|
|||||||||||
Февраль. Первая неделя. Тема: Неживая природа: свойства, сезонные измененияФевраль. Первая неделя. Тема: Неживая природа: свойства, сезонные изменения | |||||||||||
Цель: Формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных | |||||||||||
Специально организованная деятельность | |||||||||||
Образовательная область. Тема занятия | Программные задачи | Методы, приемы, игры, упражнения | Дополнения (дидактический материал, пособия, картины) | ||||||||
Ребенок и общество Тема: «Воздушный океан» | – Систематизировать представления о воздухе; – развивать способность делать умозаключения, сравнивать, анализировать, классифицировать; – воспитывать интерес к экспериментальной деятельности | 1. Организационный момент: загадки о воздухе. 2. Рассуждения детей по пословицам: где воздух, там и жизнь. Без воздуха, как и без воды, не проживешь. В запас воздухом не надышишься. 3. Беседа о значении воздуха в жизни человека. 4. Работа с карточками (обвести красным карандашом живые объекты, которым воздух нужен, синим – неживые объекты, которым воздух не нужен. Проверить друг друга в парах). 5. Опыты: «Есть ли воздух?», «Свойства воздуха». 6. Физкультминутка «Туман». 7. Рассматривание в микроскоп листочка растения (на листочках есть небольшие отверстия, через которые растение дышит). 8. Объяснение значения слова «ветер» (быстрое и сильное движение воздуха). 9. Упражнение «Чья лодочка дальше уплывет» (дети дуют на лодочки. Делают выводы: чем сильнее ветер, тем быстрее скорость движения). 10. Дидактическая игра «Угадай по запаху» (вывод: воздух переносит запахи). 11. Дидактическая игра «Где прячется воздух?» (нарисовать предметы, в которые можно спрятаться воздуху: воздушные шары, спасательные круги, надувные матрасы, баночки и т.д., рассказывают о том, что нарисовали и почему). 12. Подведение итогов занятия | Стаканы, бумага, микроскоп, тазы с водой, бумажные лодочки, цветные карандаши, баночки; картинки с изображением живых и неживых объектов; лимон, апельсин, чеснок (дольки). Загадки Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) Такой большой, что занимает весь мир! Такой маленький, что в любую щель пролезет. (Воздух) Физкультминутка «Туман» Туман повис клоками в саду и во дворе. (Дети присели на корточки, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.) Поймать туман руками решил я на заре. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал. (Медленно крепко сжимают кулачки.) Но прыткий он, как кошка. («Бегают» пальчиками по полу.) Он взял… и убежал. Висит туман над речкой и дышит, как живой, (Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону) Как белая овечка с кудрявой головой. (Смыкают руки над головой.) И маленькие рожки на этой голове. (Показывают «рожки».) Но поутру остались лишь капли на траве… (Выполняют ритмичные прыжки на носочках.)Н.Нищева[28, с.7] | ||||||||
Ребенок и природа, Искусство: изобразительная деятельность (рисование) Интегрированное Тема: «Погода и природа» | – Формировать представления об объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; – закрепить представления детей: об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду; о сезонных изменениях природы; о приборах, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер); – развивать умение замечать изменения погоды, природы; – развивать интерес ребенка к самостоятельному воплощению творческого замысла; – воспитывать ответственность за состояние природы ближайшего окружения | 1. Организационный момент: диалог «Какая погода самая лучшая?», «Зачем людям необходимо знать, какая будет завтра погода?» 2. Рассказ воспитателя «Кто такой метеоролог?». 3. Рассматривание приборов, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер)». 4. Дидактическая игра «Явления природы». 5. Дидактическая игра «Опиши погоду по картинке» 6. Физкультминутка «Радуга-дуга». 7. Дидактическая игра – «Узнай народную примету» (Ласточки низко летают - … (к дождю). Деревья покрылись инеем – … (к теплу).Появление на поверхности земли дождевых червей– … (к дождю). Воробьи купаются в песке или в пыли – … (к дождю). Солнце село в тучу – … (к дождю).Много ягод на рябине – … (к холодной зиме). Цветки одуванчика закрываются – … (перед дождем) и т.д.) 8. Рисование цветными карандашами «Нарисуем народную примету». 9. Беседа «Как животные и растения приспосабливаются к климату?» 10. Дидактическая игра «Угадай явление природы» (дети берут карточки с каким-либо явлением природы, воспитатель показывает картинку с временем года, дети с карточками – явления, которые в это время годы бывают должны подбежать к картинке. 11. Подведение итогов занятия | Иллюстрации явлений природы: дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад. Флюгер, термометр. Картинки с изображением различных погодных условий. Листы бумаги, цветные карандаши.
Физкультминутка «Радуга-дуга» Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон.) Разноцветный мостик! (Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.) Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют поклон.) Принимай нас в гости. (Идут по кругу, взявшись за руки.) Мы по радуге бегом Пробежимся босиком. (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.) Через радугу-дугу (Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.) Перепрыгнем на бегу. (Делают еще четыре прыжка на носках.) И опять бегом, бегом Пробежимся босиком.(Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.) Н. Нищева [28, с.42]
| ||||||||
Развитие речи и культура речевого общения, Ребенок и природа Интегрированное Тема: «Живая и неживая природа» | – Обогащать словарь детей на основе углубления представлений о живой и неживой природе; – совершенствовать представления детей об объектахи явлениях неживой природы, о взаимосвязи неживой природы, растений, животных; – развивать стремление использовать в речи различные типы представлений; – совершенствовать речевой и фонематический слух, четкую дикцию; – развивать умение использовать в речи рассуждение, объяснение; –воспитывать познавательный интерес к природе | 1. Организационный момент: рассуждения по пословицам «Без воды нет жизни», «Где вода есть, там и саду цвесть». 2. Дидактическая игра «Отгадай» (воспитатель предлагает детям отгадать загадки об объектах живой и неживой природы, выставляя по мере отгадывания картинки с их изображением на мольберт). 3. Упражнение «Разложи по обручам» (разложить картинки с изображением объектов живой и неживой природы по двум обручам). 4. Дидактическое упражнение «Какой, какая, какое?» (подбирать определения к объектам живой и неживой природы). 5. Упражнение «Скороговорки». 6. Физкультминутка. 7. Дидактическая игра «Цепочка слов» (детям предлагается составить цепочку слов, называя только объекты живой или неживой природы) 8. Игра «Удивительная паутина» (дети надевают нагрудные знаки со схематичным изображением объектов живой и неживой природы и встают в круг. Передавая друг другу клубок ниток, устанавливают связи между объектами живой и неживой природы. Например, я – солнце, я могу согревать землю, я – земля, я могу прорастить цветок и т.д.). 9. Дидактическое упражнение «Опиши свой объект природы». 10. Подведение итогов занятия | 2 обруча, картинки с объектами живой и неживой природы, нагрудные знаки со схематичным изображением объектов живой и неживой природы, клубок ниток.
Скороговорки – Грозно гром гремит, грохочет, град на землю бросить хочет. – Ветры березкам делают прически без расчески. – У редьки и репки корень крепкий. – У реки росла рябина, а река текла, рябила. – Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. – Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была. – Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. – Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб. – Знает Ясь, что сердце человека бьется, Но не понимает, с кем оно дерется | ||||||||
Искусство:изобразительная деятельность (рисование) Тема: «Времена года» | – Закреплять представления об элементах перспективы, правилах построения композиции; – развивать умение рисовать с использованием сочетаний разных линий, цвета, разных изобразительных материалов в одном рисунке; – воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание совместно заниматься творчеством | 1. Организационный момент: загадки о временах года. 2. Дидактическая игра «Назови приметы живой и неживой природы». 3. Рассматривание иллюстраций с изображением зимы, весны, лета, осени. 4. Чтение стихотворений о разных временах года. 5. Дидактическая игра «Составь пейзаж». 6. Пальчиковая гимнастика. 7. Деление на 4 подгруппы, обсуждение в группах сюжета рисования выбранного времени года. 8. Выбор материала для рисования в подгруппах. 9. Совместная деятельность детей. 10. Составление описательных рассказов по рисункам. 11. Подведение итогов занятия | Иллюстрации по теме «Времена года», разнообразный материал для рисования: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки; листы бумаги А3.
Загадки Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) Снег чернеет на полянке. С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это что за время года? (Весна) Зеленеют луга, В небе – радуга-дуга. Солнцем озеро согрето: Всех зовет купаться … (лето) С золотым листом приходит, Грязью, слякотью уходит. Крики птиц, летящих вдаль… Время года угадай. (Осень) | ||||||||
Искусство: изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, лепка) Тема: «Удивительная глина» | – Подвести детей к пониманию свойств глины и отличием ее от свойств песка (твердая, рассыпчатая); – развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; – закреплять умения лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания, оттягивания; тщательно сглаживать поверхность; – воспитывать желание проявлять инициативу, оказывать помощь. | 1. Организационный момент: рассматривание и сравнение глины, песка, камней. 2. Рассматривание керамических изделий (кувшины, горшочки, блюда, вазы, кружки и т.д.). 3. Рассказ воспитателя «История происхождения керамики». 4. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (свойства веществ: мягкий – твердый; холодный – горячий; гладкий – шершавый; цветной – бесцветный; вкусный – безвкусный (невкусный); легкий – тяжелый; громкий – тихий; звонкий – глухой). 5. Частичный показ изготовления глиняного горшочка. 6. Пальчиковая гимнастика «Чашка». 7. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя. 8. Подведение итогов занятия | Глина, песок, камни,материал и оборудование для проведения опытов, керамическая посуда, образцы глиняных горшочков, глина, досточки. Пальчиковая гимнастика «Чашка» – Как Вы зоветесь (Дети выполняют упражнение «Замок», сжимая и разжимая переплетенные пальцы рук) По-английски? – Спросил у чашки (Выполняют упражнение «ковшик») Мудрый Краб. (Переплетают пальцы слегка округленных ладоней в «замок» тыльной стороной вверх (краб)) В ответ, Поклон отвесив низкий, Сказала Чашка: (Выполняют упражнение «ковшик») – Кап, кап, кап! (Хлопают в ладоши) С. Миллиган[25, с.29] | ||||||||
Искусство: изобразительная деятельность(аппликация) Тема: «Плыли по небу тучки» | – Закреплять представления об изобразительных возможностях аппликационной деятельности, свойствах бумаги; – развивать умения создавать сюжетную аппликацию способом обрывания; – воспитывать аккуратность при работе с клеем | 1. Организационный момент: фантазирование детей «На что могут быть похожи облака и тучи?» 2. Чтение и беседа по стихотворению В. Маяковского «Тучкины штучки». 3. Показ способа обрывания, создания из бумаги задуманных образов-облаков. 4. Физкультминутка «Облака». 5. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя. 6. Дидактическая игра «Угадай» (дети рассматривают работы, угадывают в облаках образы предметов и животных). 7. Подведение итогов занятия | Альбомный тонированный лист, бумага синего, голубого, белого цвета, клей, тряпочки. Тучкины штучки Плыли по небу тучки. Тучек — четыре штучки: от первой до третьей — люди; четвертая была верблюдик. К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая, от нее в небосинем лоне разбежались за слоником слоник. И, не знаю, спугнула шестая ли, тучки взяли все — и растаяли. И следом за ними, гонясь и сжирав, солнце погналось — желтый жираф. В. Маяковский Физкультминутка «Облака» — Жур-жур-жур, — журчит река: (Детинаклоняются вперед) — Я теку издалека. (Плавно покачивая руками). — Проплывают облака. «Вы куда?» — кричит река. Облака: «Туда, туда, туда». (Ритмично покачивают ногой вперед — назад) «Может, снова приплывете?» А они: «Когда? Когда? (Ритмично пожимают плечами) Гонит ветер нас лихой. Только снится нам покой». [1, с.11] | ||||||||
Искусство: изобразительная деятельность(детский дизайн) Тема: «Радуга в стаканчике» | – Продолжать давать представления об объектах дизайна, о средствах их художественной выразительности; – развивать умения создавать декоративные объекты для интерьера (стаканчики с цветной солью способом «насыпания»); – воспитывать аккуратность, терпение, творчество | 1. Организационный момент: загадки про соль. 2. Беседа «Как добывают соль?». 3. Просмотр презентации «Декоративные сувениры» (из цветного песка и соли). 4. Демонстрация способа наполнения стаканчиков разноцветной солью способом «насыпания» слоями с использованием воронки, деревянной шпажки, стеки. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя. 7. Подведение итогов занятия | Чистые сухие небольшие стаканчики с гладкими стенками, контейнеры с цветной солью (соль окрашивается при помощи измельченных цветных мелков), воронки, деревянные шпажки, стеки, клей, лоскутки ткани, тесьма для оформления. Загадки Одну меня не съешь никогда, А без меня еда не вкусна. (Соль) В воде родится, А воды боится. (Соль) | ||||||||
Нерегламентированная деятельность | |||||||||||
Общение | Игровая деятельность | Познавательная практическая деятельность | Художественная деятельность | Трудовая деятельность | |||||||
*Рассказ воспитателя «Планета Земля и Солнце» Цель: познакомить детей с планетой Земля и Солнцем. *Беседа «Холодный и тёплый воздух» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха, развивать диалогическую речь. *Беседа «Зачем нужна вода?» Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, показать роль воды, воспитывать любознательность. *Рассматривание коллекции камней с последующей беседой. «Откуда берутся камни?» Цель: развивать умение вести диалог, рассуждать, доказывать свою точку зрения. *Проблемная ситуация «Почему нельзя есть снег?» Цель: показать на примере, что снег холодный и в нём попадаются частички грязи, воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью. *Проблемная ситуация «Как обнаружить в комнате воздух» Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать. *Проблемная ситуация «Путь солнца по небу» Цель: развивать мышление, показать, как при помощи наблюдения за тенью можно проследить движение Солнца | *Сюжетно-ролевая игра: «Космонавты», «Буря на море» Цель:развивать умение устанавливать игровое взаимодействие на основе ролевых диалогов. *Дидактические игры: «Солнечная и пасмурная погода» Цель: развивать мышление, произвольное внимание, упражнять в соотнесении деятельности с характером погоды. «Сезонная ромашка» Цель: обобщать представления о сезонных явлениях в природе. «Экспедиция» Цель: обогащать представления о природных и климатических зонах. «Живое – неживое» Цель: закреплять представления детей о признаках живой и неживой природы. «Где «живет» вода?» Цель: закреплять представления о свойствах воды. *Подвижные игры «День и ночь», «Беги к своему камню» Цель: совершенствовать умения переносить накопленный двигательный опыт в самостоятельную двигательную и игровую деятельность | *Наблюдение за ветром, долготой дня, солнцем, осадками. Цель: развивать наблюдательность, внимание, умение делать выводы и умозаключения. *Опыты«Солнце – тепло, тень – прохлада», «Свет и тень» Цель: развивать мышление, умение формулировать итоговые выводы, воспитывать познавательный интерес. *Опыт «Свеча» Цель: дать представления о том, что для горения нужен воздух. *Опыты«Свойства воды» Цель: закрепить представления о том, что вода принимает форму той посуды, в которой находится, показать, что она может быть твёрдой, жидкой, газообразной. *Опыт «Подружим камни и песок с водой» Цель: показать, что песок полностью не растворяется и делает воду мутной, камни не растворяются, воспитывать интерес к неживой природе. *Опыт«Из чего состоит песок» Цель: закрепить умение пользоваться увеличительным стеклом, развивать исследовательские способности. *Проблемная ситуация «Пахнет ли воздух?» Цель: познакомить детей с фактом, что воздух может пахнуть предметом, источающим определённый аромат | *Заучивание русской народной песенки «Солнышко-вёдрышко» Цель: закреплять умение выразительно исполнять поэтические произведения. *Чтение отрывка из стихотворенияА.С.Пушкина «Зимнее утро» Цель: продолжать знакомство с тематическим разнообразием поэтических произведений. *Рисование «Солнышко» Цель: развивать творческие способности, закрепить умение использовать различные техники рисования. *Аппликация «Снегопад» Цель: закреплять умение создавать сюжетные изображения. *Рисование на подносе с песком ватными палочками«Детские фантазии» Цель: развивать творческие способности. *Конструирование из песка и камней «Замок волшебника» Цель: закреплять умение создавать постройки из природного материала | *Хозяйственно-бытовой труд «Стирка кукольного белья» Цель: развивать трудовые навыки, показать, что бельё сохнет быстрее в комнате с тёплым воздухом. «Расчистим участок от снега» Цель: развивать элементарные трудовые навыки, обратить внимание, что при низких температурах осадки выпадают в виде снега, а при плюсовой температуре – в виде дождя. «Посыплем песком скользкие ледяные дорожки» Цель: развивать элементарные трудовые навыки, закрепить представления о свойствах песка, воспитывать желание оказывать посильную помощь, обезопасить передвижение в гололёд | |||||||
ФЕВРАЛЬ. Вторая неделя. Тема: Взаимосвязи в природе: приспособление животных и растений в природе | |||||||||||
Цель: формирование представлений о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; приспособленности растений и животных к обитанию в водной, воздушно-наземной, почвенной средах обитания; о климате в холодных и жарких краях, средней полосе, правилах поведения человека в природных сообществах | |||||||||||
Специально организованная деятельность | |||||||||||
Образовательная область. Тема занятия | Программные задачи | Методы, приемы, игры, упражнения | Дополнения (дидактический материал, пособия, картины) | ||||||||
Ребенок и общество Тема: «Что нам карта расскажет?» | – Формировать представления о типичных обитателях разных климатических зон (по 2–3 животных и растения); – закреплять представления о приспособленности растений и животных к среде обитания; – развивать умение соотносить животных со средой обитания (вода, почва, воздушно-наземная среда); – воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания | 1. Организационный момент: отправляемся в кругосветное путешествие, чтобы узнать, где какие животные живут. 2. Рассматривание карты мира, уточнение какие названия континентов дети знают, показ их местонахождения (Европа, Азия, Америка, Африка, Антарктида, Арктика). 3. Дидактическая игра «Остров загадок». 4. Дидактическая игра «Кто где живет?». 5. Дидактическая игра «Расселим животных на карте». 6. Физкультминутка. 7. Составление рассказа о животном, среде его обитания (по выбору ребенка). 8. Дидактическая игра «Где обитает животное и растение?» (водная, воздушно-наземная, почвенная среда обитания). 9. Беседа «Правила поведения человека в природных сообществах». 10. Подведение итогов занятия | Карта мира, картинки с животными разных континентов. Загадки Удивляется народ: По реке бревно плывет, У него большой живот. Кто же это? (Бегемот) В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит … (крокодил). Уж очень вид у них чудной: У папы– локоны волной. А мама ходит стриженой. На что она обижена? (Лев, львица) Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог) | ||||||||
Элементарные математические представления Тема: «Зоопарк» | – Формировать представление о жизни диких животных в зоопарке; – совершенствовать умение определять связи и отношения между смежными цифрами; – способствовать закреплениюумения обозначать словами положение предметов по отношению к себе; – упражнять в нахождении и накладывании геометрических фигур на образец, создавая определённый рисунок; – способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; – воспитывать интерес к животным Севера и жарких стран; интерес к математической стороне действительности
| 1. Организационный момент: отправимся в зоопарк. Чтобы ехать на поезде, нужно приобрести билет, по которому вы узнаете номер своего вагона (дети берут карточки с точками от 1-8, считают точки и находят стул с цифрой). Строят паровоз из модулей, называя фигуры. 2. Дидактическое упражнение «Расставь вагоны по порядку». 3. Упражнение: «Прощание». Дети и воспитатель договариваются об условных командах: если звучит имя мальчика («До свидания, Илья») – дети должны повернуться влево и помахать левой рукой. Если имя девочки – вправо(4-5 раз). 4. Упражнение: «Назови соседей» (в каком вагоне ты едешь? Какой вагон впереди (сзади). 5. Игра «Да-нет» (В пустом стакане есть орехи? Снег идёт летом? У квадрата есть углы? Суп едят вилкой? Понедельник после вторника? Берлога у медведя на ветке? День рождения 1 раз в году? Сейчас зима? Сегодня пятница? На руке семь пальцев? И т.д.). 6. Дидактическая игра «Покормите обитателей зоопарка» (заяц – 3 морковки и 2 красных яблока, медведь – 3 рыбы и 3 малины, обезьяна – 4 зеленых яблока и 2 банана, слон – 4 морковки и 4 желтых яблок, жираф – 3 веточки 1 зелен яблоко, кабан –4 желудя и 3 веточки). 7. Работа на фланелеграфе: сосчитать животных жарких стран слева направо. Какое число получилось? (8) Сосчитать справа налево. Какое число получилось? (8) Вывод: Количество животных от направления счёта не изменилось. 8. Дидактическая игра «Кто где стоит?»(Какой по счёту стоит слон? (жираф, верблюд, лев и т.д. Воспитатель хлопает 4 раза. (Дети считают и называют, кто находится четвёртым). Повторить 3-4 раза. 9. Физкультминутка. 10. Дидактическая игра «Какое животное Севера в какой клетке живет?» (Какие животные находятся вверху? (внизу) Какие животные находятся справа от нас? (слева от нас) Какое животное находится в правом нижнем углу? (в левом верхнем) Где находится пингвин? Где находится морской котик? И т.д. 11. Дидактическая игра «Сложи животное из геометрических фигур». 12. Подведение итогов занятия | Животные холодных и жарких стран; цифры от 1 до 8; карточки с точками от 1 до 8; модули, фланелеграф. Дидактическая игра «Покормите обитателей зоопарка».
Физкультминутка В понедельник – я купался (машут руками) А во вторник – рисовал (руками вверх-вниз) В среду – долго умывался (моют лицо) А четверг – в футбол играл (пинают мяч) В пятницу – я прыгал, бегал, Долго, долго танцевал (кружатся) А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал (хлопают)
| ||||||||
Ребенок и природа, Развитие речи и культура речевого общения Интегрированное Тема: «Приспособление животных и растений к среде обитания» | – Формировать представление о приспособленности животных и растений к среде обитания; – закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания животных и растений, обитания в тех или иных условиях; – развивать познавательный интерес, исследовательское поведение, связную речь; – воспитывать желание приобщаться к природоохранной деятельности | 1. Организационный момент. 2. Беседа «Среда обитания животных и растений» (водная, воздушно-наземная, почвенная среда обитания). 3. Просмотр презентации «Приспособление животных и растений к выживанию» (форма тела, окраска, питание, поведение). 4. Дидактическая игра «Разложи по обручам» (по среде обитания). 5. Физкультминутка «Звери». 6. ТРИЗ-домино «С кем дружит кувшинка». 7. Дидактическая игра «Займи свой дом» (дети вытягивают карточку животного или растения, по сигналу занимают свой дом-среду обитания). 8. Игра «Волшебное превращение» (один ребенок перевоплощается в задуманное животное, остальные дети отгадывают, кто это, рассказывают о приспособлении его к среде обитания). 9. Дидактическая игра «Распредели растения по среде обитания» (пустыня, лес, водоем, горы, джунгли и т.д.). 10. Подведение итогов занятия | Физкультминутка «Звери» Сидит зайка на опушке, Поднимает зайка ушки. (Присесть, руки над головой) Слышит: шорох раздается – За кустом лиса крадется. (Ходьба пружинящим шагом). У волков же есть обычай – Ходят стаей за добычей. (Приставным шагом) Скачет белка-шалунишка, Рвет с сосновых веток шишки. (Подскоки). Между елок, между сосен По сугробам ходят лоси. (Ходьба с высоким подниманием коленей) По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ – топочут ножки. Ходит-бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик (Мелкие, частые шаги) (По И. Лопухиной) [23, с.137] | ||||||||
Развитие речи и культура речевого общения. Тема «Жаркие страны» | – Развивать понимание образных выражений в загадках; –формировать умение составлять рассказс использованием модели; – развивать умение образовывать форму родительного и творительного падежа единственного числа существительных; – совершенствовать артикуляционный и голосовой аппарат; – воспитывать бережное отношение к природе | 1. Организационный момент: отгадывание загадок о животных жарких стран. 2. Дидактическая игра «Подбери слово» (воспитатель демонстрирует иллюстрации африканского ландшафта, пустыни, джунглей, дети подбирают слова-ассоциации»). 3. Артикуляционная гимнастика «Кто прячется в джунглях». 4. Дидактическая игра «Кто кем будет?» (образование формы творительного падежа существительных: слоненок будет … (слоном), кенгуренок будет … (кенгуру), барсучонок будет … (барсуком), львенок будет … (львом), тигренок будет …(тигром) и т.д.). 5. Дидактическая игра «Закончи предложение». Длинные острые зубы (есть у крокодила). Бело-черная полосатая шкура (есть у зебры). Острые длинные когти …. Густая грива …. Не покрытые шерстью ладони …. Толстый слой жира под кожей …. Узкие крепкие копыта …. Длинная тонкая шея …. Рог на носу … и т.д. 6. Пальчиковая гимнастика «В саванне». 7. Дидактическая игра «Составь картинку» (разрезные картинки сложной конфигурации разреза). 8. Ответы на вопросы по текстам о животных жарких стран: «Лев», «Слон», «Обезьяна» и др. 9. Проговаривание скороговорок: «За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам», «Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом». 10. Самостоятельное составление рассказа о животном с использованием моделей (о жирафе, о зебре, о бегемоте, о крокодиле, о носороге и т.д.). План рассказа: как называется животное? Как выглядит? Чем питается? Какой образ жизни ведет? Как называются детеныши? Что еще знаешь об этом звере?). 11. Подведение итогов занятия | Иллюстрации африканского ландшафта, пустыни, джунглей.
Артикуляционная гимнастика «Кто прячется в джунглях» Упражнение «Тигр» для укрепления мышц губ и щек. Хоть на кошку он похож, Ты к нему не подойдешь. (Оскал: челюсти сжаты; губы, плотно прижатые к деснам, растянуть в стороны, обнажая оба ряда зубов; затем плотно сомкнуть) Упражнение «Зебра» для укрепления мышц языка. У меня матроска В черную полоску. Я копытами стучу, Как лошадка я скачу. (Рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать). Упражнение «Кенгуру» для развития мышц языка. На двух ногах не тужит, Ей хвост опорой служит. И прыгает, и скачет, Как твой веселый мячик. (Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимать и опускать поочередно к верхней и нижней губе). [23, с.144] Пальчиковая игра «В саванне» Тигр, жираф, огромный слон, Зебра, пума и бизон, Два шакала, бегемот, Он стоит разинув рот. А над ними – царь зверей. Назови его скорей! (На каждое название животного загибают по одному пальцу, начиная с мизинца правой руки. К концу стихотворения, назвав льва, дети сжимают все пальцы в кулаки) Н. Нищева [28, с.59] | ||||||||
Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін. Тэма: «Такія розныя жывёлы» |
|
||||||||||
|