального конфликта?

6. Опишите реакции субъектов конфликта на его развитие.

 

 


РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

 

Глава 5

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

 

Исследование межличностных и межгрупповых процессов осу­ществлялось различными авторами с упором на те или иные при­сущие им стороны: деятельностную, организационную, мотиваци- онную, когнитивную, ситуационную и т. д.

Деятельностный подход привлекает многих исследователей, потому что позволяет дать анализ характера и уровня эффективно­сти совместной деятельности индивидов. «Именно во внешней деятельности, — подчеркивал А. Н. Леонтьев, — происходит раз­мывание круга внутренних психических процессов как бы на­встречу объективному предметному миру, властно врывающему­ся в этот круг»1. Внешние и внутренние условия определяют и межличностные конфликты, возникающие в процессе совместной деятельности и взаимоотношений людей как активных субъ­ектов.

Среди зарубежных авторов широко распространено использо­вание родственного деятельностному поведенческого подхода к анализу психологических состояний взаимодействующих в конф­ликте индивидов. Одним из первых психологическое содержание межгрупповых отношений под конфликтологическим углом зрения рассмотрел З. Фрейд. Опираясь на работы Г. Лебона и У. Мак-Да- угола, а также на собственные исследования, он установил наличие потенциала внегрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии. При этом функция враждебности является глав­ным средством для сплочения, единения в группу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.