|
|||
«Твердый» масон Д.П.Рунич. 4 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 При ближайшем рассмотрении масонские взгляды Д. П. Рунича были вполне типичны для представителей этого религиозно-политического течения. Современное ему масонство Д. П. Рунич делил на «истинное» и «ложное». «Истинное масонство было школой и руководством для мирян и всех светских сословий, покуда люди и начальство не примешали к главной цели возрождение чуждых видов. По Мальтийскому и Родосскому орденам видно, как они превратились в чисто воинские, под управлением политики и торговли». [216] В другом своем сочинении Д. П. Рунич развивал свою идею, перенося ее на Россию. Он писал, что при Екатерине общество Новикова хотело через масонство сблизить христианство с «Вольтером и европейскими революциями», но М. М. Сперанский «уничтожил» этот план, «внедрив в России философию вольнодумной Европы». [217] Д. П. Рунич считал, что после Французской революции масонство в Европе исказилось, но при этом остались ложи, следовавшие древней традиции. Истинное масонство, по мнению Д. П. Рунича, имело свои истоки в самой глубокой дохристианской древности, «времени иудейского царя Соломона, ибо сохранившееся в нем аллегории и собственные имена, название и формы на это указывают». «Истинное масонство распространяет евангельское христианство словом и делом; знает и творение и натуру лучше мнимых философов и университетов» - писал Д. П. Рунич. [218] Главным источником масонства Д. П. Рунич называл Пятикнижие Моисея и указывал, что от евреев истинные знания перешли к христианам. В Европе первые ложи появились в Шотландии, а в Россию масонство попало при Петре I. [219] Заявление Д. П. Рунича о том, что «истинное» масонство внедряло в обществе христианские доктрины, носило чисто декларативный характер. Масонские воззрения Д. П. Рунича были вполне традиционны: масонство является хранителем истинного знания, пришедшего из глубокой древности – Соломона и Моисея, а христианство является составной частью масонской доктрины и вторично по отношению к масонству. О том, что масонские взгляды Д. П. Рунича далеко не соответствовали христианской вере, будет видно из дальнейшего обзора его религиозных взглядов. К концу жизни Д. П. Рунич, благодаря самообразованию, получил весьма солидные знания в религиозной области. Представление о богатстве его библиотеки дает «Реестр книгам Рунича в кабинете, ящик № 2» (31 июня 1826 года). Там значатся: «Новый Завет», «Псалтырь», «Молитослов», «Подражание Иисусу Христу», «Таинство креста», «Наука чисел», «Победная повесть», «Ключ к таинствам натуры», «Рассуждения о важнейших предметах жизни христианина», «Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению духа Христова», «Отрывки из сочинений Эккартсгаузена», «Рассуждения о нетлении и сожжении всех вещей», «Угроз Световостоков», «Истина во свете откровений и натуры», «Важнейшие иероглифы», «Наставления ищущему премудрости», «Облако над святилищем», «О древних мистериях» и т. д. (всего 64 наименования на разных языках). [220] Все это многообразие отразилось в его сочинениях и записках. В своем труде «Ход искупления во времени» (1854 год), находящегося в сборнике масонских бумаг, Д. П. Рунич демонстрировал хорошее знание христианской догматики. «Учение и обрядное богослужение ведут человека к знанию, через религию, откровений и тайн Божьих, сперва, к уразумлению их – а потом, к доверию им, и, наконец к живой вере в Спасителя и искупителя человеков Иисуса Христа Сына Божия». Крещение уничтожило проклятье лежавшее на человечестве за преступление Адама. Живая вера привлекает к человеку дух Христов и соединяет его с ним, через таинство причастия – писал он. [221] Там же приводилось сомнительное по догматической ценности, но часто упоминаемое утверждение о том, что человек был призван занять рядом с Богом место принадлежавшее падшим ангелам. [222] Среди сочинений Д. П. Рунича находится «Краткое историко-хронологическое обозрение праздников в воспоминание воплощения и пребывания на Земле Спасителя нашего Иисуса Христа, установленных Восточной православной церковью для светских людей, которым круг церковный неизвестен» (1855 год). [223] К каждому церковному празднику, связанному с жизнью Иисуса Христа, Д. П. Рунич приводил короткую молитву и давал свои комментарии к событию, которому посвящен праздник. К современной ему Русской православной церкви Д. П. Рунич относился критически. Основываясь, как на христианском учении о грехопадении человека, так и на масонских преданиях о постепенной утрате человечеством истинных знаний переданных Богом Адаму, Д. П. Рунич считал современную ему церковь несовершенной. Русскую православную церковь он считал лишь одним из этапов к «Истинной Церкви Христовой». Д. П. Руничем была составлена структура развития христианских церквей во времени: 1-я церковь – глава Иисус Христос; 2-я церковь – во главе с апостолами; 3-я церковь – Всемирная апостольская, главы епископы; 4-я церковь – главы патриархи; 5-я церковь - глава Папа; 6-я церковь – протестантская Вальдес, Лютер; 7-я церковь – глава Кальвин; 8-я церковь – «Едино стадо, един пастырь». [224] Соответственно истинными церквами были первые от Иисуса Христа и последняя. Идеальное церковное устройство христиан Д. П. Рунич находил в сектах Гернгутеров и Гуситов, считавших себя приемниками древних христиан. В своем сочинении «Видимый мир», написанном в 1858 году, Д. П. Рунич замечал, что «ни один из русских царей до Александра I не думал о введении в России действительно христианского быта, как у гуситов». [225] Причины упадка русской церкви Д. П. Рунич видел в подчинении ее государству. В своем сочинении «Россия от 1633 до 1854 года. Взгляд на древний и новый ее быт» он писал: «Везде, где христианство не имеет единственною своей целью возрождение человека для вечности, а употребляет его, как средство только к обузданию людей, при постоянном их естественном стремлении ко злу, там оно производит искажением его оснований больше зла, чем пользы». [226] В соответствии с этим Д. П. Рунич критически относился и к православному клиру, считая его служение формальным. Д. П. Рунич считал, что достигнуть спасения человек может и вне церкви. «Доколе христианство будет заключаться в веровании и богослужении только, Евангелие и Кровь Иисусова не произведут действительного обновления» - писал он. [227]
Биография Д. П. Рунича весьма характерна для представителей «просвещенного» российского дворянства начала XIX века. Ориентируясь на Европу, российскую действительность своего времени, они считали «ветхой» и «отсталой». С тех же позиций оценивались Русская православная церковь и клир. Учение преподаваемое в масонских ложах, пропаганда Библейского общества, религиозные произведения европейских авторов пытались убедить россиян в том, что близится Второе Пришествие Иисуса Христа и в преддверии его религиозные учреждения должны быть «обновлены». В личной жизни и религиозной практике предлагалось вернуться к мистическому опыту первых христиан, а для общения с Богом отказаться от посредничества клира. Привыкшие еще с петровских времен ровняться на Запад, многие представители высших классов российского общества благосклонно воспринимали эти идеи. Попытки «обновления» Русской православной церкви неоднократно предпринимались в царствование Александра I. Не получив должного религиозного образования, Д. П. Рунич в ранней молодости попал под влияние масонов. Ему внушили, что в масонских ложах занимаются истинным служением Богу. Эту веру Д. П. Рунич пронес через всю свою жизнь. Оставаясь членом Русской православной церкви лишь формально, он не имел твердых религиозных взглядов и в вере покорно следовал новым тенденциям. Поменяв ложу «Умирающий сфинкс» на общество Н. И. Новикова Д. П. Рунич, так же легко, предпочел ему Библейское общество, тем более, что это сулило быстрый карьерный рост. Став чиновником Министерства духовных дел и народного просвещения, он рьяно проводил в жизнь идеологию Библейского общества. Когда при Николае I религиозная политика изменилась, Д. П. Рунич попытался переориентироваться, но доверия у властей он не вызывал. Религиозные взгляды Д. П. Рунича существенно повлияли на его карьеру. Протекция масонов помогла ему стать заместителем директора почт Москвы. «Христианские правила» привели Д. П. Рунича в Министерство духовных дел и народного просвещения. Ими он руководствовался проводя «чистку» С. -Петербургского университета. Из-за подозрений в религиозной неблагонадежности Д. П. Руничу пришлось остаться не у дел в царствование Николая I. Надо отметить, что в целом Д. П. Рунич был образцовым чиновником и законопослушным подданным. Когда в 1810 году правительство проявило недоверие к масонским ложам, он прекратил посещать заседания лож. Когда высшая власть начала внедрять в России Библейское общество, он стал его активным членом. В Главном правлении училищ Д. П. Рунич твердо придерживался политической линии А. Н. Голицына. Подобно многим видным политическим деятелям первой половины XIX века (А. Н. Голицыну, М. М. Сперанскому, А. А. Аракчееву, митрополиту Филарету, архимандриту Фотию) Д. П. Рунич стал жертвой религиозных экспериментов Александра I. Неоднократные смены политической линии в первой четверти XIX века привели к ожесточенной борьбе в религиозной сфере партий «либералов» и «консерваторов». Часть лиц принимавших участие в этом противостоянии оказалась необходима высшей власти и они были привлечены Николаем I к государственной деятельности. Некоторые, подобно А. А. Аракчееву, Фотию и Д. П. Руничу, оказались «выброшенными за борт», и уже не участвовали в политической жизни.
[1] Титов А. Автобиографические записки Д. П. Рунича. Ярославль, 1909. С. 2. [2] Рунич Д. П. Видимый мир// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 71. Л. 1. [3] Там же. Л. 5. [4] Там же. Л. 20. [5] Титов А. Автобиографические записки Д. П. Рунича. Ярославль, 1909. С. 6. [6] Письма И. В. Лопухина к Д. П. Руничу// Русский архив. 1870. С. 1216. Примечания. [7] Серков А. И. История русского масонства XIX века. СПб. 2000. С. 48. [8] Соколовская Т. О. Раннее александровское масонство// Масонство в его прошлом и настоящем. М. 1991. Т. 2. С. 154-155. [9] Серков А. И. История русского масонства XIX века. СПб. 2000. С. 49. [10] Титов А. Автобиографические записки Д. П. Рунича. Ярославль, 1909. С. 6, 10. [11] Протоколы ложи «Умирающей сфинкс»// РНБ. ОР. ОФРК. F III. № 68. 27 мая 1816. [12] Протоколы ложи «Умирающей сфинкс»// РНБ. ОР. ОФРК. F III. № 67. Л. 2. [13] Там же. Л. 4. [14] Там же. Л. 5. [15] Там же. [16] Протоколы ложи «Умирающей сфинкс»// РНБ. ОР. ОФРК. F III. № 68. 17 мая 1816. [17] Там же. 23 августа 1817. [18] Там же. 16 сентября 1816. [19] Там же. [20] Там же. 23 августа 1817. [21] Протоколы ложи «Умирающей сфинкс»// РНБ. ОР. ОФРК. F III. № 66. 1 марта 1821. [22] Азизова Е. Н. Государственная и общественно-политическая деятельность Д. П. Рунича// Консерватизм в России и мере. Воронеж, 2004. Ч. 1. С. 147. [23] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 22. Л. 14. [24] Серков А. И. Русские масоны 1731-2000. М. 2001. Л. 1107. [25] Там же. Л. 1108. [26] Записки Д. П. Рунича// Русское обозрение. 1890. № 8. С. 244. [27] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 22. Л. 26, 33. [28] Письма А. Г. Черевина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 46. Л. 1. [29] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 22. Л. 18. [30] Письма А. Г. Черевина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 46. Л. 5. [31] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 22. Л. 25. [32] Там же. Л. 27. [33] Там же. Л. 25. [34] Там же. Л. 39. [35] Эккартсгаузен Наставления мудрого испытанным другом; Химическая философия// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 124, 125. [36] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 22. Л. 27. [37] Там же. Л. 35. [38] Там же. Л. 53. [39] Азизова Е. Н. Государственная и общественно-политическая деятельность Д. П. Рунича// Консерватизм в России и мере. Воронеж, 2004. Ч. 1. С. 147. [40] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 22. Л. 25. [41] Там же. Л. 27. [42] Там же. Л. 35. [43] Письма Н. И. Новикова к Д. П. Руничу// Русский архив. 1871. С. 1014-1022. [44] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 22. Л. 35. [45] Там же. Л. 46. [46] Там же. Л. 52. [47] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 23. Л. 24. [48] Там же. Л. 1. [49] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 24. Л. 70. [50] Серков А. И. История русского масонства XIX века. СПб. 2000. С. 59-62. [51] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 22. Л. 9. [52] Там же. Л. 19-20. [53] Серков А. И. Русские масоны 1731-2000. М. 2001. Л. 1051. [54] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 24. Л. 19. [55] Там же. Л. 13. [56] Там же. Л. 18. [57] Там же. Л. 13. [58] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 24. Л. 20. [59] Письма А. Г. Черевина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 46. Л. 20. [60] Там же. [61] Там же. Л. 13. [62] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 24. Л. 215. [63] Видимы мир// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 71. Л. 5. [64] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 23. Л. 23. [65] Кемпийский Ф. Подражание Иисусу Христу// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 135. [66] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 23. Л. 28. [67] Опыт евангельского свода на немецком языке// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 80. [68] Мысли о небе// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 31, 127. [69] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 23. Л. 105-106. [70] Серков А. И. История русского масонства XIX века. СПб. 2000. С. 63-65. [71] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 24. Л. 65. [72] Там же. [73] Серков А. И. Русские масоны 1731-2000. М. 2001. С. 1107. [74] Письма Д. П. Рукнича к А. Ф. Лабзину// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 2. Д. 562. Л. 55-56. [75] Там же. Л. 62. [76] Серков А. И. Русские масоны 1731-2000. М. 2001. С. 1107. [77] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 26. Л. 99. [78] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 25. Л. 216. [79] Письма Н. И. Новикова к Д. П. Руничу// Русский архив. 1871. С. 1022. [80] Письма А. Г. Черевина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 46. Л. 20. [81] Там же. Л. 23. [82] Там же. Л. 18. [83] Там же. Л. 23. [84] Письма Д. П. Рукнича к А. Ф. Лабзину// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 2. Д. 562. Л. 66, 82, 90. [85] Письма А. Г. Черевина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 46. Л. 75. [86] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 25. Л. 114. [87] Там же. Л. 117. [88] Там же. Л. 138. [89] Там же. Л. 132. [90] Там же. Л. 134. [91] Об учреждении в Петербурге Библейского Общества// РГИА. Ф. 808. Оп. 1. Д. 311. [92] ПСЗ. Т. XXII. № 24. 944. [93] Проект учреждения в Петербурге Библейского Общества// РГИА. Ф. 808. Оп. 1. Д. 311. Л. 10. [94] О библейских обществах и учреждении такового же в Санкт Петербурге. СПб. 1813. С. 45-50. [95] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 25. Л. 131. [96] Там же. Л. 115. [97] Письма О. П. Козодавлева к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 21. Л. 2. [98] Письма В. М. Попова к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 37. Л. 1-18. [99] Там же. Л. 19. [100] Письма В. М. Попова к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 37. Л. 131. [101] Письма О. П. Козодавлева к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 21. Л. 11. [102] Письма В. М. Попова к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 37. Л. 21-23. [103] Там же. Л. 33. [104] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 25. Л. 149. [105] Там же. Л. 188. [106] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 26. Л. 3. [107] Там же. Л. 36, 42. [108] Азизова Е. Н. Государственная и общественно-политическая деятельность Д. П. Рунича// Консерватизм в России и мере. Воронеж, 2004. Ч. 1. С. 149. [109] Корсаков В. Рунич Д. П. // Русский биографический словарь. Пг. 1918. Т. 17. С. 594. [110] Рунич Д. П. Дружеский совет всем тем, до кого сие касается. М. 1813. С. 10. [111] Там же. С. 26. [112] Письма И. В. Лопухина к Д. П. Руничу// Русский архив. 1870. С. 1223. [113] Рунич Д. П. Дружеский совет всем тем, до кого сие касается может. М. 1813. С. 28. [114] Письма И. В. Лопухина к Д. П. Руничу// Русский архив. 1870. С. 1218-1219. [115] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 25. Л. 199. [116] Там же. Л. 220. [117] Письма И. В. Лопухина к Д. П. Руничу// Русский архив. 1870. С. 1223. [118] Письма В. М. Попова к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 37. Л. 44. [119] Там же. Л. 58, 66. [120] Официальное письмо А. Н. Голицына к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 14. Л. 1. [121] Письма О. П. Козодавлева к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 21. Л. 24. [122] Там же. Л. 250. [123] Письма В. М. Попова к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 37. Л. 112. [124] Письма различных лиц к Д. П. Руничу// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 170. Л. 51. [125] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 25. Л. 216. [126] Там же. Л. 238. [127] Речь Д. П. Рунича в Генеральном собрании Московского комитета Российского библейского общества// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 34. С. 1-2. [128] Там же С. 8. [129] Там же. С. 10. [130] Письма В. М. Попова к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 38. Л. 19. [131] Там же. Л. 53. [132] Там же. Л. 9. [133] Там же. Л. 15. [134] Письма О. П. Козодавлева к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 21. Л. 47, 64, 76-77. [135] Корсаков В. Рунич Д. П. // Русский биографический словарь. Пг. 1918. Т. 17. С. 594. [136] Письма О. П. Козодавлева к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 21. Л. 75. [137] Письма Н. Жулковского к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 16. Л. 20-21. [138] Письма О. П. Козодавлева к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 21. Л. 78. [139] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 26. Л. 96. [140] Дух христианства// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 37. [141] Философия// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 38. [142] Поучения или слова Святого Дмитрия Ростовского и Ярославского, говоренные в разное время; Творения Дмитрия Ростовского// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 157, 158. [143] Титов А. Автобиографические записки Д. П. Рунича. Ярославль, 1909. С. 13. [144] Письма О. П. Козодавлева к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 21. Л. 83. [145] Там же. Л. 85. [146] Письма В. М. Попова к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 38. Л. 83. [147] Черновые записки Д. П. Рунича// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 4. Л. 10. [148] Письма В. М. Попова к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 38. Л. 85. [149] Там же. Л. 86. [150] Письма Д. П. Рунича к В. М. Попову// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 577. Л. 22. [151] Письмо Д. П. Руничу к В. М. Попову// Русская старина. 1898. Т. 95. С. 392-393. [152] Письма В. М. Попова к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 38. Л. 87. [153] Там же. Л. 88. [154] Там же. Л. 90. [155] Там же. Л. 92. [156] Бумаги Голицына// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 2. Д. 95. Л. 73. [157] Там же. Л. 75. [158] Там же. Л. 77. [159] Рунич Д. П. Видимый мир// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 71. Л. 21. [160] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 26. Л. 88. [161] Письма Д. П. Рунича к А. Ф. Лабзину// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 2. Д. 562. Л. 156. [162] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 26. Л. 99. [163] Там же. Л. 100. [164] Отчет Императорской публичной библиотеки за 1869 год. СПб. 1870. С. 17-18. [165] Письма А. Ф. Лабзина к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 26. Л. 107. [166] Черновые записки Д. П. Рунича// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 4. Л. 11. [167] Выписка из журнала Ученого комитета// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 3. Д. 2. Л. 1. [168] Выписки из журнала Ученого комитета// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 3. Д. 2. Л. 27, 30, 38, 47-50, 65, 68, 73. [169] Отзывы о рассмотренных книгах присланные в Ученый комитет Д. П. Руничем// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 3. Д. 27. Л. 5-6. [170] Там же. Л. 9, 56, 58, 62, 30, 11. [171] Рунич Д. П. мнение о книге профессора Куницына Право естественное// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 3. Д. 12. Л. 2. [172] Там же. Л. 9. [173]Отзывы о рассмотренных книгах присланные в Ученый комитет Д. П. Руничем// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 3. Д. 27. Л. 68-70. [174] Там же. Л. 5. [175] Там же. Л. 41. [176] Там же. Л. 13. [177] Там же. Л. 52-53. [178] Рунич Д. П. мнение о книге профессора Куницына Право естественное// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 3. Д. 12. Л. 2-3. [179] Там же. Л. 3-4. [180] Рождественский С. В. Первоначальное образование С. -Петербургского университета. Пг. 1919. С. 40. [181] Бумаги Голицына// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 2. Д. 95. Л. 85. [182] Письма А. Н. Голицына к Д. П. Руничу// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 2. Д. 95. Л. 3. [183] Сухомлинов М. И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. СПб. 1889. Т. 1. С. 259. [184] Азизова Е. Н. Государственная и общественно-политическая деятельность Д. П. Рунича// Консерватизм в России и мере. Воронеж, 2004. Ч. 1. С. 154-155. [185] Титов А. Автобиографические записки Д. П. Рунича. Ярославль, 1909. С. 2-3. [186] Письма А. Н. Голицына к Д. П. Руничу// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 2. Д. 95. Л. 5. [187] Там же. Л. 23-24. [188] Бумаги А. Н. Голицына// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 2. Д. 95. Л. 87, 89-91. [189] Азизова Е. Н. Государственная и общественно-политическая деятельность Д. П. Рунича// Консерватизм в России и мере. Воронеж, 2004. Ч. 1. С. 155-156. [190] Там же. С. 151. [191] Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I. СПб. 2000. С. 170. [192] Корсаков В. Рунич Д. П. // Русский биографический словарь. Пг. 1918. Т. 17. С. 600. [193] Письма В. М. Попова к Д. П. Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 37. Л. 115. [194] Письма А. Н. Голицына к Д. П. Руничу// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 2. Д. 95. Л. 35, 39, 45, 47. [195] Титов А. Автобиографические записки Д. П. Рунича. Ярославль, 1909. С. 4. [196] Там же. С. 4-5. [197] РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 80, 87, 90. [198] Азизова Е. Н. Государственная и общественно-политическая деятельность Д. П. Рунича// Консерватизм в России и мере. Воронеж, 2004. Ч. 1. С. 160. [199] Взгляд на состояние мира при рождении Иисуса Христа// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 48. [200] Там же. Л. 22. [201] Там же. Л. 46. [202] Там же. Л. 97. [203] Там же. Л. 46. [204] Там же. Л. 48. [205] Письмо Д. П. Рунича к С. С. Уварову// Масонские сочинения// РГАЛИ. ОР. Ф. 69. Оп. 1. Д. 9. Л. 54-55. [206] Руководство детям, как стоять при оправлении Божественной литургии и молиться во время оной// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 43. Л. 1. [207] О Восточном и Западном христианстве. О лютеровой и англиканской теориях и прочих христианских сектах// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 63. Л. 1-2. [208] Там же. Л. 4. [209] Записка для А. Н. Муравьева// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 181. Л. 14. [210] Титов А. Автобиографические записки Д. П. Рунича. Ярославль, 1909. С. 5. [211] Рунич Д. П. Видимый мир// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 71. Л. 7-8. [212] Рунич Д. П. Отрывки// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 9. Л. 2-4. [213] Покайтесь, приближается Царство Божие// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 23. [214] Рунич Д. П. Масонские сочинения// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 69. Л. 0. [215] Записки Д. П. Рунича// Русское обозрение. 1890. № 8. С. 247. [216] Рунич Д. П. Отрывки// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 9. Л. 7. [217] Рунич Д. П. Видимый мир// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 71. Л. 5. [218] Титов А. Из бумаг Д. П. Рунича. Ярославль, 1909. С. 8. [219] Рунич Д. П. Масонские сочинения// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 69. Л. 2. [220] Реестр книгам Рунича в кабинете, ящик № 2// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 181. Л. 1-4. [221] Рунич Д. П. Масонские сочинения// РГАЛИ. ОР. Ф. 69. Оп. 1. Д. 9. Л. 2-4. [222] Рунич Д. П. Краткое историко-хронологическое обозрение праздников…// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 63. Л. 22. [223] Рунич Д. П. Краткое историко-хронологическое обозрение праздников…// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 63. [224] Рунич Д. П. Масонские сочинения// РГАЛИ. ОР. Ф. 69. Оп. 1. Д. 9. Л. 25. [225] Рунич Д. П. Видимый мир// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 71. Л. 5. [226] Россия от 1633 до 1854 года. Взгляд на древний и новый ее быт// Из бумаг Д. П. Рунича. Ярославль, 1909. С. 5. [227] Рунич Д. П. Отрывки// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 9. Л. 7.
|
|||
|