Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УКРАШЕНИЯ НА МОКАСИНАХ



УКРАШЕНИЯ НА МОКАСИНАХ

Чтобы подвести под наше исследование более широкую основу, мы включили в него еще и украшения на мокасинах. Одним из первых интересных случаев является U-образный узор на мокасинах Черноногих (фиг.2). Структура этих мокасинов была рассмотрена в томе 5 на стр.140 [5], но мы видим из фигуры, что и подошва, и передок сделаны из одного куска. Узор наносится не прямо на передок, а на красную ткань, которая затем пришивается к коже. Такие узоры очень часто встречаются на мокасинах Черноногих и по традиции являются более старым стилем. Фиг.3, заимствованная из тома 5, изображает похожий узор на мокасине с твердой подошвой. Другой вариант рисунка показан на фиг.4. В обоих случаях орнамент вышивается бисером на красной ткани, как и прежде, а затем пришивается к коже.

Теперь встает вопрос о том, что послужило причиной появления этой особой накладываемой орнаментации, которая не выполняет никакой видимой функции в структуре. Из непосредственных соседей Черноногих только у Сарси, Ассинибойнов и Северных Шошонов до сих пор наблюдалось редкое использование этого редкого стиля, однако дальше на восток и север мы обнаруживаем частое его применение. Примеры были проиллюстрированы м-ром Скиннером (Skinner) в томе 9, стр.20, 123, (фиг.6 и 41), а также в томе 5, стр.144. (фиг.91) (в данной работе воспроизведена на фиг.5). Из описаний в этих ссылках мы видим, что здесь в противоположность Черноногим мы имеем структурную зависимость между U-образным узором и выкройкой мокасина. Выкройка требовала вставки такой формы, которой, собранный в складки край передка, придавал четкий контур. На многих мокасинах Кри и Монтанье, проживающих на территории вокруг Гудзонова залива, эта вставка покрыта тканью, обычно красной или темно-синей. На других вставках сделана из кожи, но имеет украшения, тогда как остальная часть передка простая. Эта общая выкройка с U-образной вставкой очень популярна у Кри, Сольто (Saulteaux), Монтанье (Montagnais), Наскапи, Дене (Dene), Томпсонов (Thompson), Шусвап (Shuswap), а несколько случайных образцов отмечено у Кроу и Шошонов.

Теперь, возвращаясь к Черноногим, мы видим, что они отличаются от всех этих племен только тем, что украшение наносится на другую выкройку мокасина. Используемая ими выкройка, не требует вставки, поэтому для того, чтобы следовать стилю, они делают ложную. Здесь не возникает сомнений относительно того, кто занимается подражанием.

Другая интересная проблема касается того, изменили ли Черноногие структуру своих мокасин или просто заимствовали стиль украшения. Определение границ распространения может пролить свет на этот вопрос. До сих пор структурная выкройка мокасина Черноногих (фиг.2) обнаруживалась у Западных Кри, Томпсонов, Не-персе, Сарси, Ассинибойнов, Гровантров (Gros Ventre) и Северных Шошонов. Поэтому она является локализованным типом в противоположность выкройке со вставкой, наблюдаемой у индейцев Востока. Но, что весьма любопытно, у Черноногих и малочисленных племен, находившихся под их влиянием, этот вид украшения был хорошо развит. В таком случае, более вероятным представляется то, что они заимствовали выкройку и заменили ею одну из восточного типа, сохранив, однако, при этом старый стиль украшения. Они также переняли тип мокасина на твердой подошве, типичного на Равнинах, и во многих случаях наносили украшение и на него тоже (фиг.3). Здесь, действительно, существует тесное сходство между структурой однокусковых мокасинов Черноногих, которые мы только что описали, и мокасинами на твердой подошве, так как, когда мы сравниваем их с восточным типом со вставкой, мы видим, что у первых имеется общий принцип передка и подошвы. Поэтому может возникнуть предположение, что эта однокусковая выкройка была разработана людьми, которые были знакомы с мокасинами на твердой подошве. Таким образом, здесь мы имеем другой пример промежуточного структурного типа, охватывающего область между двумя другими зонами контрастных типов (стр.89).

Мы можем перейти к еще одному стилю украшений на мокасинах равнинных индейцев - простой ленте в верхней части. Она принимает две общие формы, как на фиг.6. В наших коллекциях форма 2а (первые пять) встречается у Черноногих, Сарси, Гровантров, Арапахо и Ассинибойнов, а 2b (шестой и седьмой) - Шайеннов, Кроу, Дакота и Арапахо. В каждом случае она обнаруживается на мокасинах из двухкусковой выкройки и занимает середину целой поверхности. Следовательно, здесь не существует никакой структурной зависимости, какую мы обнаруживали в некоторых восточных мокасинах. Однако, когда мы взглянем за пределы территории Равнин, мы встретим похожую ленту, применявшуюся, чтобы прикрыть неприглядный морщинистый шов. В особенности это касается Ирокезов, но также встречается у Кикапу, Саук, Фокс, Пенобскотов и Делаваров. Типичный образец показан на фиг.7. Обычно вышитые бисером или иглами узоры располагаются на полоске кожи, которая пришивается к мокасину.

Таким образом, мы имеем другой случай, совершенно аналогичный предыдущему, однако здесь доказательство исторической связи далеко не столь убедительно. Тем не менее, выбор этого стиля Ирокезами, например, очевидно является приспособлением к выкройке и служит еще одним примером структурного контроля над украшениями костюма. Использование того же стиля на Равнинах вне связи с выкройкой может оказаться случаем конвергентной эволюции, однако вероятность его структурного происхождения нельзя отрицать.

Особая вариация этой выкройки отмечена на образцах Виннебаго, фиг.8. Здесь бахрома размещается на шве между двумя узкими бисерными лентами. Среди Тетон-Дакота мы находим украшение, наносящееся на мокасин из двухкусковой выкройки путем пришивания бахромы к вышивке из бисера (фиг.9).

Можно выделить еще одну проблему, связанную с украшением мокасин. У Апачей мы находим любопытную выкройку передка мокасина на твердой подошве (фиг.10). Разрез делается почти на полную длину передка и в него вставляется V-образный кусок кожи. Зачем это делается, не ясно, но в результате, получаются два длинных шва, сходящиеся в одной точке. Вполне возможно, что изобретатели этого мокасина были знакомы с выкройкой на фиг.5 и перенесли идею верхней вставки, когда приняли двухкусковую выкройку на твердой подошве, однако здесь также нет достаточно хорошего доказательства этого.

Многие мокасины этой выкройки лишены украшений, если не считать бахромы на одной стороне вставки. Сама вставка часто окрашивалась в красный, синий или желтый цвет. Когда добавляется бисер, мы находим каемку вдоль каждого шва, обычно соединяющуюся с полоской, опоясывающей подошву. Это дает нам характерный стиль украшения, в котором две сходящиеся линии тянутся по верху передка (фиг.11).

Выкройка Апачей встречается у Команчей и изредка у Кайова, однако такой стиль украшения наблюдался и у Шайеннов, Арапахо, Кроу, Дакота, Ассинибойнов, Черноногих и Гровантров. В большинстве случаев сходящиеся ленты помещают на передок простой двухкусковой выкройки, как на фиг.11, но иногда добавляется бахрома, а замкнутое V-образное пространство окрашивается краской. Поскольку мы обнаруживаем широкое распространение этого стиля и все степени связи между ним с существенными структурными деталями, самым приемлемым объяснением этого всего представляется то, что стиль украшения развился на мокасинах Апачской выкройки. Конечно, это не подразумевает, что Апачи были его зачинателями.

Вот мы и исследовали три стиля украшения мокасин на Равнинах и в каждом случае нашли веские основания считать причиной их развития структурный тип первоначального мокасина. Хотя во втором из рассмотренных случаев может оказаться так, что стиль развивался в области Равнин независимо, очевидно, что на востоке его применение выросло из структурного принципа. По той причине, что мы также обнаружили, что этот принцип действует и в одежде в тех же самых районах, возникает очень важный вопрос. В будущем мы должны обращать большее внимание принципу пережитков, в том числе и до степени переноса определенных стилей на новые структурные образцы. Однако из этого отнюдь не следует, что везде, где мы находим стиль на выкройке импортного происхождения, выкройка была изменена. Так, в случае с третьим типом украшения на мокасинах, который мы рассмотрели, нет оснований сомневаться в том, что стиль был распространен шире, чем структурный образец. Эта часть нашего исследования подсказывает, что дальнейшее развитие этих проблем в районе Равнин может породить новое звено в цепи доказательств прежних исторических связей.

В связи с украшениями на платьях мы обнаруживаем интересный момент в символических ассоциациях определенных узоров. Сходная связь появляется и в определенных украшениях на мокасинах. Один мокасин был получен у Дакота и имел третий стиль из тех, что были описаны выше (фиг.12). В этом случае бисерные ленты были белого цвета и символизировали тропу войны зимой. Принимая во внимание все, что исчезло прежде, невозможно прийти к выводу, что к расположению лент в такой манере впервые пришел какой-нибудь индивидиум, который хотел изобразить тропу войны, покрытую снегом.

U-образный узор у Черноногих, по всей видимости, не имеет определенного символического значения, однако изготовитель мокасина, изображенного на фиг.3, говорил, что три расходящиеся линии и изогнутая каемка обозначают утреннюю звезду и человеческую фигуру - "белые люди северного танца" (Черноногие верят, что какие-то люди белого цвета живут на дальнем севере, и что утренняя звезда - это танцевальный костер). Это, по-видимому, индивидуальное толкование, но тем не менее, это является примером вторичного использования стиля украшения при выражении мистической идеи. В этом случае мы можем видеть, в какой степени изготовитель мог быть зачинателем чего-нибудь, но поскольку те же самые фигуры наносились и другими (фиг.4), мы можем усомниться в том, что мастер делал что-то большее, чемпросто толковал общепринятый узор.

[5]. Гораздо более полное исследование этого вопроса было проведено д-ром Gudmund Hatt в "Mokkasiner geografisk Tidsskrift" 22 B.H.V. Copenhagen, 1914; 172, 182. Arktiske Skinddragter, Copenhagen, 1914, 168-172, который в ближайшее время должен опубликовать еще более подробное исследование на английском языке.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.