|
|||
Песня 24-я. СВЯТКИПесня 24-я Ой честь наша и хвала наша (2 раза), Что целая каша (4 раза). Харошая девка, Хароша девка наша (2 раза). А за эту каша (2 раза) Взяли девку нашу (2 раза). Натя вашу кашу (2 раза), Дайтя девку нашу (2 раза). Ой честь наша (2 раза) И хвала наша, Што целая каша (2 раза). Песня звучала повсеместно. Танцуют по скамейкам, затем расходятся по домам. Так кончалась русская свадьба на Стародубщине. Песни, которые даны в сборнике, записаны в селах края: Картушине, Мишковке, Дохновичах, Понуровке, Нижнем, Остроглядове, Левенке, Макаровке, Логоватом, Гарцеве и во многих других. СВЯТКИ Весело и интересно проходили на Стародубщине святки. Еще с осени готовились к ним. Оставляли кули (снопы) прямой соломы, парни заготавливали высокие метелки из большой травы, лыко, чтобы к святкам сделать чучела животных — коз, лошадей, баранов, а также всяких ведьм, чертей и т. д. Вот наступил Новый год. Собиралась компания молодых, наряжались, красились (сажей, свеклой, морковью). Козу одевали в вывернутый кожух (тулуп), надевали на голову изготовленное из соломы и болотной травы чучело, обувались в пастолы или лапти. Если кто в селе играл на каком-нибудь музыкальном инструменте (скрипке, балалайке, а уже позже на гармошке), то обязательно его брали щедровать. Помимо музыкального инструмента, много применяли шумовых — трещотки, разные свистульки, заслонки, гребенки (кстати, очень интересно играли на гребенках, барабане и других). Щедрованье проходило весело, вежливо и шутливо. В старину во время этого обряда не было никакой похабщины и хулиганства. Колядовщики старались так нарядиться, чтобы никто не мог их узнать. Вот раздаётся стук в первую хату. Атваряйте варата, Атаприте двери нам. С паздравленьем навагодним, Добрые люди, коза пришла к вам. Святы вечар вам. Под музыку, танцуя, девушки и парни заходят в хату. Ребятишки уже спрятались по углам, на печку, смотрят, боятся показаться, а те, кто постарше и смелее, стараются разглядеть и узнать, кто «коза». И коза вертится в кругу, все поют: — Го-го-го, каза, Го-го, серая, Го-го, белая, Чага тябе, козухна, Вавки не зъели, Стрелки не вбили, Як брадила ты Па гарам, па лясам. Коза отвечает, притопывая: — Ни баюся я ни вавков, ни стрелков, Тольки баюся Деда сивага, Барадатага, Нижанатага. Ён мяне исколя, Ён мяне испоря Сквозь палатенца В ретивое серца. В это время козел бодает козу, та падает, все поют хором: — Ой каза упала, Ой каза прапала. Го-го-го, каза, Го-го, серая! Ну-ка паднимись, Баярыну вклонись, К хазяйке павярнись, Ка всем детушкам И саседушкам. Коза лежит, не поднимается. Хор обращается к козлу. — Ой ты, Миханох, Дми казе пад хвост, Жила надмеца, Каза атживеца. Козел дует на козу со свистом, коза вздрогнула и медленно поднимается, кланяется хозяевам и поёт: — Боярин ты хороший, Дай мне жменю грошай, Мерачку авса, Наверх калбаса. Дай мне кусок сала, Штоб я не дражала. Чатвёртый — пирог, Штоб мяне бярёг! Ат деда старага, Барадатага, Нижанатага. Ён мяне исколя, Ён мяне испоря Сквозь палатенца В ретивое серца. Все участники обращаются к козе. — Не хади, коза, Па крутым гарам. Не бради, каза, Па щарым барам. А иди туда, Иде блины пякуть, И табе дадуть Мерачку авса, Наверх калбаса, Чатвёртый — пирог, Штоб тябе бярёг! Поздравляем вас с Новым годам, Да и з Васильевам! Штоб здаровеньки были, Многа лет жили! Хозяева отвечали: — Спасиба, также и вас, Будьте здоровеньки, — и угощали щедровниц. Водили «козу» недолго, часов до 11-ти, и в последнюю очередь приводили «козу» к одному из участников, где выставляли всё собранное угощенье и встречали Новый год. В этот вечер девушки гадали на разные предметы, птицу, скот и т. д. Сидели в полночь перед зеркалом. Жгли на сковородке бумагу, бросали камень в колодец, вносили петуха в хату, насыпав ему зёрен, завязывали узлы на платках. Всё это связывалось с таинственными силами природы. Под Новый год все ставили на кут под образа три вида зерна — так называемую куттю. Обычно брали пшеницу, ячмень, гречиху. Соседи угощали соседей свежим салом, мясом, приносили молоко и т. д. (кто жил беднее, у кого было много детей, не было коровы). «А, сягодни жа богатая куття, нада, штоб у всех было всяго багата, паложана угащать», — запомнил от Хропко Ст. Ан., с. Картушин, 1884 год её рождения. Потом из этого зерна (кутти) варили кашу и кормили птицу, чтобы хорошо неслась. А утром ребятня насыпала карманы и бегала засевать, поздравить с новым годом. Говорили так: — Сито, сито На новое лето. Заради, божа, пшаницу И всякаю пашницу, Штоб в поли вядром, А в доме дабром. Сею, сею, посяваю, С Новым годам поздравляю! Да с Васильевым. Штоб здаровеньки были, Многа лет жили. Детям давали деньги (мелочь), сладости. В старину не говорили таких слов, какие говорят теперь. — Сею, сею, посяваю, Што дасте, в карман схаваю. Дайте кусок сала, Этага мала. Дайте калбасу, Дамой понясу. Эти слова, видимо, сочинили сами ребята. В первый день Нового года нельзя было просить, ссориться, плакать: считалось, что если ты попросишь, заплачешь и т. д., то весь год будешь делать это. Вот родители и наказывали детям, чего нельзя делать в первый день Нового года.
|
|||
|