|
||||||||||||||||||
Тема: Советский Союз в 1929–1941 гг. Наш край в 1920–1930-е гг. (22 часа)Тема: Советский Союз в 1929–1941 гг. Наш край в 1920–1930-е гг. (22 часа) | ||||||||||||||||||
76-77 | Советская модель индустриализации |
| «Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. | изучить §15, работать с документами, выписать цели и особенности индустриализации, подготовить опережающие презентации для урока-презентации «Сталинская индустриализация в Донбассе» |
| |||||||||||||
78-79 | Крупнейшие стройки первых пятилеток |
| Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках.Создание новых отраслей промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. | Охарактеризовать первые пятилетки, выписать крупнейшие стройки, подобрать аргументы к тезису «Индустриальный прорыв (скачок), совершенный в годы правления И.В. Сталина, обошелся стране слишком дорого и не стоил затраченных сил и принесенных жертв», выписать итоги индустриализации |
| |||||||||||||
80-81 | Сталинская индустриализация в Донбассе. |
| Роль Донбасса в планах первых пятилеток. Решение кадровой проблемы в Донбассе. Стахановское движение в Донбассе (П. Ангелина, М. Мазай, П. Кривонос и др.). Изотовское движение. Промышленные «гиганты» Донбасса. Итоги индустриализации в регионе. («Шахтинский» процесс, дело Промпартии) | изучить §16-17 электронного учебника электронного учебника 4, ответить на вопросы к § составить таблицу «Стройки первых пятилеток на Донбассе» |
| |||||||||||||
82-83 | Политика сплошной коллективизации. |
| Дискуссии о преодолении кризиса хлебозаготовок. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Цели, методы коллективизации. Политика «сплошной коллективизации». Национальные и региональные особенности коллективизации. Особенности «сплошной коллективизации» в Донбассе. Политика «ликвидации кулачества как класса» («раскулачивание» крестьянства). Социальные и политические последствия политики коллективизации. «Перегибы», массовый голод в СССР в 1932–1933 гг. Особенности голода 1932-1933 гг. в Донецком регионе. Становление колхозной системы. Создание системы МТС. Ситуация в сельском хозяйстве региона в 30-х гг. Итоги политики коллективизации. | §16 изучить, найти аргументы к вопросам на сс. 141-142, подготовить сообщения о коллективизации в Донбассе и о голоде 1932–1933 гг. |
| |||||||||||||
84-85 | Сталинский режим и формирование системы государственного управления. Национальная политика в СССР. |
| Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Партийный аппарат и номенклатура. Приоритет линии партии в государственном управлении. Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Советская национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Борьба с националистическим уклоном. «Национальные операции» НКВД. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. | изучить §17 ( С.148-155), выписать основные направления национальной политик, подготовить сообщение «Победа И.Сталина в борьбе за власть и утверждение культа личности Сталина», сравнить Конституцию СССР 1936 г и Конституцию РФ 1924 г. |
| |||||||||||||
Общественно-политическая жизнь в СССР. |
| Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. Издание «Краткого курса» истории ВКП (б) и усиление идеологического контроля над обществом. Социальная структура общества в СССР. Изменения и деформации в социальном составе населения страны. Советская интеллигенция. Введение паспортной системы. Результаты переписи 1939 г. | изучить § 17 (С.142-148), составить развернутый план ответа на вопрос, по группам подготовить опережающие задания к теме«Общественные организации в СССР» |
| ||||||||||||||
87-88 | Общественные организации, пионерия, комсомол. Военно-спортивные организации. Общественно-политическая жизнь в Донбассе в 30-е гг. |
| Общественные организации, пионерия, комсомол. Военно-спортивные организации. Общественно-политическая жизнь в Донбассе в 30-е гг. | дать оценку общественно-политической жизни в нашем крае подготовить сообщения, используя дополнительные источники |
| |||||||||||||
89-90 | Массовые репрессии. |
| Противоречивость общественной жизни. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Массовые репрессии, их мотивы, направленность и последствия. Создание системы исправительно- трудовых лагерей (СЛОН, ГУЛАГ, АЛЖИР). Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий Особенности и результаты репрессий в регионах и национальных республиках. «Большая чистка» в Донбассе. | изучить §17, выписать причины репрессий, дать устные ответы на вопросы семинара «Противоречивость общественной жизни в СССР в 30-е гг»., подготовить сообщение о жертвах массовых репрессий. |
| |||||||||||||
91-92 | Культурное пространство СССР в 1930-е годы. |
| Культурная революция Пропагандистская направленность официальной советской культуры. Воспитание «нового человека». Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Формирование советской системы образования От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Развитие системы образования в Донецком регионе. Наука в 1930-е гг. Создание новых научных центров: АН СССР. ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Социалистический реализм. Литература и кинематограф 1930- х годов. Достижения в области киноискусства. Искусство. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Особенности политики советской власти в отношении церкви. Основные культурные изменения в Донбассе в 1930-х гг. Цирковое и театральное искусство. Развитие спорта. | изучить §18, составить таблицу «Многообразие культурной жизни в СССР в 1930-х гг.», найти ответ на вопрос «как политическая ситуация в стране отразилась на развитии культуры», подготовить презентацию о достижениях советской науки и культуры |
| |||||||||||||
Повседневность 1930-х годов: «поворот к человеку». |
| Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников. Внутренние миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Досуг в городе. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Материнство и детство в 1930-е годы. Быт и повседневность населения Донецкого региона. Культура русского зарубежья | изучить §18, подготовить устный рассказ на тему «Повседневная жизнь советских граждан в 20-е годы», используя интернет и дополнительные источники |
| ||||||||||||||
94-95 | СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Внешняя политика СССР накануне войны. |
| Внешнеполитическая доктрина СССР. Вступление СССР в Лигу Наций. Победы советской дипломатии в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Попытки создания системы коллективной безопасности. Ось «Берлин–Рим–Токио». Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин- Гол.Мюнхенский договор и позиция СССР. Англо-франко-советские переговоры. | изучить § 19, выписать внешнеполитические приоритеты ведущих стран мира, предпосылки, проявления и последствия политики умиротворения, подготовить сообщение «Мюнхенский сговор и его последствия» причины и последствия провала англо-франко-советских переговоров в Москве |
| |||||||||||||
Советско-германский пакт о ненападении |
| Советско - германские отношения в 1930-х гг. Советско-германский пакт о ненападении (пакт “Молотова - Риббентропа”) и тайные протоколы к нему (23 августа 1939 г.). | изучить §20, подготовить ответ на вопрос: Почему англо-франко-советские переговоры не привели к желаемому результату? составить план к вопросу: «Пакт Молотова-Риббентропа: значение и последствия» |
| ||||||||||||||
Итоговый урок |
| Обобщение и систематизация материала | Повторить материал |
| ||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|