Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Создание «Фирмы»



Создание «Фирмы»

Почти в это же время на встречу с главой КГБ Андроповым напросился бывший «сталинский» начальник разведки, бывший начальник Высшей школы КГБ Евгений Питовранов. С 1966 генерал-лейтенант Питовранов находился в действующем резерве и возглавлял Торгово-промышленную палату СССР. Формально он числился консультантом Бобкова, но к реальной работе его не пускали.

Такое положение дел деятельного ветерана оскорбляло. Он развернул целую кампанию по своему возвращению в разведку по всем законам жанра классического царедворца. Чуть ли не раз в два дня в разговоре с Андроповым кто-нибудь известный и уважаемый как бы случайно упоминал о том, что у Питовранова есть какие-то хорошие идеи, ты б прислушался к нему. Или: помнишь Питовранова, ты с ним в Карелии работал? Он там придумал что-то интересное.

В конце концов, Андропов вызвал Питовранова на конспиративную квартиру в районе Сретенки. Возглавив КГБ, Андропов был крайне озабочен проблемой достоверности данных. Он хотел точно знать, что агентура его не обманывает, потому постоянно требовал перепроверки разведданных. Эта паранойя пришла, видимо, от товарища Сталина и от печальной истории с разведанными о начале войны с Германией. В конце концов, Андропов пришёл к выводу, что ему требуется некая «личная» разведка, формально не входящая в ПГУ КГБ и обладающая альтернативной агентурной сетью.

Евгений Питовранов (фото: Борис Приходько/РИА Новости)

Питовранов подхватил идею на лету. Он предложил Андропову создать разветвлённую разведывательную сеть, опираясь на возглавляемую им Торгово-промышленную палату. В неё предлагалось завербовать работников Внешторга (министр Патоличев был не против, его даже радовало «укрепление кадрами» своего ведомства), а также отставников разведки и сотрудников профильных НИИ. Основной целью становились западные бизнесмены, заинтересованные в работе с СССР, учёные и государственные деятели. Вся эта сеть замыкалась лично на Евгения Питовранова, а тот в свою очередь отчитывался только Андропову. Ещё одним посвящённым на начальном этапе становился Калгин. Назвали операцию незамысловато: «Фирма».

Все остались довольны. Андропов получил свою личную разведку, а Питовранов надеялся вернуть себе высокую должность в КГБ. Но Андропов, кстати, на работу его не вернул. За всё время существования «Фирмы» Питовранов так и не стал её формальным руководителем. Даже специальный отдел в структуре ПГУ, который назвали в его честь (отдел «П») на деле административно ему не подчинялся, а во главе его стоял кадровый офицер КГБ. Питовранов так до конца жизни и остался ветераном-отставником, что его очень злило.

Это важная деталь, частично объясняющая последующий крах «Фирмы». Андропов периодически звал его на дачу с последующим поеданием раков и пением русских народных песен, пролоббировал награждение Питовранова орденом Ленина, приглашал на праздничные мероприятия, но в штат КГБ не возвращал. При этом за период работы «Фирмы» Питовранов выезжал в заграничные командировки почти 200 раз, но исключительно как глава Торгово-промышленной палаты СССР или как частное лицо.

Сначала появилась информация о том, что посол в Канаде Александр Николаевич Яковлев живёт сильно не по средствам. Поскольку речь шла о члене ЦК и бывшем подчинённом Суслова, Андропов поручил расследовать его жизнь в Канаде не внешней контрразведке ПГУ, а «Фирме». Быстро выяснилось, что расходы Яковлева превышают не только его зарплату, но и вообще всю сумму, которая выделяется на представительские расходы посольства. Происхождении дорогих вещей он объяснял незамысловато: подарок.

При прочих равных это можно было посчитать неразборчивостью и небольшим административным правонарушением. Выговором по партийной линии Яковлева было уже не напугать. Но тут агент «Фирмы» получает от своего высокопоставленного источника в США сообщением о том, что ЦРУ находится на связи с российским послом в Канаде. И началось всё это ещё в Колумбийском университете.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.