Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Память 22 июля. 3 страница



11 Даже Иерусалимский Талмуд свидетельствует, что галилеяне заботились более о славе, а жители Иудеи о деньгах. У галилеян вдова оставлялась в доме покойного мужа, а у иудеев наследники удаляли её. Отзывчивость галилеян к чужой нужде снабжали ежедневно той живностью, которую он имел обыкновение употреблять во время своего благосостояния. Но учёных школ галилеяне не заводили и потому гордые книжники и фарисеи иудеи называли галилеян невежами и глупцами; за неясное, неотчётливое различение и произношение галилеянами некоторых еврейских гортанных букв, раввины иудейские не допускали их читать вслух молитвы от лица собрания и осмеивали их…

13 Некоторые толковники св. Писания и составители житий и даже Отцы западной церкви, объединяющие Марию Магдалину с известною грешницею, которая в доме Симона фарисея покаялась и получила прощение грехов, – полагают, что Евангелисты Лука и Марк не точно выразили положение Марии Магдалины, говоря, что Христос бесов изгнал из Марии Магдалины; такие писатели полагают, что Мария Магдалина не была одержима бесами, а лишь была только грешницею и будто слова Евангелистов «семь бесов» означают много грехов и пороков (так полагает, напр. блаж. Иероним, Августин, Григорий Великий и проч.).

Но так перетолковывать прямые слова двух евангелистов можно на основании только еврейской демонологии, по которой все самые обыкновенные страсти человеческие и все болезни раввины приписывают злым духам. И Талмуд еврейский много приписывает бесстыдных пороков, толкует о необыкновенной красоте и плетении волос Марии Магдалины и о её богатстве… Но православная восточная Церковь не смешивает грешницу неизвестного имени, прощённую в доме Симона фарисея, с Мариею Магдалиною и не перетолковывает прямых слов двух Евангелистов об изгнании именно бесов из Марии Магдалины. А св. Димитрий, митр. Ростовский, основательно пишет: «Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею сеседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую»…

14 Назарет (слово означает отпрыск, по другим, страж, охранитель) был городком в Галилее, находился на юго-западе от Капернаума и горы Фавор. Расположен был на горе, возвышавшейся на 600 футов над уровнем моря. Вид с вершины горы по красоте и разнообразию был прекрасен на долины, горы и Средиземное море. Население было бедно, невелико и не пользовалось уважение у иудеев (Иоан.1:46). Назарет получил всемирную известность, как место Благовещения Пресвятой Деве о рождении Сына Божия Спасителя мира. В Назарете протекли детство, юность и жизнь Иисуса Христа до самого Его выступления в открытое служение спасению человеков (Лк.2:39-51). От этого Его называли Назарянином, Назореем (Иоан.19:19) и даже долго христиан называли на востоке назарянами.

15 Ячменный хлеб был хлебом бедняков и римским солдатам давался только в виде наказания, например, за утрату знамён. Евреи считали ячмень пищею лошадей и ослов.

16 Слово Сирия (высокая) в еврейском тексте означается словом Арам, под которым разумеется Сирия и Месопотамия вместе. Всё пространство от реки Евфрата до Средиземного моря и от Таврских гор до Аравии составляло Сирию. Долины Сирии очень плодоносны, изобилуют пшеницею, виноградом, табаком, оливками, апельсинами, финиками и проч. Климат очень здоров и приятен. Ни одна страна не была столь известна в древности как Сирия даже своей цивилизацией.

17 Распятие на кресте, то есть крестная казнь, от древних времён и у Римлян служила рабскою, самою позорною самою жестокою казнью, которою предавались смерти только изменники, убийцы и величайшие злодеи. У иудеев эта казнь признавалась «проклятою» (Втор.21:22-23; 1Кор.1:23). По римскому обычаю преступление распятого писалось кратко на дощечке, прикреплённой сверху ко кресту. Смерть на кресте заключала в себе всё, что только есть самого ужасного и самого мучительного в пытках и в смерти без лишения сознания и чувств: противоестественность висения тела на гвоздях делала мучительным всякое малейшее движение, воспалённые и постоянно всё более разрываемые раны близ гвоздей разъедала гангрена; артерии особенно на голове и животе распухали и наливались кровью, производя страшный жар и невыносимую жажду.

Страдания распятых были столь велики и ужасны, продолжаясь иногда по несколько дней, что у римлян обычно ускоряли приближение смерти ударами и пронзением копьём. Иудеям же в силу закона Моисея (Втор. гл. 21), дозволено было оканчивать страдания распятых прежде солнечного заката и было в обычае давать пить распятому вино смешанное со смирною (Мрк.15:23; или с желчью (Мф.27:34), которое отуманивало сознание, чтобы несколько облегчить страдания; но Иисус Христос не принял, не пил такого напитка, облегчающего страдания. Богатые иерусалимские женщины доставляли такое одурманивающее питьё на свой счёт, не обращая внимания на личности распинаемых. Возмутительную казнь распятием на кресте уничтожил в римской империи только император Константин Великий, а в Римской республике распинали даже и детей…

18 Тьма эта не была обыкновенным солнечным затмением, по известным естественным законам движения солнца и луны. Это было явление сверхъестественное, которое, вместе с последующими особыми знамениями в природе, свидетельствовало об исключительном величайшем значении события Искупления. Необычайность и достоверность этой тьмы засвидетельствована была тремя языческими писателями того времени: римским историком и астрономом Флегонтом, Юлием Африканом, историком Фаллом и ещё непоименованным у историка Евсевия четвёртым языческим историком. В их записях вполне совпадают и часы этой тьмы с апостольскими указаниями, что были видны звёзды на небе. Св. Иоанн Златоуст,

Феофилакт и Евфимий полагают, что тьма эта произведена была массовым сгущением облаков между землёю и солнцем действием силы сверхъестественной, как знамение гнева Божия на нечестие людей. Суточный день считался с шести часов вечера до 6 вечера другого дня. Собственно же свет дня считался с шести часов утра. От 6 часов утра до 9 считалась первая часть дня, которую называли третьим часом дня; от 9 до 12 часов была вторая часть дня, которую называли шестым часом; от полудня до 3 часов была третья часть дня, называвшаяся девятым часом; от 3 до 6 часов вечера считалась четвертая часть, которая называлась двенадцатым часом дня. Ночь также разделялась на четыре стражи, каждая по три часа.

19 Иосиф из города Аримафеи или Рамафаима, человек богатый, твёрдого характера, безукоризненной жизни, был почётным членом иерусалимского синедриона, по робости нрава ранее не решался объявить себя почитателем Христа, но и не принимал участия в приговоре против Иисуса. В негодовании за распятие Его хотел почётным погребением Христа выразить свою преданность, как к мученику и жертве злоумышлений.

20 Никодим был знаменитым фарисеем и членом синедриона. Он посетил Христа Спасителя в Иерусалиме ночью с целью подробнее и свободнее узнать учение Христово, и Господь открыл ему главные основы учения Евангельского (Иоан., 3 гл.). Он был очень богат, почтил Христа погребением, принеся 100 фунтов состава из смирны и алоя для помазания Тела Христова. Впоследствии принял крещение от Апостолов.

21 Гробом называли тогда гробницы Иудейские, или пещеры, вырытые, высеченные в скалистых холмах, внутри которых устраивали ложе для погребаемого. Близ гробницы, которую приготовил он для себя. Иудеи благоговели пред своими гробницами, но Иосиф без колебания отдал её Невинному Страдальцу, торопясь окончить погребение, так как наступала пасхальная Суббота.

22 Мирра, смирна есть благоуханная смола из бальзамного дерева, растущего в Аравии, Египте и Абиссинии. Смола эта отчасти сама собою истекала из дерева, отчасти добывалась посредством надрезания коры дерева. Она масляниста, сгущаясь получала цвет бело-желтый; отвердев же, становилась красноватою; вкус этой смолы остро горький, запах особенно ароматичный до того, что производил кружение в голове и потерю сознания. Мирра или смола эта, по способности её противостоять всякому гниению, у иудеев и египтян употреблялась на мазание и бальзамирование тел умерших (Иоан.19:39).

В Ветхом Завете миро для священного помазания составлялось из смирны, масла (Исх.30:23-25). Этим миром, по повелению Божию, были помазаны, Скиния Завета, потом Аарон и сыновья его для священного служения Богу, а после помазывались миром и цари и пророки. Помазание миром есть внешний, видимый знак освящения предмета и сообщения помазуемому человеку даров и сил Духа Божия.   

И в православной христианской Церкви от времен Апостолов существует таинство миропомазания, чрез которое верующему при помазании освященным миром его головы, персей, глаз, ушей, губ, рук и ног во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. Священным миром помазуются христианские храмы и цари при короновании на великое царственное их служение… – Кроме мирры, евреи при погребении умерших употребляли ещё ароматические порошки, которыми осыпали пелены и самое ложе, на которое полагалось тело. Такие ароматы в порошке, кроме мира, были приготовлены для гроба Христова и мироносицами.

23 В описании осады Иерусалима в 70 году Титом Флавием Веспасианом, провозглашенным тогда же римским императором, гробница Иосифа Аримафейского были упомянута, устроенной по типу обыкновенных одиночных пещерных еврейских гробниц. Это и со стороны подтверждает, что Гроб, где погребён был Христос, был высечен в природной скале, внутри невысокого холма в виде двух камер или частей: входной и еще собственно погребальной. Вход в пещеру устроен был по обыкновению на восток и задвигался, закрывался большим камнем. Место погребения во второй части пещеры высечено было в виде ложа, или прилавка к стене, или лежанки, по правую сторону от входа. Высота усыпальницы была несколько выше роста человеческого, а высота входа около трети роста человека. Расстояние гробницы Иосифа от Голгофы было около 17 саженей (или 120 фут.)…

Около половины второго века римский император Адриан, решив эллинизировать иудеев, приказал засыпать все неровности местности и холмы иерусалимские и потом на месте христианских святынь воздвигнуты были языческие капища для Юпитера и Венеры. Но в 333 году, по повелению императора Константина Великого, капища эти были срыты, насыпи свезены и тогда пещера с Гробом Христовым была открыта в неприкосновенности. Великолепный богатейший храм окружил эту христианскую святыню, но внешность пещеры Св. Гроба была изменена: чтобы удобнее поместить её в храм, самую гробницу отделили от скалы входной (вестибюльной) части, так что сохранена была только погребальная часть пещеры… Затем с седьмого столетия персы, евреи, арабы и турки, побеждая греков, употребляли все средства стереть с лица земли погребальное ложе Богочеловека и хотя большая часть стен и верх пещеры были уничтожены, но самое ложе и нижняя часть стен пещеры несокрушимо устояли до настоящих дней, как подлинные и несомненные памятники, освященные пребыванием в них Христа Спасителя. И до конца дней многогрешной земли это освященное каменное ложе будет привлекать к себе верующих, давать им отраду, успокоение отпускать с примиренной душой припадающих к нему…

24 Слово «ангел» означает: вестник, посланник и употребляется в Священном Писании в многоразличных значениях. Но в собственном тесном смысле слово «ангелы» в Библии означает личные, духовные существа, совершеннейшие человека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. Ангелы сотворены Богом прежде творения видимого мира, они духовны и если не бестелесны, то имеют некое особенно лёгкое эфирное тело. Для Ангелов не существуют человеческие пространственные условия, но они не вездесущи. В совершенстве они ограничены и, несмотря на быстроту и глубину разумения, они не всеведущи; несмотря на чистоту и святость, Ангелы могут подвергаться искушениям, потому что сотворены свободными, почему могли свободно устоять в добре, как светлые Ангелы, и пасть, как ангелы злые духи.

 Ангелы предстоят пред Лицом Божиим, непрестанно славят Его, исполняют Его волю и наслаждаются блаженством. Ангелов неисчислимое множество и между ними имеются разные достоинства и степени совершенства… Вся история человечества и народа Божия совершается при служении ангелов, и они являются в важные моменты в истории ветхого и нового Завета Божия, служа Иисусу Христу и Его Церкви, для чего Ангелы принимают видимый, доступный для человеков образ. Поэтому Евангелисты Марк и Лука, повествуя о явлении мироносицам Ангелов, называют их «мужами» (Лк.24:4) и «юношей» (Мрк.16:5) по форме, по образу явления, в которой созерцали этих Ангелов мироносицы. Церковью православной Ангелы почитаются как приближенные к Богу слуги и исполнители Его воли.

25 В тот же день, только несколько времени после первого явления Марии Магдалине, Христос Спаситель не воспретил ей же, Марии Магдалине, с прочими мироносицами, ухватиться за ноги Его, Христа Спасителя (Мф.28:9; Лк.24:10); также вечером того же дня Христос предлагал ученикам осязать Себя, показал им раны на руках и ногах Своих (Лк.24:39). Из этих обстоятельств следует заключить, – полагают отцы Церкви и толковники, – что запрещение прикосновение при первом явлении Марии имело основанием простоту тогдашних её мыслей, с коими она устремилась к Господу. Подобно прочим ученикам, она не ожидала и не понимала воскресения Христа Спасителя и вдруг видит Его пред Собою живым. Какое смятение мыслей и возбуждение душевное должно было произойти к ней при этом явлении умершего живым, – и она устремляется ко Христу, чтобы осязанием увериться в том, что видят её глаза, чтобы удержать Его, столь пламенно искомого…

Христос же, зная, что происходило тогда в мыслях и душе Мария Магдалины, кротко устраняет искреннейшее, но неуместное в её мыслях, а законному желанию её удостовериться, – Он ли пред нею, – удовлетворяет удостоверением слова и поручением возвестить о воскресении Его Апостолам…

26 Из таких слов Воскресшего ученики должны были понять, что Царство Иисуса Христа не земного мира. что его должно отличать от земных царств и во Христе воскресшем видеть не земного Царя, а небесного; но Апостолы даже и после разъяснения этого и предупреждения Господа всё-таки ещё не оставляли своих народных несбыточных надежд и спрашивали Его даже пред вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6).

27 Св. Евангелисты умалчивают о явлении Воскресшего Матери Божией, но Церковь содержит в своём предании то верование, что Божией Матери прежде жён мироносиц сообщено было Ангелом о воскресении Христовом и что Ей, восстав из гроба, Христос явился прежде всех людей. Выражение этого верования Церкви находится в пасхальных богослужебных песнопениях.

 

28 В Иерусалиме у Апостола Иоанна Богослова был собственный дом на горе Сионе. Там находились и все прочие Апостолы. И по вознесении Спасителя там было средоточие новой христианской жизни. В этот новый Сион обращались все христиане за разрешением своих недоумений…

29 Даже после явления Воскресшего Христа в Эммаусе, засвидетельствованного еще двумя учениками, многие «не поверили» и им, пока в тот же вечер в самом доме Апостола Иоанна, где собрались ученики, и не смотря на затворенные двери, явился Христос и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мрк.16:13-14). Это обстоятельство имеет величайшую важность в повествованиях о воскресении Господа, именно как неопровержимое доказательство истинности Его воскресения. Видно, что Апостолы не ошиблись в этой истине, не могли обмануться, и что это не мечта их, не плод восторженности или расстроенного воображения. Апостолы не верили и нужны были упрёки им Самого Воскресшего и дозволение осязать Себя и есть с ними, чтобы победить это неверие, и если потом Апостолы поверили и проповедовали о действительном воскресении их Учителя и Господа, то это воскресение – истина несомненная и никто уже не может упрекнуть учеников в легковерии…

30 Христос Спаситель сказал: Царство небесное, Божие подобно зерну горчичному, которое посеяно и хотя меньшее из всех семян но, когда вырастает становится деревом, так что прилетают птицы и укрываются в тени ветвей его… (Мф.13:31-32; Мрк.4:31; Лк.13:19). Здесь Христос говорил о зерне горчицы не обыкновенной, не травяной, не нашей однолетней (синапис), но об особой восточной многолетней, изобильно растущей в Палестине и называемой в ботанике – «фитолакка додекандра», семя которой малейшее, а химические элементы те же, что и однолетней горчицы и употребляются на те же потребности, как обыкновенная травяная горчица; в северной Америке древесная многолетняя горчица фитолакка называется лесною горчицею… Евреи, когда хотели обозначить какую-либо самую малую вещь, говорили, что она, как горчичное зёрнышко величиною. Вышеупомянутою краткою притчею Господь показал образ распространения евангельской проповеди. Хотя ученики и ученицы Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, но как сила в них сокровенная была велика, то проповедь их распространилась во всю вселенную. И Церковь Христова, в начале малая, для мира не приметная, распространилась на земле так, что множество народов, как птицы в ветвях дерева горчичного, укрываются под сенью её. То же бывает с царством Божиим и в душе человека: веяние благодати Божией, в начале едва приметное, при рачительности человека, более и более охватывает его душу, которая и делается потом храмом Божиим, вместилищем, разнообразных добродетелей…

31 Слово предание означает рассказ повествование, память о событии, перешедшие устно от предков к потомкам; также поученья, наставления, правила житейские, переданные одним поколением другому, – голос древности, преданья старины. – Книжники и фарисеи говорят Иисусу: «Зачем ученики Твои преступают предание старцев?» (Мф.15:2). – «Хвалю вас, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим», – поучает он же (Фес.2:15).

И преданием, поучает святитель Филарет Московский, – можно бы было пользоваться наравне с Священным Писанием только в том случае, если бы, подобно непосредственным ученикам Апостолов, мы имели бы пред глазами непосредственное апостольское истинное предание… Но и христианские предания уже прошли чрез многие страны, народы, языки и чрез многие века. К первоначальным преданиям апостольским присоединились предания отеческие разных степеней древности и оказалось разнообразие до противоречия. Поэтому, чтобы пользоваться преданием, как источником, нужно исследование подлинности и достоинства преданий, чтобы устранить из них неправые изменения и чуждые примешения… И Церковь православная признаёт предание не самостоятельным, а вспомогательным источником учения христианского.

32 Некоторые отцы Церкви и учёные полагают и учат, что св. Евангелисты во всех повествованиях о вышеупомянутых трёх жёнах разумеют все только одну личность, которая в молодости, вероятно была предана разврату и за её порочный образ жизни была одержима семью бесами. Услыхав о чудесах Христа, она идёт к Нему в дом Симона фарисея: за живость её сокрушения о своих грехах, она заслужила и получила от Спасителя прощение, и вследствие этого освободилась от семи, мучивших её, злых духов; тогда она могла оставить, с родными своими, Лазарем и Марфою, Галилею и избрать своим жилищем Вифанию, где Иисус часто удостаивал посещениями их дом. Такого мнения были, например, Климент александрийский, св. Августин, и св. Григорий Великий и другие. Таково было до настоящего времени мнение и западной римско-католической церкви. Но большая часть новейших и западных учёных писателей отличают уже Марию Магдалину от Марии – сестры Лазаря. Они говорят, что Магдалина не оставляла Спасителя в последние годы Его жизни и следовала за Ним из Галилеи в Иерусалим, когда Он пришёл туда к последнему празднику пасхи иудейской, тогда как сестра Лазаря, Мария оставалась в это время с братом и Марфою в Вифании, потому что ни один из Евангелистов не упоминает её имени, перечисляя жён, последовавших тогда за Иисусам, прибывших с ним в Иерусалим.

И в самом деле, эти две благочестивые жены являются в св. Писании носящими совершенно различные признаки: одна всегда именуется Магдалиною и исчисляется между жёнами, которые следовали за Христом из Галилеи; другая, напротив, именем сестры Лазаря из Вифании. Такое постоянно различие их в отличительном прозвании не могло быть без значения у св. Евангелистов и необходимо ведёт к мысли, что их не должно смешивать. Святой Ириней, знаменитый Ориген, св. Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви и учёные отличают св. Марию Магдалину от св. Марии, сестры Лазаря, но признают кающуюся грешницу, упоминаемую св. Лукою в конце седьмой главы, за одно лицо с св. Магдалиной. Но и это мнение положительно ничем не доказывается… Святой же Григорий Великий и некоторые другие толкователи св. Писания, которые признают св. Марию Магдалину за одно лицо с кающейся грешницей в доме фарисея Симона (в Наине), понимают под семью бесами, изгнанными Христом из Магдалины, разные грехи, которые она прижила себе худою жизнью и которые после её покаяния пред Спасителем, будто оставили её. Но такое толкование слов св. Евангелия совершенно произвольно и противоречит общему значению, в котором употребляются эти выражения в Евангелии, где под ними везде прямо и определённо разумеется вселение в человека нечистых духов, которые, по допущению Божию, вторгались в тела несчастных не только в числе одного, но даже и целого легиона. Многие и позднейшие западные толкователи св. Писания принимают согласно с восточной православной Церковью, слова Евангелистов Луки и Марка о изгнании семи бесов буквально.

33 Италия (Деян.18 гл. и 27:28; Евр. гл. 13) – общеизвестная европейская страна с городом Римом столицею государства.

34 Тиверий кесарь – римский император с 14 до 37 гг. по Р. Хр.

35 В древнем и даже современно Востоке явление подчинённых к властителю и вообще низших к высшему без подарка признаётся выражением невежливости и даже непочтительности. Так, например, сказано, что при избрании Саула только «негодные люди презрели его и не поднесли уму даров…» (1Цар.10:27).

36 Волхв – слово персидского происхождения, и волхвами назывались люди мудрые, обладавшие высокими, обширными и даже тайными знаниями в особенности астрономическими и медицинскими. Они пользовались великим уважением и были большею частью служителями религии, жрецами.

37 Вифлеем иудейский был небольшим городком к югу около 10 верст от Иерусалима. Слово Вифлеем значит «Дом хлеба», название данное этому месту по необыкновенному плодородию окружающей почвы. Он назывался в древности Вифлеемом Евфрафа, а в отличие от Вифлеема в Галилее, его называли иудейским; по рождению же в нем царя-пророка Давида именовался и «градом Давидовым» (Лк.2:4).

38 Синедрион Иерусалимский был верховным судилищем иудеев, состоял из 72 членов, преимущественно фарисеев и саддукеев, избираемых подачею голосов и отчасти жребием. Собирался Синедрион при иерусалимском храме, но в особенных случаях и в доме первосвященника, его председателя (Мф.26:3; Иоан.18:24). Решению Синедриона обязаны были повиноваться безусловно все.

 По покорении Иудеи римлянами власть Синедриона была ограничена и на исполнение произнесённых им смертных приговоров требовалось согласие римского правителя. По разрушении Иерусалима Синедрион был уже не судилищем, а только училищем Закона иудейского.

  39 Пилат назван Понтийским от болотистой итальянской Понтийской провинции, в которой он был ранее правителем. С 27 года по Р. Хр. Пилат был правителем Иудеи, но ненавидел свободу, обычаи и религию иудеев; он не колебался продавать правосудие и предавал мучениям и смерти невинных без судебного разбирательства, почему десятилетнее его правление было крайне неприязненно иудеям и вызывало народные возмущения; раз он не стеснился предать смерти целую толпу Галилеян в самом храме иерусалимском, даже во время жертвоприношения, так что кровь их смешалась с жертвами их (Лк.13:1).

40 Галлия была страною галлов или франков, покоренною римлянами; это современная Франция. Город Виенна на реке Роне, при дороге в город Марсель, окружной город изерского департамента нынешней Франции. По преданию Лазарь и сестры его Марфа и Мария посажены были иудеями в лодку и пущены в море на волю волн и ветра. Эту лодку выбросило на берег в южной Галлии, и прибывшие на ней обратили в христианскую веру жителей городов Марселя, Экса и других.

41 Так значится по одной из редакций «Послания Пилата к Тиверию Кесарю», составляющего часть апокрифического, так называемого, Евангелия Никодима, с добавлением, что по отсечении головы Пилату, осудивших Иисуса Христа, первосвященников Анну зашили в воловью кожу и повесили, а Каиафу убили стрелою в сердце…

42 Марфа и Мария – две сестры, жившие с братом своим безбрачным Лазарем при подошве горы Елеонской в Вифании. Это было благочестивое семейство, с которым был в дружбе Христос Спаситель, заходя отдыхать в их дом при посещении Иерусалима (Лк. 10 гл.; Иоан. гл. 11 и 12; Мф. гл. 26; Мрк. гл. 14). Когда Лазарь умер, Христос Спаситель воскресил его на четвёртый день, проявив полное могущество Свое над смертью, после чего члены Синедриона положили убить и Лазаря. Но по преданию он прожил еще 30 лет и был епископом на острове Кипре, где и скончался. Память его совершается Церковью 17 октября.

43 Под заглавием «Возношение или Послание Пилата к Тиверию кесарю» это донесение помещено в славянских редакциях, так называемого «Евангелия Никодима» непосредственно после первой части этого Евангелия и составляет заключение её; но кроме того оно в виде отдельной и более подробной статьи встречается ещё чаще в рукописях, чем Евангелие Никодима; также донесение это вставляется вполне в книгу называемую «Страсти Христовы» или «Страсти Господни», распространенную во множестве списков и с раскрашенными изображениями…

44 Писание Пилата императору Тиверию о чудесах, смерти и воскресении Христа Спасителя неоспоримо и свидетельствуется древнейшими писателями, как долго бывшим язычником Иустином философом, начала II века, – Тертуллианом, юрисконсультом римским, во II веке и историком Евсевием Памфилом; им доступны были архивы дел государственных.

 

45 Сенат римский признавался учрежденным самим основателем римского государства Ромулом. Сенат считался носителем народного разума и хранителем государственных традиций, был зависим от царя назначением сенаторов царём. Всякое решение народа в республиканский и царский периоды римской истории нуждалось в авторитетном подтверждении его Сенатом, свидетельствующем о соответствии решения основным религиозным и политическим устоям государства.

 

46 Что обычай этот принят от подношения Тиверию св. равноапостольной Марии Магдалины, подтверждением того служит кроме одинаковости предания во всех христианских церквах ещё и то, например, что в древнем рукописном на пергаменте греческом уставе, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоники, после молитв на день св. Пасхи, написано следующее: «Читается также молитва на благословение яиц и сыра, и игумен, целуя братию, раздаёт им яйца и говорит: «Христос воскресе».. Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времён апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного дароприношения…»

 

47 Рим – столица бывшей тогда великой Римской империи; город, расположенный на берегу реки Тибра. По преданию был основан Ромулом в 750 году до Р. Хр. Занимал сначала только одни холм, потом семь и затем 15 холмов. Народонаселение имел до полутора миллионов, половину которых составляли невольники. Языческих храмов было 420, жители были очень суеверны и самыми грубыми идолопоклонниками, а в искусствах и войнах они решительно владычествовали над всем миром. Римская империя насчитывая до ста миллионов жителей.

 

48 Ефес был известнейшим городом в Малой Азии на реке Канстре (ныне Кучук-Мендерец), служил средоточием торговли и особенно славился знаменитым храмом Артемиды-Дианы, языческой богини, служение которой евнухами отправлялось с особенным блеском и великолепием.

 

49 Лев VI – греческий император (с 886 до 912 гг.), прозванный философом, или мудрым, за любовь его к наукам и познанию в астрологии; был учеником патриарха Фотия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.