|
|||
Э. Г. ЭЙДЕМИЛЛЕР В. В. ЮСТИЦКИЙ 11 страницажна быть готова на все») заставляя их выполнять. Такое изменение внутрисемейных ролей скоро привело к «исцелению» мужа, так как дало ему возможность беспрепятственно удовлетворять обе свои потребности. Оно же привело к возникновению нервно-психических расстройств у жены. 2. «Замещающее удовлетворение потребностей». В этом случае причиной перехода к «патологизирующим ролям» становится стремление удовлетворить потребность не с тем лицом, которому она должна быть адресована. Травматизирующая роль — «ребенок-вундеркинд», «ребенок — надежда семьи» нередко бывает связана со стремлением родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности. В прошлом у таких родителей имеет место недостаточная реализация карьеры, различным образом сформировавшееся ощущение неполноценности и желание через идентификацию с ребенком компенсировать это. Происходит непомерное возрастание требований к ребенку, отношение к нему со стороны родителей ставится в сильную зависимость от его успехов в какой-либо сфере (различных престижных видах спорта, искусстве и т. п.). Стремление замещающим образом удовлетворить потребности, которые должны быть в норме адресованы другому члену семьи (например, супругу), наблюдается при так называемом «расширении сферы родительских чувств» [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1987]. В случаях, когда супружеские отношения оказываются по какой-либо причине нарушенными (развод, длительное отсутствие, смерть) или не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность), возникает тенденция в отношениях с ребенком (как правило, противоположного пола) удовлетворить эти потребности. В этом случае ребенок вовлекается сначала в роль «партнера», а позднее, когда у него нарастает реакция эмансипации, а у родителя усиливается желание удержать его при себе, «ребенка, нуждающегося в опеке». Подобные роли будут подробнее рассмотрены в разделе, посвященном подростковой семейной психотерапии. 3. «Патологизирующие роли», возникающие под влиянием механизма проекции. Психологический механизм проекции заключается, как известно, в «неосознанном наделении другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами» [Петровский А. В., Ярошев-ский М, Г., 1985]. Классический пример этого защитного механизма — индивид, испытывающий чувство агрессии по отношению к другому и в то же время убежденный в аморальности такого чувства, находит выход из этого противоречия в том, что приписывает агрессивность другому («Это не я к нему плохо отношусь, а он ко мне»). Нередко собственные недостатки или несовместимые с нравственными представлениями желания приписываются другому лицу для того, чтобы создать у самого себя иллюзию борьбы с ними («Раз я борюсь с этим недостатком у других, значит, у меня самого его нет»). Такие явления могут наблюдаться и в семейных взаимоотношениях. С точки зрения концепции «патологизирующих ролей», интерес представляют случаи, когда один член семьи не только приписывает собственные недостатки другому, но и использует свое влияние для того, чтобы добиться преобразования семейных ролей. В результате его усилий другой член семьи, действительно, начинает выполнять одну из ролей, для носителей которых характерен «необходимый» недостаток. Это может быть роль «трудновоспитуемого», «проблемной личности», «позора семьи». Н.-Е. Richter (1970) описал «патологизирующую роль» «негативного я». На ряде примеров он проследил, как один из членов семьи ставит другого перед необходи- мостью «стать плохим», «стать проблемным». Когда это удается, первый начинает бороться с «недостатками» второго. Наши наблюдения подтверждают такую возможность (см. гл. 4). 4. «Патологизирующие роли», которые возникают под влиянием желания избавиться от давления собственных же нравственных представлений. Данный вид «патологизирующих ролей» мы нередко наблюдали в клинике алкоголизма. Это роли «опекуна» («спасителя») и «опекаемого» («спасаемого»). В отличие от ранее рассмотренных ролей, которые создают легальную возможность удовлетворения «запретной» (несовместимой с нравственными представлениями) потребности за счет другого лица, подобные роли обеспечивают «псевдорешение» психологического конфликта этой потребности с нравственными представлениями иным путем. Это делается за счет навязывания функций социального контроля над проявлениями «запретного влечения» другому лицу. Так, в случае алкоголизации все усиливающееся влечение к алкоголю не может не ■ вызвать широкого круга мотивов, противодействующих этому у самого алкоголизирующегося лица. Это и опасения за свое здоровье, и нарастающее осуждение со стороны окружающих, и нравственные «тормоза» самого индивида. Результатом оказывается тяжелый конфликт между влечением и этими мотивами. Конфликт решается алкоголиком нередко также путем преобразования структуры семьи, а именно путем формирования упоминавшихся ролей «опекуна», «спасителя», «контролера», который берет на себя функции контроля над индивидом, спасения его от алкоголизации. Чаще всего такие функции берут на себя жена или мать. Они получают за индивида заработок, ругают его в случае выпивок, прячут спиртное, если оно имеется в доме, следят за тем, чтобы индивид не встретился с собутыльни- ками, и т. п. Сам же алкоголизирую-щийся при этом принимает роль «опекаемого». Психологически он освобождается от страхов и угрызений совести, связанных с алкоголизацией (ведь теперь этим занимается другой член семьи). Все его помыслы сосредоточиваются на удовлетворении влечения к алкоголю. Одним из характерных признаков такого положения дел в семье является заметное расхождение между вер-бально выражаемым отношением индивида, злоупотребляющего алкоголем, к «опекуну» и невербальным. На словах такой индивид «искренне» признает значение усилий супруги или матери, говорит, что она «спасает» его от алкоголизма, что без нее он «пропал бы». В действительности же все его помыслы сосредоточены на том, чтобы обмануть их и добыть спиртное. Психотравматизм данной роли связан в первую очередь с тем, что оставляет индивида безоружным перед собственным влечением, снимает с него чувство ответственности. Эта безоружность особенно сильно проявляется в момент, когда происходит распад семьи и «контроль» опекуна прекращается. Как правило, темпы алкоголизации при этом значительно нарастают. Таким образом, к настоящему времени выделено немалое количество «патологизирующих ролей», дано их описание. Каким должно быть отношение к данной концепции? Во-первых, явление, описанное различными исследователями, действительно, существует. Это подтверждается и нашим опытом проведения семейной психотерапии. Из всех семей, проходивших семейную психотерапию, 23 % имели «патологизиру-ющие семейные роли» в качестве основного или дополнительного симптома. Во-вторых, описанное явление, когда один из членов семьи использует свое влияние для того, чтобы побудить других играть межличностные роли, нужные ему для удовлетворения своих потребностей, встречается в жизни еще более широкого круга семей в качестве преходящих, недолговременных состояний, как реакция на повышение нервно-психического напряжения в семье. Из этого следует, что практический врач или психолог, столкнувшись с фактом, что семья пациента поддерживает необычные отношения с окружением или упорно усматривает у одного из членов семьи (например, пациента) недостатки и отрицательные качества, которыми он не обладает, или имеет место контролирующая опека над пациентом, должен проверить, нет ли в семье систем «патологизирующих ролей» и не является ли это следствием действий одного из членов семьи. В то же время нынешнее состояние рассматриваемой концепции оставляет и определенное чувство неудовлетворенности. Пока перед нами чисто констатирующее, феноменологическое описание. На многие вопросы нет ответа. Это, в первую очередь, вопрос о причинах и предпосылках развития данного явления в той или иной семье. Действительно, потребности, которые не могут быть удовлетворены, поскольку противоречат нравственным представлениям индивида, существуют, по-видимому, в любой семье. Непонятно, однако, почему «патологизирующие роли» возникают только в отдельных семьях. С ответом на этот вопрос связан и ответ на другой, не менее важный: какие существенные психологические явления обусловливают возникновение «патологизирующих ролей». Если они носят случайный, малосущественный, характер, то и явление, ими обусловливаемое, должно встречаться достаточно редко. Нуждается в уточнении вопрос о том, каково соотношение «патологизирующих семейных ролей» с другими явлениями, в особенности с обычными защитными механизмами, хорошо известными и неоднократно описанными в литературе. Что такое «патологизирующие роли» — новая разновидность защитных механизмов или особое проявление уже известных? Ответ на все перечисленные вопросы требует более глубокого понимания механизма «патологпзирующих ролей». Нами предпринята попытка на основе обобщения работ других авторов, описывающих «патологи-зирующие роли», а также собственных наблюдений предложить гипотетическую концепцию структуры вышеуказанных ролей. Задача ее очертить круг явлений, участвующих в формировании и проявлении любой «патологизирующей роли», и значение каждого из них. Определим основные понятия. Потенциальные роли в семье. Под потенциальными ролями понимаются такие, которые в семье актуально не исполняются и, вполне возможно, не исполнялись никогда, но о которых член семьи имеет определенное представление и которые начинают выполняться при появлении соответствующих обстоятельств. Так, например, роль «больного» в семье может никогда не стать актуальной, если в ней вес здоровы. Однако она существует как потенциальная, поскольку члены семьи, как правило, имеют представление о том, что произойдет, если в семье кто-то заболеет. Даже самый маленький член семьи может знать, что за ним будут ухаживать, в его присутствии--говорить тихо, стараться не беспокоить и т. д. Потребности, удовлетворение которых в условиях данной семьи приводит к нарушению нравственных представлений. Как было видно при обзоре видов «патологизирующих ролей», всегда в их основе — попытка, вопреки нравственным представлениям индивида, а точнее в обход их, удовлетворить какую-то потребность (выражение агрессии, садизма, еупружеско-чротических чувств, влечение к алкоголю и др.). Используемое свойство потенциальной роли — это такая ее особенность, которая обеспечивает возможность удовлетворения потребности, противоречащей нравственным представлениям индивида. Так, о роли матери больного ребенка известно, что она должна сделать все, не считаясь со своими силами и здоровьем, чтобы спасти его. Эта роль существовала в описанной выше семье как потенциальная, одна из многих других потенциальных ролей, известных членам семьи. Однако, в силу описанного свойства (чрезвычайных требований, которые она предъявляет матери), эта роль была избрана мужем для реализации своего агрессивного отношения к жене. Точно так же принятие другой семьей антисексуальной идеологии и возникновение в ней ролей борцов за сексуальную чистоту было не случайным. Выбор членом семьи, имевшим нарушения половой функции, именно этих ролей связан с их свойством — служить оправданием сдержанности и пассивности в сексуальной сфере («раз я борюсь с сексуальным развратом, то должен ограничивать проявления секса в своей семье»). Отец, враждебно настроенный по отношению к подростку (например, неосознанно ревнующий его к матери), выбирает по отношению к нему роль строгого воспитателя. Как раз эта роль расширяет возможности выражения агрессии к подростку. Таким образом, для возникновения «патологизирующих ролей» необходимы, как минимум, две предпосылки: наличие неудовлетворенной потребности и потенциальной роли, имеющей подходящее свойство. Психологическое сопротивление членов семьи принятию «патологизирующей ро/ш».Как было видно при описании «патологизирующих ролей», один из членов семьи бывает заинтересован в переходе к «пато-логизирующим ролям». Он заинтересован тем сильнее, чем острее и дискомфортнее его проблема. Переход к «патологизирующим ролям» для других --это обычно нарастание нервно-психического напряжения, снижения удовлетворенности жизнью семьи. Не менее важно и то, что пе- реход к таким ролям, как правило, связан с искаженным представлением об окружающей социальной действительности («все против нас», «кругом царит разврат») или об отдельных членах семьи («он — закоренелый хулиган», «у него необыкновенные таланты»). Переход к «защитному», искажающему действительность, представлению о мире сталкивается, однако, с навыком реального восприятия действительности. Нелегко поверить, что весь мир настроен враждебно, если индивид ясно видит, что это не так. Все это создает значительное сопротивление переходу к системе «па-тологизирующих ролей». Дополнительным источником сопротивления является и то, что во многих случаях члены семьи осознают возможность злоупотребления потенциальной ролью в своих эгоистических интересах. Приведем характерное высказывание матери подростка (нарушение поведения на фоне декомпенсации явной истероидной акцентуации характера) о своем сыне: «Он с детства любил прикинуться больным и бедненьким». Это высказывание свидетельствует, что и мать, и сын хорошо отдают себе отчет в возможностях потенциальной роли «тяжело больного члена семьи». Разумеется, если члены семьи (как упомянутая мать) осознают возможность злоупотребления потенциальной ролью, их сопротивление переходу к «патологизирующим ролям» будет еще большим. Перевес влияния индивида, заинтересованного в переходе к системе «патологизирующих ролей». Для того чтобы-, вопреки психологическому сопротивлению, семья все же перешла к «патологизирующим ролям», нужно, чтобы у лица, заинтересованного в этом, был немалый перевес в возможностях воздействия на других членов семьи, на их поведение, чувства, мысли. Чем выше авторитет данного индивида в семье, тем больше зависимость семьи от него; чем выше его волевые качества, тем вероятнее, что, несмотря на сопротивление, все же будут приняты «патологизирующие социальные роли». Ключевой факт — это основное представление, искажение которого обусловливает переход к «патологизирующим ролям». Для сформирования семьи типа «крепость» нужно признание всех ее членов, что все против них. Для того, чтобы начала действовать роль «мать тяжело больной девочки», и отец, и мать должны поверить, что болезнь, действительно, очень серьезна. Должны поверить в возможность спасти мужа-алкоголика с помощью контроля над его поведением супруга или мать, взявшие на себя роль «опекуна». Нередко ключевым фактором является приписывание одному из членов семьи определенного качества. Так, приписывание агрессивности подростку необходимо, чтобы отец начал соответствующим (описанным выше) образом относиться к нему. В любом случае ключевой факт — это факт, искажение которого имеет наиболее важное значение для возникновения нарушения ролевой структуры. Таким образом, «патологизиру-ющая роль» — следствие взаимодействия ряда предпосылок. Необходимо, чтобы имелась неудовлетворенность определенных потребностей; в репертуаре «потенциальных ролей» семьи имелась бы роль с таким свойством, которое обеспечило бы возможность «легального» удовлетворения «нелегальной» потребности; влияние лица,заинтересованного в переходе к системе «патологизирующих ролей», оказалось бы достаточно сильным для преодоления источников психического сопротивления. Следовательно, для возникновения этой роли необходимо, чтобы у семьи имелся ряд свойств. Отсутствие (либо сознательное разрушение в ходе семейной психотерапии) любого из них ведет к тому, что «патологизиру-ющая роль» становится невозможной. Например, ослабление влияния индивида, заинтересованного в пере- ходе к «патологизирующим ролям», будь то за счет роста самостоятельности других членов семьи или падения авторитета такого индивида, приводит к ослаблению или разрушению системы «патологизирующих ролей». Аналогичный эффект может быть достигнут мерами по усилению психического сопротивления членов семьи или мероприятиями по коррекции влечения, несовместимого с нравственными представлениями индивида. Ослабление этого влечения также может привести к исчезновению «па-тологизирующей роли». Принципы психотерапевтической коррекции «патологизирующих ролей». Задача психотерапевта — добиться разрушения «патологизиру-ющей системы ролей» в семье. Опыт работы с семьями, где «патологизи-рующие роли» были основным или побочным нарушением, показывает, что, несмотря на разнообразие случаев, с которыми приходилось иметь дело, существует определенная, наиболее предпочтительная, последовательность действий психотерапевта. Психотерапевтическую работу начинают обычно с тем членом семьи, который более всего страдает от системы «патологизирующих ролей». Это, например, индивид, выполняющий роль «козла отпущения» («громоотвода»), «неисправимого», «спасителя». Во-первых, именно он в начале семейной психотерапии является «носителем семейных симптомов», т. е. более других обнаруживает признаки нервно-психического расстройства. У индивида, заинтересованного в возникновении «патологизирующих ролей», нервно-психическое расстройство оказывается компенсированным за счет других членов семьи. Во-вторых, именно член семьи, более всех страдающий от «патологизирующих ролей», наиболее мотивирован к психотерапии, наиболее заинтересован в исцелении.С этим членом семьи проводится, в первую очередь, работа, содействующая нарастанию его влияния в семье, особенно на того члена семьи, который более заинтере- сован в сохранении «патологизирующих ролей». Создаются психологические предпосылки для уменьшения и снятия описанного выше перевеса влияния этого заинтересованного в «патологизирующих ролях» члена семьи. Поставленной цели можно достигать разными методами. Опишем одну из применявшихся методик — «Расширение влияния» (РВ). Методику эту можно было бы назвать «обучающим интервью», так как она представляет собой план беседы с носителем «патологизирующей роли» и преследует цель обучить его путям и методам оказания психологического воздействия. Методика включает четыре этапа. Этап 1 — мотивационный. Этап ставит цель — пробудить у носителя «патологизирующей роли» стремление увеличить свое влияние в семье и особенно на члена семьи, заинтересованного в существовании «патологизирующих ролей». Используются «подводящие» вопросы: «В какой мере другие члены семьи учитывают Ваши желания?»; «Чего бы Вы желали от других членов семьи, если бы имели большее влияние на них?»; «Чего бы Вы желали, если бы имели очень большой авторитет в семье?»; «Чего бы Вы хотели, если бы Вам были очень обязаны (например, жизнью)?» Пациенту предлагается сформулировать все пожелания и просьбы, которые были высказаны в этом случае. Типичные ответы носителя «патологизирующей роли» обычно выражают желаемое направление изменения взаимоотношений в семье и особенно с лицом, заинтересованным в сохранении таких ролей: «Я хотел бы, чтобы он лучше ко мне относился»; «Чтобы, отстал от меня, не придирался»; «Слушался бы меня»; «Не имел бы привычку срывать на мне злость»; «Понял бы, что я тоже человек». На этом этапе член семьи, с которого начинается психотерапия, прежде всего осмысляет свое желание изменить отношения в семье, свою неудовлетворенность существующим положением, а также тот очень существенный факт, что для изменения отношений в семье необходимо желание другого члена семьи, заинтересованного в сохранении «патологизиру-ющей роли». Опыт показывает, что это осознание своей неудовлетворенности и своего желания изменить существующее положение нередко оказывается нелегкой задачей. В ходе этого этапа возникает страх перед высказыванием своих пожеланий, боязнь, что другие члены семьи узнают об этих пожеланиях, что все будет каким-то образом передано им. В некоторых случаях в начале мотиваци-онного этапа приходится идти на определенное «обезличивание» задаваемых вопросов (типа «Если бы на Вашем месте оказался такой же человек, как Вы, чего бы он больше всего хотел?»). Выслушивая ответы, психотерапевт стремится побудить отвечающего как можно лучше представить, вербализировать (выразить словами) и эмоционально пережить как возможную просьбу пациента, так и те изменения в семейных отношениях, которые возникли бы в случае ее выполнения. Создаются психотерапевтические условия для того, чтобы в ходе ответов на данные вопросы выразить и отреагировать отрицательные эмоции (прежде всего страх, стыд и агрессию), которые возникают у члена семьи от самой мысли: выразить свое пожелание, оказать влияние на другого члена семьи. Этап 2. Обучение члена семьи поиску методов воздействия на того члена семьи, который заинтересован в сохранении «патологизирующей роли». Этап начинается с просьбы психотерапевта назвать какое-то не слишком важное дело, лучше всего семейное, которое член семьи, заинтересованный в сохранении «патологизи-рующих ролей», очень не любит выполнять. Обычно называются такие дела, как «убирать комнату», «долго ждать», «идти в какое-либо учреждение улаживать семейные дела», «навещать кого-то из родственников». Затем предлагается составить список людей, с которыми этот член семьи чаще всего имеет дело; в список обычно включаются ближайшие родственники, наиболее близкие друзья. Далее предлагается представить, что каждый из людей, включенных в список, уговаривает члена семьи, заинтересованного в сохранении «патологизирующей роли», выполнить это «нелюбимое дело»: каким способом, какими словами, как будет вести себя в случае отказа или согласия. Приведем в качестве примера ответы матери 14-летнего подростка-токсикомана. «Патологизирующая роль» матери — «спасительница сына» Названное матерью нелюбимое дело, которое сын очень не любит выполнять,— это убрагь свою собственную комнату. В число лиц, наиболее часто общающихся с подростком, мать включила себя, друга сына, дядю (бывшего морского офицера), бабушку. Ситуацию, когда каждый из них будет уговаривать подростка, она описала следующим образом: «Я сначала просто сказала бы ему, что надо убрать комнату, а потом начала бы ругаться. Он бы разозлился, хлопнул бы дверью и убежал. Николай (друг), наверно, говорил бы иначе Он бы сказал так: «Слушай, стоит ли из-за такой ерунды еще спорить. Сделай раз-два, убери, раскидай по местам — и делу конец*. Дядя говорил бы поучительным тоном: «Ты же мужчина Настоящий мужчина должен матери помогать!». Бабушка разговаривала бы с ним очень ласково, ведь он у нес любимчик: «Сделай, внучек, ну ведь я тебя прошу» После того, как член семьи (в данном случае мать) охарактеризовал манеру каждого в ситуации оказания влияния, психотерапевт просит ее проранжировать всех охарактеризованных лиц с точки зрения того, кого скорее всего послушается индивид (в нашем примере -сын). Основные результаты этого этапа: осознание членом семьи, с которым проводится психотерапия, возможности различным образом оказывать влияние на других членов семьи и того, что окружающие люди также решают задачу поиска психологического подхода. Этап 3 — обобщающий. Цель его — помочь члену семьи понять психологические особенности инди- вида, заинтересованного в сохранении «патологизирующих ролей», в особенности те психологические качества, которые используются окружающими его людьми для оказания влияния. Делается это^ с помощью серии вопросов, которые задает психотерапевт в связи с результатами прошлого этапа интервью. Обсуждая вместе с членом семьи, как другие убеждали бы выполнить нелюбимое дело,психолог задает вопросы о психологических качествах, побуждающих согласиться с убеждающим. В нашем примере (мать подростка-токсикомана) это выглядит так: после описания, как ответит друг, психотерапевт спрашивает у матери: «А что, Ваш сын, действительно, стыдится спорить из-за пустяка? А правда ли, что ему бывает очень неудобно, если его уличат в этом?» Обсуждая предполагаемые слова дяди, психотерапевт спрашивает мать: «Это правда, что Ваш сын очень хочет выглядеть мужчиной?» Далее психолог просит мать как можно подробнее охарактеризовать эту особенность сына, интересуется, кто еще и как ее использует. При этом психотерапевт всячески старается активизировать деятельность матери, направленную на осмысление, представление психологических особенностей сына, которые нужно использовать для оказания воздействия на него. Этап 4 — этап пробного изменения. Психотерапевт обсуждает вместе с членом семьи, носителем «патологизирующих ролей», желания, которые были высказаны на первом этапе в отношении влияния на другого члена семьи. Выбирается одно из них, обсуждаются возможности превращения его в реальность. Нередко при этом речь идет о наиболее реальном, осуществимом. Перед членом семьи ставится задача — добиться поставленной цели в каком-то небольшом аспекте взаимоотношений. Делается это для того, чтобы в результате психотерапии возросла его способность оказывать влияние, «почувствовать свою силу». Успех четвертого этапа, как правило, запускает процесс изменений в семье, интенсивного поиска носителем «патологизирующей роли», путей оказания воздействия на лицо, заинтересованное в сохранении этой роли. В результате постепенно ликвидируется перевес во влиянии последнего. Одновременно носитель «патологизирующей роли» участвует в психотерапевтических занятиях, направленных на снятие искажения ключевого факта. Наиболее целесообразно проведение групповых занятий, в ходе которых проводится обсуждение анонимных случаев [Либих С. С, 1974j семей с «патологизирующими ролями». В ходе обсуждения психотерапевт обращается к участникам с вопросом: искажение каких представлений членов семьи оказывается необходимым для принятия «патологизирующей роли»? Успех психотерапии с членом семьи — носителем «патологизирующей роли», уменьшение или ликвидация «перекоса влияния» ведут к постепенному исчезновению этой роли. Это фрустрирует члена семьи, заинтересованного в сохранении ее, порождает обеспокоенный интерес к психотерапии. Этот интерес оказывается исходным пунктом привлечения к психотерапии и его. Основная задача, которая возникает при этом перед семейным психотерапевтом,— добиться осознания собственных нервно-психических нарушений и необходимости психотерапии. В это время нередко усиливается давление на носителя (бывшего носителя) «патологизирующей роли» со стороны члена семьи, заинтересованного в сохранении этой роли. Стойкость, твердость первого на этом этапе — весьма важная предпосылка успеха. Осознание членом семьи, заинтересованным в сохранении «патологизирующих ролей», собственного нервно-психического расстройства оказывается необходимой предпосылкой для дальнейшей индивидуальной и групповой психотерапии, направленной на его излечение. ГЛАВА 3 СЕМЬИНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИЗУЧЕНИЕ СРМЬИ И ДИАГНОСТИКА FF. МАРУШРННЯ Целью изучения семьи является, во-первых, установление семейного диагноза, т. е. выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые участвуют в возникновении, хронификации нервно-психического расстройства у одного или нескольких ее членов; во-вторых, выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция нервно-психического расстройства (и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода семейной психотерапии и ее осуществлении). Задача изучения семьи весьма сложна. Это обусловлено следующими обстоятельствами: 1. Сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений, взаимосвязей. В формировании этих отношений участвует значительное количество личностных особенностей членов семьи, социальное окружение семьи, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т. д. 2. Отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Нет пока единой теории, которая выполняла бы роль теоретического базиса для изучения семьи. Вместо этого ^имеется значительное количество школ, течений, направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми, подходами к проблемам семейной психотерапии. Это связано с тем, что семейная психотерапия, в частности методика ее изучения, делает пока еще первые шаги. 3. Предмет изучения семейной психотерапии — семья, область социальной жизни, представление о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта и ко-торя подвержена влиянию социальных стереотипов. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и считает его единственно правильной моделью для понимания семейных отношений вообще. 4. Затрудняет изучение семьи и скрытность(интимность) многих происходящих в ней событий, а также их изменчивость, отсутствие четких контуров. Все это ставит перед изучающим семью сложные задачи. Эти задачи можно разбить на 3 группы: 1) проблема показаний к семейной психотерапии, т. е. решение наиболее общего вопроса, нужно ли при изуче нии причин определенного нервно-психического расстройства обращаться к семье; 2) система (логика) изучения семьи, играющей ту или иную роль в возникновении и развитии нервно-психического расстройства; 3) пути и методы получения необходимых сведений о семье. Проблема показаний к семейной психотерапии. Нужна ли в данном случае именно семейная психотерапия — вот первый вопрос, с которым сталкивается врач или психолог, обследующий индивида с нервно-психи ческими расстройствами. В современной психотерапии нет единства по вопросу о показаниях к ней. Рекомендации в этом отношении весьма различны в зависимости от школы, которую представляет тот или иной семейный психотерапевт, от семей, с которыми он работает, методов, которые использует. Нами предпринята попытка систематизировать основные факторы, которые называются различными авторами в качестве показания к семейной психотерапии:
|
|||
|