|
|||
Что нам дают факты?Что нам дают факты?
Исторические факты часто ассоциируются с датами, т.е. с событиями, привязанными к определенным моментам времени. Мы знаем, что, в соответствии с нашим летоисчислением, Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года, и, за исключением Фоменко или других непризнанных скептиков-дилетантов, для всех остальных это факт. Нам более или менее известен и не вызывает особых споров состав участников сражения с русской и с татарской стороны. Эти данные пополнились со временем благодаря архивам генуэзских колоний в Крыму, где Мамай, как теперь известно, почерпнул часть своего войска.
Но факты – это не только даты и иные подробности известных событий. Статистическая информация (о численности населения, рождаемости, смертности и т.д.) для тех эпох, когда она известна, – это тоже факт. И протяженность городских стен, расположение улиц – это факты, которыми, например, историк средневекового города не может пренебречь.
Но что делать с этим бесчисленным множеством фактов, каждый из которых сам по себе бесспорен, но в отрыве от других не несет никакого смысла? На мой взгляд, факты вне контекста конкретного исследования, вне связи с интересующим нас вопросом или проблемой не интересны – о них по определению бесполезно спорить. Они не отвечают на многие наши вопросы. Я бы даже сказал, наши вопросы начинаются после того, как мы узнали минимальную фактическую информацию. Как только мы поставим вопрос о значении, об оценках – например, кто выиграл то или иное сражение – окажется, что это совсем не простой вопрос. Кто выиграл Бородинскую битву? Российские авторы скажут одно, а французские – другое. Ведь критерии поражения или победы часто очень условны: у кого больше потери, за кем осталось поле боя и так далее. Ясно, что мы выходим за рамки фактов, потому что, когда мы оцениваем, здесь уже незримо присутствует наше время, наши ценности. Мы подводим события под какую-то шкалу, исходим из того, что сейчас мы понимаем под победой. Даже с Куликовской битвой не все однозначно. На поле боя победа досталась великому князю Дмитрию и его воинству. Однако в результате разгрома Мамая выиграл хан Тохтамыш, который сжег Москву и заставил великого князя себе подчиниться.
Более того, а где границы события? Классический случай – 1917 год. На определение границ революции прямо влияет идеология. В советское время все было понятно: сначала – Февраль, буржуазная революция, а затем, наконец, наша, пролетарская, социалистическая. Сейчас же очень авторитетные ученые рассматривают 1917 год как единый революционный процесс, и я с ними согласен. Многие включают туда еще и гражданскую войну, рассматривая это как продолжение и завершение того же процесса. Это будут разные взгляды, что повлечет и разную трактовку причин. И оценки тоже будут разные. И множество известных фактов, подробно изложенных в Википедии, не способны разрешить продолжающиеся споры.
Другой пример – недавний спор о событии, которое мы знаем как восстание декабристов. Кроме той бесспорной, но тавтологичной истины, что восстание декабристов случилось в декабре 1825 года, что еще мы можем с уверенностью сказать об этом событии? Если стоять на почве фактов, нам придется очень осторожно подбирать слова: можно сказать, что 14 декабря произошло выступление части гвардейских полков, расквартированных в Петербурге. Солдаты вышли на площадь, плохо зная, зачем они это делают. Это можно назвать выступлением, актом неповиновения, мятежом или бунтом – это будут справедливые слова в рамках законодательства того времени. Но новейшая работа Натальи Потаповой показывает, как все неоднозначно. Нерешительность восставших оставляет открытым вопрос, чего они хотели и можно ли это считать протестом. Груз интерпретаций, нараставший в течение почти 200 прошедших лет, очень настойчиво склонял потомков к определенному взгляду. Последующие поколения революционеров постарались присвоить себе это событие, встроить его в ряд, который ведет к ним. Декабристы – предшественники народовольцев, а затем по этой (ленинской) схеме приходят большевики. Народники, кстати, с этой схемой не согласны. Нередко бывает, что четкие интерпретации появляются лишь спустя какое-то время, а для современников событие выглядит хаотичным и непонятным.
|
|||
|