Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОДЕРЖАНИЕ 19 страница



Вы правильно указываете, что книги Учения полны понятия о Божественном Начале, или Боге, о Духе и Духовности и Духе Христа. Приведенное Вами место – «дух Христа веет через пустыни жизни...» – есть все тот же величественный Пантеизм, выше которого не может подняться человеческая мысль.

Бог в нас есть единая реальность, все же остальное, как это прекрасно и поэтично выразил Восток, есть лишь «игра Великой Матери Мира»!

Да, Вы вполне правы, что ни в одной книге Живой Этики нет упразднения Великой Основы Бытия, так же как нет и умаления понятия Христа («Крестос») и Иисуса, принесшего и пострадавшего за то, что давно было известно миру, но снова и снова забывалось людьми. Так было, так есть, но будем надеяться, что так не будет.

Теперь должна Вас поправить – Мария Андреевна жила в Риге и состояла членом Рижского Общества. Сведения о числе членов этого Общества не точны. Только что получила извещение, что, по последнему подсчету, и после удаления нескольких членов число их 90. Несмотря на многие ограничения и новые законы в стране, вследствие особых обстоятельств, Общество существует и даже получило разрешение на свое издательство, и все книги Живой Этики проходят цензуру без всяких затруднений. Что же касается до ярлыков, которые невежды навязывают на все, что превышает их понимание, то кто же из мыслящих людей обращает на это внимание?! То же можно сказать и о нападениях на нас, мы привыкли к ним и знаем цену им. Честно скажем, что все нападки были лишь на пользу. Сказано в Учении: «Если бы не враги, то благодарное человечество похоронило бы все лучшие начинания». Также еще и еще раз прошу Вас не сожалеть об отпавших, это души неготовые. Оставьте их идти своим путем. Нельзя служить двум господам. Пусть честно выберут и не предательствуют даже ...[162], ибо ужасна судьба предателей. Прекрасно, что Вы работаете над самоусовершенствованием, как же иначе стать апостолом Живой Этики, если на своем примере мы не докажем полезность и благодетельность Учения?! Кто же будет привлечен к Учению, если последователи его не будут прилагать его в жизни?

Так, не тревожьтесь поношением. Поношение больно, лишь когда оно исходит от лиц, которых мы сами уважаем. Похвала из уст недостойных может лишь унизить и оскорбить.

Теперь в Вашем письме следует ряд вопросов. Не буду их повторять, вероятно, они у Вас сохранились, отвечу по порядку.

1. Тонкий Мир отвечает Миру Астральному от низшего до высшего слоя.

2. Мир Огненный есть Мир Духа или Мир Ментальный. Высшая степень Мира Огненного называется часто Мир Высший.

3. Сестра Урусвати и Матерь Агни Йоги – одно лицо.

4. Каждый заканчивает эту фразу по своему сознанию. Можно закончить – «в Любви» или «в Красоте», тем более что в высшем своем выявлении эти два понятия синонимы.

5. Чаша соответствует астральному сердцу, и Лотос есть нервный центр этого сердца.

6. Матерь Мира, или Матерь нашей планеты, есть определенная Индивидуальность, Высокий Дух, пребывающий в высших сферах нашей планеты, но для любопытствующих разумно и правильно расширить это понятие до космического символа Матери Мира, или Великого Женского Начала Вселенной.

7. Океан Учения дается посредством яснослышания на разных языках. Дается оно через ближайших доверенных. Для любопытствующих и этого слишком много.

8. О центрах можете прочесть в теософической литературе. Все психоцентры соответствуют физическим центрам. Каждый орган имеет свой нервный центр, некоторые двойные органы, такие, как почки, легкие и другие, имеют и двойные ответвления. О связи и функциях их много написано, но подробности сообщить не могу, не имея на то разрешения. Книги Ледбитера о центрах не читала.

9. Теоретически правильно, но жизнь дает много разновидностей. Многие женщины почти мужчины, а мужчины – женщины, как духовно, так и физически. Часто у женщин мужской магнетизм.

10. Тайна «Книги Жизней» Высочайших Духов хранится сокровенно.

Конечно, в настоящей Космогонии нет Ангелов или Архангелов, которые не были бы когда-либо людьми. Это утверждает весь Восток: «Нет Бога или богов, которые не были людьми». Если Вы читали «Тайную Доктрину», то знаете, что Великие Духи, пришедшие с Высших планет и называемые на Востоке Сынами Света, или Сынами Разума, или Сынами Огня, или Кумарами и т.д., соответствуют нашим христианским Архангелам. Конечно, эти Ангелы не украшены крыльями, которыми их наградило несовершенное зрение или поэтическое воображение некоторых ясновидцев, пожелавших запечатлеть символ Посланника. Символ неплох, и, конечно, лучи, исходящие из центров оплечий, могут дать впечатление как бы блистающих крыльев. Но если мы, земляне, можем передвигаться в тонких телах в пространстве без этих птичьих атрибутов, то неужели же Высочайшие Духи будут нуждаться в них? Так, еще одно разочарование – у Ангелов нет крыльев! Но, право, лучи прекраснее животных отличий!

Итак, Ангелы Хранители, или Великое Братство, эти Держатели нашей планеты были высокими Духами на других мирах и богочеловеками на нашей Земле. Принадлежа к высшей эволюции, Они пришли на нашу Землю, чтобы ускорить эволюцию ее человечества. Именно Они, в полном смысле этого слова, Держатели, Хранители и Спасители нашей планеты.

Радуюсь от всего сердца Вашей преданности Учителю – Владыке, ибо лишь ею мы достигаем открытия Врат. Радуюсь и тому, что Вы пишете об остальных сотрудниках Ваших. Пусть закаляют дух в подвиге каждого дня. Пусть каждый труд, самый рутинный и скучный, улучшается в качестве своем. Путь ученичества полон терний и трудностей, конечно, из-за наших старых привычек и привязанностей, потому лишь твердые и неустрашаюшиеся, сжегшие свою самость на огне самоотвержения, дойдут до положенных им Врат. Шлю им мужество и отвагу.

Теперь ответ на Ваше письмо от 20 марта. В нем было вложено письмо от Марии Андреевны, письмо трогательное, от всего сердца посочувствовала ей, ибо, как тонкой артистке, ей особенно тяжелы грубые прикасания разных одержимых. Ответила ей, но, к своему горю, облегчить сейчас ее тягости не могу. Проходит год самый тяжкий, давно указанный как год Битвы Архангела Михаила со Змием. Грозный Армагеддон происходит на планах видимом и невидимом. Против дел Владыки и нас особо свирепо ополчились силы тьмы, но мы не унываем и торжественно принимаем эту битву, ибо знаем, за Кого и за Что сражаемся. Ведь и недомогания мои тоже связаны с неслыханным нагнетением на двух планах. Буду посылать Марии Андреевне мысли твердости и блага.

То, что Вы пишете о людях, – старая истина. В нужде нас вспоминают, а в довольстве забывают. Все, что пишете об одержании, крайне знаменательно для времени, нами переживаемого. Но будьте осторожны, ибо есть степени одержания, которые очень заразительны. Все случаи одержания мы излечиваем силою психической энергии в контакте с Силою Высшею. Конечно, очень полезны при этом вспомогательные средства, как возвышенная музыка, чудесные ароматы, чистота атмосферы и цвет помещения, конечно, все это должно гармонировать со вкусами пациента. Но сильная степень одержания не поддается никаким вспомогательным средствам, и нужно воздействие чистой и мощной психической энергии. Посоветуйте Вашим пациентам ставить около постели на ночь сосуд с горячей водою, в который надо налить несколько капель эвкалиптового масла. Это полезно и днем.

Странно, что Вы пишете во втором письме о Марии Андреевне. На каком основании думаете Вы, что если, как Вы это пишете, понятие Эйн-Суф[163], Парабрахмана[164] и т.д. Вам доступно, то Марии Андреевне, этой служительнице Красоты, нужно возвращаться к невежественному представлению мрачных веков церковных соборов, на которых искажалось Учение Христа, устанавливались догмы и обсуждались перлы нелепостей! Почему ей нужна такая инволюция? Не могу допустить мысли, чтобы Мария Андреевна могла отрицать Божественное Начало всего сущего. Ведь это было бы полным противоречием всем книгам Живой Этики. Продолжаю думать, что в этом заключается какое-то недоразумение, просто непонимание терминов. Конечно, в своем письме к ней этих вопросов я не касалась, но не худо было бы Вам посоветовать ей написать мне свои недоумения относительно этих Основ. Также Вы правы, что книга «Зов» заключает многое в кратких формулах из того, что в последующих книгах разобрано более подробно и с разных сторон. Но напрасно и неправильно осуждать и отрицать «Чашу Востока», которая есть десятая часть большего тома «Писем Махатм к Синнетту». В этом томе имеется немало писем от Махатмы Мории, но большинство написано Махатмой Кут-Хуми. На основании этих Писем написан «Эзотерический Буддизм» Синнетта, также содержание их, но более разработанное, вошло в «Тайную Доктрину». Том этих Писем есть Величайшая Книга, и она вполне оценена на Западе. Отрицать ее – значит отрицать и все Учение, данное через Е.П.Блаватскую, и также все Книги Живой Этики. К сожалению, в «Чашу Востока» вошло лишь несколько писем, притом не полностью, а лишь выдержки их. Но, увы, даже в таком виде, как видите, она с трудом переваривается некоторыми сознаниями. Вы правы, что Иисус Христос в истории явление исключительное, но следует добавить, что не менее исключительны и явления всех Кумар, или Богочеловеков. И лишь самомнительный невежда может начать взвешивать, Кто из этих Высочайших Духов выше или ниже. Нам дана прекрасная формула в Учении: «Если спросят – кто выше, Христос или Будда? Отвечайте: “Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться их сиянием”». Также Вы правы, что христианство должно следовать по стопам Христа, но именно этого оно и не делает. Слова Иисуса Христа искажены, отменены и подтасованы так, чтобы оправдать себеугодие и себеслужение вместо служения Общему Благу, завещанному Иисусом.

Вы пишете, что прискорбны все споры и полемики около высоких понятий. Совершенно верно, что особенно прискорбна полемика невежества, ибо она ничего, кроме озлобления, не приносит. Нельзя пытаться объяснять другим то, что сами мы не уяснили себе; истинно, ничего, кроме соблазна, не получится. Но обмен мыслей среди высоко образованных людей есть великое творчество, ибо от обмена и столкновений мнений высекаются искры Истины. Но, именно, нужен обмен мыслей, а не невежественный спор.

Книга Клизовского, на которую Вы так нападаете, дала и дает много радости ищущим душам, потому не будем осуждать ее. Кроме того, в ней не больше ошибок и недоговоренностей, чем в любой книге во всех областях знания. Как всегда, недоговоренности поверхностному читателю дают впечатление противоречий. В противоречиях обвиняли и Самих Великих Учителей. Но все эти обвинители всегда забывают о самом главном, именно о своем собственном неведении. Кто видит в Учении призыв к Безбожию и Сатанизму, тот, воистину, далек от понимания, и никакие доводы и убеждения ваши не разубедят его. Тех, кого книга Клизовского напугала, пожалеем и оставим их в покое. Что же касается до церковников, то ведь они сейчас забыли даже, что в царствование Николая II, в 1906 году, была дарована свобода вероисповеданий и свобода слова. Им очень хотелось бы вернуться вспять ко временам религиозной нетерпимости и даже к Домострою. Симптомы к тому можно наблюдать в некоторых местах. Так и автор брошюры «Православный мир и масонство», должно быть, за поношение лучших сынов своей родины, награжден синодальной грамотой Карловацкого Синода и возведен в доверенного посла, направляющего свои стопы в Ваши края. Вреда от него произойдет немало, ибо слабые души легко соблазняются. Но главные подходы для этих приспешников тьмы остаются недосягаемы. Свет побеждает тьму. О книге Принца Н.К. Вам уже написал.

Вероятно, Вы уже знаете, что вторая и третья книга «Мира Огненного» поступили в продажу. Если Вы их не имеете, могу выслать их Вам. Сейчас собираю новую книгу «Аум». Несомненно, в противоположном лагере опять подымется крик – «почему языческое слово?! Как смеют сопоставлять Божественную Благодать с языческим «Аум» и т.д.» На это мы ответим – оставьте невежество при себе и приведем параграфы из Учения.

«Если сказать ученым о намагниченной воде, они поймут такое выражение, но если сказать о воде заговоренной или очарованной, то будете сочтены за невежд. Между тем различие лишь в названии, но по существу будет применена та же энергия. Пора науке расширить кругозор, не стесняясь случайными наименованиями. Именно из-за названий происходят все драмы жизни. Нужно приучаться от малых лет усматривать сущность»[165].

§ 264. «При изучении Истории Верований можно заметить, как неоднократно человечество уже охватывало тонкие понимания, но затем старалось забыть и отвергнуть уже достигнутое. Можно видеть, как издревле люди постигали закон перевоплощения для того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина жреческого отрицания понятна – каста защищала свои прерогативы, а закон Бытия мог уравнять права людей. Так происходило в разные века, но волны познания и невежества везде одинаковы. Они создают возмущение вод, так нужное для продвижения сознания. Потому каждый стремящийся к познанию приобретает спокойствие духа среди волнений и бурь. Не будем оставаться в невежестве, когда знание стучится во все врата».

Привожу Вам выдержку из статьи «О Первородном Грехе» в одном английском журнале. Ставится школьниками вопрос: «Почему говорят, что грех и зло пришли в мир с Адамом и Евою, если в Раю находилось древо с плодами Добра и Зла? Откуда же в Раю могли быть уже плоды Зла? Каким образом в Раю оказался Дьявол?» – Представляете ли себе физиономию батюшки, когда такой вопрошатель задаст ему подобный вопрос? Ведь современные школьники куда вдумчивее и бойче прошлого поколения.

Советую очень через некоторое время спокойно перечесть книгу Клизовского. Невозможно возвращать сознание вспять. Великий грех приняли на себя те, кто насильственно задерживали развитие мысли в народе. Всякое насилие противно законам Вселенной и неминуемо должно вызывать взрывы и разрушения. Оглядываясь назад, можно найти глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Ведь именно удушение мысли и духа породило все последующее безумие. Долго сдерживаемая плотина прорвалась и смела все на своем пути. Так ничто и никто не может остановить мысль, эту огненную энергию и Венец Мироздания. Великий сдвиг произошел в сознании масс всех стран, но с этим многие еще не могут примириться. Бедствие обрушилось на нашу родину не потому, что русский народ был хуже других, во многом он гораздо лучше, но именно в силу его массового невежества и чудовищной безответственности, царившей среди привилегированного сословия. Народ нуждается в заботе, и забота эта должна прежде всего касаться ВОСПИТАНИЯ народа и правильного просвещения его. Не о хлебе едином бывает сыт человек.

Так, дорогая Вера Александровна, не гонитесь за последователями, но работайте над собою, над своим усовершенствованием.

На днях напишу Михаилу Никитину. За мою болезнь у меня столько накопилось писем для ответа!

Шлю Вам спокойствие, бодрость и мужество; не так уж далек просвет. Зрячие уже видят проблески его.

Всего светлого

Е.Рерих

 

Вышлю Вам Ваши рефераты обычной почтой, как только прочту их. Пошлю также книгу «Мир Огненный».

 

Е.И.Рерих – М.Л.Никитину

25 мая 1936 г.

Многоуважаемый Михаил Львович, не могла раньше ответить на Ваши два письма и записку с вопросами из-за недомогания, о котором я писала Вере Александровне. Должна сказать, что пока что я не усмотрела хотя бы частичного претворения Вами «Чаши Востока». Вы правы, что при попытках изложить или пояснить не только Высшие Понятия, но даже при непривычном подходе к знакомой уже мысли мы встречаемся с почти непреодолимыми трудностями из-за бедности определительных в наших западных языках. Мысль Запада груба и тяжела, и потому она не выработала еще всех тех тончайших оттенков в определениях, которыми так богат Восток. Но все же главная причина непонимания в том, что люди Запада не привыкли, вернее, не воспитаны в утончении мышления. Многие ли умеют читать и усваивать прочитанное? Читают глазами, но не духом и сердцем, и внутренний смысл остается недоступным.

Конечно, слово «религия» заключает в себе понятие величайшего значения, но сейчас значение это человечеством утрачено. Именно, это есть связь человека с Высшим Миром, или Высшим Началом. Но эту великую и единую связь каждый пытается присвоить в исключительное владение, потому каждый народ обособил и ограничил и наложил клеймо изуверства, предав проклятию все прочие, непривычные ему выражения ее у своих ближних. Так, из единой связи-религии мы получили множество друг друга исключающих псевдо-, лжерелигий. Но попробуйте сказать, что главной причиной всех бедствий явились не религии, но псевдорелигии, как каждый начнет кивать на своего соседа и в своем самомнении не подумает отнести эту тяжкую правду к самому себе. Получится новая неясность и новый соблазн. Нет, многоуважаемый Михаил Львович, смысл слов на всех языках воспринимается или понимается правильно лишь сердцем, чувствознанием.

Также просим Вас не страшиться никаких нападок или поношений. Все это лишь тина с разлагающихся болот. Я уже писала Вере Александровне, что ни одно Учение не входило в жизнь без жестокого противодействия, так должно быть и с книгами Живой Этики. Как сказал и Иисус (Евангелие от Луки, гл. 6, ст. 26): «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали с лжепророками отцы их». Яснее сказать нельзя. И кто из работающих на поле Истины захочет приобщиться к признаку лжепророка! Пусть Вера Александровна прочтет Вам мое письмо к ней и приведенные параграфы из не изданной еще книги. Также не следует забывать, что Белград и Харбин тонут в планетарном размере. Широко Мироздание, и Свет велик. Имеется много очагов, где «Чаша Востока» затеплила новую свечу, новую радость в духе. Потому было бы непростительно пришпиливаться сознанием к одному месту и к одной группе случайных людей. Учение распространяется путями Неисповедимыми. Никто и ничто не может остановить Космический Магнит в его эволюционном движении, все запруды лишь приведут к разрушению. Гибели целых материков и целых рас свидетели тому. Человечество нашей расы в своем безумии разъединения ускоряет цикл своего смещения. Корабль наш стремится к крушению, и темные подстрекатели злорадствуют, ибо надеются уплыть на обломках.

Очень ошибаетесь Вы, называя «рассудочно-умными» противников «Чаши Востока». Именно, труднее всего усмотреть в таких противниках наличие ума. Ум их есть просто отражение кривого зеркала. Казуистика разлагает высшие центры, и познавание делается недоступным[166]. Вы говорите: «Если дословно и плоскостно воспринять положение о зле религий, то логично придем к роковой формуле, что религия – опиум для народа». Ограниченность, несомненно, придет к такой формуле. Но ведь никто к ограниченностям и не обращается для вмещения нового понимания! Только затемненный человек не поймет, что всякая обособленная, ограниченная и упадочная религия есть именно опиум, злейший яд разъединения и разложения. То же можно сказать и о невежественной науке и вообще о всяком невежестве. Новое Сознание борется за установление Единой Связи с Высшим Миром, за Единый Источник всех Учений, Философий и Знаний.

Также эти «умники», которых Вы имеете в виду, должны были бы знать, что каждой эпохе соответствует определенная ступень восхождения, и то, что было настоятельно необходимо или целесообразно в одном веке, не может быть таковым полностью в последующих. Иначе что же станет с эволюцией? Так пусть «умники» запомнят, что человечеству на каждой ступени дается лишь та частица Истины, которую оно может воспринять в своем меньшинстве. В каждой эпохе, в каждой религии и народе, кроме великих Учителей, приносивших Новое Понимание забытого Древнего Откровения, через некоторое время появлялись Высокие Духи уже для нового очищения только что полученного Завета. Эти Духи, как яркие Светочи, стоят на фоне невежественных представителей религий. Обычно такие Светочи становились мучениками, и часто их труды и сами Они гибли от рук служителей церкви. Никто не подумает объединить Их с одной какой-либо религией, и Они стоят обособленно от всякой церковности, и не удивительно, ибо почти всегда Они являлись и обличителями ее недостойных слуг. Так и Преподобный Сергий не от внешней церковности, но от Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух. Кто-то настаивает, что Преподобный Сергий был истинным церковником, ибо Он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т.д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь Государства. Из истории Вы знаете, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда; и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния. Да и посейчас, как видите, многим трудно отказаться от этих символов; слабые сознания приходится щадить. Хотя уже Христос сказал (От Иоанна, гл. 4, ст. 23.): «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Троицко-Сергиевская Лавра может исчезнуть, и при самом Преподобном она была уже уничтожена, но память о Сергии не умрет никогда, ибо велик Магнит Духа, заложенный им в душу русского народа. История развития Духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим Великим Подвижником. Именно потому все силы тьмы так ополчились против этого Великого Имени. Скажите, какие реликвии остались от всех великих Носителей Света, от Будды или Христа (горсточка пепла в одном случае и условная гробница в другом), но память о Них живет, а в веках еще больше упрочится, ибо будет очищена от наслоившихся нагромождений невежества. Так, если можно заменять внутренний смысл «любыми алгебраическими знаками» или названиями, то можно и остаться лишь при них.

Так же точно, если кто усмотрит в «Чаше Востока» ограниченность атеизма, он обнаружит свое полное невежество. Вы сожалеете, что Старший Махатма М. не дал 56 лет тому назад того апофеоза (как Вы называете это), который Он дал в «Мире Огненном». Но как можете Вы знать, что давал и чего не дал Старший Махатма? Вы даже не знаете всего тома «Писем Махатм к Синнетту», и Ваша мысль все время остается пригвожденной к одному письму! Изучили ли Вы «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской? Для ума, знакомого с Восточными Учениями, привычного к восточной мысли, этот апофеоз есть первооснова, так же как и все приведенные Вами места из «Зова» есть все тот же Величественный Пантеизм, которым насыщены все тома «Тайной Доктрины» и том «Писем Махатм». Кроме того, творчество Махатм так велико и многообразно, что невозможно, чтобы Они обращались во всех случаях, во все времена, к разным народностям и сознаниям всегда в одних и тех же формулах. Даже средний художник или поэт, изображая разную эпоху и разные местности, меняет соответственно и характер своего письма. Застывшая мысль, застывшие формулы противны Космосу, жизнь которого есть вечное движение, вечная смена форм. Разнообразие есть жизнь, однообразие – смерть.

Очень советую Вам воздержаться от дальнейшей критики и от давания советов Тому, Чье Величие недосягаемо и непостижимо человеческому уму не только в этой Манвантаре, но и в последующих. Так мне Указано Самим Владыкой М. передать Вам следующее: «Знаем, когда открыть сознание».

«Чаша Востока» была издана по Указу Владыки М., надеюсь, Вы теперь поймете, как недостойно было все то, что Вы писали о ней. Следующее издание «Чаши Востока» или «Писем Махатм» на русском языке, надеюсь, состоится полностью и, конечно, без всяких комментарий. Не скрою, что мне нестерпимо больно, и вся душа моя возмущается, читая недопустимую критику на Самое Священное для меня. Так же нет у меня желания разбираться в шелухе казуистики Ваших «рассудочных умников» – это было бы непозволительной тратой времени. Если бы не Ваше последнее письмо от 3–4 апреля, вероятно, я не ответила бы на первое. На Ваши вопросы в записке отвечу как-нибудь позднее, они не спешны, тем более что Вы, видимо, поправились, чему сердечно радуюсь.

Шлю Вам мужество, неустрашимость, главное, не смущайте Вашего сознания нашептываниями «умных», но, по-нашему, глубоко невежественных собеседников.

Всего Светлого. Е.Р.

 

Е.И.Рерих – Г.А.Витавской

26 мая 1936 г.

Дорогая Галина Антоновна, отвечаю на Ваше письмо от 27 марта. Посылаю Вам лучшие мысли, чтобы укрепить Ваше личное счастье, от всего сердца надеюсь, что недомогание Вашего супруга пройдет без следа. Все нервные заболевания легко излечиваются воздействием психической энергии. Чистая, твердая и спокойная мысль может творить чудеса. Также Вас прошу относиться спокойно ко всем нападкам на книги Живой Этики. Ведь все новое, выводящее сознание из привычного тупика, всегда сопровождается злобными выкриками и противодействиями. Примеров тому в истории множество, как в религии, так и в области знания. Но для именующих себя христианами особенно ярким должен быть пример Самого Иисуса Христа, но именно его-то и забывают. Кем же, как не своими же церковниками, был преследуем и распят Христос? Кто же, как не фарисеи, говорили: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (от Матфея, гл. 9, ст. 34). Также и в Евангелии от Луки, гл. 11, ст. 15: «Некоторые же из них говорили: “Он изгоняет бесов силою Вельзевула, князя бесовского”. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: “Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет. Если же и сатана разделился сам в себе, то как устоит царство его!..”» Как ни странно, но нападают на книги Учения и громче всего вопят те, кто его не знают, так же как и своих Писаний. А если кто из них и прочли нечто, то подтасовывают и поясняют так, как им это выгодно.

Может быть, Вера Александровна прочтет Вам выдержки из моего письма к ней, где я пишу, почему каждое Учение должно встречать противодействие, а также и приведенные параграфы из Учения. Вы поймете, почему мы не можем прекратить устрашающих Вас слухов. Мы всегда указывали и указываем не зазывать и не насиловать неподготовленные сознания, ибо это ни к чему; и не только бесполезно, но даже вредно. Все должно совершаться естественным процессом. Готовый дух твердо знает, где истина, и ничто не устрашит его. Но, конечно, таких немного, но все же они в наш век многочисленнее, чем раньше, ибо эволюцию не остановить никакими репрессиями. Припомните, сколько учеников было у Христа, но даже из этого ничтожного числа один был Никодимом, а другой Иудою. Но за дело не бойтесь, оно творится Путями Неисповедимыми. Число ищущих душ растет на всем пространстве земного шара. Белград тонет в планетарном размахе.

Первая задача Живой Этики – расширить сознание, потому не будем пришпиливаться мыслью к одному случайному и маленькому месту и к одной группе людей. Широко Мироздание, и Свет не мал. Когда в одном месте происходит поношение, в другом новая мысль возносится тысячеручно. Где предательство, а где примеры замечательного горения духа и самоотвержения. Нужно уметь находить равновесие духа и спокойно смотреть на проявления тьмы, они неизбежны. Вы знаете уже, что проходит грозный год, давно указанный Писаниями всего мира, год Битвы Сил Света с тьмою, так не будем удивляться всем ухищрениям и нападениям зла. Ведь после этого сражения, после Победы Света над тьмою, сатана никогда уже не будет в восхождении, сила его станет уменьшаться. Но так как нельзя служить двум Господам, то пусть каждый в сердце своем изберет окончательно, кому он служит, дабы не явиться предателем и тем, о ком сказано в Откровении Иоанна, гл. 3, ст. 16: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Потому, дорогая Галина Антоновна, если не чувствуете в себе силу побороть страх и сомнение, лучше не искушайте себя; но, следуя по стопам церковного христианства, постарайтесь взять из него только самое хорошее. Ведь именно Новая Эпоха блеснет новым осознанием Учения Христа. Просветленные духовные наставники (а такие уже есть) вернутся к истинным заветам Христа, к заветам первых Отцов Церкви, к трудам Светоча христианства, мученика Оригена, положившего основу всей философии христианства.

Хочу дать Вам совет – отставьте временно книги Живой Этики и сосредоточьтесь на чтении Евангелия и труда Оригена «О Началах». Наши друзья издают этот труд на русском языке, и я надеюсь, что он скоро выйдет в свет, тогда с радостью пришлю его Вам.

В заключение еще раз скажу, что никакие нападки не могут устрашить нас, ибо мы служим Свету Великому. Да и в чем был бы подвиг! Неужели в признании отживающих сознаний? Но никогда восторженные клики толпы не сопутствовали будителям нового сознания и носителям новых открытий. Как сказано в Евангелии от Луки, гл. 6, ст. 26: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их». Полезно перечесть даже такие школьные книги, как «Мученики Науки». Все это старо, но и вечно ново. Потому скажем: «Не убоимся!»

Живите сердцем, развивайте терпимость, великодушие, и новое сознание укрепится в Вас.

Да будет Вам светло.

Е.Р.

 

Е.И.Рерих – К.И.Стурэ

28 мая 1936 г.

Многоуважаемый Карл Иванович, получили Ваши письма и хочется нам сердечно поблагодарить Вас за все Ваши заботы и труды, принесенные на пользу дел Латвийского Общества. Всегда будем помнить Ваше горячее устремление в проведении Пакта и Знамени Мира, также и Ваши плодотворные поездки по соседним группам в желании вдохновить и объединить работников Культуры. Глубоко понимаем, что Ваше изменившееся семейное положение и вновь принятая служба не позволяют Вам по-прежнему уделять все Ваше время делам Общества. Но не в наименованиях дело. Культурная работа и Служение Общему Благу рождаются в духе и сердечном импульсе. Тот, кто раз приобщился к делу просвещения, тот навсегда остается работником Света на этой трудной, но славной пашне.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.