Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3.2. Эрнесто Росси (1827 – 1896)



     Искусство трагического актера Эрнесто Росси было отмечено сценической правдой и романтической страстностью, утверждало идеи гуманизма. Росси начал актерскую деятельность в провинции. В 1848 году он вступил в труппу Модены и стал преданным его учеником. В 1856 году Росси организует собственную труппу. В ту пору он играл в основном в итальянских пьесах, которые соответствовали патриотическим, свободолюбивым настроениям молодого актера. Это были роли в тираноборческих трагедиях Альфьери, роль Паоло в " Франческа да Римини" Пеллико. С годами романтически пылкое обличение тирании сменяется анализом природы деспотии в ролях Людовика XI (" Людовик XI" Делавиня), Макбета (" Макбет" Шекспира), Иоанна Грозного (" Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого). Раскрытие природы властолюбия, причин и условий ее возникновения, всех стадий ее развития, ее влияния на человеческий характер становится главной задачей актера. Стремясь постичь глубины человеческой психики, исследуя сложность и противоречия внутреннего мира человека, Росси обращается к драматургии Шекспира, создает образы Отелло, Макбета, Гамлета, Шейлока, Ромео, Лира, Ричарда III, Кориолана.

        В поисках психологического материала Росси обращается к драматургии Пушкина. Особенно его привлекают " Маленькие трагедии" - он ставит " Каменного гостя" и сцены из " Скупого рыцаря". Принципы, которыми руководствовался Росси-актер, он излагал неоднократно. Прежде всего он выступал против " Парадокса об актере" Дидро. Росси утверждает, что артист не может не перевоплощаться, не переживать, и, чем полнее будет слияние актера с образом, тем сильнее воздействие его искусства. Сложность труда актера определяется, с точки зрения Росси, необходимостью сочетать переживание и анализ, чувства и разум. " Артист должен быть и чувствительным, и восприимчивым, способным проявить все страсти, но только управление этими страстями он должен предоставить искусству, заключающемуся в его уме", - говорит он.

   Средством постижения характера был для Росси подробный и точный анализ всех состояний его героя, выяснение причин его поведения, его связей с внешним миром, с людьми, с обществом. Станиславский отмечает, что " Росси был неотразим... логичностью чувства, последовательностью плана роли, спокойствием его выполнения и уверенностью своего мастерства и воздействия. Когда Росси играл, вы знали, что он вас убедит, потому что искусство его было правдиво".

   Огромное значение в искусстве актера Росси придавал и совершенствованию сценической техники: усиленным занятиям дикцией, пластикой, фехтованием, танцем, всеми видами спорта. Это позволило Росси и в шестьдесят лет играть Ромео. По словам известного русского актера Юрьева, Росси играл " так смело, дерзновенно, с таким юношеским темпераментом, что можно было только удивляться, откуда в его годы он черпал такую силу" 1.

       Любимой ролью Росси был Гамлет, над которым он работал в течение всей жизни. В Гамлете актер акцентировал черты разочарования, нерешительности, усталости. Такое понимание шекспировского образа было, с его точки зрения, современным и единственно возможным, так как выражало растерянность, охватившую определенные круги итальянской интеллигенции после поражения революции 1848 года. В Отелло Росси видел прежде всего чувственную страсть, ревность, которая низводит мавра до разъяренного животного. Иногда раскрытие страсти и ее последствий приводило актера к нарушению меры, к натуралистическим приемам. Так, обличая патологическое властолюбие Людовика XI, он выделял в его облике черты физического распада: "... отвислая, влажная от сладострастия губа, в момент бессилия выпадающий язык, трясущиеся руки, тяжелое тело на слабых ногах" 1.

   В числе лучших шекспировских ролей Росси, по всеобщему признанию, был Лир, трагедию которого он понимал как " трагедию эгоизма". Эгоизм Лира - это " несдержанное и дурно направленное честолюбие", заставляющее короля во всем искать удовлетворение своего самовластия. Ему недоступны подлинные человеческие чувства: " Он хочет казаться справедливым и великодушным, не будучи ни тем, ни другим" 1. Утратив власть, познав отчаяние, страдание, впадая в безумие, Лир становится человеком. Несчастный, безумный старик познает всю правду жизни. По словам Росси, чувство справедливости пробуждается у Лира " только теперь, когда он осознал, что такое ложь". И хотя трагизм образа Лира несколько снижался стремлением Росси подчеркнуть приметы его физической дряхлости и сумасшествия, гуманистическая тема победы человечности звучала в игре актера с полной силой.

Последним созданием Росси был Иван Грозный, показанный им в Москве и Петербурге в 1895 году. В образе царя Росси старался не только подчеркнуть его деспотизм, но и показать его трагическое одиночество, из которого возникала подозрительность, превратившаяся в жестокость. Иван Грозный - Росси вызывал не только ужас, но и сострадание. Спектакль " Смерть Иоанна Грозного" имел громадный успех. Для этой роли Росси изучил много материалов, связанных с русской историей, бытом и характерами, которыми он очень интересовался.

Утверждение театра как средства этического и эстетического воспитания народа, стремление к жизненной правде, высокая требовательность к себе - все это делало Росси близким идейным устремлениям передовых деятелей русского театра.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.