Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Техники психологического самбо.



2. Техники психологического самбо.

Техника бесконечного уточнения — подробное и точное прояснение того, что является мишенью нападающего или манипулятора.

Техника внешнего согласия, или наведения тумана — выражение согласия с какой-либо частью высказывания партнёра или с тем, что на то, на что он обратил внимание, действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы …

Техника английского профессора — корректное выражение сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает личных прав адресата

Возможные варианты ответов в технике бесконечного уточнения:

— Что в этом предложении кажется вам самым уязвимым для критики?

— Что нужно изменить?

— А какой цвет (стиль одежды, стиль высказывания, оборот речи) был бы более подходящим?

— Что бы ты посоветовал?

Возможные варианты ответов в технике внешнего согласия:

— Какая неожиданная мысль! Надо будет её обдумать…

— И действительно!

— Верно! А мне и невдомёк!

— Я подумаю над тем, как мне учесть это в своей работе.

— Я сам об этом часто думаю, но пока не пришел к определённым выводам.

— Я подумаю, имеет ли это отношение ко мне.

Возможные варианты ответов в технике английского профессора:

— Это составляет предмет моих убеждений…

— Если я сделаю это, то это буду уже не я…

— Это не согласуется с моим представлением о себе.

— Я ценю некоторые свои странности и предрассудки, потому, что они помогают мне находить неординарные решения.

 

3. Упражнения, помогающие противостоять манипуляциям.

Упражнение №1. Тосты

Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

- Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

- Что внутри вас помогало вам отказаться?

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Упражнение №2. Отказ

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций:

- одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома,

- одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи,

-одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям, что какая-то его вещь лежит у тебя.

- одноклассник (сосед, лидер двора) просит купить наркотик.

Задание подгруппам: в течение 7 мин. придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации.

Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. Каждый стиль демонстрирует только один участник.

После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияния тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

Обсуждение:

- Как чувствовал себя человек в ситуации давления?

- Какой вариант отказа оказался более эффективным?

- Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.