|
|||
Юбилей. Послесловие ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Юбилей Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно Во мгле над обрывом безвестные ивы мои! Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра, И лодка моя на речной догнивает мели. И храм старины, удивительный, белоколонный, Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, — Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны, Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!.. Борис читал эти рубцовские строки после хвалебно-поздравительных речей. Читал скорбно, с глубокой тоской в голосе. У меня замерло сердце. На юбилейной выставке собралось много знакомых, друзей, художников. И вдруг — такой диссонанс! Как будто на празднике кто-то неожиданно горько заплакал. «Ночью» — так он назвал одну из картин на выставке. Разрушенный храм. На руинах — сова, крыса, инфернальный кот. Как и на многих других картинах в его творчестве, суждение о жизни зашифровано в метафору. Однако прочитывается она не всегда настолько ясно и понятно, как в этой работе. Часто изобразительный ряд так сложен, что зритель, привыкший лицезреть картины больше для удовольствия, нежели для раздумий, теряется. Здесь «с наскока» ничего не поймешь. Даже классический портрет в его творчестве — редкость. Он чаще будет насыщать изображение человека множеством «сопутствующих» сюжетов. Эта переизбыточность не только в изобразительности, но и в колорите, часто ставит в тупик искусствоведов. Нельзя сказать, что бунтарская юность не оставила следов в его современных работах. Многое, конечно, переосмыслено, но тяга к остроте рисунка, к отрицанию пошлости жизни и политических «оборотней» остались. Ушла сюрреалистическая агрессия, уступив место глубокому сарказму и тонкой иронии. Впрочем, эти качества подмечали и искусствоведы. Про «непостижимость» и «иррациональность» Кучера писал когда-то известный, весьма уважаемый в профессиональных кругах Вячеслав Филиппов. «Тонкую одухотворённость» детских портретов и «мастерство психологической характеристики», а также «чувство юмора и точное понимание специфики материала и пластики в деревянной декоративной скульптуре» весьма высоко ценила нижегородский искусствовед Татьяна Емельянова, к сожалению, тоже рано ушедшая из жизни. Творческий диапазон Кучера очень широк, его манера — загадка. Трудно найти какой-то из «измов» для определения единого стиля. Он разный. Но всегда узнаваемый. Юбилеи вынуждают подводить итоги. Но, видимо, рано. Самые главные работы ещё не написаны. Так считает художник. А вообще — скоро лето! Кучер ещё и неисправимый оптимист. Послесловие «Как создавалась ваша картина? » — самый «ходовой» вопрос журналистов к художникам. Могу сказать уверенно: никто из них не знает ответа. В некоторых случаях художник начинает сочинять: моя, мне приснилась… Ничего ему не «снилось». Глупости. Творчество — тайна, недоступная самому творцу. Когда-то Ахматова проговорилась, рассказав, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». У поэта — случайное слово, услышанное или возникшее в подсознании. У художника — зрительный образ, тоже до конца не оформленный пластически. И только в процессе работы начинает что-то проясняться. Все равно многое на холсте или бумаге передается руке интуитивно. Замысел, конечно, есть, но ему всегда сопутствует нечто умом непостижимое.
|
|||
|