– Формировать представления о правилах: сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом;
– систематизировать представления о продуктах питания, их назначении;
– уточнять представления о здоровой пище;
– воспитывать культуру питания, осознанное отношение к своему здоровью
1. Организационный момент: проблемная ситуация: друг пригласил в кафе на день рождения.
2. Беседа «Что такое этикет?».
3. Просмотр презентации «Сервировка стола, правила пользования столовыми приборами».
4. Рассуждения «Правила поведения за столом».
5. Физкультминутка«Ужин».
6. Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты».
7. Дидактическая игра «Из каких продуктов состоит блюдо?».
8. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
9. Речевое упражнение «Моя мама умеет готовить… из …».
10. Практическое упражнение «Сервируем стол к завтраку, обеду, полднику, ужину».
11. Подведение итогов занятия
Презентация «Сервировка стола, правила пользования столовыми приборами», картинки с продуктами питания, разнообразными блюдами.
Физкультминутка «Ужин»
Мышка в кружечке зеленой (Дети выполняют упражнение «Мышка» (кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам)).
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина (Загибают пальчики по одному на обеих руках)
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось (Выполняют упражнение «Ковшик» (руки вытянуть вперед ладонями вверх. Слегка округлить их, мизинцы прижать друг к другу.))
Ни крупинки не осталось! (Разводят руки в стороны, покачивая головой.)
Чешская песенка[25, с.33]
Элементарные математические представления
Тема: «Продовольственный магазин»
– Познакомить с составом числа 5 из единиц;
– закрепить навыки количественного и порядкового счета;
– упражнять в определении и описании словамиотношений по величине, ширине между элементами сериационного ряда;
– расширять представления о днях недели;
–развивать умение ориентироваться от других объектов, описывать словами пространственные положения, используя предлоги;
– воспитывать интерес к математической стороне действительности
1. Организационный момент: отправляемся в продовольственный магазин.
2. Дидактическая игра «Полки для продуктов» (разложить полки по ширине от самой узкой к широкой).
3. Дидактическая игра «Считай внимательно продукты» (состав числа 5 из единиц).
4. Реши задачу: Купил Степашка фруктовое мороженое– вкусное! «А что, если молочное еще вкуснее?». И купил молочное. «И сливочного тоже хочется». Съел сливочное. «Что-то я пломбир давно не пробовал», – подумал Степашка и купил пломбир. Продавец открыл новую коробку, а там …эскимо. «Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем», – подумал Степашка и купил себе еще две порции. Сколько всего порций мороженого купил Степашка? (6) Что теперь будет со Степашкой?
5. Физкультминутка «Дружно встали».
6. Дидактическая игра «Разложим продукты на полки» («слева», «справа», «на», «за», «под», «перед», «между». Например: «Молоко стоит между сметаной и творогом», «Хлеб находится справа от батона и слева от пряников» и т.д.).
7. Дидактическое упражнение «Какой по счету?».
8. Дидактическое упражнение «Дни недели».
9. Дидактическое упражнение «Раздели торт» (предлагается разделить торт(круглый, квадратный) на части разными способами: складыванием листа бумаги, разрезанием).
10. Подведение итогов занятия
Полоски картона разной ширины по 5 штук на каждого ребенка, цифры, муляжи продуктов, круги и квадраты на каждого ребенка, ножницы.
Физкультминутка
Дружно встали
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.) [17, с.15]
Развитие речи и культура речевого общения, Искусство (художественная литература)
Тема: «Продукты питания»
– Активизировать в речи детей словарь по теме; закрепить обобщающее понятие «продукты питания»;
–совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные, различать понятия «варить», «жарить»,«печь»;
– развивать умение изменять части речи, согласовывать их между собой;
– закреплять умение использовать в речи различные типы предложений, отвечать на вопросы;
– воспитывать бережное отношение к продуктам
1. Организационный момент: проговаривание рифмовки,сопровождая речь хлопками.
2. Беседа о продуктах питания.
3. Дидактическая игра «Подбери продукты» (классификация продуктов на молочные, мясные, хлебобулочные(мучные))
4. Дидактическая игра «Варят, жарят, пекут».
- Варят (что) сосиски, картофель, макароны в кастрюле.
- Жарят (что) котлеты, рыбу, картошку на сковородке.
- Пекут (что) пироги, булочки, хлеб в духовке.
4. Пальчиковая игра «Повар».
5. Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное». (Темп игры идёт по нарастанию).
6. Дидактическая игра «Какое это блюдо?».
- Какую кашу можно приготовить из манной крупы? из риса? из пшена? гречневой крупы? кукурузной крупы?
- Какой бульон можно приготовить из мяса?
- Какой суп можно приготовить из овощей?
- Какой суп можно приготовить из рыбы?
- Какое варенье можно сварить из малины? из вишни? из клубники? из смородины?
7. Дидактическая игра «Что лишнее?».
- молоко, йогурт, колбаса, сметана;
- хлеб, сушки, мороженое, батон;
- огурцы, капуста, баклажан, макароны;
- торт, помидор, пряники, печенье;
- кефир, киви, банан, мандарин;
- колбаса, котлеты, сосиски, вафли.
8. Дидактическая игра «Назови ласково» (суп – супчик, масло – маслице, котлета – котлетка, творог – творожок, хлеб – хлебушек, каша – кашка, кефир – кефирчик, колбаса – колбаска, торт – тортик, молоко – молочко ит.д.).
9. Дидактическая игра «Составь предложение»
– Лена, пить, лимон, чай – Лена пьет лимонный чай.
– Саша, готовить, овощи, салат – Саша готовит овощной салат.
– Витя, есть, шоколад, торт – Витя ест шоколадный торт.
– Маша любить, горох, суп – Маша любит гороховый суп.
10. Рассуждения по рассказу В.Осеевой «Печенье».
11. Подведение итогов занятия
Предметные картинки по теме, муляжи продуктов питания, таблички по классификации продуктов питания, корзинки для продуктов
Рифмовка
Жили-были масло, молоко, кефир,
Сметана, творог, вкусный сыр.
Конфеты, зефир, мармелад,
Ирис, пастила, шоколад.
Мясо, сало, колбаса.
Булки, сушки и самса.
Соки, овощи и фрукты,
Называем их продукты,
Называем их – еда.
Очень любим их всегда!
Пальчиковая игра «Повар»
Повар готовил обед, (Дети приседают, ребром ладони бьют по полу)
А тут отключили свет. (Имитируют выключение света правой рукой)
Повар леща берет
И опускает в компот. (Загибают большие пальцы на обеих руках)
Бросает в котел поленья, (Загибают указательные пальцы)
В печку кладет варенье. (Загибают средние пальцы)
Мешает суп кочерёжкой, (Загибают безымянные пальцы)
Угли бьет поварешкой. (Загибают мизинцы)
Сахар сыплет в бульон (Изображают, как сыплют сахар)
И очень доволен он. (Опускают руки, пожимают плечами)
О.Григорьев[28, с.52]
Искусство: изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование)
Тема: «Натюрморт»
– Закреплять представления о жанрах живописи (натюрморт);
– развивать умение смешивать краски;
–совершенствовать умения рисовать с использованиемсочетаний разных линий, цвета;
– воспитывать эстетический вкус
1. Организационный момент: рассуждение: к какому жанру живописи относится картина Б. Хруцкого «Цветы и плоды» портрет, пейзаж или натюрморт? Почему?
2. Просмотр презентации «Натюрморты».
3. Физкультминутка для глаз.
4. Беседа «Из чего состоит натюрморт?»
5. Дидактическая игра «Составь натюрморт» (можно с использованием интерактивной доски).
6. Составление натюрморта, который дети будут рисовать.
7. Объяснение и частичный показ рисования натюрморта (Все время смотрите на натюрморт. Сначала линиями определим ширину плоскости стола, выделим передний край стола и задний. Находим центр и прорисовываем самый большой и главный предмет, у нас это ваза с цветами. В рисунке необходимо передать не только правильные пропорции (размеры) предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга: Что это за предметы? Какие они? Форма? Размер? Какой больше? Какой меньше? Какой предмет стоит ближе к вам? Какой дальше? Какой предмет справа от вас? Какой слева?).
8. Пальчиковая гимнастика «Можно и нельзя».
9. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя.
10. Подведение итогов занятия
Картина Б.Хруцкого «Цветы и плоды», мультимедийная презентация «Натюрморты», предметы для составления натюрморта, листы бумаги, краски, кисти.
Пальчиковая гимнастика «Можно и нельзя»
Можно двадцать тысяч раз (Выполняется упражнение «Пальчики здороваются»)
Уронить железный таз. (Округляют руки, сцепив их перед собой. Встряхивают кистями.)
А фарфоровую вазу (Плавными движениями рук «рисуют» силуэты вазы)
Уронить нельзя ни разу. (Грозят пальчиком.)
Ведь на двадцать тысяч раз
Нужно двадцать тысяч раз. (Выполняется упражнение «Пальчики здороваются»)
А. Кондратьев[25, с.31]
Искусство: изобразительная деятельность (лепка)
Тема: «Кондитерские изделия»
– Закреплять представления о средствах выразительности (объем, форма, фактура, пропорции);
– продолжать развивать умения создавать предметные изображения;
– развивать умения дополнять изделия придуманными деталями, комбинировать приемы и способы лепки;
– воспитывать аккуратность, уважение к профессии кондитера
1. Организационный момент: воспитатель описывает действия человека, дети отгадывают профессию кондитера.
2. Чтение стихотворения «Торт» Н.Кнушевицкой.
Мы, конечно, в день рожденья
Можем съесть пирог с вареньем.
Но из сладостей рекорд
Всё ж побьёт нарядный торт.
Он – король стола у нас
И для всех гостей припас:
Фрукты или шоколад,
И фигурный мармелад,
Крем, бисквит, изюм, орешки.
Отрезай кусок, не мешкай![37, с.101]
3. Рассматривание картинок с кондитерскими изделиями.
4. Рассматривание образцов вылепленных кондитерских изделий.
5. Объяснение и частичный показ лепки украшений для кондитерских изделий (жгутики, розочки, листочки и т.д.)
6. Пальчиковая гимнастика «В магазине»
7. Самостоятельная работа детей.
8. Подведение итогов занятия
Соленое тесто разных цветов, доски для лепки, стеки, салфетки по количеству детей, картинки кондитерских изделий.
Пальчиковая гимнастика
«В магазине»
Мы пришли в магазин. (Ходьба на месте)
Мы купили торт – один, (Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их пред собой. Показывают один палец.)
Плюшек – две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца)
Ватрушек – три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца)
А киви купили –
Сразу четыре!(Вертят кулачками и показывают 4 пальца)
Н. Метельская[25, с.32]
Искусство: изобразительная деятельность (аппликация)
Тема: «Сервируем стол к обеду»
– Продолжать закреплять представления об изобразительных возможностях аппликационной деятельности;
– развивать умения создавать предметную аппликацию;
– побуждать использовать прямолинейный и криволинейный приемы вырезывания и симметричный способ;
– воспитывать аккуратность, эстетическое отношение к своим работам.
1. Организационный момент: загадки про посуду.
2. Беседа «Для чего нужно сервировать стол?»
3. Чтение стихотворения «Учись пользоваться вилкой и ложкой» Г. Шалаевой
4. Рассматривание алгоритмов сервировки стола.
5. Объяснение и частичный показ способа симметричного вырезывания, приемов прямолинейного и криволинейного вырезывания.
6. Пальчиковая гимнастика «Повар»
7. Самостоятельное выполнение работы детьми, индивидуальная помощь.
8. Подведение итогов занятия.
Алгоритм сервировки стола или презентация «Сервируем стол», листы бумаги, цветная бумага, ножницы.
Учись пользоваться вилкой и ложкой
За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать –
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
Г. Шалаева[37, с.95]
Нерегламентированная деятельность
Общение
Игровая деятельность
Познавательная
практическая
деятельность
Художественная
деятельность
Трудовая
деятельность
*Беседа «Что такое этикет»
Цель: расширять представления о правилах поведения за столом, закреплять умение пользоваться столовыми приборами.
*Беседа «Уроки здоровья из народной мудрости»
Цель: закреплять представления о компонентах здорового образа жизни, развивать диалогическую речь.
*Беседа«Чем угостить гостей на праздник?»
Цель: развивать разговорную речь, обогащать содержание разговора.
*Беседа «Кто правильно питается, с болезнями не знается»
Цель:закреплять представления о правилах питания, развивать связную речь.
*Рассказ «Традиции белорусской кухни»
Цель: закреплять представления о традициях национальной кухни.
Рассуждение «Как культурный человек ведет себя за столом»
Цель: закреплять представления детей о правилах поведения за столом.
*Решение проблемных ситуаций«Ты что-то уронил на скатерть», «Можно ли брать своей ложкой из общего блюда?», «Чем угостить друга из другой страны»,«Зачем нужны правила поведения за столом?»
Цель: формировать умения рассуждать, доказывать свою точку зрения, приходить к общему мнению в процессе общения
*Сюжетно-ролевые игры
«Кафе»
Цель: развивать умение моделировать социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
«Прием гостей»
Цель: развивать умение сотрудничать в игре, выбирать средства для реализации ее замысла.
*Дидактические игры
«Топни, хлопни»,«Выбери продукт»
Цель: развивать умение сравнивать продукты, находить признаки сходства и различия.
«Ложкой, вилкой и ножом»
Цель: закреплять названия столовых приборов и блюд, которые ими едят.
«Узнай по описанию»
Цель: упражнять в умении описывать предметы, развивать связную речь
«Сервируем стол»
Цель: закреплять навыки сервировки стола к завтраку, обеду, полднику, ужину.
«Найди ошибку в сервировке стола»
Цель: закреплять умение сервировать стол, развивать внимание.
«Культурно – некультурно»
Цель: формировать положительное отношение к гигиеническим навыкам и культуре приема пищи.
*Подвижная игра
«Съедобное – несъедобное»(с мячом)
Цель: развивать быстроту реакции, умение ловить мяч двумя руками, умение отличать съедобное от несъедобного.
“Гарлачык”
Мэта: развіваць бег, спрыт, уменне дзейнічаць па сігналу, развіваць увагу.
*Игра-драматизация литовской народной сказки«Почему кот моется после еды?»
Цель:развивать умение передавать в роли характер, настроение персонажа
*Экскурсия на пищеблок дошкольного учреждения
Цель: обобщать представления о процессе приготовления пищи.
*Наблюдение за раздачей пищи в группе
Цель: закреплять представления о культуре подачи пищи.
*Рассматривание иллюстраций в кулинарной книге рецептов
Цель: познакомить детей с разнообразием блюд, закреплять представления о пользе здорового питания для организма человека.
*Опыты «Как быстро взбить яйцо?», «Что и чем удобно есть», «Когда хлеб может заплесневеть?»
Цель: развивать навыки исследовательского поведения, умение делать умозаключения
*Рассматривание разнообразных сервизов
Цель: совершенствовать способы обследования предметов с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий.
Оформление схемы-памятки «Будь аккуратным!»
Цель: развивать умение составлять схемы, алгоритмы действий.
*Чтение и пересказ рассказаВ. Осеевой«Печенье», сказки Д.Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
Цель: уточнить представления о жанре литературного произведения рассказ, развивать умения пересказывать прозаические литературные произведения.
*Разгадывание загадок о продуктах питания
Цель: развивать логическое мышление.
*Фантазирование «Придумай интересные названия к блюдам» («Салат Буратино», суп «Вершки-корешки», пюре «Антошка-картошка»)
Цель: развивать творческое мышление.
*Рассматривание иллюстраций и чтение книги «Как себя вести?»
Цель: закреплять представления о культуре поведения за столом и в общественных местах.
*Лепка кондитерских изделий к сюжетно-ролевой игре
Цель: закреплять умения комбинировать приемы и способы лепки, передавать характерные особенности.
*Рисование «Укрась скатерть»
Цель: развивать умение получать краски из овощей и фруктов.
*Придумать рекламу к пирожкам Красной Шапочки
Цель: развивать творческую активность, умение придумывать небольшой текст по заданным условиям
*Ручной труд
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм«Кафе», «Прием гостей»
Цель: закреплять представления о возможностях применения различных материалов для создания поделок.
*Хозяйственно-бытовой труд «Сервируем столы»
Цель: развивать умения выполнять обязанности дежурного по столовой (сервировать стол, убирать со стола)
Цель:формирование представлений о родном крае, его символах; воспитание патриотических чувств, любви к родному краю и гордости за него
Специально организованная деятельность
Образовательная
область.
Тема занятия
Программные задачи
Методы, приемы, игры, упражнения
Дополнения (дидактический
материал, пособия, картины)
Ребенок и общество, Искусство: изобразительная деятельность (конструирование)
Интегрированное
Тема: «Символы белорусского государства»
– Формировать у детей представление онациональных символах Беларуси: герб, флаг, гимн;
– познакомить со значением каждого символа;
– развивать зрительное и слуховое внимание;
– развивать умение конструировать по образцу;
– воспитывать уважение к символам страны, гордость за нее, любовь и преданность своему народу
1. Организационный момент: звучит песня А. Пахмутовой «Белоруссия». Воспитатель читает стихотворение «Белая Русь» Д.Бічэль-Загнетавай.
2. Рассказ воспитателя о белорусском народе, его истории.
3. Рассматривание герба. (Вспомните и расскажите, где вам приходилось видеть герб? (на важных документах, паспортах, на зданиях правительственных учреждений и т.д.). Сравните линию контура на гербе и линию контура на карте. Как вы думаете, что обозначает зеленый контур в лучах восходящего солнца? Лучи восходящего солнца символизируют счастливую жизнь и говорят о том, что белорусы принадлежат к этнической группе славян. Издревле славяне поклонялись солнцу, т.к. оно дает тепло, свет и жизнь всему живому. Земной шар на гербе говорит о том, что наш народ ценит равенство всех народов на Земле. Герб с обеих сторон оплетают снопы колосьев, в которые вплетены голубые цветочки льна и розового клевера. Посмотрите внимательно, чем обвиты колосья хлеба на гербе Беларуси? Это красно-зеленая лента с надписью «Беларусь». Красная звездочка в центре герба – это символ мужества нашего народа.
4. Дидактическая игра «Знаем ли мы герб своей страны?».(Что находится в верхней части герба? Солнцеили его лучи нарисованы на силуэте карты? Что находится с обеих сторон герба? По сколько колосков с каждой стороны? Какого цвета цветочки льна? И др.
5. Беседа о флаге.(Когда вывешивают флаги на улицах города? Рассматривают плакаты с изображением нескольких флагов разных стран. Знаете ли вы, какой из этих флагов - флаг Республики Беларусь? Чем отличаются эти флаги? Сколько цветов имеет белорусский флаг? Красный цвет – знак отваги. Кровь проливается в борьбе за счастливую жизнь. Кроме того, красный цвет обозначает радость, счастье, это символ солнца.Что обозначает на карте зеленый цвет? (Леса, луга). Да, они занимают большую часть территории нашей страны. На флаге зеленый цвет символизирует богатство нашей природы, которую мы ценим и бережем. Белый цвет – это символ свободы, уважения к своей Родине. На нашем флаге изображен необычный рисунок-орнамент. Ромб – это символ зерна, обозначает, что наша страна сельскохозяйственная. Где еще вы могли видеть такой орнамент? (на одежде, рушниках, посуде, фасаде домов).
6. Физкультминутка «Павесiм рушнiк».
7. Конструирование «Флаг» (Воспитатель обращает внимание детей на материал, расположенный на столах; (кусочки белой ткани, древко, клей, фломастеры, акварель). Обсуждают план, по которому будут делать флаг:при помощи линейки нарисовать границы полей каждого цвета.На полосках по вертикали нарисовать узор красным фломастером.Акварелью красного цвета зарисовать верхнее поле. Акварелью зеленого цвета зарисовать нижнее поле.Дать время, чтобы краска высохла.
8. Прослушивание гимна Республики Беларусь. (Что это за мелодия? Когда исполняется?).
9. Дети прикрепляют флаги к древку, располагают около карты Республики Беларусь.
10. Подведение итогов занятия
Плакаты с изображением флага, герба Беларуси, других стран; физическая карта Беларуси; аудиозапись гимна Беларуси; кусочки белой ткани (30x25 см), древко, клей, акварельные краски, красные фломастеры, кисточки, вода, линейка.
Белая Русь
Шчочкудавуснаў тулiць,
каб таямнiцу спытаць:
-Белая Русь, матуля,
гэтадзяўчынка?
Так?
Як называецца дзiўна...
Ты пра яе раскажы.
-Белая Русь –Радзiма.
Перад табой ляжыць.
Крыкні – яна адгукнецца
звонам гарачых кос.
Кропля з ліста сарвецца, ускалыхнецца плёс.
Даль захлынецца громам –
Белая Русь запяе.
І азарыцца Нёман –
Чыстае вока яе.
Д.Бiчэль-Загнетава [ч.4 с.5]
***
Кожны раз,
Як выходзяць калоны,
Налiваецца неба
Святочнай зарой,
- Сцяг рэспублiкi бачу
Чырвона-зялёны,
Што гарыць у сузор’i
Айчыны маёй.
П. Прыходзька
Физкультминутка
«Павесiм рушнiк»
«Стукай, грукай, малаток!» (Дзецi «забiваюць цвiк» то левай, то правай рукой),
Напявае Петрусёк.
Ён забiў у сцяну цвiк
I павесiў свой рушнiк. (Дзвюма рукамi «вешаюць рушнiк»)
Ребенок и природа, Искусство: изобразительная деятельность (лепка)
Интегрированное
Тема: «Путешествие в заповедник»
– Способствовать формированию представления означении понятия «заповедник»;
– развивать стремление и навыки активногоучастия в охране природы;
– развивать умения создавать предметные изображения(животные); передавать в лепке характерные особенности живого объекта;
– воспитывать интерес к природе, бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания
1. Организационный момент: группа оформлена под лес, звучит аудиозапись пения птиц. Появляется Лесовик из Беловежской пущи. Приглашает в гости.
2. Тропа препятствий (по следочкам, по узкой дорожке, по верёвке, перепрыгивают через «ручей» и т.д.).
3. Виртуальное путешествие с помощью мультимедийной презентации «Беловежская пуща».
4. Обсуждение правил поведения в заповеднике.
5. Дидактическая игра «Этажи леса» (раскладывают картинки животных по месту их проживания).
6. Загадка о зубре, рассматривание картинки, рассказ о животном.
7. Физкультминутка «Веселые зверята».
8. Дидактическая игра«Чьё объявление?» (загадки о животных).
10. Лепка животных, с которыми встретились в заповеднике. (Уточняем последовательность лепки животных и предлагаем вариативные алгоритмы. Обращаем внимание на передачу характерных особенностей животных. Предлагаем детям разместить готовые работы в уголке природы).
11. Подведение итогов занятия
Картинки с местами обитания животных, кора деревьев, изображения частей тела животных, аудиозапись пения птиц, мультимедийная презентация «Беловежская пуща», ноутбук.Доски для лепки, пластилин, стеки, салфетки, подставки для работ.
Загадка
Хозяин Беловежской пущи,
Он выше медведя и шерстьюпогуще.
Хотя он не хищник, все звери его уважают,
А люди его охраняют.(Зубр.)
Физкультминутка
«Веселые зверята»
Зайка скачет под кусточком,
По болоту и по кочкам.(Скачут на двух ногах, сделав ушки из ладоней).
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.(Прыгают, согнув руки перед грудью)
Развитие речи и культура речевого общения.
Тема: «Умники и умницы».
– Уточнить представления детей огосударственнойсимволике Беларуси (герб, флаг): раскрыть их значение и содержание, подчеркнуть, что они символизируют для каждого белоруса его Родину;
– развивать связную речь: составлять сочиненные предложения, отвечать на вопросы;
– закрепить представления детей о белорусском национальном орнаменте: символичном значении каждого элемента узора;
– воспитывать уважение к государственной символике, чувство национальной гордости
1. Организационный момент: воспитатель приглашает детей принять участие в игре «Умники и умницы». Команда умниц-девочек займет свои места по правую руку, а команда умников-мальчиков –по левую. А чтобы узнать тему нашей игры, сложите части разрезанной карточки.
2. Дидактическая игра «Собери карту» (карта Беларуси).
3. Звучит государственный гимн. (Напоминание, как необходимо слушать гимн, в каких случаях он используется. Гимн — это символ нашего государства, а какие ещё символы вы знаете? (флаг, герб).
4. Дидактическая игра «Найди герб» (Найдите среди других гербов белорусский).
5. Дидактическая игра «Мы видим...» (повторять то, что назвала другая команда, нельзя, объяснять можно только тог рисунок, который назвала другая команда, в вопросах и ответах команды чередуются. (Например: Мы видим лен. Почему он изображен на гербе? Ответ: лен – это растение, из которого делают ткань и шьют одежду в Беларуси.) (Игра проводится до тех пор, пока не будет рассказано обо всём, что изображено на гербе: клевер, колосья пшеницы, красная звезда, лучи восходящего солнца, контурные границы нашего государства, красно-зеленая лента).
6. Дидактическая игра «Мы назовём, а вы объясните».
7. Физкультминутка.
8. Исследование льна и пшеницы, фиксация результатов, доклад каждой команды.
9. Дидактическая игра «Покажи правильно» (воспитатель называет значение элементов орнамента, а дети поднимают карточку с названным изображением (богатство, ребенок, солнце, мать, урожай, любовь, дерево).
10. О чем же рассказывают цвета флага? (умницы раскроют тайну зеленого цвета, умники – красного, а воспитатель рассказывает о белом). (Красный цвет – знак отваги, пролитой крови в борьбе за счастливую, мирную жизнь, это знак солнца, радости, счастья. Зеленый - символ богатой природы, лесов, которые занимают основную территорию нашей страны. Белый - цвет свободы, чистоты и мудрости жителей Беларуси).
11. Дидактическая игра «Выложи орнамент».
12. Подведение итогов занятия
Аудиозапись государственного гимна, д/и«Составь карту Беларуси», две д/и «Гербы разных стран»,запись гимна Республики Беларусь, разрезная карта, 2 подноса с предметами для экспериментирования (ножницы, ведерки с водой,, колосья пшеницы, лен,лупы), 2 карточки формата А4 с условными изображениями для занесение результатов экспериментирования, 2 фломастера; д/и «Покажи орнамент правильно» (наборы карточек по количеству детей), наборы для выкладывания белорусского орнамента
Искусство: изобразительная деятельность(аппликация)
Тема: «Моя республика»(декоративное панно по мотивам белорусского орнамента)
– Продолжать формироватьпредставления детей об элементах белорусского орнамента;
2. Рассматривание иллюстраций«Моя Республика Беларусь» (природный мир Беларуси).
3. Рассматривание геометрического, растительного, зооморфного (образы животных) орнамента, уточнение у детей их сходства и различия, цветовой гаммы.
4. Дидактическая игра «Составь узор» (различение и классификация трех видов орнамента).
5. Игра-ассоциация «На что похоже» (умение соотносить элемент узора с элементом природного мира Беларуси).
6. Рассматривание вариативных образцов с растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом (какие элементы орнамента использованы; как вы думаете, какой объект они отражают; какое настроение они передают, почему вы так думаете; какие цвета использованы в передаче данного настроения).
7. Рассуждения детей, какимони видят наш край (реки, леса, птицы, животные и т.д.), что они хотят отобразить в своей работе с помощью декоративных элементов.
8. Пальчиковая гимнастика «Где вы были?».
9. Выполнение работы детьми с использованием трафаретов.
10. Составление рассказа о своем панно.
11. Подведение итогов занятия
Образцы белорусского растительного, геометрического, зооморфного орнамента;бумага квадратной формы, трафареты, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки, подставки для кистей;
вариативные образцы трех панно.
Пальчиковая гимнастика
Дети, дети, где вы были?
Долго по лесу бродили.
Встретили медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках,
Лося, белочку, лису –
Ненаглядную красу. (При перечислении загибать по одному пальцы правой, затем левой руки)
1. Организационный момент: рассматривание иллюстраций с изображением природы Беларуси (поля, леса, реки, животный и растительный мир),обращаем внимание детей на цветовую палитру и разнообразие красок природы.
2. Рассматривание образцов орнамента.
3. Дидактическая игра «Найди аналог» (закрепить представления о разнообразии видов орнамента).
4. Рассматривание образцов белорусских рушников (составные элементы, их форма, вид орнамента, цветовая гамма, их расположение, чем они отличаются, чем похожи).
5. Напоминание способов рисования отдельных элементов, предоставлениедетям инициативы выбора элементов узора при сохранении особенностей цветовой гаммы (красный с черным и белым).
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь (во время выполнения работы обращаем внимание детейна цветовое соотношение элементов, симметрию ихрасположения, использование двух кистей в работе (тонкой кистью обводим элементы).
8. Презентация своей работы, оформление выставки рушников
Пять-шесть вариативных образцов; бумага белая и красная, вырезанная в форме полотенец; краски (красная, белая, черная); кисти двух размеров; клеенки, салфетки, подставки для кистей, бокалы с водой; иллюстрации с изображением природы Беларуси; образцы элементов растительного, геометрического и зооморфного (изображения животных) орнамента.
Пальчиковаягимнастика
«Зарядка для пальцев»
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в альбомах
Будут снова рисовать.
(Вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки. Упражнение повторяют несколько раз.)
[48, с.53]
Искусство: изобразительная деятельность(конструирование (из природного материала)).
Тема: «Золотая соломка»
– Формировать представления о народных промыслах Беларуси;
– формировать умение работы с соломкой;
– развивать мелкую моторику пальцев рук;
– развивать воображение, творчество, фантазию;
– воспитывать интерес к народным промыслам
1. Сюрпризный момент: приходит в гости Девочка-Соломинка, приносит в корзине соломенные поделки, снопики соломки.
2. Рассматривание изделий из соломки: какие предметы идля чего они предназначены (посуда, игрушки и т.д.); из чего они сделаны; какой мастер занимается данным промыслом; как он заготавливает соломку для работы, какие инструменты использует.
3. Рассматриваем иллюстрации с изображением колосящейся нивы.
4. Лото «Народные промыслы» (классификация предметов народных промыслов).
5. Выбрать понравившийся снопик соломки и представить, на что он похож, что напоминает, повернуть его в разные стороны, подумать, какую поделку можно из него сделать (прием изменения пространственного положения и опредмечивания).
6. Уточнить у детей замысел работы (это может быть домик Старичка-Лесовичка, бабочка, птица, волшебное дерево и т.д.), предложить использовать дополнительные материалы.
7. Пальчиковая гимнастика «Паучок».
8. Изготовление поделки с использованием мелкого природного материала, элементов гербария.
9. Составление мини-сказки о своей поделке «Золотая Соломка».
10. Подведение итогов занятия
Предметы декоративного творчества, изготовленные из соломы; пучок соломы, перевязанный в одном месте; мелкий природный материал; элементы гербария; клей, кисточки, салфетки, клеенки, ножницы;
Пальчиковая гимнастика
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
(Скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)
А за ним ходили детки.
(Пальцами второй руки также пробежать по предплечью)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опустить, имитируя дождик)
Паучков на землю смыл.
(Хлопнуть ладонями по коленям или столу)
Солнце стало пригревать,
(Прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы)
Паучок ползет опять,
(Начинайте действие сначала)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Пальцами пробегают по голове).
Искусство: изобразительная деятельность (детский дизайн).
Тема: Создание плаката «Моя Беларусь»
– закрепить представления детей о правилах оформления плаката: композиция (верх – текст, середина – изобразительный материал), замысел, техника выполнения (ап