|
|||
Оборудование:вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов (листы 30—34).Стр 1 из 3Следующая ⇒
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕИ РАБОТЫ ПСИХОГИМНАСТИКА В магазине зеркал Цель:развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека. Описание.Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки. Инструкция:«Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами». Примечание.На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре). Ручеек Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения. Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно. Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка», таким образом «ручеек» движется долго». Примечание. В игре участвует нечетное количество детей. Смотри на руки Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы». Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром». Инструкция:«Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир — сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть». Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети. Слушай команду Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш». Описание.Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, лока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. Инструкция:«Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!» Примечание.Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д. ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВНИМАНИЯ Найди два одинаковых предмета Цель:развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. Оборудование:рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши. Описание.Ребенку предлагаются: а) рисунок с изображением пяти предметов, среди кото б) картинка (карточка) с изображением предметов и образ в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предме Инструкция: а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе». б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания». Выкладывание из палочек Цель:развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование:счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора. Описание.Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек (листы 13—14). а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки); б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, со г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе». Исключение лишнего Цель:развитие мышления и объема внимания. Оборудование:карточка с изображением предметов, один Описание.Ребенку предлагается найти (лист 15) из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор. Инструкция:«Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе». Найди отличия Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. Оборудование:карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание.Ребенку предлагаются: а) серия картинок (листы 16—17) по две картинки на каждой карточке; в каждой .картинке надо найти пять отличий; б) карточка с изображением двух картинок (листы 18— 19), отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия. Инструкция:«Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать». Выкладывание узора из мозаики Цель:развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу. Оборудование:мозаика, образец. Описание:ребенку предлагают по образцу (листы 20—21) выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт. Инструкция:«Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе». Чей это дом? Цель:развитие наблюдательности. Оборудование:рисунок с изображением домов и людей (лист 22). Описание.Ребенку предлагают рисунок с изображением домов и людей, спешащих в разные стороны. Необходимо, внимательно посмотрев на рисунок, найти хозяина каждого дома. Инструкция:«Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена деревня. Найди хозяина каждого дома. Объясни свой выбор». Нанизывание бусинок Цель:развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование:образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания — крупный бисер. Описание.Ребенку предлагают по образцу (лист 23) нанизать бусы. Инструкция:«Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке». Примечание.Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры. Смешанный лес Цель:развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание. Оборудование:рисунок с изображением замаскированных деревьев. Описание.Ребенку дается рисунок (лист 24) с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку). Инструкция:«Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать»;. Срисовывание по клеточкам Цель:развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки. Оборудование:чистый лист бумаги в крупную клетку (1x1 см); образец для рисования; остро отточенные карандаши. Описание.Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. •Задание представляет собой два уровня сложности: 1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур (лист 25); 2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур (лист 26). Инструкция:«Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!» Примечание.Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом. Витрина магазина Цель:развитие объема внимания и наблюдательности. Оборудование:рисунок с изображением витрины магазина. Описание.Ребенку необходимо найти (не считая) коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор (карточка 1% лист 27). Инструкция:«Посмотри, на этом рисунке изображена витрина магазина, в которой выставлены только что поступившие конфеты. Они выложены в прозрачные коробки разной величины. Мама сказала своему сыну: «Можешь выбрать любую коробку». Мальчик захотел ту коробку, где больше конфет. Ты должен помочь мальчику найти коробку, где содержится наибольшее количество конфет. Объясни свой выбор. Какими способами можно проверить правильность выбора? (Можно сосчитать.) Посмотри еще раз внимательно на рисунок, подумай и скажи, почему же на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет. Приступай к работе». Кто забил гол? Цель:развитие наблюдательности. Оборудование:рисунок с изображением футболистов. Описание.Ребенку предлагают найти на рисунке (карточка 2, лист 27) игрока, забившего гол, и объяснить свой выбор. Инструкция:«Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображены футболисты. Найди здесь игрока, забившего гол, покажи его и объясни, почему ты считаешь, что именно он забил гол». Кого испугался охотник? Цель:развитие объема и устойчивости внимания. Оборудование:рисунок с изображением леса, зверей и охотника. Описание.Ребенку предлагается рисунок (карточка 1, лист 28) с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник. Инструкция:«Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?» Корова Маня и ее хозяйка Цель: развитие устойчивости внимания. Оборудование:рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш. Описание.В предлагаемом лабиринте (лист 29) ребенок должен пройти извилистую линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове Мане. Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова Маня заблудилась — забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой. Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить корову?» Танграм Цель:закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу. Оборудование:вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов (листы 30—34). Описание.Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур. Инструкция:«Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру». Примечание.Несмотря на инструкцию, некоторые дети пытаются выкладывать части на образец. Необходимо остановить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образцом. Образцы фигур-силуэтов получаются путем разрезания квадрата 7x7 см определенным образом (лист 30). При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Квартет Цель:закрепление умения собирать из частей целое, формирование внимания. Оборудование:13 открыток (размер каждой открытки 10x14 см) с разными сюжетами (причем двух одинаковых среди них не должно быть), каждая из которых разрезана на четыре равные части. Несколько столов, объединенных в один общий стол; стул для каждого ребенка. Описание:Подчиняясь правилам игры, все дети должны собрать из частей «ходящих» по кругу среди играющих целые открытки — «квартеты». Побеждает тот, кто больше всего соберет «квартетов». Инструкция:«Сейчас мы поиграем в игру «Квартет». В этой игре мы будем использовать открытки, разрезанные на 4 равные части. Все части открыток перемешиваются и раздаются по кругу (по 5 частей на каждого игрока) так, чтобы играющие не видели рисунка. Оставшиеся части складываются в стопку рисунком вниз на «кон» для дальнейшего их разыгрывания. Все игроки должны внимательно рассмотреть полученные части. Среди игроков с помощью считалки устанавливается очередность. Первый играющий показывает всем одну часть открытки. Остальные же игроки отдают показавшему, если у них есть среди своих карточек, все карточки — части открытки к той 1-й, которую показал 1-й игрок. Если же частей открытки к показанной очередным ни у кого из играющих не оказалось в данный момент, то очередной берет одну карточку из стопки «кона». И если взятая карточка оказалась 4-й к трем имеющимся частям одной открытки, у очередного образуется «квартет» — целая открытка. В случае получения «квартета» играющий имеет право дополнительного хода. В противном случае уже следующий игрок показывает свою часть открытки всем играющим. Игра продолжается до тех пор, пока на «кону» ничего не останется, а из частей открыток не образуются все открытки. Выигрывает тот, кто больше всех соберет «квартетов». Прежде чем начать игру, рассмотрим все целые «квартеты». Начинаем играть». Примечание.Игра проходит в порядке установленной очередности. Все части открытки отдаются игроку, показавшему одну из частей, даже если их 3 штуки, не утаивая. Игрок, собравший «квартет» — целую открытку, имеет право дополнительного хода. Взрослый играет вместе с детьми и контролирует выполнение правил. Найди тень Цель:развитие наблюдательности. Оборудование:рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени. Описание.Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней (листы 35—36). Инструкция:«Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую». Примечание.Правильный ответ — вторая тень у рыцаря. Задания с использованием листа 36 (фигурки белочки и дельфина) выполняются аналогично. Сравни, назови, сосчитай Цель:развитие наблюдательности. Оборудование:рисунок — рыбы в аквариуме. Описание.Ребенку предлагают рисунок, на котором изображен аквариум с рыбками. Необходимо найти двух одинаковых рыбок (листы 37—38). Инструкция:«Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображен аквариум с рыбками, две из которых одинаковые. Найди их, покажи и дай объяснение». Что где лежит? Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование:бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования (лист 39). Описание.Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах. 1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен 2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предме Инструкция:«Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор». Строители Цель:развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания. Оборудование:бланк с четырьмя рисунками, один из которых — образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш. Описание.Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу (лист 40). Инструкция:«Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе». Найди героев передачи Цель:развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания. Оборудование:картинки с изображением героев детской передачи — Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш (лист 28). Описание.Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев. Инструкция:«Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев». Найди дорожку Цель:развитие произвольного внимания.
|
|||
|