Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оборудование:вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов (лис­ты 30—34).



 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕИ

РАБОТЫ

ПСИХОГИМНАСТИКА

В магазине зеркал

Цель:развитие наблюдательности, внимания, памяти. Со­здание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требовани­ям другого человека.

Описание.Взрослый (а затем ребенок) показывает движе­ния, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция:«Сейчас я расскажу вам историю про обезь­янку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьян­ки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погро­зила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем иг­рать. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание.На этапе освоения игры роль обезьянки вы­полняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребе­нок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые ча­сто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).


Ручеек

Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения.

Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Иг­рок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и бе­рет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не дос­талась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, про­бирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка», таким образом «ручеек» движется долго».

Примечание. В игре участвует нечетное количество детей.

Смотри на руки

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различ­ные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция:«Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Пер­вым будет стоять командир — сейчас им буду я. Все внима­тельно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

Слушай команду

Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш».


Описание.Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными ше­потом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, лока играющие хоро­шо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция:«Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо ос­тановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепо­том произнесу команду, например «поднять руки», и все игра­ющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!»

Примечание.Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в коле­не, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОГО ВНИМАНИЯ

Найди два одинаковых предмета

Цель:развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование:рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточен­ные простые карандаши.

Описание.Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди кото­
рых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяс­
нить, в чем схожесть этих двух предметов (листы 9—10);

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образ­
ца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать
его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предме­
тов (листы 11 —12); из изображенных предметов надо образо­
вать одинаковые пары, показать их или соединить линиями,
проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схо­
жесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти пред­меты и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».


б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каж­дому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

Выкладывание из палочек

Цель:развитие произвольного внимания, мелкой мотори­ки пальцев.

Оборудование:счетные палочки (куски толстой изоляцион­ной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание.Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек (листы 13—14).

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие
от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, со­
стоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим
количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимате­лен. Приступай к работе».

Исключение лишнего

Цель:развитие мышления и объема внимания.

Оборудование:карточка с изображением предметов, один
из которых отличается от остальных.                      '

Описание.Ребенку предлагается найти (лист 15) из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция:«Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличает­ся от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, по­чему он не похож на другие. Приступай к работе».

Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование:карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание.Ребенку предлагаются:

а) серия картинок (листы 16—17) по две картинки на каж­дой карточке; в каждой .картинке надо найти пять отличий;


б) карточка с изображением двух картинок (листы 18— 19), отличающихся друг от друга деталями. Необходимо най­ти все имеющиеся отличия.

Инструкция:«Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Выкладывание узора из мозаики

Цель:развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование:мозаика, образец.

Описание:ребенку предлагают по образцу (листы 20—21) выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция:«Посмотри, на этом рисунке изображена циф­ра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

Чей это дом?

Цель:развитие наблюдательности.

Оборудование:рисунок с изображением домов и людей (лист 22).

Описание.Ребенку предлагают рисунок с изображением домов и людей, спешащих в разные стороны. Необходимо, вни­мательно посмотрев на рисунок, найти хозяина каждого дома.

Инструкция:«Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена деревня. Найди хозяина каждого дома. Объясни свой выбор».

Нанизывание бусинок

Цель:развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование:образец для нанизывания бус; бусинки, со­ответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения зада­ния — крупный бисер.

Описание.Ребенку предлагают по образцу (лист 23) нани­зать бусы.

Инструкция:«Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».


Примечание.Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисе­ра только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

Смешанный лес

Цель:развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование:рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание.Ребенку дается рисунок (лист 24) с изображе­нием замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыс­кать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Инструкция:«Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быс­трее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начи­най искать»;.

Срисовывание по клеточкам

Цель:развитие концентрации и объема внимания, форми­рование умения следовать образцу, развитие мелкой мотори­ки руки.

Оборудование:чистый лист бумаги в крупную клетку (1x1 см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание.Ребенку предлагают нарисовать согласно образ­цу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. •Задание представляет собой два уровня сложности:

1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур (лист 25);

2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур (лист 26).

Инструкция:«Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»

Примечание.Использовать для рисования ручку или фло­мастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштри­ховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

Витрина магазина

Цель:развитие объема внимания и наблюдательности.

Оборудование:рисунок с изображением витрины магазина.

Описание.Ребенку необходимо найти (не считая) коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор (карточка 1% лист 27).


Инструкция:«Посмотри, на этом рисунке изображена вит­рина магазина, в которой выставлены только что поступившие конфеты. Они выложены в прозрачные коробки разной вели­чины. Мама сказала своему сыну: «Можешь выбрать любую коробку». Мальчик захотел ту коробку, где больше конфет. Ты должен помочь мальчику найти коробку, где содержится наи­большее количество конфет. Объясни свой выбор.

Какими способами можно проверить правильность выбора? (Можно сосчитать.)

Посмотри еще раз внимательно на рисунок, подумай и ска­жи, почему же на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет. Приступай к работе».

Кто забил гол?

Цель:развитие наблюдательности.

Оборудование:рисунок с изображением футболистов.

Описание.Ребенку предлагают найти на рисунке (карточка 2, лист 27) игрока, забившего гол, и объяснить свой выбор.

Инструкция:«Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображены футболисты. Найди здесь игрока, забивше­го гол, покажи его и объясни, почему ты считаешь, что имен­но он забил гол».

Кого испугался охотник?

Цель:развитие объема и устойчивости внимания.

Оборудование:рисунок с изображением леса, зверей и охотника.

Описание.Ребенку предлагается рисунок (карточка 1, лист 28) с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.

Инструкция:«Посмотри внимательно на рисунок. На нем изоб­ражен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?»

Корова Маня и ее хозяйка

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование:рисунок с изображением лабиринта, про­стой карандаш.

Описание.В предлагаемом лабиринте (лист 29) ребенок дол­жен пройти извилистую линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти короткий путь, по кото­рому могла бы двигаться хозяйка к своей корове Мане.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова Маня заблудилась — забрела в глухой лес


и не знала, как вернуться домой. Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить корову?»

Танграм

Цель:закрепление представлений о геометрических фи­гурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.

Оборудование:вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов (лис­ты 30—34).

Описание.Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.

Инструкция:«Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».

Примечание.Несмотря на инструкцию, некоторые дети пытаются выкладывать части на образец. Необходимо остано­вить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образ­цом. Образцы фигур-силуэтов получаются путем разрезания квадрата 7x7 см определенным образом (лист 30). При со­ставлении фигур-силуэтов использовать все части, присоеди­няя одну к другой, не накладывая одну на другую.

Квартет

Цель:закрепление умения собирать из частей целое, фор­мирование внимания.

Оборудование:13 открыток (размер каждой открытки 10x14 см) с разными сюжетами (причем двух одинаковых сре­ди них не должно быть), каждая из которых разрезана на четыре равные части. Несколько столов, объединенных в один общий стол; стул для каждого ребенка.

Описание:Подчиняясь правилам игры, все дети должны собрать из частей «ходящих» по кругу среди играющих це­лые открытки — «квартеты». Побеждает тот, кто больше все­го соберет «квартетов».

Инструкция:«Сейчас мы поиграем в игру «Квартет». В этой игре мы будем использовать открытки, разрезанные на 4 равные части. Все части открыток перемешиваются и раздаются по кру­гу (по 5 частей на каждого игрока) так, чтобы играющие не видели рисунка. Оставшиеся части складываются в стопку ри­сунком вниз на «кон» для дальнейшего их разыгрывания. Все игроки должны внимательно рассмотреть полученные части.

Среди игроков с помощью считалки устанавливается оче­редность. Первый играющий показывает всем одну часть


открытки. Остальные же игроки отдают показавшему, если у них есть среди своих карточек, все карточки — части открыт­ки к той 1-й, которую показал 1-й игрок. Если же частей открытки к показанной очередным ни у кого из играющих не оказалось в данный момент, то очередной берет одну кар­точку из стопки «кона». И если взятая карточка оказалась 4-й к трем имеющимся частям одной открытки, у очередного образуется «квартет» — целая открытка.

В случае получения «квартета» играющий имеет право до­полнительного хода. В противном случае уже следующий иг­рок показывает свою часть открытки всем играющим. Игра продолжается до тех пор, пока на «кону» ничего не останется, а из частей открыток не образуются все открытки. Выигрывает тот, кто больше всех соберет «квартетов». Прежде чем начать игру, рассмотрим все целые «квартеты». Начинаем играть».

Примечание.Игра проходит в порядке установленной оче­редности. Все части открытки отдаются игроку, показавшему одну из частей, даже если их 3 штуки, не утаивая. Игрок, собравший «квартет» — целую открытку, имеет право допол­нительного хода. Взрослый играет вместе с детьми и контро­лирует выполнение правил.

Найди тень

Цель:развитие наблюдательности.

Оборудование:рисунок с изображением фигурки и отбра­сываемой ею тени.

Описание.Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней (ли­сты 35—36).

Инструкция:«Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать сре­ди этих теней его настоящую».

Примечание.Правильный ответ — вторая тень у рыцаря. Задания с использованием листа 36 (фигурки белочки и дель­фина) выполняются аналогично.

Сравни, назови, сосчитай

Цель:развитие наблюдательности.

Оборудование:рисунок — рыбы в аквариуме.

Описание.Ребенку предлагают рисунок, на котором изоб­ражен аквариум с рыбками. Необходимо найти двух одина­ковых рыбок (листы 37—38).

Инструкция:«Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображен аквариум с рыбками, две из которых одина­ковые. Найди их, покажи и дай объяснение».


Что где лежит?

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование:бланк с эталонами фигур и предметов, со­ответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезан­ные фигуры для манипулирования (лист 39).

Описание.Ребенку необходимо распределить предметы от­носительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.

1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен
стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и
раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно
предложенных эталонов фигур (происходит сравнение этало­
нов с предметами).

2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предме­
ты изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить
задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить
свои действия.

Инструкция:«Посмотри, на этом бланке нарисован стел­лаж с полками, на которых обозначены геометрические фигу­ры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные пред­меты тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».

Строители

Цель:развитие наблюдательности, концентрации и распре­деления внимания.

Оборудование:бланк с четырьмя рисунками, один из ко­торых — образец, а три остальные отличаются от образца не­достающими деталями; простой карандаш.

Описание.Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунка­ми, содержащими элементы башни. Первый рисунок — об­разец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу (лист 40).

Инструкция:«Посмотри внимательно на эти четыре рисун­ка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо до­рисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

Найди героев передачи

Цель:развитие наблюдательности, распределения, переклю­чения и объема внимания.


Оборудование:картинки с изображением героев детской передачи — Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в ри­сунке; простой карандаш (лист 28).

Описание.Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

Инструкция:«Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской пере­дачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каж­дого из героев».

Найди дорожку

Цель:развитие произвольного внимания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.