Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оборудование:бланк с изображением простого лабиринта, карандаш (лист 41).



Оборудование:бланк с изображением простого лабиринта, карандаш (лист 41).

Описание.Ребенок должен пройти извилистую линию ла­биринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Инструкция:«Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабирин­ту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необ­ходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель».

Найди двух одинаковых животных

Цель:развитие произвольного внимания.

Оборудование:рисунок с изображением животных (мы­шек, петухов, жирафов, слонов) (лист 42).

Описание.Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

Инструкция:«Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».

Воспроизведение геометрических фигур

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование:карандаш, чистый лист бумаги, соответству­ющий размеру образца (13x10 см).

Описание.Ребенку предлагают рассмотреть разные геомет­рические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция:«Посмотри внимательно на эти геометричес­кие фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через


некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги дол­жен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образ­це» (лист 43).

Кто внимательнее?

Цель:развитие объема внимания, наблюдательности.

Оборудование:картинки с изображением разного количе­ства звезд.

Описание.Ребенку предлагают на несколько секунд рас­смотреть картинки с нарисованными звездами (лист 44) и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.

Инструкция:«Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы­бор. Начинай играть».

Лото

Цель:развитие произвольного внимания.

Оборудование:48 фишек с изображением предметов (жи­вотных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

Описание.Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (жи­вотное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у кото­рого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закры­вает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

Инструкция:«Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам пред­меты (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте вниматель­ны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на кото­рой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изоб­ражен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки-картинки своей карты. Он и станет победителем»'.

Примечание.На первом этапе игры ведущим является взрос­лый, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.


Построй дорожку

Цель: развитие устойчивости внимания: способности обоб­щать объекты по признаку формы, величины; закрепление представлений о геометрических формах.

Оборудование: таблица с различным расположением гео­метрических фигур по строчкам, фишки (листы 45—46).

Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки доб­раться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция:«Посмотри внимательно на эту таблицу. По­моги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему ме­сту. А для этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Примечание.Если ребенок самостоятельно не справляется с

заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те при­знаки геометрических фигур, на которые он должен ориентиро­ваться при выполнении задания. Проанализируйте ошибки вме­сте с ребенком. Когда задание освоено, можно предложить ус­ложненный вариант: в группе провести игру «Кто быстрее».

Назови предмет

Цель: развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концент­рировать внимание.

Оборудование:рисунки с замаскированным изображени­ем предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей) (лист 47).

Описание.Ребенку предлагают рисунок с замаскирован­ным изображением предметов. Необходимо увидеть и пока­зать каждый из предметов в отдельности.

Инструкция:«Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельно­сти. Приступай к выполнению задания».

Примечание.На первом этапе работы целесообразно пред­ложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.

Быстрее нарисуй

Цель: развитие умения переключать внимание. Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таб­лица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.


Описание.Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображен­ных предметов (лист 48).

Инструкция:«Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на в каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания».

Примечание.Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.

Домино

Цель:развитие произвольного внимания, мышления.

Оборудование:детская игра «Домино», 28 фишек, каждая из которых разделена на две половинки. На каждой поло­винке изображены знакомые детям предметы (овощи, фрук­ты, сказочные герои и т.п.).

Описание.Каждому игроку раздается по 5—7 фишек кар­тинками вниз. Оставшиеся фишки, перевернутые картинками вниз, остаются в стороне — на «базаре». Количеством дублей — одинаковых картинок на двух половинках одной фишки — у каждого игрока определяется очередность в игре (у кого дублей больше, тот играет первым). Первый ход — с любого дубля и продолжается игра в порядке очереди игроков приставлением фишек — вначале к дублю, а затем по цепочке фишек к фиш­кам и дублей к фишкам соответствующими картинками друг к другу. Игрок, у которого на этот момент нет соответствующей картинки у фишки, идет на «базар» и берет фишки до тех пор, пока на одной из них не окажется нужная картинка. Победите­лем игры становится игрок, первым окончивший выкладывать свои фишки.

Инструкция:«Сейчас мы поиграем в очень интересную игру «Домино». Сядьте за большой стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по 5 фишек, на которых нарисованы знакомые вам предметы. Оставшиеся фишки я отложу в сторону — здесь будет «базар». Обратите внимание на то, что каждая фишка состоит из двух частей — картинок. Фишка, у которой с двух сторон одинаковые картинки, называется дублем. Посмотрите внимательно и найдите у себя дубли. Одинаковых дублей в игре нет. У кого дублей больше всех, тот по очередности хода будет первым. У кого дублей на 1—2 меньше, чем у первого, тот по очередности хода будет вторым, и т.д. Так мы устано­вим очередность хода. Первый игрок должен сделать ход лю­бым своим дублем. Второй очередной игрок к одной из сто-


рон дубля должен приставить любую свою фишку, на которой с одной из ее сторон есть точно такая картинка, как у дубля. Третий очередной игрок должен либо к оставшейся стороне дубля, либо к картинке фишки, поставленной вторым игро­ком, добавить свою фишку с одной из таких картинок. Если у очередного игрока нет фишки с одной из таких картинок, он отправляется на «базар» за дополнительной фишкой. Если на взятой с «базара» фишке нет нужной картинки, он берет до­полнительно до тех пор, пока не возьмет фишку с нужной картинкой. Как только фишка с нужной картинкой найдена, ею надо сделать ход. Так по цепочке выкладываются все фиш­ки. Игра продолжается до тех пор, пока на «базаре» и у каждо­го из игроков не останется ни одной фишки. Победителем станет тот, кто первым из вас выложит все свои фишки. Да­вайте начнем игру».

Примечание.Во избежание конфликтов необходимо следить за соблюдением очередности хода, соблюдением правил игры.

Нарисуй круг и треугольник

Цель:тренировка распределения внимания.

Оборудование:два простых остро заточенных карандаша (2М) и по 1/2 альбомного листа (формат А-4 размер, 20x14,5 см) для каждого ребенка.

Описание.Ребенок должен рисовать одновременно двумя ру­ками на одном листке: круг — одной рукой, треугольник — другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).

Инструкция:«Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя ру­ками. Возьми два карандаша. На отдельном листе бумаги по­пробуй одновременно рисовать одной рукой круг, а другой — треугольник. Неважно, какой рукой какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что начи­нать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».

Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной работе, так и при групповой.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО

ВНИМАНИЯ

Что слышно?

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование:предметы, издающие знакомые детям зву­ки; ширма.


Описание.Ведущий предлагает детям послушать и за­помнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Инструкция:«Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тиши­не в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как мож­но больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в по­рядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

Примечание.Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть исполь­зованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, ме­таллофон, детское пианино, емкости с водой для ее перелива­ния и создания звуков льющейся воды, стеклянные предме­ты и молоточек для стука по стеклу и т.д.

Слушай звуки!

Цель:развитие произвольного внимания.

Оборудование:фортепьяно или аудиозапись.

Описание.Каждый ребенок выполняет движения в соот­ветствии с услышанными звуками: низкий звук — стано­вится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к лево­му плечу), высокий звук — становится в позу «тополя» (пят­ки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция:«Сейчас мы поиграем в игру «Слушай зву­ки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с комментариями). Да­вайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начина­ем играть».

Примечание.Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.


Узнай по голосу-1

Цель:развитие слухового внимания, формировайие уме­ния узнавать друг друга по голосу.

Оборудование:платок или повязка для завязывания глаз.

Описание.Стоя по кругу, дети выбирают водящего, кото­рый, находясь в центре круга с завязанными глазами, стара­ется узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водя­щий меняется с ним местами.

Инструкция:«Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет вни­мательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен уга­дать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а во­дящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».

Узнай по голосу-2

Цель:развитие слухового внимания.

Оборудование:заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз.

Описание.Бегая по кругу, дети выполняют команды взрос­лого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.

Инструкция:«Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «По­бежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» — все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, гово­рят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай».

По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назо­вет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется местом с назвав­шим его ребенком. Если водящий не узнает голоса, то я пред­ложу ему узнать по голосу другого ребенка».

Будь внимателен!

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование:магнитофонная или грамзапись С. Проко­фьева «Марш».


Описание.Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «ло-. шадки» — ударять «копытом об пол»; «раки» — пятиться; «пти­цы» — бегать, раскинув руки; «аист» — стоять на одной ноге.

Инструкция:«Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть внимательным. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова — команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копы­том. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в сторо­ны, как крылья. Когда я скажу «аист» — все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети» — все должны стать детьми. Начинаем играть».

Четыре стихии

Цель:развитие внимания, координации слухового и двига­тельного анализаторов.

Описание.Играющие сидят по кругу и выполняют дви­жения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапяст-ных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проиг­равшим.

Инструкция:«Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все дол­жны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых сус­тавах. Кто ошибается — считается проигравшим».

Испорченный телефон

Цель: развитие слухового внимания.

Описание.Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий про­износит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дой­ти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последне­го: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, пред­ложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с после­днего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.


Инструкция:«Сейчас мы поиграем в «Испорченный теле­фон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, пере­дает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до после­днего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок на­путал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок за­нимает место последнего. Давайте поиграем».

Кто знает, пусть дальше считает

Цель:развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.

Оборудование:мяч.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.