Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Песня 24-я. СВЯТКИ



Песня 24-я

Ой честь наша и хвала наша (2 раза),

Что целая каша (4 раза).

Харошая девка,

Хароша девка наша (2 раза).

А за эту каша (2 раза)

Взяли девку нашу (2 раза).

Натя вашу кашу (2 раза),

Дайтя девку нашу (2 раза).

Ой честь наша (2 раза)

И хвала наша,

Што целая каша (2 раза).

Песня звучала повсеместно.

Танцуют по скамейкам, затем расходятся по домам.

Так кончалась русская свадьба на Стародубщине.

Песни, которые даны в сборнике, записаны в селах края: Картушине, Мишковке, Дохновичах, Понуровке, Нижнем, Остроглядове, Левенке, Макаровке, Логоватом, Гарцеве и во многих других.

СВЯТКИ

Весело и интересно проходили на Стародубщине святки. Еще с осени готовились к ним. Оставляли кули (снопы) прямой соломы, парни заготавливали высокие метелки из большой травы, лыко, чтобы к святкам сделать чучела животных — коз, лошадей, баранов, а также всяких ведьм, чертей и т. д.

Вот наступил Новый год. Собиралась компания молодых, наряжались, красились (сажей, свеклой, морковью). Козу одевали в вывернутый кожух (тулуп), надевали на голову изготовленное из соломы и болотной травы чучело, обувались в пастолы или лапти. Если кто в селе играл на каком-нибудь музыкальном инструменте (скрипке, балалайке, а уже позже на гармошке), то обязательно его брали щедровать. Помимо музыкального инструмента, много применяли шумовых — трещотки, разные свистульки, заслонки, гребенки (кстати, очень интересно играли на гребенках, барабане и других).

Щедрованье проходило весело, вежливо и шутливо. В старину во время этого обряда не было никакой похабщины и хулиганства. Колядовщики старались так нарядиться, чтобы никто не мог их узнать.

Вот раздаётся стук в первую хату.

Атваряйте варата,

Атаприте двери нам.

С паздравленьем навагодним,

Добрые люди, коза пришла к вам.

Святы вечар вам.

Под музыку, танцуя, девушки и парни заходят в хату. Ребятишки уже спрятались по углам, на печку, смотрят, боятся показаться, а те, кто постарше и смелее, стараются разглядеть и узнать, кто «коза». И коза вертится в кругу, все поют:

— Го-го-го, каза,

Го-го, серая,

Го-го, белая,

Чага тябе, козухна,

Вавки не зъели,

Стрелки не вбили,

Як брадила ты

Па гарам, па лясам.

Коза отвечает, притопывая:

— Ни баюся я ни вавков, ни стрелков,

Тольки баюся

Деда сивага,

Барадатага,

Нижанатага.

Ён мяне исколя,

Ён мяне испоря

Сквозь палатенца

В ретивое серца.

В это время козел бодает козу, та падает, все поют хором:

— Ой каза упала,

Ой каза прапала.

Го-го-го, каза,

Го-го, серая!

Ну-ка паднимись,

Баярыну вклонись,

К хазяйке павярнись,

Ка всем детушкам

И саседушкам.

Коза лежит, не поднимается. Хор обращается к козлу.

— Ой ты, Миханох,

Дми казе пад хвост,

Жила надмеца,

Каза атживеца.

Козел дует на козу со свистом, коза вздрогнула и медленно поднимается, кланяется хозяевам и поёт:

— Боярин ты хороший,

Дай мне жменю грошай,

Мерачку авса,

Наверх калбаса.

Дай мне кусок сала,

Штоб я не дражала.

Чатвёртый — пирог,

Штоб мяне бярёг!

Ат деда старага,

Барадатага,

Нижанатага.

Ён мяне исколя,

Ён мяне испоря

Сквозь палатенца

В ретивое серца.

Все участники обращаются к козе.

— Не хади, коза,

Па крутым гарам.

Не бради, каза,

Па щарым барам.

А иди туда,

Иде блины пякуть,

И табе дадуть

Мерачку авса,

Наверх калбаса,

Чатвёртый — пирог,

Штоб тябе бярёг!

Поздравляем вас с Новым годам,

Да и з Васильевам!

Штоб здаровеньки были,

Многа лет жили!

Хозяева отвечали:

— Спасиба, также и вас,

Будьте здоровеньки, — и угощали щедровниц.

Водили «козу» недолго, часов до 11-ти, и в последнюю очередь приводили «козу» к одному из участников, где выставляли всё собранное угощенье и встречали Новый год.

В этот вечер девушки гадали на разные предметы, птицу, скот и т. д. Сидели в полночь перед зеркалом. Жгли на сковородке бумагу, бросали камень в колодец, вносили петуха в хату, насыпав ему зёрен, завязывали узлы на платках. Всё это связывалось с таинственными силами природы.

Под Новый год все ставили на кут под образа три вида зерна — так называемую куттю. Обычно брали пшеницу, ячмень, гречиху. Соседи угощали соседей свежим салом, мясом, приносили молоко и т. д. (кто жил беднее, у кого было много детей, не было коровы). «А, сягодни жа богатая куття, нада, штоб у всех было всяго багата, паложана угащать», — запомнил от Хропко Ст. Ан., с. Картушин, 1884 год её рождения. Потом из этого зерна (кутти) варили кашу и кормили птицу, чтобы хорошо неслась. А утром ребятня насыпала карманы и бегала засевать, поздравить с новым годом. Говорили так:

— Сито, сито

На новое лето.

Заради, божа, пшаницу

И всякаю пашницу,

Штоб в поли вядром,

А в доме дабром.

Сею, сею, посяваю,

С Новым годам поздравляю!

Да с Васильевым.

Штоб здаровеньки были,

Многа лет жили.

Детям давали деньги (мелочь), сладости. В старину не говорили таких слов, какие говорят теперь.

— Сею, сею, посяваю,

Што дасте, в карман схаваю.

Дайте кусок сала,

Этага мала.

Дайте калбасу,

Дамой понясу.

Эти слова, видимо, сочинили сами ребята. В первый день Нового года нельзя было просить, ссориться, плакать: считалось, что если ты попросишь, заплачешь и т. д., то весь год будешь делать это. Вот родители и наказывали детям, чего нельзя делать в первый день Нового года.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.