|
|||
Таблица №1Стр 1 из 15Следующая ⇒
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Е. Г. СОРОКИНА
КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»
academ'a « Москва Издательский центр «Академия» 2009 УДК 36. 05(075. 8) ББК 65. 272я73 С654 Рецензенты: доктор философских наук, зав. кафедрой социальной политики и социальной работы Московского гуманитарного университета, профессор В. А. Никитин', доктор философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета А. Б. Белинская; кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ Н. В. Афанасьева Сорокина Е. Г. С654 Конфликтология в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Г. Сорокина. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с. ISBN 978-5-7695-4937-3 В пособии раскрываются социальная природа конфликта и его особенности, рассматриваются структура и этапы развития конфликта. Особое внимание уделяется управлению конфликтами в социальной работе, методикам разрешения конфликтов в процессе социальной работы. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также специалистам по социальной работе. УДК 36. 05(075. 8) ББК 65. 272я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Сорокина Е. Г., 2009 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2009 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2009 Эволюция цивилизации сопровождается возникновением и развитием самых разнообразных конфликтов. Конфликты, являясь частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; различные по масштабу, причинам, структуре, длительности и «стоимости», они требуют единой методологии как при исследованиях, так и при практическом их регулировании. Понимание конфликта как социального явления и определение его роли в социогенезе, определение детерминант конфликтного поведения — приоритетные в настоящее время направления конфликтологии. Конфликт — важная составляющая социально-психологиче- ских проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарен- дорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, У. Самнер, А. Смолл, К. Томпсон, К. Хорни, К. Юнг, Р. Блейк и Дж. Моутон, Р. Ликерт и Дж. Г. Ликерт, М. Фоллет, М. Раким, К. Томас), так и в отечественной психологии (К. А. Абульханова- Славская, В. С. Алишев, О. В. Аллахвердова, А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, А. И. Донцов, С. И. Ерина, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Т. И. Марголина, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, В. В. Новиков, Л. А. Петровская, Т. А. Полозова, С. Л. Прошанов, А. А. Реан, В. П. Трусов, Б. И. Хасан, В. АХащенко, Р. Х. Шакуров, А. И. Шипи- лов). В процессе конфликта изменяется система отношений и ценностей, люди как бы по-иному начинают воспринимать реальность, совершая поступки, которые были для них ранее несвойственны. Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Буквально слово «конфликт» означает «столкновение». Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Это случается тогда, когда оно затрагивает интересы людей, социальный статус личности или группы, престиж, моральное достоинство. Социальная работа, как учебная дисциплина призвана решать весьма важные задачи по формированию социального работника- профессионала, среди которых — овладение умениями с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем, а также знаниями методик моделирования и прогнозирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах. Социальная работа рассматривается как деятельность, цель которой — разрешение разнообразных конфликтов человека (клиента), попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию. Поэтому в современных условиях социальная работа как прикладная наука вынуждена опираться на парадигмы различных теорий. Например, в толковом словаре «Социальные технологии» отмечены два подхода: системный, или структурный (социально-организационный), и психосоциальный. Конфликт в свете используемых в социальной работе традиционных теоретических подходов рассматривается как явление скорее деструктивное и потому требующее скорейшего вмешательства. Следовательно, профессиональное взаимодействие с клиентом, как правило, строится в форме психосоциальной терапии, цель которой — разрешение конфликтов или предотвращение их развития. Современная теория конфликта доказывает, что конфликт — многоаспектный феномен. По мнению американского социолога Р. Парка, только там, где присутствует конфликт, поведение становится сознательным. Будучи одной из фундаментальных социальных парадигм XX в., теория конфликта не только может, но и должна быть воспринята и использована современной теорией социальной работы, так как конкуренция и конфликт являются основой всех видов и форм социальных практик и взаимодействий. В рамках социальной работы конфликт может рассматриваться на следующих уровнях. 1. Уровень фундаментальной социологической теории как методологически ориентированной базы профессиональной деятельности социального работника, как отправной точки для социального взаимодействия. Конфликт рассматривается как явление всеобъемлющее, содержащее в себе как положительные, так и отрицательные функции, способное выступать основой и дестабилизации, и стабильности социальных отношений. 2. Средний уровень. Социальный работник может использовать те или иные учения как основные подходы к анализу реальных социальных противоречий и конфликтов. 3. Уровень определенного вида психосоциальных технологий, которые позволяют осуществлять профилактику, диагностику, разрешение конфликта и управление конфликтной ситуацией. Первым шагом социального работника в понимании проблемного поля социального конфликта, содержания деятельности в рамках конфликтного взаимодействия должно стать определение понятия «конфликт». Это сделать не просто. Современных исследователей все больше и больше занимает вопрос о легитимности, обоснованности их деятельности перед лицом как безграничных возможностей, так и «опасностей» современного естествознания. В связи с этим все чаще «классическое» естествознание определяют как частный случай современного естествознания и ставят вопрос о роли субъекта в социальной науке, пытаются ответить на вопросы: зачем? почему? С тех пор как в XIX в. естествоиспытатели отпраздновали независимость естественной науки, разорвавшей оковы философии, в XXI в. пытаются восстановить организующую роль философского мышления, поскольку в социологии и социальной психологии существует множество теорий, по-разному трактующих конфликт. Так, где заканчивается противоречие и начинается конфликт? Английский социолог Э. Гидденс четко разводит такие понятия, как «конфликт» и «противоречие». По его мнению, конфликт — реальная борьба, не зависящая от причин, его вызвавших, тогда как противоречие — это несовпадающие интересы, которые не всегда приводят к столкновению. Разводя понятия «конфликт» и «противоречие», другие авторы называют «противоречие» конфликтной ситуацией. «Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию»[1]. В рамках данного определения социальной работы конфликт необходимо рассматривать во всех аспектах его развития в социуме: «противоречие — конкуренция — конфликт». На стадии противоречия (предконфликтной), как правило латентной, возрастает социальная напряженность, взаимодействие становится конкурентным, но сами отношения не приняли характер конфликта. С этой точки зрения конфликт может стать объектом научного исследования социального работника с нескольких позиций, а именно: - как процесс взаимодействия индивидов, как многоуровнего феномена, основаниями которого являются неудовлетворенные базовые потребности и тесно связанные с ними противоречия в интересах, ценностях и целях (бытовые, семейные, управленческие и т. д. ); - как предупреждение и разрешение противоречий, столкновений на основе упреждающего решения социальных проблем, как предмета социальной работы. Один из создателей структурного функционализма Т. Парсонс считал, что основным состоянием социальной системы является ее стабильность, которая задается и поддерживается определенной нормативно-ценностной структурой. По Т. Парсонсу, социальный конфликт трактуется как поведение или его мотивация, которые находятся в противоречии с одной или несколькими социальными нормами и потому составляют причину возникновения «напряжений» между элементами социальной структуры, появления их дисфункциональное™. С точки зрения американского социолога JI. Козера, социальный конфликт — это борьба за ценности, власть или ограниченные ресурсы, в которой целью является не только получение желаемого, но и также нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Итак, конфликт можно рассматривать как одну из форм борьбы, в которой цели могут носить негативный характер. Социальные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными, но не хорошими или плохими. Пример: раздел наследуемого имущества при отсутствии завещания и наличии несовершеннолетних детей. Если наследники придерживаются принципа справедливости в рамках законодательной системы, то, скорее всего, конфликт разрешится конструктивно. Если кто-то из наследников пытается обойти закон, пренебречь интересами несовершеннолетних детей, права которых может отстаивать социальный работник, то отношения обострятся до враждебных, и результат будет деструктивным. Адвокаты или представители социальных служб могут побуждать участников конфликта к совместной работе по выработке общего решения, тогда результат будет позитивным. Следовательно, конфликт можно рассматривать как благоприятную возможность и движущую силу к изменению. Люди, попадая в конфликт, ведут себя различным образом: от избегания проблемы и ухода от сотрудничества до судебного процесса и борьбы. Задача социального работника в рамках профессии — направить конфликт в позитивное русло и добиться его разрешения с минимальными потерями для всех участников. Не менее важным является умение обучить клиентов элементарным навыкам по выходу из конфликта или его разрешению. Одна из задач, которая стоит перед современным социальным работником, — вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в любой жизненной ситуации, без «страховки» социального работника, что и считается критерием профессионального успеха. Для ее решения социальные работники должны обладать психологическими знаниями и владеть специальными технологиями по работе с клиентом (человеком), разными социальными группами (детьми, семьей, инвалидами, пенсионерами и др. ), а также навыками развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Таким образом, сфера профессиональной деятельности социального работника разнообразна и не всегда имеет четкие границы. Подготовка будущих специалистов в этой области включает помимо учебного компонента обязательную практику под руководством опытного наставника. В процессе становления социального работника большое значение придается также формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, и развитию профессиональных навыков, среди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальным и неформальным лидером. Профессиональная деятельность социального работника в условиях конфликта осложняется двумя обстоятельствами. Во-п ервых, конфликты не всегда прогнозируемы. Возникновение конфликта и его специфика как социального явления могут быть разнообразными и зависеть от индивидуальных особенностей участвующих в нем субъектов. Так, по утверждению Э. Гидденса, конфликты могут возникать даже при отсутствии объекта конфликта: противоречие или противостояние интересов не обязательно ведет к открытой борьбе, но столкновение может иногда возникнуть и между сторонами, которые неоправданно полагают, что их интересами пренебрегают. Примеры — религиозные, этнические конфликты. Во-вторых, социальному работнику иногда трудно оставаться в рамках профессионального поля, сохранять дистанцию при конфликтном взаимодействии двух и более субъектов, не быть втянутым в конфликт. Примером может служить ситуация, когда социальный работник вынужден выступать в роли «посредника» или «адвоката», а потому вступать в конфликтные отношения с другими субъектами конфликта — официальными или неофициальными лицами, учреждениями. В процессе профессиональной деятельности социальному работнику необходимо учитывать, что рост социальной напряженности в обществе обусловлен: - насилием, которое влияет не только на физическое состояние человека, но и на его психику и сознание; - манипулированием сознанием располагающихся на нижних ступенях социальной лестницы индивидов или социальных групп в сочетании с ограниченной информацией о тех или иных событиях и социальных процессах; - маргинальностью нижестоящих по социальной лестнице индивидов в совокупности с их разобщением, которое препятствует осознанию ими неудовлетворенности своего положения и обусловленной этим мобильностью; - условиями, необходимыми для защиты собственных интересов. Таким образом, негативные процессы, сопровождающие развитие современного общества, обусловливают необходимость конфликтологических знаний для профессиональной деятельности социального работника.
РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ, СТАНОВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ Попытки осмыслить роль конфликта в жизни человека и общества впервые были представлены в эпоху Античности. Примером может служить знаменитое утверждение Гераклита: «Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу». Идея возникновения конфликта из социальной стратификации общества получила свое развитие в учении Платона — автора модели идеального государства, согласно которой люди и их добродетели располагались в трехступенчатой иерархии: 1) крестьяне и ремесленники, обеспечивающие своим трудом материальную основу общества, — сословие низшей добродетели (самообладание, покорность); 2) воины и чиновники, которые должны беспрекословно выполнять свой долг: охранять государство (отражать нападение внешних врагов и поддерживать порядок внутри, охранять законы) — сословие добродетели мужества; 3) правители, которые определяют законодательство и управляют государством — сословие добродетели мудрости. По Платону, рабы не обладают никакой добродетелью и поэтому не могут принимать участие в политической жизни государства. В этом выражалась антидемократическая позиция философа, проповедовавшего аристократическую форму рабовладельческого государства, способного подавлять конфликты насилием и угнетением. Ученик Платона Аристотель в своем трактате «Политика» указывал на источники конфликтов, в числе которых имущественное и социальное неравенство людей, а также наглость, страх, пренебрежение законом, несходство характеров, чрезмерное возвышение одних и унижение других. Конфликт в образе «войны всех против всех» пронизывает учение об обществе английского философа Т. Гоббса. Он считал, что люди равны по природе, но равенство неизбежно порождает непрерывные конфликты и столкновения между людьми. Чтобы избавиться от столкновений, люди по взаимному согласию, по «договору» переходят к государственному устройству. Так образуется государство, которое Т. Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу — Левиафану. По мнению философа, конфликт, существующий между людьми, являющийся результатом естественного права и ограниченности ресурсов, есть конфликт не базисный, а вторичный, и в его разрешении главным арбитром выступает государство. Отсюда человек не может обладать суверенитетом, который является исключительной прерогативой государства, поэтому только государство способно разрешать конфликты, пресекать и даже исключать из жизни общества. Одно из первых определений социальных конфликтов дал французский философ и социолог О. Конт. С его точки зрения, социология — общественная наука, назначение которой — выявить особенности социального организма как целостности глобального общества, как развивающейся системы. Поэтому в центре его внимания — достижение социального консенсуса, возникающего на основе преодоления конфликтов в процессе синтезирования диахронного и синхронного компонентов исторического процесса. Второй из этих компонентов — «социальная ситуация». О. Конт утверждает, что она вычленяет элементы — семью, собственность, разделение труда, государство, а также язык и религию, которые при стечении благоприятных условий и возможностей способствуют достижению социального консенсуса. Среди этих элементов главное значение приобретает разделение труда, которое приводит к стратификации общества на различные группы, классы и возникновению конфликтов между ними. По О. Конту, «социальная динамика» позволяет понять, как эти конфликты возникают и какими путями их можно преодолеть. С точки зрения философа, политический и моральный кризис общества, сотрясаемого конфликтами, есть результат несовершенства и анархии мысли. Одна из наиболее известных теоретических концепций социального конфликта связана с именем К. Маркса. По его мнению, классовая структура, социально-политическая система, культура, идеология, религиозные догмы, философские идеи и другие элементы общественного сознания являются отражением экономического базиса и воспроизводят в специфической форме свойственные ему противоречия, они пронизаны социальными конфликтами. Таким образом, в марксистском понимании социальный конфликт, во-первых, всегда связан с противоположностью интересов, которыми руководствуются противоборствующие социальные субъекты (буржуазия и пролетариат). Во-вторых, он является наиболее резкой и открытой формой проявления социального противоречия. Одновременно с марксистской теорией конфликтов возникали и развивались различные, подчас весьма интересные и во многом продуктивные конфликтологические концепции. Автором одной из таких концепций был известный английский социолог Г. Спенсер. Он рассматривал общество как единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет свойственные ей специфические функции. Опираясь на принцип борьбы за существование, Г. Спенсер считал противоборство и конфликты универсальными состояниями, усматривал в них всеобщий закон общественного развития, который обеспечивает равновесие не только в пределах отдельного общества, но и между всем социумом и его природным окружением. Он разработал методологический подход к анализу общественных явлений, который в социологии известен как функционализм. Суть его заключается в следующем: - каждый элемент общественной системы может существовать только в рамках целостности, выполняя строго определенные функции; - функции частей единого социального организма предполагают удовлетворение какой-либо общественной потребности и вместе направлены на поддержание устойчивости общества, его стабильности; - сбой в деятельности той или иной части общественной системы создает ситуацию трудновосполнимого нарушения каких-то жизненно необходимых функций; - сохранение целостности и стабильности, а следовательно, и преодоление конфликтов возможны, они обеспечиваются социальным контролем, согласием большинства с принятой в обществе системой ценностей. Таким образом, конфликты, будучи неизбежными, заметно стимулируют общественное развитие. Существенный вклад в создание основ социологии конфликтов внес немецкий философ и социолог Г. Зиммель, который ввел термин «социальный конфликт». С его точки зрения, социальные конфликты в обществе неизбежны и неотвратимы. В своем фундаментальном труде «Социальная дифференциация» Г. Зиммель обстоятельно проанализировал «чистые формы» социализации, весь процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей. По мнению философа, социальное — это прежде всего межличностные отношения, где конфликт хотя и является одной из форм разногласия, но в то же время выступает интегрирующей силой, которая объединяет противостоящих, способствует стабилизации общества. Значительный вклад в развитие теории конфликтов внес выдающийся французский социолог и философ Э. Дюркгейм. С его точки зрения, ведущая роль принадлежит социальному факту. «Эти специфические факты, — пишет Э. Дюркгейм, — выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку заключаются в том самом обществе, которое их создает, а не в его частях, т. е. в его членах»1. Поэтому социальные факты — объективная реальность, не зависящая от индивида. Эти социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются»[2], оказывая на него «внешнее принуждение». По Э. Дюркгейму, это формирует социальный конфликт. Развитие общества осуществляется через формирование социальных групп и возникающую внутри них общественную солидарность, которая «является единственным арбитром для разрешения конфликтующих интересов в определении каждому соответствующих границ»[3]. Солидарность не позволяет индивидам уничтожать друг друга в ожесточенной борьбе. В начале XX в. внимание к развитию конфликтологии усилилось. Американский социолог Р. Парк при разработке концепции развития социальной системы пришел к мысли, что в основе социальной динамики лежат взаимодействующие между собой четыре важнейших процесса: конкуренция, конфликт, приспособление и ассимиляция. Конкуренция, утверждал он, отражает не только борьбу за существование, но и экономическое соперничество. Грань же между конкуренцией и высшими формами интеграции является по существу границей между коммуникацией и осознанием ими социального контакта. При переходе этой грани конкуренция становится конфликтом, а борющиеся между собой индивиды или группы превращаются в соперников или врагов. Объект, из-за которого ведется борьба, также меняется. «Конкуренция, — пишет Р. Парк, — определяет позицию личности в территориальной общности, конфликт же обозначает ее место в обществе. Пространственное положение, позиция экономической взаимозависимости — таковы черты территориальной общности. Статус, субординация и супер-ординация — таковы черты, характеризующие общество»[4]. Таким образом, конфликт, по мнению Р. Парка, является наиболее общим процессом социального взаимодействия. Именно благодаря возникновению конфликтов, их разрешению, а затем и возникновению новых конфликтов, требующих новых подходов к их устранению, «территориальная общность преобразуется в общество». Конфликт приобретает в этой концепции значение важнейшей детерминанты социально-политического развития, уступая свою роль в экономической сфере общества процессу конкуренции. В отличие от социологов и философов психологи, объясняя конфликтное поведение человека, ставили его в зависимость от психологических факторов, что сделало конфликтологию в конце XIX — первой половине XX в. специфической интегративной отраслью знания. В рамках психоаналитической концепции, разработанной З. Фрейдом, его учениками и последователями К. Юнгом, А. Адлером и К. Хорни, основным объектом теоретического анализа и клинической деятельности в психологии и психиатрии стали внут- риличностные конфликты. Основатель психоанализа З. Фрейд отмечал: «Человек страдает от конфликта между требованиями влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них, и мы ни на миг не забывали об этой сопротивляющейся, отклоняющей, вытесняющей инстанции, которая обладает своими особыми силами, стремлениями Я»[5]. Основой внутриличностного конфликта, по его мнению, является рассогласование функций трех основных составляющих психологической структуры личности. В их числе: 1) Оно {Ид) — локализовано в бессознательном (исходные инстинкты и влечения — питание, сексуальность, избегание опасности и смерти); стремится к немедленному удовлетворению желаний независимо от отношения субъекта к объективной реальности и является абсолютно алогичным и аморальным; 2) Я (Эго) — сознание и самосознание личности как функции восприятия, оценки и понимания внешнего мира и приспособления к нему в соответствии с принципами реальности и рациональности; 3) Сверх-Я (Суперэго) — высшая инстанция в структуре личности, которая формируется в процессе усвоения норм и ценностей культуры, выполняет роль внутреннего цензора и руководствуется принципами совести и долга, требованиями морали. В случае когда между любыми из этих трех компонентов личности возникают противоречия, развивается внутриличностный конфликт, приводящий к различным неврозам, к разладу как с внешним миром, так и с самим собой. Ученик З. Фрейда австрийский психолог А. Адлер в отличие от своего учителя отвергал его идею о биосексуальности. В центре его внимания были межличностные отношения. В человеческих отношениях А. Адлер считал главным социальный фактор. Он утверждал, что личность нельзя рассматривать в отрыве от общества, так как человек прежде всего существо социальное. Выдающийся швейцарский психиатр и психолог К. Г. Юнг развил идеи 3. Фрейда и придал им более широкое, не только психоаналитическое, но и социальное содержание. Он подчеркивал, что «человек, наделенный инстинктом самосохранения, с самого начала своего существования находится в борьбе с собственной душой и ее демонизмом»[6]. К. Г. Юнг утверждал, что внутриличностный конфликт реализуется через взаимодействие противоположно направленных тенденций: внешней экстраверсии (преимущественная обращенность личности на объекты окружающего мира), подразумевающей скрываемую интроверсию (преимущественное сосредоточение интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира), видимых проявлений господства мышления и разума — внутреннего преобладания чувств. Непереносимость такого рода конфликтов способна привести сначала к нездоровой сентиментальности, а потом к обострению моральных конфликтов, что логически приводит к ницшеанскому «по ту строну добра и зла». Итак, какую бы сферу жизнедеятельности человека в обществе мы не взяли, везде конфликт имеет собственную автономную динамику, которая обеспечивает развитие и функционирование социальной системы.
Вопросы для самоконтроля и повторения 1. Как оценивал перспективы возникновения и развития конфликтов О. Конт? 2. В чем сущность конфликтологической концепции К. Маркса? 3. Каковы особенности организмических представлений о социальных конфликтах Г. Спенсера и Г. Зиммеля? 4. Какова сущность конфликтологической концепции Э. Дюркгейма? 5. Каковы особенности фрейдистского истолкования конфликтов?
Глава 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА КОНФЛИКТА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Развитие любого общества, любой социальной общности или группы и даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который не всегда протекает гладко и нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что различные люди занимают разные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют разные цели, а потому, стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом. Индивиды, социальные группы и даже страны ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, удовлетворить свои интересы, стремятся изменить его взгляды, представления, оценки, позиции. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение. Примером такой ситуации могут служить слухи о сокращении штата в организации. Расхождение ценностей и целей сотрудников с целями организации является существенной причиной для развития споров. Для понимания сущности того или иного социального явления или процесса прежде всего необходимо выяснить этимологию слова, которым оно обозначается. Рассмотрим этимологию латинского слова «conflictus». Оно состоит из приставки «соп», означающей с, вместе с кем-либо, против кого-либо, одновременно, а также глагола «flictus» («fligo»), который переводится как ударять, толкать, сталкивать. Таким образом, можно трактовать конфликт как столкновение, спор, борьбу, противостояние. Такая трактовка изучаемого понятия неизбежно приводит к выводу, что в основе возникновения конфликта как специфического социального феномена лежат объективно существующие противоречия между отдельными индивидами, их группами, государствами и т. д. Коммуникативные, или поведенческие, проявления, не соответствующие ожиданиям окружающих, а также противоречия, связанные с вопросами собственности, социального статуса, властных полномочий, ответственности и т. д., делают конфликт неизбежным. И если при наличии стольких объективных причин застраховаться от конфликта нельзя, то научиться управлять им не только можно, но и крайне необходимо. С точки зрения современной науки конфликт как явление выполняет важные функции в психической жизни человека. Наиболее определенно об этом заявляет гуманистическая психология. Психоаналитическое понимание природы человека предполагает, что на протяжении всей своей жизни человек постоянно стремится к ослаблению, уменьшению конфликта. Представители гуманистической психологии считают, что полное устранение конфликтов из жизни человека приведет к застою, а потому психологи видят свою задачу не в избавлении от конфликтов, а в превращении деструктивных конфликтов в конструктивные, так как внутренняя напряженность личности свидетельствует о непрерывной работе духовного начала. Гуманистическая модель человека строится на четырех основных принципах гуманистической психологии: принципе целостности личности, принципе позитивности человеческой природы, принципе развития и принципе активности. Согласно принципу целостности «Я» создает уникальный характер переживаний человека, который зависит от целостности личности и определяет его взаимодействие с внешним миром. С точки зрения принципа позитивности человек от природы конструктивен, в состоянии решить свои проблемы самостоятельно. Принцип развития подчеркивает потребность человека в реализации потенций, заложенных в нем. Эти принципы полностью совпадают с профессиональными целями работников социальных служб. Задачи социального работника созвучны идеям гуманистической психологии: творческий потенциал человека должен быть реализован в полной мере и во благо общества. И наконец, принцип активности предполагает, что индивид стремится быть самодостаточным и активным.
2. 1. Значение социальной напряженности и конфликта в социальной работе Прогноз возможностей оптимизации конфликтного потенциала общества, нарастающего по мере возникновения и усиления напряженности в основных сферах его жизни, а также разработка мер по его контролю и снижению предполагают выявление и анализ той совокупности механизмов социального регулирования, которыми располагают функционирующие, становящиеся и отживающие социальные институты, общности. Разрешение конфликта на основе регулирования и локализации социальной напряженности предполагает изучение не только состава и структуры социальных явлений, но и их источников, процессов их становления, взаимопревращения, последовательности и соотнесенности в социальном пространстве. Базовыми понятиями для осмысления природы и сущности конфликта являются: категория борьбы, противоборства, выражающая особое состояние взаимоотношений социальных субъектов в конфликтной ситуации, и категория противоречия, выражающая объективное основание, на котором разворачивается конфликтный процесс. На основе их анализа процесс перехода от определяющего возникновение конфликтной ситуации объективного противоречия к отношению противоборства конфликтующих субъектов идет через осознание данного противоречия самими субъектами как сторонами возникшего противоречивого отношения. В определенном смысле конфликт — это осознанное противоречие. Реальными носителями социальных конфликтов, как и любых социальных процессов и изменений, являются социальные субъекты. В качестве основы любого носителя конфликта выступает порождаемая обстоятельствами неудовлетворенность его субъектов-носителей. Поэтому именно неудовлетворенность представляет собой социальный феномен, в пространстве которого происходит трансформация объективного противоречия в его осознание социальными субъектами. Она может рассматриваться и как своеобразная точка отсчета этого процесса. Трансформация неудовлетворенности в субъектно-субъектное отношение позволяет рассматривать ее как специфическое явление социальной действительности — социальную напряженность. Конфликт, как показано выше, по своей природе субъективен, поскольку возникает в ходе осознания социальными субъектами своих интересов и целей. Будучи осознанным, он может быть разрешен только сознательными, субъективными усилиями сторон. В связи с этим темпы процесса осознания, объективно различные у разных сторон потенциального конфликта, определяют различные уровни социальной напряженности. С точки зрения возможностей практического контроля за нарастанием конфликтного потенциала в обществе и выработки действенных мер как по его снижению, так и по предупреждению работниками социальных служб большую роль играет выделение основных этапов формирования и развития социальной напряженности, а также оценка данных этапов с позиций этой, по существу, важнейшей, основополагающей задачи. Согласно П. И. Куконкову, этот процесс включает следующие этапы: - усиление неудовлетворенности различных социальных субъектов условиями жизнедеятельности; - обнаружение причинно-следственной связи между характером объекта неудовлетворенности и деятельностью других социальных субъектов, вызывающее социальную напряженность; - усиление социальной напряженности, трансформирующейся в конфликтный потенциал; - аккумулирование конфликтного потенциала и его переход в открытый социальный конфликт. В рамках становления и развития социальной напряженности сохраняется возможность не только прогнозирования и управления социальным конфликтом, но и выявления факторов снижения конфликтогенной активности, нейтрализации конфронтационно- го сознания и поведения, способных превращать любой элемент социальной неудовлетворенности в открытый социальный конфликт. Известный ростовский конфликтолог Ю. Г. Запрудский, определяя этап формирования социальной напряженности как предконфликтную ситуацию, также рассматривает его как наиболее благоприятный момент для вмешательства по преодолению конфликта. Действительно на этом этапе в силу достаточной продолжительности латентного характера и относительно спокойного состояния происходящих конфликтогенных процессов, участники которых сознательно выражают свои претензии, интересы и позиции, но еще не переживают вместе с тем острой неприязни и открытой враждебности по отношению друг к другу, обеспечивается возможность не только достаточно точно отслеживать и прогнозировать характер и последствия развертывающегося конфликта, но и решать вопрос о его основательности, значимости, глубине и массовости. Также на этапе формирования социальной напряженности можно найти средства и способы, позволяющие избежать негативное развертывание конфликта в открытой, тем более насильственной форме на основе достижения компромисса или полного консенсуса начавшими испытывать и нагнетать социальное напряжение сторонами. Отечественной наукой выделяются показатели социальной напряженности, которые можно объединить в следующие блоки и группы. 1. Показатели социальной депривации или фрустрации как выражения состояния и уровня неудовлетворенности существующими условиями жизни, подавленности основных жизненных потребностей и интересов. Они фиксируются главным образом с помощью оценок жизни, ее качества и уровня (приемлемые и неприемлемые, терпимые и нетерпимые, высокие и низкие и т. п. ). 2. Показатели социальной идентификации, выражаемые через осознание людьми своей принадлежности к определенным общественным группам, деление тех, кто с ними взаимодействует на той или иной почве, на «своих» и «чужих», а также через выявление уровня толерантности, терпимости по отношению к позициям и действиям «несвоих». 3. Показатели готовности к протестным действиям, выражаемые прежде всего через личную настроенность на защиту собственных интересов, а также на открытое выступление против устремлений и действий представителей социальных органов и институтов различных уровней: властных и силовых структур, местного самоуправления, администрации производственных предприятий и т. п. 4. Характеристика уже предпринятых или лишь намечаемых конфликтных действий как не только мотивируемых всеми выше названными показателями, но и дающих дополнительные важные представления об особенностях этой мотивации, ее состоянии, выраженности и осознанности. Как следует из краткого анализа, большинство используемых исследователями методик пока нацелено на выявление особенностей и уровня социальной напряженности главным образом через ее явные признаки. С точки зрения В. И. Тепечина, латентными признаками социальной напряженности, связанными с происходящими в настоящее время изменениями качества и уровня жизни российского населения, можно было бы считать следующие: ожидание большинством населения консервации или ухудшения своего нынешнего тяжелого положения; озабоченность определенной части взрослого населения России невозможностью для их детей получить хорошее образование; нарастание у определенной части населения страха нищеты в старости; недовольство части населения региональной дифференциацией уровня и качества жизни; болезненное восприятие частью населения смены социального статуса и т. п. Однако выявить эти признаки непросто, но делать это необходимо. Современные социальные работники достаточно широко используют различные конфликтологические техники в связи с их практической ориентированностью на помощь клиентам (субъектам) в условиях социальной напряженности. Оптимальное решение проблем клиента реализуется в повышении его готовности к переменам, в нахождении внутренних и внешних ресурсов, в изменении мотивации. Конфликт помогает выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных отношений. Он является своеобразным катализатором формирования, становления личности человека. К примеру, с точки зрения Л. Козера, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разрядить и снять напряженность между антагонистами. Кроме того, конфликт выполняет «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции: объединяя людей общностью ситуации, он позволяет им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия. Конфликты оказывают влияние и на социальное поле, в рамках которого развиваются: они способствуют интеграции, реализации позитивных изменений и нововведений, уменьшению враждебности и ослаблению напряжения, выполняют сигнальную функцию, привлекая внимание к необходимости изменений. Позитивная функция конфликта состоит в его способности сдерживать конфронтацию. Подчеркивая эту особенность, Л. Козер опирается на так называемый «зиммелевский парадокс», смысл которого заключается в том, что противостояние сторон, возникающее в результате конфликта, заставляет «противников» оценить шансы на победу и соизмерить свои силы. Если прогнозируемые шансы на победу невелики, а потери могут оказаться значительными, то состояние конфликтного противостояния может удерживать стороны от прямой борьбы и обострения ситуации, т. е. являться средством сдерживания конфликта. Примеры, наглядно иллюстрирующие «зиммелевский парадокс», часто встречаются в практике международных отношений, когда усиление противостояния, взаимная демонстрация собственной силы и решимости заставляют стороны (или одну из них) в последний момент пойти на уступки и избежать тем самым перехода конфликта в более острую форму, например вооруженного столкновения. Главная позитивная функция конфликта состоит в том, что будучи формой противоречия, он является источником развития. Например, в ряде исследований, основанных на идеях Ж. Пиаже и представителей его школы, показано, что социокогнитивные конфликты могут быть источником интеллектуального развития детей. Под социокогнитивным конфликтом понимается ситуация, когда индивиды имеют различные точки зрения, но мотивированы на достижение совместного решения. Чем значимее для участников ситуации этот конфликт, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие. Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях, включая и возможные конкурентные процессы, как источнике развития группы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей. Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни, так как они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений. Психологи выявили важную позитивную функцию конфликта, которую Л. Козер называет коммуникативно-информационной. Во время конфликта люди могут выйти на новый уровень отношений. Момент прорыва, когда сторонам нечего терять, когда они пытаются достучаться друг до друга, может стать последней возможностью достижения взаимопонимания. Часто в период конфликтного взаимодействия люди становятся более искренними и выражают свои скрытые, иногда даже ими самими не осознанные мысли и желания. Социологи чикагской школы в связи с этим называют конфликт «возможностью разговора начистоту». Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, целенаправленно используется в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей. Педагог рекомендовал разрешать конфликт методом «взрыва», т. е. путем доведения конфликта до предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, а необходимо кардинально решить вопрос. Этот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса используется и в психотерапии. Наличие потенциальных позитивных возможностей конфликта не исключает его вероятной деструктивной роли в жизни индивида. К позитивным функциям конфликта можно отнести: - информационно-сигнальную функцию, демонстрирующую наличие полей напряжения, рассогласования, выявляющую реальный потенциал субъектов, необходимость в глубинных преобразованиях системы; - объединяющую функцию. Конфликт в данном случае выступает как способ сплочения группы, восстановления ее внутреннего единства в том случае, если велика вероятность вражды и антагонизма членов группы. Конфликт может способствовать снижению уровня социальной изоляции или объединению таких индивидов и групп, которых в противном случае не связывали бы никакие иные отношения, кроме обоюдной ненависти. По мнению Л. Козера, эта функция является положительной, если социальные конфликты затрагивают только цели, ценности и интересы, которые не противоречат основам внутригрупповых отношений; - функцию оптимизации межличностных отношений. Конфликт может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, способствовать восстановлению оптимального равновесия во взаимоотношениях; - функцию стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений. Эта функция характерна только для конфликтов в свободно структурированных группах и открытых обществах; - инновационную функцию. Конфликт в данном случае выступает как средство активизации социальной жизни, способствует разрешению противоречия, обеспечивает переход к новому состоянию, установлению новой системы отношений, появлению новых социальных норм и обновлению имеющихся, обеспечивающих существование субъектов конфликта в новых условиях. Это позволяет структурировать более широкое социальное окружение, определить положение разных групп внутри системы и распределить позиции власти между ними; - функцию социализации. Конфликты, особенно межличностные, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения, становления, социализации личности, формирования ее активной позиции при взаимодействии с окружающими, а также источником развития личности, межличностных отношений. К негативным функциям конфликта можно отнести: - функцию разрушения, уничтожения полного или частичного (отдельных элементов) социальных систем, организаций и сформировавшейся системы коммуникаций, изоляции либо подавления субъектов конфликта; - функцию негативного воздействия на психическое состояние участников, вызывающего стресс, социальную пассивность; - функцию деформации отношений между субъектами, системами, нарушения стабильности и интеграции, ослабления ценно- стно-ориентационного единства группы, снижающую групповую сплоченность; - функцию истощения материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций. Современными специалистами в области конфликтов отмечается, что разделение функций конфликта на однозначно позитивные и однозначно негативные в реальности часто затруднено. Подавляющее большинство реальных конфликтов, с которыми приходится иметь дело социальным работникам, выполняют одновременно как конструктивные, так и деструктивные функции. Доминирование одной из них может зависеть, например, от стадии развития конфликта (по мере развития конфликта возрастает опасность увеличения его деструктивного потенциала), интересов сторон (одна сторона ориентирована на разрешение проблемы, другая — на эскалацию конфликта), особенностей процесса разрешения конфликта и т. д. По мнению Ю. В. Растова, конструктивная роль конфликта на одном уровне социальной реальности (выражающаяся, скажем, в консолидации какой-либо другой группы) может дополняться его деструктивной значимостью на другом уровне (раскол более широкой общности на консолидированные группы) и наоборот. Конфликт как особое состояние взаимодействия возникает в процессе межличностного общения. Большинство подходов при всех различиях между ними фактически сходятся в признании объективно-субъективной природы возникновения конфликтов. Лишь в самых ранних описаниях и исследованиях конфликта допускалось его возникновение, образно говоря, «без участия человека». К такого рода исключениям относится, в частности, психоаналитическое представление о бессознательных конфликтах, обусловленных законами «существования» психики, над которыми человек не властен, а также эксперименты А. Лурия и Н. Миллера по созданию конфликта извне. К. Левин, выводивший конфликт из актуальной жизненной ситуации индивида, характеризовал его как воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины. Данные силы — это характеристики внешней ситуации, воздействие которых является результатом субъективного восприятия индивидом своей собственной ситуации. Для М. Дейча конфликт является следствием объективного противоречия между интересами, однако решающее условие вступления в конфликт — перцепция несовместимости. Психологической реальностью конфликт становится только в том случае, если он воспринят как конфликт. С точки зрения В. С. Мерлина, конфликт возникает только при определенных условиях. К внешним условиям его возникновения относится невозможность удовлетворения мотивов или отношений личности. Однако внешние условия ведут к возникновению конфликта только в том случае, если имеются внутренние условия развития конфликта, если возникают противоречия между мотивами, отношениями или между возможностями и стремлениями. Необходимое дополнение — субъективная неразрешимость ситуации (т. е. определенная субъективная ее оценка индивидом). Таким образом, возникновению конфликта неизбежно предшествует субъективное отражение характеристик социального взаимодействия. Восприятие ситуации как конфликтной «делает» конфликт: «запускает» необходимость реагирования субъекта в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия (или ухода от него) и его последующего развития. Субъективность в происхождении конфликта проявляется в невозможности однозначно связать его возникновение с определенным набором объективных факторов. С другой стороны, наличие целого ряда объективно конфликтогенных факторов может и не привести к возникновению конфликта. Конфликтогены — обстоятельства, слова и действия, которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния. В табл. 1 представлении типы конфликтогенов, наиболее часто встречающиеся в отношениях между индивидами. Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов. Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ). Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, в отношении которой применен конф- ликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, т. е. нарастания. Таблица №1
|
|||
|