|
|||
Небольшой вводный материал.. Упражнения, помогающие противостоять манипуляциям.3. Небольшой вводный материал. Манипуляция–это система способов скрытного воздействия на человека, для достижения собственной цели без учёта его интересов. Виды манипуляций: 1. Активный манипулятор 2. Пассивный манипулятор 3. Соревнующийся манипулятор 4. Безразличный манипулятор Типы манипулирующих людей: 1. Диктатор 2. Тряпка 3. Прилипала 4. Хулиган 5. Судья и т.д. 4.Упражнения, помогающие противостоять манипуляциям. Упражнение №1. Да или нет С помощью этого упражнения подростки могут проследить разнообразные варианты давления со стороны оппонента, понять свои реакции, прочувствовать оптимальный способ сопротивления и т.п. Упражнение проводится в свободном движении, можно под ритмичную музыку. Инструкция: «Объединитесь в пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «да», а кто – «нет». Говорить можно только эти слова. Один из вас начинает игру, произнеся слово «да». Второй сразу же отвечает ему: «нет». Тогда первый снова говорит «да», может быть, чуть громче, а второй опять ему отвечает «нет», и тоже слегка погромче. Каждый из вас может произносить только то слово, которое выбрал с самого начала: или «да», или «нет». Но вы можете произносить его по-разному, как вам захочется: тихо или громко, нежно или грубо, кратко или длинно. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора закончить спор». Обсуждение: Как вы сейчас себя чувствуете? Как вам удобнее спорить – произнося слово «да» или произнося слово «нет»? Громко или тихо вы говорили? Сложнее говорить «нет» под натиском или в ответ на уговоры? Упражнение №2. Марионетка Данное упражнение направлено на осознание подростками манипуляции и на понимание своих ощущений от бездумного подчинения. Следует подвести детей к мысли о том, что все мы подвергаемся давлению социума (семьи, близких, учителей), требованиям закона или правил общества, однако существуют люди-манипуляторы, которые в обход здравому смыслу и нашей критичности нас заставляют принимать неверные решения, заставляют полностью подчиняться их воле, причем делают это разными способами. Далее детям сообщается, что сейчас им предлагается почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие. Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника – марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов – перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет роль «куклы», не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. Обсуждение: - Что чувствовали участники игры, когда были в роли «куклы»? - Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно? - Хотелось ли что-то сделать самому? Урок второй.
|
|||
|