Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МУЖСКИЕ РУБАХИ



МУЖСКИЕ РУБАХИ

Украшения на мужских рубахах равнинных индейцев представляют более сложную проблему. Иллюстрации к предыдущей статье показывают один общий стиль. Он состоит, главным образом, из широкой ленты на плечах и рукавных швах и двух поперечных лент наподобие подтяжек или плечевых ремней. Эти ленты представляют собой полоски кожи, вышитые бисером и пришитые на рубаху; они лишь немногим отличаются от лент на леггинах. К одному краю ленты прикрепляется бахрома из волос или хвосты горностая. Самая старая рубаха, которую нам довелось видеть, изображена на (page 50). Лента в верхней части рукава и плеча находится на другой стороне, как показано на рисунке (см.: Bulletin этого музея, vol.18, fig.95). Когда мы изучаем образец, оказывается, что ленты закрывают швы. Верхний шов закрывается длинной лентой, а поперечный шов - плечевым ремнем. Однако эта старая рубаха отличается от других тем, что плечевые ремни короткие. Далее, длинные плечевые ленты на более поздних рубахах не закрывают швы, а идут вкось внутрь. Этот скос и большая длина лент на более новых рубахах сразу вызывает подозрение, что они могли быть скопированы с военной формы. Хотя мы не нашли какого-нибудь особого доказательства, подкрепляющего эту точку зрения, нельзя не признать ее большую вероятность. С другой стороны, прикрытие этими лентами швов на более старых рубахах возвращает нас к принципу украшения, использующемуся на других частях костюма и поэтому является сильным доводом в пользу аборигенного происхождения лент, хотя вполне может быть, что военная форма позднее внесла в них свои изменения. На нескольких рубахах мы встречаем отороченную бахромой ленту, закрывающую шов там, где крепится рукав. В тех случаях, когда косые длинные ленты отсутствуют, мы часто обнаруживаем на этом шве короткую бахромированную ленту. Это согласуется с тезисом о военном происхождении косой ленты.

Согласно традициям, бахрома из волос выполняла у Дакота свою определенную функцию, но нет полной уверенности в том, что это украшение берет начало от них. Однако прикрытие швов бахромой из кожи и других материалов было распространено, как будет отмечено, на других видах мужской одежды, изображенных в предыдущей статье. В вопросе распространения этот способ прикрывать швы бахромой был, по-видимому, преобладающим в северных Соединенных Штатах, доходя на западе до береговых Селишей, и дал нам характерные пальто белого траппера. Тот факт, что и ленты, и бахрома совпадают со швами, приводит нас к выводу, что их положение и место определялось структурой одежды.

На этих рубахах есть еще один любопытный декоративный элемент. У большинства из них на горле и "загривке" имеется треугольная подвеска, обычно богато украшаемая. Это нельзя объяснить с позиции структуры, так как оно не играет существенной роли при составлении одежды и не прикрывает какой-нибудь дефект. Это не хвост, так как он располагается внизу рубахи. В книге Карвера (Carver) [p.230] есть изображение одного Дакота (?) без верхней одежды, но на горле у него висит треугольный предмет, который по форме и украшению напоминает подвеску на этих рубахах. Из текста мы узнаем, что это ножны:

"Кинжал, расположенный около него в той же самой степени типичен для нации Надовесси (Naudowessie) и имеет древнюю конструкцию, но они не могут объяснить, сколько времени пользуются им. Первоначально его делали из кремня или кости, но с тех пор, как у них наладились отношения с европейскими торговцами, они стали изготавливать его из стали. В длину он имеет около 10 дюймов, а та часть, которая ближе к рукоятке, почти 3 дюйма шириной. Его края заострены и он постепенно сужается к острию. Они носят его в ножнах, сделанных из оленьей кожи, искусно украшенной иглами дикобраза; их обычно вешают на шнурок, украшенный таким же образом, который доходит только до груди. Это любопытное оружие носят только несколько верховных вождей; оно считается с одной стороны полезным инструментом, а с другой - декоративной эмблемой превосходства" [4]

Хотя это и не доказывает, что треугольное украшение на равнинных рубахах ведет свое начало от обычной эмблемы должности в виде ножен, оно, тем не менее, предлагает одно разумное объяснение. Рассматривая распространение этих рубах (том 5, стр.135), мы привели доводы в пользу тезиса о том, что тип распространился от Дакота. Кроме того, мы здесь обнаружили, что эта рубаха была эмблемой высокого положения в племени (том 11, стр.7). Отсюда то, что было сказано об обычных ножнах, вполне с этим согласуется. Вести дальнейшие рассуждения по этому вопросу нет необходимости, но кое-какие полевые изыскания могут быть полезны. Не все эти подвески имеют треугольную форму; некоторые имеют прямоугольную, но треугольные встречаются чаще и получили более широкое распространение.

 [4]. Carver John. Travels through the Interior of North America.- London, 1778, p.296.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.