Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины, 5 страница



Услыхав, что святая вспоминает слова Священного Писание из Моисея, пророков и псалтири, Зосима спросил, не изучала ли она псалмы и другие книги.

—     «Не думай, — отвечала она с улыбкой, — что я со времени моего перехода через Иордан видела какого-либо человека, кроме тебя: даже зверя и живоного я не ввдала ни одного. И по книгам я никогда не училась, не слыхала никогда из чьих либо уст чтение или пение, но слово Божие везде и всегда просвещает разум и проникает даже до меня, неизвестной миру. Но заклинаю тебя воплощением Слова Божия: молись за меня, блудницу».

Так она сказала. Старец бросился к её ногам со слезами и воскликнул:

—     «Благословен Бог, творящий великие и страшные, дивные и славные дела, коим нет числа! Благословен Бог, показавший мне, как Он награждает боящихся Его! Воистинну, Ты, Господи, не оставляешь стремящихся к Тебе!»

Святая не допустила старца поклониться ей и сказала:

—     «Заклинаю тебя, святой отец, Иисусом Христом, Богом Спасителем нашим, никому не рассказывай, что ты слышал от меня, пока Бог не возьмёт меня от земли, а теперь иди с миром; через год ты снова увидишь меня, если нас сохранит благодать Божия. Но сделай ради Бога то, о чём тебя я попрошу: постом на будущий год не переходи через Иордан, как вы обыкновенно делаете в монастыре».

Подивился Зосима, что она говорит и о монастырском уставе, и ничего не мог промолвить, как только:

—   «Слава Богу, награждающему любящих Его!»

—   «Так ты, святой отец, — продолжала она, — останься в монастыре, как я говорю тебе, потому что тебе невозможно будет уйти, если и захочешь; во святой и великий четверг, в день тайной Христовой вечери, возьми в святой подобающий сему сосуд животворящего Тела и Крови, принеси к мирскому селению на том берегу Иордана и подожди меня, чтобы мне причаститься Животворящих Даров: ведь с тех пор, как я причастилась перед переходом череэ Иордан в церкви Иоанна Предтечи, до сего дня, я не вкусила святых Даров.

 

Теперь я к сему стремлюсь всем сердцем, и ты не оставь моей мольбы, но непременно принеси мне Животворящие и Божественные Тайны в тот час, когда Господь Своих учеников сделал участниками Своей Божественной вечери. Иоанну, игумену монастыря, где ты жиёшь, скажи: смотри за собой и своей братияй, во многом надо вам исправиться, но скажи это не теперь, а когда Бог наставит тебя».

 

После этих слов она снова попросила старца молиться за нее и удалилась вглубь пустыни. Зосима, поклонившись до земли и поцеловав во славу Божию место, где стояли её стопы, пошёл в обратный путь, хваля и благословляя Христа, Бога нашего. Пройдя пустыню, он достиг монастыря в тоть день, когда обыкновенно возвращались жившие там братия. 0 том, что видел, он умолчал, не смея рассказать, но в душе молил Бога дать ему ещё случай увидеть дорогое лицо подвижницы. Со скорбью он думал, как долго тянется год и хотел, чтобы это время промелькнуло, как один день.

Когда наступила первая неделя великого поста, то все братия по обычаю и уставу монастырскому, помолившись, с пением, вышли в пустыню. Только Зосима, страдавший тяжёлым недугом принуждён был остаться в обители. Тогда вспомнил он слова святой: «тебе невозможно будет уйти, если и захочешь»

 

Скоро оправившись от болезни, Зосима остался в монастыре. Когда же возвратились братия и приблизился день Тайной вечери, старец сделал всё, указанное ему: положил в малую чашу Пречистого Тела и Крови Христа Бога нашего, и потом взяв в корзинку несколько сушёных смокв и фиников и немного вымоченной в воде пшеницы, поздним вечером вышел из обители и сел на берегу Иордана, ожидая прихода преподобной. Святая долго не приходила, но Зосима, не смыкая глаз, неустанно всматривался по направлению к пустыне, ожидая увидеть то, чего так сильно желал. Может быть, —думал старец, — я недостоин, чтобы она пришла ко мне или она уже приходила раньше и, не нашедши меня, возвратилась обратно. От таких мыслей он прослезился, вздохнул и, возведши очи к небу, стал молиться:

—     «Не лиши, Владыко, снова узреть то лицо, которое сподобил меня увидеть! Не дай мне уйти отсюда не успокоенным, под бременем грехов, обличающих меня

Тут ему на ум пришла другая мысль:

—     «Если она и подойдёт к Иордану, а лодки нет, как она переправится и придёт ко мне, недостойному? Увы мне грешному, увы! Кто лишил меня счастья видеть её1

Так думал старец, а преподобная уже подошла к реке. Увидев её, Зосима с радостью встал и возблагодарил Бога. Его ещё мучила мысль, что она не может перейти Иордан, когда он увидел, что святая, озаряемая блеском луны, перекрестила крестным знамением реку, спустилась с берега на воду и пошла к нему по воде, как по твёрдой земле. Видя это, удивленный Зосима хотел ей поклониться, но святая, ещё шествуя по воде, воспротивилась этому и воскликнула:

—      «Что ты делаешь? Ведь ты священник и несёшь Божественные Тайны!»

Старец послушался её слов, а святая вышедши на берег, попросила у него благословения. Объятый ужасом от дивного видения, он воскликнул:

—     «Воистину Бог исполняет Своё обещание уподобить Себе спасающихся по мере сил своих! Слава Тебе, Христу Богу нашему, показавшему мне через рабу Свою, как я ещё далек от совершенства!»

Потом святая попросила прочитать Символ веры и молитву Господню. По окончании молитвы, она причастилась Пречистых и Животворящих Христовых Таин и по обычаю иноческому поцеловала старца, после чего вздохнула и со слезами воскликнула:

—      Лук. 2:29—30 – «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё».

Потом, обратясь к Зосиме, святая сказала:

—     «Умоляю тебя, отче, — не откажи исполнить ещ одно мо желание: теперь иди в свой монастырь, а на следующий год приходи к тому же ручью, где ты прежде беседовал со мной; приходи ради Бога, и снова увидишь меня: так хочет Бог».

—      «Если бы было можно, — отвечал ей святой старец, — я хотел бы всегда следовать за тобой и видеть твое светлое лицо. Но прошу тебя, исполни моё, старца, желание: вкуси немного пищи, принесённой мною».

Тут он показал, что принёс в корзине. Святая притронулась концами пальцев к пшенице, взяла три зерна и поднесши их к устам, сказала:

—     «Этого довольно: благодать пищи духовной, сохраняющей душу неосквернённой, насытит меня. Снова прошу тебя, святой отец, молись за меня Господу, поминая моё окаянство».

Старец поклонился ей до земли и просил её молитв за церковь, за царей и за него самого. После этой слёзной просьбы он простился с нею с рыданиями, не смея дальше удерживать её. Если бы и хотел, он не имел силы остановить её. Святая снова осенила крестным знамением Иордан и, как прежде, перешла как по суху через реку. А старец возвратился в обитель, волнуемый и радостью и страхом; он укорял себя в том, что не узнал имени преподобной, но надеялся узнать это в будущем году.

Прошёл ещё год. Зосима опять пошёл в пустыню, исполняя монастырский обычай, и направился к тому месту, где имел дивное видение. Он прошёл всю пустыню, по некоторым признакам узнал искомое место и стал внимательно вглядываться по сторонам, как опытный охотник, ищущий богатой добычи. Однако он не увидал никого, кто бы приближался к нему. Обливаясь слезами, он возвёл очи к небу и стал молиться:

—     «Господи, покажи мне Своё сокровище, никем не похищаемое, скрытое Тобою в пустыни, покажи мне святую праведницу, этого Ангела во плоти, с коей не достоин сравниться весь мир».

 

Произнося такую молитву, старец достиг места, где протекал ручей и, став на берегу, увидал к востоку преподобную, лежащую мёртвой; руки у нее были сложены, как подобает у лежащих во гробу, лицо обращено на восток. Быстро он приблизился к ней и припав к ногам её, благоговейно облобызал и оросил их своими слезами. Долго он плакал; потом прочитав положенные на погребение псалмы и молитвы, он стал думать, можно ли погребать тело преподобной, будет ли ей это угодно. Тут он увидел у головы блаженной такую надпись, начертанную на земле:

—     «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня скончавшуюся в месяце, по египетски Фармуфий, по римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Таин»1).

Прочитав надпись, старец прежде всего подумал, кто мог это начертать: святая, — как она сама говорила, — не умела писать. Но он очень был обрадован, что узнал имя преподобной. Кроме того он узнал, что святая, причастившись на берегу Иордана, в один час достигла места своей кончины, куда он прошёл после двадцати дней трудного пути, и тотчас предала душу Богу.

—         «Теперь, — подумал Зосима,—надо исполнить повеление святой, но как мне, окаянному, выкопать яму без всякого орудия в руках?»

Тут он увидел около себя брошенный в пустыне сук дерева, взял его и начал копать. Однако сухая земля не поддавалась усилиям старца, он обливался пбтом, но не мог ничего сделать. Горько вздохнул он из глубины души.

 

 Внезапно, подняв глаза, он увидел огромного льва, стоявшего у тела преподобной и лизавшего её ноги. Ужаснулся старец при виде зверя, тем более, что он вспомнил слова святой, что она никогда не видела зверей. Он ознаменовал себя крестным знамением в уверенности, что сила почившей святой охранит его. Лев стал тихо приближаться к старцу, ласково, как-бы с любовью, глядя на него. Тогда Зосима сказал зверю:

—   «Великая подвижница повелела мне погребсти её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной».

  

 Лев как будто понял эти слова и передними лапами выкопал яму, достаточную для погребенияе. Старец снова омочил слезами ноги преподобной, прося её молитв за весь мир и покрыл её тело землей. Святая была почти нагая, — старая, изорванная одежда, которую ей бросил Зосима при первой встрече, едва прикрывала её тело. Потом оба удалились: лев, тихий, как ягнёнок, вглубь пустыни, а Зосима в свою обитель, благословляя и прославляя Христа, Бога нашего.

Пришедши в монастырь, он, ничего не скрывал, что видел и слышал, рассказал всем инокам о преподобной Марии. Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовью почитать память преподобной и праздновать день ее преставления.

 

Игумен Иоанн, как о том передавала ещё преподобная Мария авве Зосиме, нашёл некоторые неисправности в монастыре и устранил их с Божиею помощью. А святой Зосима после долгой, почти во сто лет, жизни покончил своё земное существование и перешёл к вечной жизни, к Богу1). Рассказ его о преподобной Марии иноки того монастыря устно передавали на общее поучение один другому, но письменно не излагали о подвигах святой.

—    «А я, — прибавляет святой Софроний, — услышав рассказ, записал его. Не знаю, может быть, кто-либо другой, лучше осведомлённый, уже написал житие преподобной, но и я, насколько мог, записал всё, излагая одну истину. Бог, творящий дивные чудеса и щедро одаряющий обращающихся к Нему с верою, да наградит ищущих себе наставления в этой повести, слушающих, читающих и поусердствовавших записать её, и да подаст им участь блаженной Марии вместе со всеми, когда-либо угодившими Богу своими благочестивыми мыслями и трудами».

Воздадим же и мы славу Богу, Царю вечному, и да подаст Он нам Свою милость в день судный ради Иисуса Христа, Господа нашего, Коему подобает всякая слава, честь, держава и поклонение со Отцом и Пресвятым и Животворящим Духом ныне, и всегда, и во все веки. Аминь1).

 

1) Св. православная Церковь установила в Великий пост воспоминать житие преподобной Марии Египетской. В четверг пятой седмицы Великого поста, на утрени, читается весь покаянный Великий канон св. Андрея Критского и 18 тропарей этого канона обращены к преподобной Марии (Мариино стояние).

Вместе о Великим каноном для ободрения духовно-труждающихся, Церковь постановила произносить житие преподобной Марии Египетской, указывая в ней образец истинного покаяния и примером ее назидая верующих, «целомудренны паки быти творит, и к Богу воздвижет, и не ниспадати, ниже отчаятися, если иногда некими прегрешеньми уловлены будем».

 

Повествование о преподобной Марии Египетской показывает образец истинного покаяния и неизреченного человеколюбия Божия к искренно хотящим обратиться от прегрешений своих. (Синаксарь в четверток 5-й седм. Вел. поста).

 

1) Кн. Товита, гл. 12:7.

2) Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, жил в VII веке. Святой Софроний был светильником не только для Палестинской, но и для всей Восточной Церкви. Именно за свою святость Софроний и был избран во Иерусалимского патриарха (в 634 г.). Он управлял Церковию 10 лет, ревностно защищая православное учение от еретиков-монофелитов.

 

Ныне известные сочинение св. Софрония содержат в себе, иные — догматическое учение, другие писаны для назидания в благочестии, то в виде слов и повестей, то в виде песней. Святой Иоанн Дамаскин с похвалою отзывался о Софрониевом описании жития святой Марии Египетской. Не менее важны и другие сочинения св. Софрония, как то: объяснение на литургию, стихиры в предпразднство Рождества Христова, стихиры на водоосвящение в день Богоявления с молитвою и друг.—Память св. Софрония празднуется Церковию 11 марта.

Еванг. от Матф. гл. 25,ст. 18 и 25.

 Кн. Бытие гл. 12,ст. 1.

 

1) Ваиа ветви пальмовые (Иоан. гл. 12,ст. 13; Марк. гл. 11,ст. 8).Неделя ваий — иначе цветоносная или цветная вербное воскресенье.

 

2) Часы — так называются молитвословие, состоящие из трех псалмов, нескольких стяхов и молитв, приноаровленных к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя.—На шестома часе воспоминаются: шествие Спасителя на распятие, самое распятие и крестные страдания.

 

И) Авва—отец, наставник.

 

1) Это было в начале VI века, когда уже прекратились гонения и утихли ереси, и церковь христианская пользовалась миром и спокойствием.

 

2) Локоть или лакоть — миера длины от локтя до конца среднего пальца, равная 10,5 вершкам.

И) Алексамдрия — знаменитый город, основанный Александром Македонским на берегу Средиземного моря, при устье реки Нила. Александрия после Рима была первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства — рассадником христианского просвещения, В настоящее время Александрия принаддежит к числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море.

1) Ливийцы — жители Ливии, провинция в северной Африке.

!) Эта икона, по сказанию русских летописей, впоследствии перенесена была в Константинопольский храм Софии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.