Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Божественный ребенок 29 страница



 

 

К. Г. Юнг: «Психологические нарушения в случае невроза и невроз сам по себе можно охарактеризовать как неудавшуюся попытку приспособления. Эта формулировка <...> созвучна с точкой зрения Фрейда, что невроз в некотором роде является попыткой самоисцеления». (Из работы «О психоанализе». )

 

«Невроз всегда представляет собой замену узаконенному страданию». (Из работы «Психология и религия».)

 

 

Нуминативность — понятие, введенное в обиход Рудольфом Отто, служащее для обозначения невыразимого, таинственного, пугающего, «совершенно Иного» свойства, непосредственно познаваемого лишь как нечто, присущее божественному.

 

Первообраз — понятие, введенное Якобом Буркхардом. Первоначально использовалось Юнгом для обозначения архетипа.

 

Персона — первоначально — маска, которую носили актеры в античном театре.

 

 

К. Г. Юнг: «Персона — это... та приспособительная система или та манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром. Так, например, почти любая профессия представляет собой для человека характерную для него Пер-Глоссарий 393

 

 

сону... Опасность заключается в том, что можно идентифицироваться со своей персоной, как профессор со своим учебником или тенор со своим голосом... С некоторой долей преувеличения можно сказать: Персона — это то, чем человек на самом деле не является, но о чем он сам и другие люди говорят, что это и есть он». (Из работы «О возрождении».)

 

 

Психоидное — «подобное душе», «имеющее форму души», «квазидушевное». Юнг характеризует этим термином невыразимый глубинный слой коллективного бессознательного и его содержания, архетипы.

 

 

К. Г. Юнг: «Коллективное бессознательное представляет собой психику, которая в противоположность к известному нам психическому непредставима, поэтому я называю его психоидным». (Из работы «Синхронистичность как принцип акаузальных взаимосвязей».)

 

 

Самость — центральный архетип. Архетип упорядочивания. Целостность человека. Символически представляется в виде круга, квадрата, четверичности, младенца, мандалы и так далее.

 

 

К. Г. Юнг: «Самость — это величина, управляющая сознательным Я. Она охватывает не только осознаваемую, но и бессознательную составляющую психики и в силу этого является личностью... Нет никакой надежды, что мы достигнем хотя бы приближенного осознания Самости, ведь сколько ни смогли бы мы осознать, всегда еще остается определенное или неопределенное количество бессознательного, которое тоже относится к тотальной Самости». (Из работы «Отношение между Я и бессознательным».)

 

 

«Самость является не только центром, но и той окружностью, которая заключает в себе сознание и бессознательное; она представляет собой такой же центр этого общего, как Я — центр сознания». (Из работы «Сновиденческие символы в процессе индивидуации».)

 

«Кроме того, Самость является и целью жизни, ибо она представляет собой совершеннейшее выражение той комби-394 Глоссарий

 

нации судьбы, которую называют индивидуумом». (Из работы «Отношение между Я и бессознательным».)

 

Синхронистичность — понятие, образованное Юнгом для выражения осмысленных совпадений (коинциденций) или соответствий:

 

 

а) психического и физического событий, которые не связаны между собой каузально. Подобные синхронистические феномены происходят, например, когда внутренние события (сновидения, видения, предчувствия) находят себе соответствие во внешней реальности — внутренний образ или предчувствие оказываются «вещими»;

 

 

б) похожих или одинаковых сновидений, мыслей и так далее, которые появляются в разных местах и/или у разных людей. Ни ту, ни другую манифестацию невозможно объяснить причинной связью. Наоборот, они происходят в связи с архетипными процессами в бессознательном.

 

 

К. Г. Юнг: «Моя работа в области психологии бессознательных процессов вот уже много лет тому назад вынудила меня перейти к другому (наряду с принципом причинности) объяснительному принципу, так как принцип каузальности показался мне недостаточным для объяснения определенных странных явлений в психологии бессознательного. Сначала я обнаружил, что существуют параллельные психологические явления, которые совершенно невозможно причинно увязать друг с другом, но находятся в иного рода взаимосвязи между событиями. Эти взаимосвязи показались мне по своей сути заключающимися в факте их относительной одновременности, отсюда пошло и выражение «синх-ронистичные». Ведь похоже, что время словно бы является не абстракцией, а представляет собой конкретный континуум, содержащий в себе качества или принципиальные условия, которые могут манифестироваться относительно одновременно в различных местах в виде причинно не объяснимого параллелизма, как это бывает, например, в случаях одновременного появления идентичных мыслей, символов или психических состояний у разных людей». (Из работы «Памяти Рихарда Вильгельма».)

 

 

Глоссарий 395

 

 

Сновидение — «маленькая хорошо спрятанная дверь в самые глубокие и интимные уголки души, дверь, которая ведет в ту изначальную космическую ночь, которой была душа еще до возникновения Я-сознания и которой душа становится, далеко выходя за пределы того, что способно когда-либо достичь Я-сознание. Ибо Я-сознание полностью разъединено, оно познает единичное, отрывая его и различая, и увидеть при этом можно лишь то, что как-либо соотносится с этим Я. Я-сознание состоит из громогласных ограничений даже тогда, когда оно достигает самых далеких звездных туманностей. Сознание все разделяет, а во сне мы вступаем в мир глубинного, всеобщего, истинного, вечного человека, который еще находится в сумерках надвигающейся ночи, где он еще был Целым, а Целое было в нем, который находится в не имеющей различий, лишенной всякой яковости природе. Из этой всеобъединяющей глубины поднимается сон, каким бы детским, гротескным или аморальным он ни был». (Из работы «Значение психологии для современности».)

 

 

«Сновидения являются не преднамеренными и предвзятыми изобретениями, а естественными феноменами, которые не представляют собой ничего, кроме того, что они собой представляют. Они не обманывают, не лгут, не извращают и не затушевывают, а наивно возвещают о том, что они собой представляют и подразумевают. Они обижают нас и вводят нас в заблуждение, потому что мы не понимаем их. Они не применяют никаких искусственных трюков, чтобы что-нибудь скрыть, а говорят о том, что составляет их содержание, настолько отчетливо, насколько это позволяет сделать их образ. Мы не в состоянии понять, почему они столь своеобразны и сложны: ведь опыт показывает, что они всегда стараются выразить то, что наше Я не знает и не понимает». (Из работы «Аналитическая психология и воспитание».)

 

 

Сознание — «Когда размышляют о том, что же, собственно говоря, представляет собой сознание, то обычно наиболее глубокое впечатление производит тот в высшей степени удивительный факт, что каким-либо событием,

 

 

396 Глоссарий

 

 

происходящим где-нибудь в космосе, вызывается одновременное внутреннее отображение таким образом, как будто бы оно происходило одновременно и внутри, это и означает: осознавать». (Из неопубликованного доклада, прочитанного К. Г. Юнгом на Базельском семинаре в 1934 г.)

 

 

«Наше сознание не создает самое себя, а поднимается из неизвестной нам глубины. Оно постепенно пробуждается в ребенке, а затем каждое утро пробуждается из глубин сна из бессознательного состояния. Оно подобно ребенку, который ежедневно рождается из своей материнской первопричины — бессознательного». (Из работы «К психологии восточной медитации».)

 

 

Тень — сумма всех личностных и коллективных психических установок, которые в силу своей несовместимости с сознательно избранным образом жизни не могут быть пережиты и которые объединяются в относительно автономную частичную личность с конкретными бессознательными тенденциями. По отношению к сознанию Тень ведет себя ком-пенсаторно, ее действие в силу этого может оказаться как негативным, так и позитивным. В качестве персонажа сна Тень появляется в виде существа одного пола со сновидцем. Как часть личного бессознательного Тень относится к Я, но как архетип «Сатаны» (Widersacher) она относится к коллективному бессознательному. Осознание Тени представляет собой начальный период аналитической работы. Игнорирование и вытеснение Тени, как и идентификация Я с ней, могут приводить к опасным диссоциациям (рассогласовани-ям) личности. Так как Тень очень близка миру инстинктов, длительное удержание ее в фокусе внимания недопустимо.

 

 

«Фигура Тени персонифицирует собой все, что субъект не признает в себе и что все-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции». (Из работы «Сознание, бессознательное и индивидуация». )

 

«Тень... — это та сокрытая в тумане, вытесненная, чаще всего неполноценная и виноватая личность, которая вмес-Глоссарий 397

 

 

те со всеми своими проявлениями простирается вплоть до царства предков-животных и охватывает всю историческую глубину бессознательного... Если до сих пор обычно придерживались мнения, что человеческая Тень является источником всего темного в человеке, то отныне при более глубоком рассмотрении можно обнаружить, что бессознательный человек, или Тень, состоит не только из морально неприемлемых тенденций, но и обнаруживает в себе целый ряд хороших качеств — нормальные инстинкты, целесообразные реакции, восприятие, соответствующее реальности, творческие импульсы и им подобное». (Из работы «Эон».)

 

 

Травма психическая — неожиданное событие, которое наносит непосредственный вред живому существу. Ужас, страх, стыд, отвращение и т. д.

 

 

Четверичность — К. Г. Юнг: «Четверичность — это архетип, который проявляется, так сказать, универсально. Она является логической предпосылкой всякого суждения о целостности. Всякий раз это суждение должно сочетать в себе четыре аспекта. Когда, например, судят о целостности горизонта, то называют четыре основные стороны света. Всегда речь идет о четырех основных элементах, о четырех примитивных качествах, о четырех цветах, о четырех кастах в Индии, о четырех путях духовного развития в буддизме. Поэтому существует и четыре психологических аспекта психической ориентации, к которым ничего существенного добавить больше нельзя. Для ориентации нам нужны:

 

— функция констатации наличия чего-либо (восприятие),

 

— функция установления, что это собой представляет

 

(мышление),

 

— функция, позволяющая определить, подходит ли это субъекту или нет, приятно это или нет (чувства),

 

— функция, позволяющая увидеть, откуда это появляется и к чему это ведет (интуиция).

 

К этому больше нечего добавить... Идеальная завершенность выражается в круглом; в круге (см. Мандала), а ее ми-398 Глоссарий

 

Классики зарубежной психологии

 

Карл Густав Юнг

 

Божественный ребенок

 

(Аналитическая психология и воспитание)

 

 

нимальное возможное расчленение — четыре». (Из работы «Попытка психологического толкования догмы Троицы»),

 

 

Четверичность или кватернер часто имеет структуру 3+1, когда одна из ее величин занимает исключительное положение и имеет отличную от остальных природу. (Например, три евангелических символа представлены животными, а один — ангелом.) Когда четвертая величина присоединяется к трем остальным, возникает «единое», символизирующее целостность. В аналитической психологии нередко именно «малоценная» функция (то есть та функция, которой человек не может воспользоваться в своем сознании) воплощает в себе «четвертую» величину. Интеграция ее в сознание представляет собой одну из основных задач процесса индивидуации.

 

Экстраверсия — типологическая установка, характеризующаяся концентрацией внимания на внешнем объекте. Противоположна интроверсии.

 

Составитель Д. В. Дмитриев

 

 

Налоговая льгота - общероссийский классификатор

продукции OK-00-93, том 2; 953000 - книги, брошюры.

 

Редактор В. Г. Голобоков

 

Художественный редактор О. Н. Адаскина

Компьютерный дшайн В. С. Лукьянов

Технический редактор Н. В. Сидорова

 

Корректоры M E. Козлова, Р. Д. Станкова

 

Сдано в набор 15.07.97. Подписано в печать 25.09.97.

Формат 60х90 \1\6. Гарнитура «Тайме».

Печ. л. 25,0.

Тираж 10 000 экз. Заказ № 732.

 

«Олимп». Изд. лиц. №07190 от 25.10.96.

123007, Москва, а/я 92

 

000 «Издательство АСТ-ЛТД».

Лицензия В 175372 № 02254 от 03.02.97.

366720, РИ, г. Назрань, ул. Фабричная, 3

 

Отпечатано с оригинал-макета в Тульской типографии.

300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.