|
|||
Л. РОН ХАББАРД ДИАНЕТИКА 1 страницаСтр 1 из 43Следующая ⇒
Л. РОН ХАББАРД "Д И А Н Е Т И К А С О Д Е Р Ж А Н И Е Как читать эту книгу К н и г а п е р в а я " Ц е л ь ч е л о в е к а" Глава первая "Сфера деятельности Дианетики" К н и г а в т о р а я " Е д и н с т в е н н ы й и с т о ч н и к Глава первая "Аналитический ум и стандартные банки памяти" К н и г а т р е т ь я " Т е р а п и я " Глава первая "Защита ума" О б а в т о р е С Л О В А Р Ь Как читать эту книгу Дианетика - это приключение. Это исследование "терра инкогнита" человеческого разума, той обширной и доселе неизведанной области, что расположена примерно на один сантиметр вглубь наших лбов. Открытия и события, которые сделали возможным создание Дианетики, заняли много лет точных исследований и скрупулезных проверок. Часть работы заключалась в открытии нового, другая - в обобщении уже известного. Теперь путь четко отмечен и нанесен на карту достаточно подробно для безопасного путешествия в глубины вашего собственного сознания для восстановления врожденных способностей, которые, как теперь известно, очень высоки. По мере продвижения в Дианетической терапии ваши действия заключаются в том, чтобы узнать, почему вы делали то, что вы делали, понять, что явилось причиной тех темных страхов, которые появлялись в вашем детстве в ночных кошмарах, выяснить, где скрыты ваши моменты боли и удовольствия. Человек многого не знает о себе, о своих родителях, о причинах своих действий. Некоторые явления, которые откроются вам, изумят вас, так как важнейшая жизненная информация может храниться не в памяти, а в инграммах, трудных для понимания и способных только разрушать. Вы обнаружите множество причин, из-за которых вы "не в состоянии выздороветь", и досконально узнаете, до чего же они смехотворны на самом деле (особенно для вас). Вы поймете это, когда найдете в инграммах установки, диктующие линию вашего поведения. Дианетика ─ не торжественное мероприятие. Несмотря на то, что она имеет дело с человеческими страданиями и потерями, в конце всегда становится смешно: каким глупым и насколько превратно истолкованным было то, что послужило причиной печали. Первое путешествие в вашу "терра инкогнита" пройдет через страницы этой книги. Читая ее, вы обнаружите, что здесь освещены многие явления, о которых вы "всегда знали". Вас обрадует новость, что во многих своих представлениях о жизни вы порой руководствовались не только своими личными мнениями, но и научными фактами. Вы также найдете много информации, которая известна всем и которую вы, наверное, не воспримете как новость, хотя, возможно недооцените ее значение. Однако учтите, что подобная недооценка мешала правильно истолковать факты, которые были давно известны и понять их значимость. Ведь сам по себе факт не важен без правильного сравнения с другими фактами, вне точного определения их взаимоотношений. Вы встретите в этой книге огромное множество фактов, которые включают в себя все аспекты деятельности человека. К счастью, вы не должны следовать ни одной из этих линий до тех пор, пока не закончите книгу. Потом ваши знания станут столь обширны, что они смогут удовлетворить кого угодно. Дианетика - предмет глубокого изучения, потому что главное в ней - человек, который сам по себе и является предметом изучения. Наука мышления касается всех видов его деятельности. С помощью тщательной классификации и передачи информации мы сузили дорогу, чтобы по ней было удобнее идти. В основном этот учебник расскажет вам о вас самих, вашей семье и друзьях. Вы их здесь встретите и узнаете. Автор не стремился употреблять громогласные, напыщенные фразы, ироничные выспренные слова или ложную риторику. Когда человек может дать простые ответы, он не должен делать свое общение более сложным, чем это необходимо для передачи информации. Язык книга прост и доступен, в ней используется много разговорных выражений. Мы не стремились к наукообразию - наоборот, избегали его. Книга обращена к людям разных социальных слоев и профессий, узкоспециальные термины мы не использовали, так как они могли бы затруднить ваше восприятие. Так что терпи, психиатр: твои умные структуры здесь не использовались, так как Дианетика не интересуется подобными структурами. Потерпи, и ты, врач, если мы называем простуду простудой, а не "катаральным состоянием дыхательного тракта". Подобный термин больше подходит к инженерному делу, а инженеры могут сказать все, что угодно. И ты, ученый, не хотел бы излишних затруднений с плюсами и уравнениями Лоренца-Фицджеральда-Эйнштейна, поэтому мы не будем мучить наших неиспорченных читателей научно невозможной грамматикой Гегеля, который настаивал на том, что абсолюты на самом деле существуют. Книга спланирована наподобие конуса: начинается с простых принципов, расширяясь к основанию широким их применением. Книга примерно следует действительным шагам развития Дианетики. Первый из них - изложение динамического принципа существования, потом речь пойдет о его значении, о причинах отклонений от нормы и, в конечном итоге, о применении всего этого в терапии и о ее технологии. Все это не покажется вам трудным. Только у создателя этой науки были трудности. Посмотрели бы вы на первые уравнения и постулаты Дианетики! По мере продолжения исследований и по мере разработки методов Дианетика становилась проще. А это - надежная гарантия того, что исследователь на правильном пути: только то, что плохо известно, становятся тем сложнее, чем дольше мы над ним работаем. Эту книгу лучше всего читать с самого начала, ничего не пропуская, по порядку. К тому времени, как вы дойдете до послесловия, вы сможете свободно ориентироваться в предмете изучения ─ книга специально так построена. Каждый факт, имеющий отношение к терапии Дианетики, объяснен с разных сторон и встречается многократно. Таким образом ваше внимание будет привлекаться к самым важным фактам. Закончив читать, вы можете вернуться к началу, просмотреть книгу снова и проработать то, что считаете необходимым. Почти все философские выкладки и источники основного предмета Дианетики мы исключили, потому что в учебнике должно было быть не больше полумиллиона слов, и еще потому, что выкладки и выводы - это специальная книга, и там бы вы их оценили по достоинству. Однако и в этой работе кроме самой терапии вы найдете полный объем научных сведений о Дианетике. Вас ожидает приключение. Так к нему и отнеситесь. И да не останьтесь таким, каким вы были раньше. Важное примечание При чтении этой книги никогда не пропускайте слова, которые вы не совсем поняли. Единственная причина, по которой человек прекращает изучение предмета, не понимает о чем идет речь или просто не в состоянии учиться - это пропущенное слово, значение которого ему не ясно. Чувство замешательства и сбой в усвоении учебного предмета возникают сразу ПОСЛЕ непонятого слова. С вами когда-нибудь случалось, что дойдя до конца страницы, вы внезапно осознавали, что не помните, о чем только что читали? Значит, раньше на этой странице вы пропустили слово, значения которого либо вовсе не знали, либо знали его неправильное определение. Возьмем, например, фразу: "Было обнаружено, что во время крепускулы дети вели себя спокойнее, в то время, как в ее отсутствие они были более оживленными". Смотрите, что получается: вам кажется неясным все предложение, тогда как на самом деле ваше непонимание произошло исключительно из-за одного слова, которое вы не поняли - "крепускула", что значит "сумерки" или "темнота". Слова, которые вам следует найти в словаре, не обязательно будут новыми или необычными. Может оказаться неверным ваше толкование самого простого слова, что и будет причиной непонимания. Простая истина о том, что нельзя пропускать непонятые слова, является наиболее важной во всем обучении. Каждый предмет, который вы начали и бросили, содержал слова, значения которых вы не знали. Поэтому во время чтения этой книги никогда не пропускайте непонятых слов. Если материал кажется запутанным и трудным, вы обязательно найдете непонятое слово до того, как вы перестали понимать. Не спешите двигаться дальше, а вернитесь назад, ДО того места, где материал показался трудным, найдите непонятое слово и посмотрите его значение в словаре. Л. РОН ХАББАРД "ДИАНЕТИКА" КНИГА ПЕРВАЯ Глава первая "Сфера деятельности дианетики" Наука о разуме - цель, которая привлекает тысячи поколений людей. Армии, династии и целые цивилизации исчезли с лица Земли из-за отсутствия этой науки. Рим превратился в пыль, потому что ее не было. Китай утопает в крови по этой же причине. В арсенале человечества хранится атомная бомба, готовая к действию, из-за пренебрежения этой наукой. Никакие другие исследования не велись столь неистово. Ни одно первобытное племя, независимо от степени своего невежества, не упустило случая распознать тот факт, что проблема действительно существует. Никто не упустил возможности хотя бы попытаться сформулировать этот вопрос. Сегодня австралийский абориген заменяет науку о разуме "волшебным лечащим кристаллом". Шаман Британской Гвианы делает все, чтобы подменить подлинные законы разума своими монотонными песнями и священной сигарой. Барабан гольдского шамана заменяет технологию излечения недостатка душевного спокойствия его пациентов. Просвещенный золотой век Древней Греции в своей лечебнице для душевнобольных в храме Асклепия не имел ничего кроме суеверий. Все, что римляне могли сделать для спокойствия больных, - это взывать к пенатам или приносить жертвы Фебрис, богине лихорадки. И столетия спустя английский король мог очутиться в руках экзорсистов, которые пытались вылечить его горячку изгнанием злых духов. С древних времен и до наших дней и в самых примитивных племенах, и в наиболее развитых цивилизациях люди приходили в состояние испуганной беспомощности, сталкиваясь с феноменом странных заболеваний или аберраций. Их безнадежные попытки вылечить человека лишь слегка изменялись на протяжении всей истории. И до нашего времени процентное соотношение выздоровевших постоянно как для психиатра, так и для шамана, которые сталкиваются с одинаковыми проблемами. По словам одного современного писателя, единственным шагом вперед в психиатрии являются чистые комнаты для душевнобольных. С точки зрения жестокости лечения сумасшедших методы шамана или Бедлама оставлены далеко позади "цивилизованной" технологией уничтожения нервных клеток. Сегодня применяют шоковую терапию и хирургическое вмешательство - методы, которые не оправдываются полученными результатами и которых не потерпели бы даже в самом жестоком первобытном обществе, потому что эти приемы низводят жертву до уровня зомби, уничтожая ее как личность, лишая высоких стремлений, превращая в послушное животное. Мы далеки от обвинения практики "нейрохирурга" с его шилом, которое он вонзает и проворачивает в умах сумасшедших, эти примеры приведены здесь исключительно для демонстрации глубины отчаяния, которое человек может ощутить, когда он встречается с проблемой умственных отклонений, которая кажется ему неразрешимой. В более широких кругах обществ и наций недостаток науки о разуме никогда не был столь очевиден. Точные науки, стихийно развиваясь, ушли далеко вперед по сравнению со способностью людей понимать друг друга и вооружили нас ужасным оружием, которое только и ждет следующей истерической вспышки войны. Это непростые проблемы: их встречает на своем пути каждый. Пока человек понимает, что его единственное превосходство над царством животных - разум, пока он понимает, что только разум - его единственное оружие, он исследует, размышляет и строит постулаты, пытаясь найти правильное решение. Подобно мозаике, разбросанной беззаботной рукой, уравнения, которые могли бы привести к созданию науки о разуме и поднять ее до уровня самой главной научной дисциплины Вселенной, перемешивались снова и снова. Иногда два фрагмента соединялись; иногда, как это было в золотой век Древней Греции, выстраивалась целая секция. Философ, шаман, знахарь, математик - каждый смотрел на свои кусочки. Некоторые думали, что это кусочки разных мозаик. Другие уверяли, что все они - часть одной мозаики. Некоторые предполагали, что всего существовало шесть мозаик, другие уверяли, что только две. А войны продолжались, общества приходили в упадок и исчезали, и множество ученых томов было написано о постоянно увеличивающихся ордах безумцев. С методами Бэкона и с математикой Ньютона тонные науки продвигались вперед, расширяя свою территорию и укрепляя рубежи. И только изучение разума плелось далеко позади, как батальон дезертиров, не заботящихся о том, сколько флангов союзников они обнажают для нападения противника. Но в конце концов, в каждой мозаике существует конечное число кусочков. До и после Фрэнсиса Бэкона, Герберта Спенсера и горстки других, маленькие секции были собраны воедино, множества достойных внимания фактов было замечено. Для того, чтобы не заблудиться в тысячах вариаций, из которых состояла эта мозаика, нужно было всего-навсего уметь отличать добро от зла, правду от лжи и использовать людей и природу как лабораторию. Что должно входить в науку о разуме? Г. Ответ о том, что есть цель мышления. 2. Открытие единственного источника всех психозов, неврозов, компульсий, репрессий и общественных отклонений. 3. Неизменное научное доказательство фундаментальной природы и принципов работы человеческого разума. 4. Методы, при помощи которых найденный единственный источник всех проблем был бы обязательно устранен, и искусство применения этих методов. Мы, естественно, исключаем умственные помешательства, связанные с увечьями, повреждениями мозга и патологическими отклонениями в нервной системе, исключаем тех, кто был изувечен врачебным вмешательством в работу мозга путем уничтожения его частей. 5. Методы предупреждения психических расстройств. 6. Причины возникновения и способы лечения всех психосоматических недугов, которые составляют примерно 70% общего числа заболеваний. Такая наука превзошла бы все самые строгие требования, которые могли быть предъявлены к ней в любом веке. Наука о разуме должна достигать всех этих целей, и факты показывают, что это так и происходит. Наука о разуме, которая действительно достойна этого названия, должна быть сравнима с химией и физикой в степени своей экспериментальной точности. В ее законах не должно быть исключений. Не должно также возникать необходимости ссылаться на авторитеты. Ведь атомные бомбы взрываются без разрешения Эйнштейна - это происходит по законам природы. При помощи технологии, выработанной на основе законов природы, специалисты могут сделать одну или миллион атомных бомб, и все они будут одинаковыми. После того, как аксиомы и технология были бы сформулированы и работали бы как целостная наука о разуме на том же уровне точности, что и точные науки, можно было бы обнаружить пункты соприкосновения почти с каждой школой мышления о познании мира, которая когда-либо, существовала. Это опять-таки достоинство, а не недостаток науки о разуме. Дианетика действительно обладает следующими свойствами: 1. Это четко организованная наука о мышлении, построенная на точных аксиомах (утверждение законов природы на уровне точных наук). 2. Она содержит терапевтический метод, при помощи которого могут быть вылечены все умственные расстройства неорганического происхождения и также все психосоматические заболевания органического характера с гарантией полного выздоровления в любом случае. 3. Она открывает в человеке рациональность и способности намного выше средних, при этом обогащая, а не уничтожая личность и ее жизненную энергию. 4. Дианетика дает исчерпывающее представление о полном умственном потенциале человека, обнаруживая при этом, что он более значителен, чем предполагалось. 5. Исходная природа человека открыта Дианетикой, а не просто угадана или дана как постулат. Эта исходная природа может быть полностью введена в действие в любом человеке. Человек в своей основе - хороший. 6. На основе клинических и лабораторных исследований Дианетика обнаружила единственный источник душевных расстройств. 7. Дианетика установила полную меру возможностей и объема человеческой памяти. 8. Дианетика установила полную записывающую способность разума, обнаружив при этом значительное отличие от бытовавших ранее предположений. 9. Дианетика выдвигает немикробную теорию заболеваний, дополняя биохимию и работы Пастера по микробной теории, обобщая знания в этой области. 10. С появлением Дианетики прекращается "необходимость" уничтожения мозга шоками и хирургией, которые применяются для управления пациентами и "регулирования" их поведения. 11. Дианетика дает действенное объяснение физиологических эффектов применения наркотиков, лекарств и эндокринных веществ, а также дает решения многих проблем, над которыми работает эндокринология. 12. Дианетикой обогащены различные исследования в области образования, социологии, политики, в военном деле и в других науках. 13. Дианетика расширила цитологию и другие исследования. Все перечисленное - набросок возможного поля деятельности науки о разуме. Это также конкретное определение Дианетики и сферы ее действия. Глава вторая "Клир" В Дианетике человек в его оптимальном состоянии называется клир. Это слово будет часто встречаться в книге, как в форме существительного, так и глагола ("клировать"). Поэтому не будет лишним, если мы уже в начале книги подробно рассмотрим, что же такое клир - главная цель Дианетики. Если обследовать клира на предмет наличия аберраций (психозов, неврозов, компульсий и репрессий), а также заболеваний, которые мы называем психосоматическими, то окажется, что у него нет и следа подобных расстройств или аберраций. Дополнительные исследования показывают, что его интеллектуальный уровень гораздо выше среднего, а наблюдения за его деятельностью выявляют ярко выраженную направленность жить энергично и с удовольствием. Те же результаты дают сравнительные исследования. Например, у неврастеника с набором психосоматических заболеваний обнаруживаются при обследовании все эти аберрации и нарушения. После того, как он получает Дианетическую терапию, неврозы и болезни пропадают. Затем он снова подвергается тщательному осмотру, который подтверждает, что неврозы и болезни действительно исчезли. Эксперимент проводился много раз с неизменными результатами. Лабораторные исследования подтверждают, что все люди, чья нервная система не имеет органических повреждений, реагируют одинаково на Дианетическую терапию, которая называется "клиринг". Клир обладает качествами (фундаментальными и наследуемыми), которые далеко не всегда бывают у не-клира, о существовании которых в человеке даже не подозревали, и они не были предметом рассмотрения при обсуждении его способностей и действий. Прежде всего это относится к восприятию мира. Даже так называемые "нормальные" люди не всегда различают все цвета, воспринимают все звуковые тона или испытывают во всей полноте вкусовые, обонятельные и осязательные ощущения. Это - основные каналы общения с ограниченным миром, который большинство людей воспринимают как реальность. Интересно отметить, что хотя в прошлом наблюдатели и считали восприятие окружающего абсолютно необходимым условием нормальности, вместе с тем не существовало ни одного определения того, как, собственно, это делается. Для того, чтобы воспринимать реальность в настоящем времени, человек, конечно, должен получать ее по коммуникационным каналам, используемым наиболее часто в его каждодневной жизни. Любое из человеческих ощущений может быть аберрировано, т.е. искажено психическими расстройствами, которые препятствуют возможности переработки этих ощущений аналитической частью ума. Другими словами, в то время, как механизм цветового восприятия исправен, какой-то участок в сознании уничтожает цвета до того, как он оказывается в состоянии увидеть предмет. Есть разные градации дальтонизма: цвета кажутся менее сочными, потом блеклыми и в худшем случае полностью отсутствуют. Любой из нас знаком с людьми, которые не приемлют "кричащие" цвета, и с другими, для которых эти же цвета оказываются недостаточно яркими, чтобы их заметить. Эти различные степени цветовой слепоты никогда не рассматривались как фактор, зависящий от умственной деятельности. В лучшем случае им давали туманные определения, как некому свойству восприятия. Или же их вообще не замечали. Существуют люди, которых беспокоят звуки и которым, например, настойчивое завывание скрипки очень напоминает сверление их барабанных перепонок механической дрелью. Также существуют люди, на которых 50 скрипок, играя очень громко, оказывали бы успокаивающее влияние. Существуют также те, кто во время скрипичной музыки проявляет отсутствие всякого интереса и скуку. Есть также и такие, для которых звук скрипки, независимо от того, насколько виртуозной может быть мелодия, кажется монотонным. Эти различия в восприятии звука (соник), цвета и другие визуальные ошибки были приписаны врожденным качествам, органическим недостаткам иди вообще не принимались во внимание. Таким, же образом, у разных людей сильно различаются обонятельные, осязательные, органические ощущения, чувство боли и земного притяжения. Бегло проверив на этот предмет ваших друзей, вы обнаружите огромные различия в восприятии одинаковых раздражителей. Одному аромат индейки в духовке кажется восхитительным, другой остается к нему безразличным, а третий вообще его не чувствует. А еще кто-то возьмется доказывать, что индейка в духовке пахнет в точности как масло для волос, если уж прибегать к чрезмерным выражениям. До тех пор, пока мы не получили клиров, причина этих различий оставалась загадкой, так как в большинстве случаев такие резкие отличия в количестве и качестве восприятия являются следствием аберрации. Как следствие приятных моментов, пережитых в прошлом, и врожденной чувствительности в восприятиях клиров тоже будут существовать некоторые различия. Ощущения клиров не должны автоматически приниматься за стандарт, этот унылый и раздражающий средний показатель, к которому так стремились доктрины прошлого. Клир получает максимальное восприятие в соответствии со своим желанием. Горящий порох для него все еще пахнет опасностью, но этот запах не вызывает больше тошноты. Жареная индейка благоухает, если он голоден и любит индюшатину. Тогда она действительно пахнет очень-очень хорошо. Скрипичные мелодии не монотонны и не мучительны. Клир может наслаждаться ими, если любит скрипичную музыку, что является делом вкуса. Если скрипка не доставляет удовольствия, тогда ему могут понравиться ударные инструменты, саксофон или, по настроению, отсутствие музыки вообще. Другими словами, мы имеем дело с двумя переменными. Одна из них, самая дикая, вызывается аберрацией. Другая, значительно более рациональная и понятная, - результат различия характеров. Таким образом, восприятие аберрированного человека (не клира) сильно отличается от ощущений клира (неаберрированного человека). Физическое состояние органов восприятия обусловливает возможный характер ошибок. Незначительное количество этих ошибок связано с органическими повреждениями: пробитая барабанная перепонка не является полноценным звукозаписывающим механизмом. Причина большинства ошибок - психосоматические отклонения. Очки красуются на носах огромного количества людей, даже дети носят очки. В большинстве случаев этим преследуется цель исправить определенное состояние, в то время как сам организм борется за то, чтобы его сохранить. Зрение с появлением очков ухудшается не из-за самих очков, а по психосоматическим причинам. Это наблюдение можно попытаться оспорить с таким же основанием, как утверждение, что яблоко, падающее с дерева, обычно подчиняется законам земного тяготения. Если зрение аберрированного человека было плохим, то в состоянии клир оно обычно заметно улучшается и, если уделять этому некоторое внимание, со временем исправляется полностью. (Вопреки нападкам окулистов на Дианетику нужно отметить, что это приносит им немалую выгоду, так как известны случаи, когда клиры в процессе терапии должны были покупать 5 пар очков одну за другой, поскольку их зрение улучшалось. Многие люди, ставшие клирами довольно поздно, останавливаются в исправлении зрения немного ниже оптимального уровня). Зрение аберрированного человека ухудшается на органическом уровне за счет его аберрации; таким образом, органы восприятия теряют возможность функционировать нормально. С устранением аберрации, как показали многочисленные исследования, организм предпринимает героические усилия по возвращению к норме. Органические изменения слуха, так же как и других каналов восприятия, бывают самыми различными. Отложения кальция, например, могут вести к назойливому звону в ушах. Устранение аберрации позволяет организму осуществлять саморегуляцию для достижения наилучшего возможного состояния: отложения кальция исчезают, звон в ушах прекращается. Кроме этого весьма специфического случая существует громадный диапазон состояний слуха на органической основе. Органически, так же как и аберрационно, слух может изменяться, становясь заметно тоньше или, наоборот, сильно притупляясь, так что один человек в состоянии услышать шаги за квартал и не считает это необычным, а другой не слышит барабана, грохочущего у него под окном. Тот факт, что степень восприятия у людей различна по причине аберрации и психосоматических отклонений - это еще наименее значительное из открытий, описанных здесь. Гораздо более фантастичной в своем бесконечном разнообразии у разных людей является способность вспоминать. При наблюдении за клирами и аберрированными был открыт совершенно новый процесс вспоминания, который всегда существовал, но никогда не был замечен. Его проявления в полной форме возможны лишь у небольшой части аберрированных людей. Он, однако, является обычным для клира. Никто, безусловно, не собирается упрекать ученых прошлого в недостаточной наблюдательности. Мы имеем дело с совершенно новым и доселе не существовавшим объектом наблюдения - клиром. То, что клир в состоянии делать запросто, многие люди в прошлом тоже иногда делали, но частично. Существует врожденная (не благоприобретенная) способность механизма памяти, которая обозначается в Дианетике термином "возвращение". Это слово употребляется в своем обычном словарном смысле с добавлением того, что ум обладает нормальной функцией вспоминания - может "посылать" часть сознания в период прошлого на умственной либо одновременно на умственной и физической основах. Так человек может снова пережить инциденты, которые случились в прошлом, с теми же ощущениями, которые он тогда имел. В свое время искусство, известное как гипнотизм, применяло так называемый процесс "регрессии". Гипнотизер отправлял своего пациента назад в прошлое одним из двух способов. Это делалось при помощи введения в транс, наркотиков и довольно сложной технологии. Человек под гипнозом мог оказаться в прошлом "полностью" и подавать все признаки пребывания в том возрасте, куда он был возвращен, проявлять только те способности и испытывать те впечатления, которые он имел в тот момент. Это было названо "ревификацией" - "повторным переживанием". Регрессия отличалась от первого способа тем, что часть сознания оставалась в настоящем времени, а другая часть возвращалась в прошлое. Считалось, что эти способности ума присущи исключительно гипнотизму и используются только этим искусством, которое уходит корнями в тысячелетия и существует сегодня в Азии в том же самом виде, что и в незапамятные времена. Замена термина "регрессия" на "возвращение" производится по той причине, что это два разных понятия, а также потому, что слово "регрессия" имеет некоторую отрицательную окраску и для многих людей это затруднило бы его применение. "Повторное переживание" заменяет в Дианетике "ревификацию", потому что Дианетика объясняет принципы гипнотизма, но не применяет их в своей терапии. Но об этом позже.
|
|||
|