|
|||
Ответы к задаче № 2Ответы к задаче № 2 1. Существует огромное количество аномалий, которые имеют схожую клиническую картину. В связи с этим были приложены всевозможные классификации, позволяющие упорядочить и систематизировать различные виды зубочелюстных аномалий. Систематизация аномалий дает возможность выбрать правильный подход к их пониманию, изучить этиолатогенетическеи факторы их возникновения. В зависимости от принципа построения различают этиопатогенетические, функциональные и морфологические классификации.
Этиопатогенетическая классификация Канторовича (1932 год) -эндогенные аномалии, вызванные наследственными причинами (глубокий прикус, диастема); -экзогенные аномалии, вызванные внешними условиями (сжатие или искривление альвеолярного отростка, искривление тела челюсти, задержка роста челюстей в связи с потерей зубов). Однако по мнению В.Ю. Курляндского, деление аномалий по этиологическому принципу не нашло признания, поскольку этнологию часто установить не удается. Функциональная классификация А.Я. Катца (1933 год) В основу положено представление о формировании зубочелюстных аномалий в зависимости от функционального состояния мышц челюстно- лицевой области. 1- ый класс характеризуется изменением строения зубных рядов впереди первых неомеров в результате превалирования вертикальных (дробящих) движений н/ч. 2- ой класс свойственен 2 классу Энгля, характеризуется слабо функционирующими мышцами, выдвигающими н/ч. 3- ий класс соответствует 3 классу Энгля, что, по мнению Катца, связано с превалированием функции мышц, выдвигающих н/ч. Морфологические классификации Морфологические классификации характеризуются изменениями в строении зубов, зубных рядов, челюстных костей, а также систематизируют виды нарушений соотношения зубных рядов, их окклюзии (мышцами). Классификация Энгля (1898 г.). В ее основне лежит вид смыкания первых моляров. Автор выделил 2 класса, а во втором классе – 2 подкласса. Классификация П. Симона (1919 г.). Автор построил свою классификацию на принципе определения отклонений в развитии зубочелюстной системы относительно трех взаимно перпендикулярных плоскостей черепа: сагиттальной, франкфуртской (горизонтальной) и фронтальной (вертикальной). Автор выделил в своей классификации аномалии положения зубов и аномалии строения зубных рядов и челюстей. Классификация В.Ю. Курляндского (1957 г.). Автор выделил в своей классификации 1) Аномалии формы и расположения зубов; 2) Аномалии зубных рядов; 3) Аномалии соотношения зубных рядов. Однако в классификацию В.Ю. Курляндского во всех трех группах нет четной согласованности названия группы с представленным в ней аномалиями. Классификация Х.А. Каламкарова (1872 г.). Наиболее распространенной является классификация данного автора, согласно которой все зубочелюстные аномалии делятся на аномалии развития зубов, челюстных костей и сочетание аномалии. Классификация аномалий окклюзии зубных рядов (Л.С. Персин, 1989 г.). Данная классификация выдержана в данном ключе: аномалии смыкания зубных рядов в сагиттальной, вертикально, трансверсальной плоскостях характеризуются видом смыкания зубов. Автор выделяет следующие положения в своей классификации: 1) Аномалии окклюзии зубных рядов; 2) Аномалии окклюзии пар зубов-антагонистов. Классификация аномалий зубов и челюстей кафедры ортодонтии и детского протезирования ММСИ (1990 г.). В основу данной классификации легли данные А.А. Аникиенко и Л.И. Камышевой (1969 г.), авторы выделяют следующие основные виды аномалий: 1) Аномалии зубов; 2) Аномалии зубного ряда; 3) Аномалии челюстей и их отдельных анатомических частей. 2. Диагноз: Дистальная окклюзия, вертикальная резцовая дизокклюзия. При постановке диагноза использовалась классификация Л.С. Персина (1989 г.) 3. «Edqwise» в переводе с английского означает буквально «край в край», т.е. ортодонтические дуги, являющиеся основным силовым элементом данной техники, вводится в замковое приспособление – брекет, имеющий плоскую прорезь. Название «Эджуайс-техника» формировалась по пути создания и совершенствования аппаратуры для периодической или квадратной по форме проволоки. Основные виды брекет-систем: -стандартная Эджуайс-техника; -техника сдвоенных дуг по Dr.Johnson (USA); -техника облегченных дуг по Dr.Begg (Австралия); -биопрогрессивная техника по Dr. Riecest (USA); -техника прямой дуги (США) по Dr. Alexander. 4. При лечении данного вида паталогии целесообразно использовать брекет- систему в сочетании с внеротовыми ортодонтическими аппаратами в виде лицевой маски и шейной эластичной тягой с силовым модулем с целью дистализации боковой группы зубов верхней челюсти. Такие аппараты необходимо носить по 8-10 часов непрерывно в течении суток (преимущественно в ночное время), до тех пор пока 1 моляры не установятся по 1 классу. 5. В ретенционном периоде с целью профилактики рецидива и развития эффекта «двойного» прикуса из традиционно применяемых ретекционных аппаратов целесообразно применить съемную пластину с наклонно плоскостью и вестибулярной дугой. Из современных ретенционных аппаратов-эластопозиционеры, изготовленные методом вакуумного прессования на аппаратах «Био-стар» или «Мини-стар» (Германия), в дальнейшем заменить данные аппараты несъемными ленточными или проволочными ретейнерами.
Задача № 3.Больная 57 лет через 1,5 месяца после наложения впервые изготовленных полных съемных протезов обратилась с жалобами на боли в области височно-нижнечелюстного сустава справа и слева, чувство усталости жевательных мышц после приема пищи. Объективно:высота нижней трети лица значительно снижена, углы рта опущены, носогубные складки выражены. Пальпация в области височно- нижнечелюстного сустава и передней стенки наружного слухового прохода при открывании рта безболезненная. Фиксация и стабилизация протезов удовлетворительная.
1. Поставьте диагноз. Обоснуйте его. 2. Перечислите ошибки, допущенного при протезировании данного пациента. 3. Перечислите этапы определения центрального соотношения. 4. Приведите классификацию зон податливости слизистой оболочки протезного ложа по Люнду. 5. Как классифицируется протезное ложе верхней и нижней челюсти, в зависимости от степени податливости слизистой (по Супли). 6. Перечислите фазы адаптации к съемным протезам.
Ответы к задаче № 3 1) Диагноз: Снижение высоты нижней трети лица при протезировании съемными протезами при полной потере зубов. В условии задачи перечислены объективные и субъективные признаки, подтверждающие этот диагноз (выраженность носогубных складок, чувство усталости в челюстно-лицевой области после приема пищи, боли в области ВНЧС и т.д.). 2) При протезировании данного пациента была допущена ошибка на этапе определения высоты нижней трети лица. Уменьшение высоты нижней трети лица могло произойти в момент проведения окклюзионных коррекции. 3) Этапы определения центрального соотношения. 1. Припасовка верхнего прикусного валика на восковом базисе. - коррекция вестибулярной его поверхности для восстановления объемности верхней губы; - коррекция высоты прикусного валика во фронтальном участке относительно длины верхней губы. 2. Определение высоты физиологического покоя и высоты нижней трети лица в состоянии центрального соотношения. 3. Формирование протетической плоскости, параллельной камперовской горизонтали. Припасовка нижнего прикусного валика к верхнему. 5. Фиксация высоты нижней трети лица в состоянии центрального соотношения. 6. Нанесение антропометрических ориентиров на вестибулярную поверхность верхнего валика. 4) Классификация по Люнду: 1.Медиальная фиброзная зона. 2.Периферическая фиброзная зона. 3.Зона небных складок. 4.Зона железистых полей (дистальная половина твердого неба). 5) Классификация по Суппли: 1. Твердый рот. 2.Рыхлый рот. 3.Болтающийся рот. 4.Идеальный рот. 6) Фазы адаптации к съемным протезам 1.Фаза возбуждения. 2. Фаза неполного торможения. 3.Фаза полного торможения.
Задача №4 Пациент Н., 56 лет быт протезирован по поводу полной потери зубов съемными пластиночными протезами с пластмассовым базисом. После наложения протезов обратился с жалобами на смещение протеза нижней челюсти (дистально) при открывании рта и пережевывании пищи. Других жалоб не предъявляет. При осмотре полости рта обнаруживается резкая атрофия альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти во фронтальном участке, дистальное положение языка, гипертонус мышц, окружающих ротовую щель.
1. Какие виды расстановки искусственных зубов вы знаете? 2. Какую фазу адаптации характеризует данная клиническая картина? 3. Фазы адаптации к съемным протезам? 4. Что такое "нейтральная зона"? Ее значение при конструировании зубных рядов съемных протезов при полной потере зубов. 5. Перечислите виды мышечного равновесия и особенности расстановки зубов связанные с ними. 6. Каким методом возможно определить зону мышечного равновесия? Перечислить последовательность этапов данного метода.
|
|||
|