Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОДЕРЖАНИЕ 12 страница



Теперь о представлении или видении Облика Учителя. Конечно, сначала все начинается с ментального или умственного представления, которое должно достичь возможно большей четкости, и после того как оно ярко запечатлеется в круге третьего глаза, Вы сможете увидеть его перед собою при закрытых глазах. Иногда Изображение это будет как бы окаймлено светящейся линией, иногда оно будет состоять из света и тени, без четких линий. При этом у некоторых вначале оно дрожит, и очертания искажаются. Но постепенно дрожание исчезает, и Изображение устанавливается. Чтобы пресечь дрожание, буддисты-монахи закрывают глаза и скрещивают токи глаз, то есть концентрируют зрение в средостении, это очень помогает. Скрещивание токов глаз настолько вошло у них в обычай при всякой концентрации, что даже многие Будды и Бодхисаттвы изображаются со скошенными глазами, со взглядом, устремленным в переносицу. Испробуйте это, но, конечно, без насилия и чрезмерного скашивания глаз. Не нужно допускать чувства напряжения или болезненности. Так, я не упражнялась бы в этом более 5 минут, и начала бы с одной. Но главное, не огорчайтесь, если нечто дается не так скоро, как Вам этого хотелось бы. Все это в области психизма, хотя и высшего. Прочтите жизни подвижников, и Вы увидите, с каким трудом давалось им раскрытие центров и Высшее Общение. Даже такой великий подвижник, как Св. Антоний, иногда годами ожидал ответа на свой запрос. Конечно, в наше время некоторые человеческие организмы настолько продвинулись в своем утончении, что многие явления не требуют уже тех громадных затрат сил и напряжений и того терпения, как в прежние века, но все же по-прежнему лишь медиумы с легкостью достигают проникновения в слой Тонкого Мира. Но не будем им завидовать, ибо, истинно, высшие сферы им недоступны. И как в древности Иерофанты Египта не принимали медиумов в ученики, так и сейчас брамины в редких оставшихся Ашрамах не допускают к себе ни одного факира. Но помимо этого и условия Армагеддона имеют большое значение на все проявления, и тогда как некоторые феномены даже участились, другие, более утонченные, усложнились. Так, когда волна Битвы сильна, иногда очень трудно слышать Сообщения и после них ощущается большая сердечная тоска. Так, не горюйте, но радуйтесь каждой искре, каждой звездочке, право, они гораздо значительнее ярких видений медиумов, ибо указывают на правильное развитие и общение.

Теперь о карме, о которой Вы пишете. Конечно, в принципе аборт недопустим, но в исключительных случаях, где нужно выбирать между жизнью матери семьи или ребенка, то, конечно, следует сохранить мать. Может быть, кто-то скажет, что смерть – ее карма, но можем ли мы утверждать, что тот или иной случай, или положение, в котором человек оказался, есть всецело его карма? Если начать так рассуждать, то вскоре мы начнем отказывать друг другу в помощи, объясняя свой отказ нежеланием вмешиваться в чужую карму. Есть даже такие заблуждающиеся, которые отказывают в помощи ближнему из боязни усложнить свою личную карму! Но не будет ли это проявлением величайшей самости? Кто, кроме Архата или высокого Йога, может знать, когда и где не следует помогать? Ведь часто встреча с отягощенным человеком есть, именно, наша карма, и, отказав ему в помощи, мы тем самым отягощаем себя. Мы должны протягивать руку помощи там, где сердце это подсказывает, помня закон соизмеримости и что помощь в духе есть наивысшая. Ваше сердце правильно подсказало Вам, что мы не можем быть догматичны. Жизнь так сложна, и потому всегда и во всем следует руководствоваться прежде всего ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ.

В прошлой заметке я писала Вам, что ламаизм так же относится к истинному Буддизму, как наше церковное христианство к Учению Христа. В свое время меня спрашивали о двух главных Школах Буддизма. Потому привожу мой ответ с некоторыми добавлениями. Махаяна и Хинаяна – две основные Школы Буддизма. Дословный перевод – «Большая Колесница» и «Малая Колесница». Махаяна, или Большая Колесница, распространена на всем Севере, как-то: в Тибете, в Монголии, среди калмыков, бурят; конечно, последователи этой Школы имеются и в Китае и Японии. Хинаяна, главным образом, распространена на Юге – в Цейлоне, в Индо-Китае, также имеются отделения и в Китае и в Японии. Махаяна получила начало свое на Юго-Западе Индии в третьем веке до Рождества Христова, основателем ее был великий учитель Нагарджуна. Почти одновременно, даже немного раньше, Учение это было введено на Северо-3ападе Индий Асвагошей, драматургом и отцом санскритской литературы. Главное отличие Махаяны от Хинаяны в том, что, кроме Готамы Будды, она признает Иерархию Света, возглавляемую многими Бодхисаттвами и Тарами. Среди этих Бодхисаттв, кроме Майтрейи, особенно популярны Бодхисаттва Авалокитешвара (Покровитель Тибета) и Бодхисаттва Манджушри (Покровитель Буддизма), конечно, имеются еще многие другие. Среди Тар (женские божества) самой высокой считается многоокая и многорукая Дуккар, ее отождествляют с Матерью Мира (Лакшми и Кали Индии), а иногда с Белой Тарой. Также почитаются и Тара Желтая и Тара Зеленая, названные так по цвету их Лучей. (Конечно, Вы уже понимаете, что Будды и Бодхисаттвы отвечают Белым Братьям, а Тары – Сестрам.)

Последователи же Хинаяны, кроме Будды Готамы и одного Его Преемника Бодхисаттвы Майтрейи, не признают никакой другой Иерархии. Само собой разумеется, они не признают и авторитета Далай-Ламы или Таши-Ламы. Имеются еще небольшие разницы, но они не так существенны. Также правильно, что Хинаяна есть школа Экзотерическая, тогда как Махаяна – Учение Эзотерическое. Махаяна в Тибете подразделяется на две многочисленные секты – Желтые шапки, или Гелугпа, преимущественно распространенная в Тибете и Монголии, основателем ее был великий реформатор Цзонг-Капа в XIV веке, и другая, более древняя секта Красных шапок, или Дугпа, которые населяют весь Сикким и Малый Тибет, основана она была учителем-индусом Падма-Самбхавой. Далай-Лама и Таши-Лама и все Правительство в Тибете принадлежат к секте Гелугпа. Кроме этих двух сект в Тибете еще очень живуче самое древнее местное верование, известное под названием Бонпо. Сейчас это древнее верование очень много заимствовало от Буддизма. Но ламы Бонпо, так же как и большинство лам красной секты, очень преданы колдовству и самой грубой некромантии и тантризму.

Вы спрашиваете: «Есть ли на Востоке религии и общества, принимающие Учение о Майтрейе?» Бодхисаттва Майтрейя был завещан миру как грядущий Будда самим Готамою. Потому и Хинаяна признает этого единственного Бодхисаттву. Майтрейя отвечает Калки Аватару в Индуизме («Аватар на Белом Коне», см. «Откровение» Иоанна) и Мессиям всех народов. Все Мессии неизменно являются Аватарами Вишну, потому Они относятся к Единому Эго. В экзотерических преданиях разница между Майтрейей и Калки Аватаром та, что, тогда как Калки Аватар появится в конце настоящей Кали-Юги – «для окончательного уничтожения злых и для обновления человечества и восстановления чистоты», Майтрейя ожидается раньше. Статуи в честь Бодхисаттвы Майтрейи воздвигались по Индии и Тибету в самом начале нашей эры ...[99] и сейчас нет буддийского храма, в котором не было бы Изображения этого Бодхисаттвы на танках или же в виде колоссальной фигуры, занимающей иногда три этажа храма. Конечно, все буддисты верят, что Майтрейя появится в Шамбале, и наиболее просвещенные из них знают, что Майтрейя и нынешний Владыка Шамбалы – Единая Индивидуальность. Приведу Вам интересное место из «Тайной Доктрины», взятое из Пуран:

«Так как Сатиа-Юга всегда первая в серии Четырех Веков, или Юг, то Кали-Юга всегда последняя. Сейчас Кали-Юга верховно властвует в Индии и как бы совпадает с Кали-Югой Западного Века. Во всяком случае, любопытно отметить, каким пророком, почти во всем, оказался писавший «Вишну Пурану», когда он предсказывал Майтрейе некоторые темные влияния и преступления этой Кали-Юги. Ибо сказав, что «варвары» будут властвовать на берегах Инда, Чандрабхаги и Кашмира, он добавляет:

«Будут современные монархи, царствующие на Земле, царями грубого духа, нрава жестокого и преданные лжи и злу. Они будут умерщвлять женщин и детей и коров; они будут захватывать имущества своих подданных (или, по другому переводу, будут захватывать чужих жен); власть их будет ограничена... жизнь их будет кратка, желания ненасытны... Люди разных стран, смешиваясь с ними, последуют их примеру; и варвары будут мощны (в Индии), покровительствуемые принцами, тогда как чистые племена будут заброшены, народ будет погибать (или, как говорит комментатор: «Месса будут посередине, а арийцы на конце»). Богатство и благочестие будут уменьшаться день за днем, пока весь мир не будет развращен... Лишь имущество будет давать положение; богатство будет единственным источником почитания и преданности; страсть будет единственною связью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом полового удовлетворения... Внешний облик будет единственным отличием разных ступеней жизни; нечестность будет общим средством существования; слабость – причиною зависимости; угроза и самомнение заменят знание; щедрость будет называться благочестием; богач будет считаться чистым; обоюдное согласие заменит брак; тонкие одежды будут достоинством... сильнейший будет властвовать... народ, не будучи в состоянии выносить тяжести налогов (кхара-бхара), будет спасаться в долинах... Так, в Кали-Юге разложение будет неукоснительно протекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению (Пралайе). Когда... конец Кали-Юги будет совсем близок, часть Божественного Существа, которое существует в силу своей собственной духовной природы (Калки Аватара)... сойдет на Землю... одаренный восемью сверхчеловеческими способностями... Он восстановит справедливость на Земле, и умы тех, кто будут жить в конце Кали-Юги, пробудятся и будут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены... явятся семенами человеческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам Крита Века (или Века Чистоты). Как сказано: “Когда Солнце и Луна, и (лунный астеризм) Тишиа, и планета Юпитер будут в одном доме, Крита (или Сатиа) Век вернется... Две Личности Девапи, расы Куру и Мару (Мору) из рода Икшваку, продолжают жить на протяжении Четырех Веков, обитая в Калапа (Шамбала). Они вернутся сюда в начале Века Крита. Мару (Мору) силою Йоги продолжает жить... Он восстановит расу Кшатриев Солнечной Династии”».

Правильно это или нет, что касается до последнего пророчества, но «блага» Кали-Юги описаны хорошо и превосходно согласуются даже с тем, что слышно и видно в Европе и других цивилизованных и христианских странах в расцвете XIX столетия и на зареXX века нашей великой «Эры Просвещения».

В «Матсиа Пуране», гл. CCLXXII, говорится о династии десяти Мориа, или Маурья. В той же самой главе утверждается, что Мориа будут царствовать в Индии после восстановления расы Кшатриев, через несколько тысячелетий. Только эта власть будет чисто духовной и «не от мира сего». Это будет царством будущего Аватара.

Так, посвященные индусы знают многое о своих Великих Махатмах, обитающих в Транс-Гималаях, но это священное знание они очень охраняют от любопытствующих. Многие из них были в свое время против Е.П.Блаватской за то, что она выдала миру эти Величайшие Имена. Ведь в Индии еще живет высокое почитание всего Сокровенного и особенно этих Величайших Учителей человечества. Ни один индус не назовет Вам имени своего Гуру, так священно оно. Теперь Вы понимаете, как сокровенно звучит в сердцах Востока Имя Майтрейи, или Калки Аватара, или Сошиоха, или Мунтазара. Ведь все религии вращаются около единого понятия Аватара и грядущего Мессии, эта вера или, вернее, чувствознание есть тот огонь, которым держится и питается духовная жизнь нашей планеты. Потушите его, и планета погрузится во мрак разложения. Истинно, нет ничего более жизненного, более явного и мощного, более прекрасного, нежели это понятие великого Аватара! Все пророчества, все видения и все древнейшие и наиболее сокровенные предания всех народов скрывают под разными символами и аллегориями великую Книгу Жизней Единого Высочайшего, сражающегося с Апокалиптическим Змием.

Теперь «об искании живого Будды». Конечно, сейчас это может вызывать усмешку. Конечно, только невежды верят буквально, что каждый Далай-Лама есть воплощение Бодхисаттвы Авалокитешвары, а Таши-Лама – Будды. Все это нужно понимать метафизически. Воплощение Великих Духов в ту или иную личность нужно понять как усиленную или даже постоянную посылку Луча Высокого Духа избранному Им преемнику. Именно, при нарождении определенного Носителя Миссии близкий ему по карме Высокий Дух посылает ему Свой Луч, чтобы сопутствовать в его жизненном пути. Этот Луч воспринимается новорожденным так же, как и лучи Светил, под которыми он родился. Он растет под этим Лучом, и при дальнейшем развитии происходит полная ассимиляция этого Луча, и по этому проводу происходит то, что мы называем воплощением Луча, или наивысшим Иеровдохновением. Также Вы знаете, что материя или энергия, облекавшие высокий Дух, нерушимы и могут в силу притяжения или сродства при особых случаях войти в состав тонкого тела, образующегося вокруг высокого духа, готового к новому воплощению. Конечно, современные Далай-Ламы и Таши-Ламы настолько далеки от высокого понятия Духовных Водителей, что лишь невежественные массы верят, что они являются высокими Воплощенцами. Но традиция воплощения одного и того же Эго в этих Представителей Духовной Власти еще сильна. В связи с этими поисками воплощенцев происходит много поучительного. Несомненно, что иногда им удается найти новое воплощение их лам. В этом нет ничего удивительного, ибо часто эти ламы были самыми заурядными людьми. В бытность нашу в Монголии произошел очень интересный случай. У нас хранилось одно древнее пророчество, и как-то я показала его одному очень образованному буряту, окончившему Петроградский Университет; прочтя его, бурят этот взволновался и сказал, что это пророчество есть именно то, которое он слышал из уст монгольского мальчика; и он рассказал нам, что в небольшом местечке около Урги недавно родился мальчик, который, будучи не больше года от роду, неожиданно в присутствии нескольких лиц произнес это самое пророчество. Конечно, на этого мальчика стали смотреть как на воплощенца. Дальнейшую судьбу его мы не знаем, ибо в апреле того года мы ушли в Тибет. Напрасно Вы думаете, что в книге «Звери, люди и Боги»[100] все граничит с маловероятной фантазией. Там больше правды, чем Вы думаете. Так и колдунья, упомянутая в этой книге, все еще жила, когда мы были в Монголии. (Так и неожиданный приезд Великого Владыки Шамбалы в Гомпа не есть окончательный вымысел. Версию этого мы сами слышали.) На Востоке можно еще встретиться с такими чудесами, но открываются они лишь тем, кто отдали все, чтобы их найти. Сейчас вышла интересная книга на английском языке одного очень уважаемого Садху, в ней он описывает свою встречу с отшельниками, живущими в ледниках священной горы Кайласа. Так, Махатмы принимают меры, чтобы чистые сердца встречали Их в том виде, как это ближе ищущему. Этим поддерживается и та несломимая вера, которая живет в сердце истинного индуса.

Ввиду того что Вы ссылаетесь на письмо из «Чаши Востока», то немного позднее пошлю Вам полный перевод указанного Вами письма, ибо в нем допущены большие перестановки в тексте, изменяющие смысл. Проверю по второму исправленному английскому изданию «Писем Махатм» и вставлю для большей ясности ответов и вопросы.

Выслала Вам «Сердце Азии». Вы увидите, насколько Понятие Майтрейи и Шамбалы вошло в сознание масс на Востоке. (Когда прочтете, пожалуйста, отошлите ее в Ригу, в библиотеку Общества, если там ее нет.)

Мое письмо приняло недопустимые размеры, потому кончаю. Замечайте и записывайте все тонкие ощущения, так обострите свое внимание, и многое что станет доступно.

Берегите здоровье, ибо Битва Света с тьмою ужасна.

 

Е.И.Рерих, Н.К.Рерих – З.Г.Лихтман, Ф.Грант, К.Кэмпбелл и М.Лихтману

19 марта 1936 г.

Родные Зина, Франсис, Амрида и Морис, выяснилось, что воздушная почта отсюда будет выходить на день раньше, а от Вас приходить на день позже, потому торопимся, чтобы сегодня же отправить. Вы правы, петиция адвокатов написана очень хорошо – просто и вразумительно. Конечно, темные силы будут еще атаковывать, но у наших адвокатов позиция совершенно ясна и крепка. Как характерно сообщение Франсис о Дас-Гупте. Такие изречения нужно собирать, ибо в истории происходящего такие показания будут очень знаменательны. Прекрасно, что Стокс дал в газеты такое сильное письмо, он правильно описал Ваш культурный стэндинг[101], ибо это обстоятельство должно быть во всей полноте противоставлено самому слабому месту противников. Отлично сведение о намерении Кахил и Букман, чтобы происходили лекции и ознакомление широких масс. Правильно, что они будут не в наших помещениях, а именно выражениями широкого общественного мнения. Правильно, что и княгиня Шаховская хочет собирать петицию среди своих друзей в противовес темным силам, это очень необходимо. Дошла ли, наконец, танка «Колесо Жизни» до Мерритта? Какова позиция Вона? Его индифферентность была бы неуместна после всей сердечности, ему оказанной. Прилагаем Вам копию письма, полученного нами вчера с Дальнего Востока. Как видите из этой выписки, клевета широко распространяется. Ведь только случайно мы узнаем о таких заметках от друзей, а сколько подобного вреда распространяется вне нашего ведома. Доведите эту выписку до сведения наших адвокатов. Неужели же у Департамента нет никакого серьезного дела, если он будет тратить время на оповещение об окончании экспедиции в такой непозволительной форме? Ведь это прямое злобное клеветническое намерение. Не бросается ли Вам в глаза, что об отозвании Макмиллана и Стивенса не было никаких газетных комментариев? А ведь какие сильные письма секретаря по этому предмету существуют. А какая мерзкая интрига раскрывается из пресловутого письма Райерсона к секретарю – Вы имеете копию его, в свое время так неожиданно присланную самим секретарем. Ведь эта мерзкая интрига тоже нестираемо запишется на страницы истории Культуры Америки. Как позорно, что министр прилагает в таком темном деле свою руку! Зина пишет о предположении печатного письма ко всем Бондхолдерам. Это было бы возможно лишь с полного одобрения Фриды и Шульца. К трогательному сообщению об успехе Клайд в тот же день вечером пришло и письмо Ф.Стокса с чеком на триста долларов, покрывающим три месяца от начала года. Таким образом, половина Мана за эти месяцы будет оплачена. Вы понимаете, насколько его дозор именно сейчас совершенно необходим. Для характеристики момента сообщаем, что только что до нас дошли сведения, что будто бы пресловутый Кельц и Рупчан уже находятся в Лагоре. Проверяем эти слухи, но всяческий дозор необходим. Ведь время поистине военное. Прилагаем конфиденциально для Вас сведение о некоторых денежных суммах, чтобы Вы могли пресекать ложь Леви о том, что я ни на что денег не посылал. Пусть на все у Вас имеются неопровержимые доказательства, иначе, как Франсис пишет, некоторые друзья в тайне души могут думать о каких-то припрятанных деньгах. Еще раз не забудем, что четыре с половиной тысячи, данные Уоллесом на Кооператив, были полностью неожиданно вытребованы им и возвращены ему немедленно. А ведь сколько нам пришлось потратить на предварительные расходы! Так хотелось бы послать Вам такую же карточку, как мы послали Амриде. Она ее очень оценила, как мы видим из телеграммы. Может быть, и еще найдем такую же. Не за горами время, когда станет ясным, насколько правильны были прогнозы. Не встречали ли Вы или наши адвокаты имя Фогель, в каком-то отношении такой человек может быть очень нужным. «Следует найти его». Наверное, письмо сыну уже передано. Все же в его власти пресечь скандал. Какие мысли о делегации? Получили письмо от Флорентины. Интересна будет ее реакция, когда Вы ее ознакомите с местом из дневников о Зульцбергере. Неужели до сих пор не получены манускрипты Е.И.? Ведь это же прямая кража литературного достояния! В этих манускриптах столько собрано материала – легенд, пророчеств, старинных традиций, что украсть все эти по пути собранные материалы является определенным преступлением и должно быть судимо за большие убытки. Ведь и в «Сердце Азии» тоже было собрано много легенд и пророчеств, которые, как исторический материал, всегда весьма ценны. Пишем Шкляверу, чтобы он выслал Вам десять экземпляров «Твердыни Пламенной». Трогательно письмо Рубакина – спасибо ему на добром слове. Вы будете рады узнать, что Латвийское Общество решило издать сериями мои «Записные Листы» под заглавием «Врата в Будущее». Они горят больше, чем когда-либо. Третья часть «Мира Огненного» уже в цензуре, приступают к «Общине». Печатают «Начала» Оригена. Наше Содружество в Загребе хочет издать книгу Всеволода Иванова (манускрипт которой у Вас уже имеется). Постоянно идут прекрасные письма от Содружества в Дальнем Востоке, и там вместо бывших корреспондентов появились новые, гораздо более ценные. Так, деятельность культурная все растет. Каждый удар черного молота выбивает новые благодатные огненные искры! Так творится продвижение Путями Неисповедимыми – именно творится неотложно! Не запросит ли Зина от «Урусвати» Болдырева, не нужен ли куда на севере местный гербарий? Какие сведения у Франсис о Чили? Это очень важно. Леви не давал своих личных сумм на инкорпорирование Учреждений, ведь все расходы были включены в пресловутый резиновый миллион, потому адвокаты будут совершенно правы, утверждая, что все расходы производились из сумм пожертвованных – на этом все мы и наши друзья должны сильно настаивать. Вы знаете, что Хорш преднамеренно всегда давал личные чеки, а в долг брал на имя Музея, который потому и желает уничтожить. Посылаем Вам минутсы – слова Савады, и о том, что Билдинг[102] возвращен прежнему составу Трэстис (февраль 20-го, года 35-го). Спешим отправить – шлем Вам и всем друзьям наши самые сердечные мысли. У Е.И. все время воспламеняются центры, нужна осторожность, и Вы берегите здоровье. Духом с Вами.

Е. и Н.Р.

 

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

19 марта 1936 г.

Дорогой Рихард Яковлевич, только что получили Ваше прекрасное письмо от 6 марта. Отвечу на вопросы немного позднее. Что же касается выраженного Вами желания издать «Священный Дозор», то об этом мы еще не думали, ибо надеемся получить ее хотя бы в несброшюрованных листах из Харбина. Потому если есть желание издать труды Н.К., то можно было бы издать серию последних записных листов под названием «Врата в Будущее». Из имеющихся в Риге «Записных Листов» Н.К. сделал выбор, который мы Вам и пошлем со следующей почтой. Размер «Твердыни Пламенной» подойдет. Шрифт желательно не мельче. Мы уверены, что в смысле цензурном не может быть никаких затруднений. Конечно, общедоступность издания всегда желательна, ибо интеллигентные труженики не могут иметь дорогой книги. Конечно, никаких иллюстраций не нужно.

Глубоко нас трогает отношение членов Общества к общему Великому Делу, таким пониманием сущности побеждаются все темные нападки. Конечно, было бы прекрасно, если бы и другие художественные, философские и гуманитарные книги издавались бы под Знаком «Агни», который Вам послан. Желательно установить связи издательства и с прочими странами, ибо правильное оповещение и распространение уже есть залог успеха. Для д-ра Асеева в Шанхае распространяет г-жа Казакова. В Харбине – «Манджурская Книготорговля» (профессор Гинс). В Америке – русская газета «Рассвет» в Чикаго была особенно дружественна, впрочем, церковная газета «Свет» и «Новая Заря», Сан-Франциско, тоже всегда были доброжелательны. Я подчеркнула слово «церковная», чтобы Вы могли ориентироваться и знать, куда какой материал можно посылать. От всего сердца приветствуем новое издание «Начала» Оригена, это будет так важно в ближайшем будущем. Ведь сдвиги совершаются, и Вы, наверно, об этом слышите и понимаете, как многое делается так, как нужно.

Прилагаю Вам еще три Знака, хочу, чтобы эти три были у Вас, Вашей супруги и у Карла Оттоновича.

В день Памяти нашего незабвенного Феликса Денисовича вечером духовно объединимся с Вами и будем читать присланные нам Ваши чудесные духовные дары, принесенные большому Духу и человеку огненного сердца.

Шлем Вам наши самые сердечные мысли и пожелания в день Памяти.

 

Е.И.Рерих, Н.К.Рерих – З.Г.Лихтман, Ф.Грант, К.Кэмпбелл и М.Лихтману

22 марта 1936 г.

Родные Зина, Франсис, Амрида и Морис, вчера получили от Вас телеграмму и сейчас же запросили Вас, имеете ли Вы все наши минутсы отсюда. Мы их посылали в трех копиях, из которых одна была у Франсис, а другая у Зины. Иметь эти копии тем полезнее, что в посланных Вам дневниках и рапортах Леви Вы можете найти соответствия. Очень любопытно, почему именно противники стараются отложить слушание шестого апреля. Может быть, причина в самом судье, или в каких-либо выборах, или в ожиданиях чего-то. Из того, что наши адвокаты настаивают на этом сроке, заключаем, что они имеют какие-то к тому благоприятные причины. Вообще, по всему, что мы слышим от Вас о наших адвокатах, они, по-видимому, прилагают все старания. Конечно, для них такое дело с участием общественного мнения на их стороне должно быть чрезвычайно полезно. Перечитали мы все, что говорил Нинкомпуп в 1929 году, а затем и на других прочих наших собраниях, и, действительно, можно поражаться подкупности мелкой души, которая так легко отказывается от своих же многократных утверждений. Как хорошо, что был и «Бюллетень»[103] и «Мессаджер» 29-го и 30-го годов[104], а затем книги Пакта и прочие брошюры: во всем этом огромном материале многое выражено настолько ясно, что предателям трудно сделать такое белое черным. Если бы с июля 1935 года в моих действиях произошло бы нечто неожиданно новое, у них еще могла бы быть хоть какая-нибудь причина, но ведь с моей стороны абсолютно ничего противоречивого прежнему не произошло. Вот «Новое Русское Слово» писало о том, что Манджукьо[105] препятствовало нашему туда приезду. Какая ложь! Ведь на паспорте нашем имеется манджуковская комплиментари[106] виза, а в Японии я был как гость правительства, доказательством чему служит даровой билет на проезд по японским дорогам и прочие приглашения. Как странно, что в наши дни приходится встречаться с такой грубейшей клеветой. И вообще все обстоятельства нынешнего дела поражают своей грубостью и преднамеренностью. Присвоение чужих шер, попытка изгнания всех основателей двумя голосами насильников, донос в налоговый Департамент, обративший средства экспедиции в частный заработок, наконец, наглое письмо Нинкомпупа, все эти циркулярные и подметные письма, разъезды с клеветническими намерениями по редакторам и должностным лицам, определенное стремление повредить даже и в других странах – все это неслыханно, грубо и подло. Именно только сатанинская шайка может заниматься такими делами и применять такие низкопробные методы. При этом никто нас ни о каком выбытии откуда-либо не извещал, никакой отставки мы не подписывали, ни против кого не действовали, и таким образом вся темная преднамеренность встает во всем своем отвратительном безобразии. Клевета широко разбросана по разным странам. Во вчерашнем письме Шклявера еще раз говорится о ползущей по Парижу клевете. Сколько же сил тратится лишь на восстановление истины, когда вся эта энергия могла бы идти на прямое продвижение. Ведь Вы знаете, какое сейчас вообще напряженное время, а мы все должны заниматься какими-то темными клеветниками. Задерживание манускриптов является неслыханным преступным актом. Не знаем, что именно злоумышленники станут измышлять на основании этих манускриптов? Литературный материал, собранный во время всяких переездов, является неотъемлемой собственностью автора. Литературные работники отлично знают стоимость таких многолетних записей, преданий, пророчеств и всевозможных слышанных сведений. Помните, как Демилль хотел с нами кооперировать в своих исторических постановках, а сколько такого неоцененного материала заключается в манускриптах – в тетрадях клеенчатых, которые видели столько стран. Убытки, причиняемые таким самовольным задержанием, велики. Вы знаете, сколько у нас предложений использовать этот материал, тем более такое задержание материала недопустимо. Очень хорошо, что Вы все являетесь свидетелями тому, что материал был только на хранении, об этом же и в минутсах имеются неоднократные подтверждения. Девятого марта посланы Вам пароходной почтой последние дневники и рапорты Леви. Мы еще не посылали всего количества его и двух его приспешных писем. Не знаем, будут ли адвокаты трогать частную переписку. Вся она переполнена теми же суперлативами, правда, имеются места о том, что Е.И. удерживала Леви от спекуляций, за что он приносит свою глубокую благодарность. Но если адвокаты хотели бы читать эти лицемерные суперлативы, то мы можем послать и эти образцы человеческой подлости.

Письмо это пойдет накануне 24 Марта. Знаем, насколько этот День будет звучать в сердце Вашем. Все наши мысли будут с Вами, и такой Знаменательный Срок еще раз укрепит сознание, насколько необходимо уберечь чистое культурное дело от рук сатанинских. Пишите о всех новых подходящих и загорающихся праведным негодованием против совершаемого злодеяния. Женские сердца, молодые сердца не могут быть равнодушными, когда перед ними совершается такое попрание прав человеческих. Сенаторы, представители страны, мир ученый и художественный – должно же в них сказаться чувство справедливости! Будьте и бодры, и светлы, и едины. Сердцем и Духом с Вами.

Е., Н.Р.

 

Н.К.Рерих, Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман, Ф.Грант, К.Кэмпбелл и М.Лихтману

23 марта 1936 г.

Родные наши, перед самой отправкой воздушной почты пришли Ваши письма от 27 февраля до 3 марта. Чувствуем весь нерв битвы в Нью-Йорке. В Ваших письмах много добрых знаков. Как прекрасно, что нашелся Махонэ, эксперт Правительства по налогам, который дал нашим адвокатам такое справедливое и коренное указание. Очень интересно, что удается Франсис узнать о Южной Америке. Непременно нужно каким-то способом узнать истинную причину поступка Гиль Боргеса и отношение других представителей. Если Бринтон шатается, то лучше таких людей не трогать. Гораздо ценнее будет слово совсем новых людей, хотя бы и молодых. Более чем странны доводы Бринтона – значит, по его мнению, если Зулоага эти годы не жил в Америке, то и отношение к его искусству должно измениться. Впрочем, у Бринтона все по таксе. Его первая статья стоила очень дорого, а по теперешней цене он, вероятно, собирается отвесить, как аптекарь. Лучше совсем новые! С Вашими письмами пришло и письмо Мана, переславшего нам уже известные американские статьи с отвратительными заголовками. Ман справедливо негодует на такие безобразные выражения. Но ведь Ман наш доброжелатель, а сколько же других людей прочтут те же заголовки и составят по ним свое суждение. Ведь газеты получаются и должностными лицами, и в консульствах, и вообще имеют самое неожиданное распространение. Такими темными способами производится посев черных семян, а всякие нинкомпупы поют указанные хоры. Какой замечательный человек Ф.Стокс и какие твердые духовные его основы, если он так честно и явно отстранил Флейшера. Если бы всюду люди отдавали себе отчет в происходящем. Характерно письмо Авинова. Хорошо, что Вы его прочли, и при случае можете сказать Уатсону, какого мнения о моем искусстве Авинов. Посылаем для Авираха еще одно удостоверение в том, что мои картины всегда принадлежали и принадлежат Е.И.; конечно, адвокаты должны пользоваться этим разумно, чтобы ничем не вовлечь с нежелательной стороны имя Е.И. Кроме упоминания об этом в большой русской Монографии, не забудьте, что и после продажи картины Хиссу деньги за нее переводились не мне, а Е.И., и переводы эти производил сам Хорш. Когда же Хорш из этой суммы хотел получить лоан, то получил его от Е.И., запросив ее, а не меня. Такое обстоятельство совершенно неоспоримо и доказуемо собственными извещениями Хорша. То обстоятельство, что Корпорация Холдинге моего имени, не является противоречием, ибо творчество-то мое, но продукт творчества может принадлежать тому лицу, собственностью которого я считаю мои произведения. Я могу управлять делами любого лица, но это не значит, что тем самым нарушается его собственность. Мы уже писали нашу радость по поводу успеха Клайд. Вам на местах виднее, как лучше устраивать эти дела и реализовать добрые намерения Клайд. Так же точно Вам на месте виднее лучшее лицо для передачи письма и самый срок передачи. Мы очень верим ощущениям Шульца, и он поймет, в какой именно срок какого именно калибра орудие надо употреблять. Вы совершенно правы, что с Галахадом нельзя действовать через подчиненных; такая грубая натура может получать удары лишь сверху. В Австралию мы напишем. Как видите, все время обнаруживаются какие-то новые, доселе неизвестные нам группы. Будем беречь такие ростки. Пусть и адвокаты наши знают, сколько благотворных ветвей произрастает. Не видала ли Франсис в Бостоне Стратфорда? – мы ему послали десять отличных отзывов из здешней прессы. Ведь и вторая книга уже готова, как Вы знаете, по-русски она уже издается. Только что, разбирая «Листы Дневника», я нашел статью «Памятные Дни», написанную к 24 Марта прошлого года. Сколько случилось за это время. В обновленном, в очищенном составе Вы опять соберетесь 24 Марта. Никакие мрачные тучи не могут заслонить священное понятие Памятных дней. В телеграмме мы спрашивали Вас, имеете ли Вы все минутсы отсюда. Зина писала Светику о желательности получить и все минутсы, которые мы здесь имеем из Нью-Йорка. Пошлем их. Хотелось бы знать, нужно ли послать и все их частные письма ко мне и Е.И.? В видах предосторожности пусть все эти оригиналы находятся у Амриды или у Шульца – не вносите их к себе в дом. Ведь эти оригиналы неповторимы, а мало ли какие злоумышления возможны. Очень хорошо, что адвокаты поняли всю невозможность и опасность приезда. Неужели раньше они не отдавали себе отчета о всех возможных злоумышлениях и об особых обстоятельствах здесь. Отлично, что и Ф.Стокс понял все эти соображения. Не будет ли он и Черманом[107] в «Агни Йоге»? Будьте светлы, сильны и едины. Духом с Вами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.