|
|||
Песочная грамота» . Путешествие в страну «А».«Песочная грамота» «Путешествие в страну «А». Для того чтобы начать игру педагогу придется немножко подготовиться: - отобрать фигурки, в названиях которых есть звук [ А] (5-1О штук), - наклеить на них букву «А», - подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей, - если нужных фигурок нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить, - приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением. Есть прекрасная страна - где принцессу зовут А, (логопед ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть - буква А) В реке плещутся А-кулы (в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А) А-исты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А) А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут (в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А) Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать. Привести сюда друзей В чьих названьях - А. - Смелей! (произнося стихотворную инструкцию, педагог делает интонационный акцент на звук [А]) Проговаривая стихотворение-инструкцию воспитатель вместе с детьми строят сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Причем, стараться не брать слова, в которых звук слышится не четко. Когда ребенок назовет слова, педагог объявляетему о том, что теперь он получил ключ в страну принцессы А и является ее почетным гостем (при этом вручается приготовленная буква или ее изображение на карточке). Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев. Эта простая игра помогает решать немало образовательных и коррекционных задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах облегчает процесс узнавания звука в словах. Так мы происходит знакомство ребенка со множеством звуков. После того, как все звуки будут изучены, начинаем слоговое чтение. Оно начинается со сказки «Жили-были буквы». «Жили-были буквы. Каждая в своем домике. они и радовались и вздыхали, произнося свое имя. У кого-то был з-з-звонкий голос, у кого-то глухой; один ш-ш-ш-шипел, другой с-с-с-свистел, третий ж-ж-жужал. Все они были очень разные. И все вроде было хорошо, да вот беда - каждый из них видел и слышал только себя. Поэтому в этой стране не было ни общих дорог, ни прекрасных садов. И даже Солнышко не спешило сюда заглядывать. Как ты думаешь, почему? Ты прав, одна буква, какой бы красивой и звучной она не была, не может создать слова, не может быть настоящей волшебницей. Давай поможем буквам, подружим их друг с другом, и они узнают, какие волшебные вещи могут происходить. Сначала познакомим одну букву с другой - образуется пара. Правда, им уже стало веселее. И они уже многое научились делать вместе. Например, сказать: «Д-а, Н-а,О-х, У-х».Посмотри, две подружки «М» и «О» ходят и поют: «М-о!» По-моему, они кого-то ищут. Как ты думаешь кого? Конечно двух друзей «Р» и «Е». Давай их познакомим! Посмотри, они взялись за руки и произошло чудо появилось «мо-ре». Вот оно (логопед совместно с ребенком выкапывают море в песочнице). Непоседливые «Р-Е» побежали искать новых друзей. И конечно же, нашли их - это были «К-А». Они встали рядом и потекла красавица... РЕ-КА! Она впадает прямо в море. (педагог с ребенком изображают это на песке). А вокруг стояли ЛЕ-СА и простирались ПО-ЛЯ. Посмотри, какое ты сотворил чудо! Страна ожила! А все благодаря тебе, настоящему волшебнику!» По этому принципу можно сочинять и разыгрывать игры-сказки о буквах и слогах, постепенно усложняя и расширяя используемый речевой материал (от слов, состоящих из одного слога, до более сложных слов), можно использовать эти сказки для введения понятий «слог-слияние» и «слог-примыкание». Это один из элементов аналитико-синтетического способа обучения грамоте. Следующий вариант игры:
|
|||
|