Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ



ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Платье Якима (page 66) является, по-видимому, хорошим примером фундаментальной структуры равнинных платьев. Плечевая линия здесь получается простым перегибанием хвостового конца лосиной шкуры. Контур этой части, без сомнения, обрезается до симметричной формы, однако при этом все еще соблюдаются линии первоначальной шкуры. Эта перегнутая часть определяет, таким образом, форму особого "лекала", которое связано с формой первоначального материала, а не с эстетической конструктивной деятельностью автора. Конечно же верно, что последний в первую очередь отвечает за его пропорциональность и симметрию, однако общее направление "лекала" было делом внешнего порядка.

Основным видом украшения на этих платьях является вышитое бисером ярмо. На платье Якима мы замечаем полосу вдоль плечевого шва, где сшиваются вместе сгибы передней и задней половин одежды, однако самой заметной деталью считается широкая лента бисера, следующая изгибу перевернутой части. При выделке кожи (предназначенной для изготовления платья) на хвосте оставляют шерсть и эта часть становится центральным участком нашей широкой ленты бисера, которая сразу бросается в глаза.

Обратившись к платью Кроу (page 64), мы замечаем чуть-чуть отличную структуру, где вместо сгиба ярмо выкраивается из двух кусков и набрасывается на большие шкуры, образующие две половины платья. Но пучок шерсти на хвосте и такое же лекало определяют контур этого ярма, которое покрывает одежду точно так же, как и сгиб в типе ярма. Вышивка бисером на этом изделии Кроу далеко не такая искусная, как на предыдущем иде платья, но, опять-таки, она придерживается тех же контурных линий. Однако на платье Черноногих, изображенном в томе V Антропологических Записок Американского Музея Естественной Истории на стр.126, мы имеем широкие ленты, как на якимском и отдельное ярмо, как у Кроу.

Насколько позволяют судить данные нашего наблюдения, кисточка из хвоста является ведущим элементом у группы племен, центр которой приходится на Черноногих и Кроу. Далее на юг мы обнаруживаем, что бисером покрывается верхняя часть платья целиком. Наиболее интересными экземплярами, находящимися в нашем распоряжении, являются образцы Дакота, типичный пример, которых изображен на фиг.1. В структуре мы имеем большое ярмо, к которому юбка прикреплена прямым швом. Тем не менее, бисер выкладывается таким образом, чтобы показать нам контур предыдущего, а еще ниже и параллельно этому располагается широкая лента. Кисточка от хвоста отсутствует, зато есть вышитый бисером узор той же формы, который огибает лента, делая резкий изгиб. Поскольку в нашей дакотской коллекции есть несколько платьев с похожими узорами, этот случай можно считать типичным. Историческая связь между этим украшением и теми, которые мы только что рассмотрели, очевидна.

На Южных Равнинах мы имеем несколько другой стиль платья (page 87). Кайова, Арапахо и в некоторой степени Апачи, делают большое прямоугольное ярмо, к которому крепится платье, но обычно снизу, отчего создается впечатление накинутого сверху ярма.

На нескольких образцах ярма мы находим кисточку от хвоста, которая приводит нас непосредственно к фундаментальному структурному типу. Украшения из бисера, однако, не имеют того характерного изгиба севера, а придерживаются прямоугольного контура этого ярма. То, что некогда идея изгиба находила здесь свое отражение, доказывается двумя старыми образцами,находящимися в Музее, и имеющими кисточку от хвоста, а также приближающимися к изогнутым контурам, которые мы отмечали. [1]

Если теперь мы повернем к северной границе Равнин и к Вудленду, то обнаружим ту же зависимость между украшениями и отрезами. Тип, распространенный у Кри, который был описан ранними авторами и представлен на фиг.23, имеет украшения на накинутом сверху ярме. Здесь часто располагались узоры из игл (page 71). В современном типе Оджибве (page 73) мы имеем случай накидывания, однако украшение наносится на плечевые ремни и расположенный между ними участок ярма.

Как мы уже показали в предыдущей статье, единственным связующим звеном между этими платьями и платьями Равнин является это накидное ярмо. Использование рукавов на Востоке и другой метод подготовки шкур, однако, не давал того особого изгиба, который мы отмечаем на Северных Равнинах. С другой стороны, платье Южных Равнин имеет определенные аналогии и с лесным типом, но чем это объясняется - конвергенцией или распространением - мы сказать не можем. [2]

Наряду с принципом перекидного ярма прослеживается идея того, что оно служит местом для самого искусного украшения. Как мы уже говорили, тот факт, что мы имеем широкое распространение этой зависимости между структурой и украшением, может выступать в качестве доказательства единого происхождения. Однако вопрос здесь заключается в том, что когда структура ярма изменяется, появляется склонность к изменению и стиля украшения, но это соотношение не всегда действует, так как в некоторых случаях стиль сохраняется, несмотря на такие изменения.

Наиболее интересный случай такого сохранения обнаруживается на платьях Дакота, где, как мы отмечали, хвост уступил место U-образному условному узору. В предыдущей работе рассматривалась символическая связь с этим узором. [3] Весьма любопытно, что узор называется не оленьим хвостом, а считается символом черепахи, появляющейся из озера. В вышеприведенных ссылках показано, как это согласуется с мистической концепцией связи между черепахами и женщинами.

Если теперь мы вспомним основные факты аборигенного декоративного искусства, то увидим здесь очень важный конкретный случай, когда символическое объяснение нельзя рассматривать как творческий мотив узора. С другой стороны, это лучше всего доказывает то, что орнамент зависит от структуры и использования простого оленьего хвоста в качестве украшения. Символическая связь, следовательно, является вторичным.

[1]. Один из этих образцов приписывается Таос, а другой Апачам и оба имеют примитивную структуру, как на фиг.18 (page 66). Хвостовой конец кожи перегибается и свисает вниз. Украшение состоит главным образом из ряда подвесок.

[2]. Далее будет отмечено, что ярмо у Арапахо и Кайова выкроено из одного куска. Форма некоторых из них наводит на мысль, что небольшая кожа ложилась поперек и вырезалось отверстие для головы. Это даст нам характерный контур. Эффект накидывания создается после прикрепления юбки под краем ярма. Следует иметь в виду, что только лосиная шкура имеет размер, достаточный для женского платья и что, если под рукой только шкура антилопы, то не избежать комбинирования из нескольких кусков.

[3]. Bulletin, American Museum of Natural History, vol.18, p.240; также: Museum Journal, 1912.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.