|
|||
Государственный долг Беларуси к ВВП, в %, 2010–март 2020 гг. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Государственный долг Беларуси к ВВП, в %, 2010–март 2020 гг. На погашение госдолга в 2019 г. в полном объеме были направлены средства от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Снижены ставки по отдельным «наиболее дорогим» выпускам гособлигаций. Заключение новых связанных займов осуществлялось в большей степени для финансирования социально значимых и инфраструктурных проектов. Если сравнивать показатели экономической безопасности Республики Беларусь за 2010 г. и 2019 г., в том числе с пороговыми значениями (см. таблицу), следует отметить имеющиеся различные взгляды ученых на пороговые значения. В статье за основу были взяты пороговые значения, предложенные В.В. Григорьевой и Г.Н. Струковым. Оценивая экономическую безопасность за указанные периоды, данные исследователи отмечают, что большинство показателей не соответствует пороговым значениям. Однако есть индикаторы, динамика изменений которых положительна. Динамика ВВП и коэффициент Джини незначительно улучшились, однако еще не соответствуют пороговому значению. Доля импорта во внутреннем потреблении и инфляция уменьшились. Как отмечает Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Экономическая безопасность – это главная задача экономики». <(ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Приходько Дмитрий Валентинович) Приведенная ниже статистика показывает, что государственный долг Республики Беларусь с каждым годом возрастает. По данным Министерства Финансов Республики Беларусь рост государственного долга обусловлен: · ослаблением курса белорусского рубля · сверхплановыми заимствованиями (произведены в целях создания резерва для финансирования платежей 2021 года) Но не стоит забывать и о других более глобальных причинах, с которыми наше государство сталкивается не в первые. Существенной проблемой является и то, что почти 98% внешнего госдолга Беларуси номинировано в иностранной валюте. Когда происходят шоки обменного курса, его обслуживание дорожает и выступает дополнительным фактором торможения динамики ВВП. В связи с этим сложность представляет не сам объем госдолга, а высокая нагрузка на бюджет, которую он несет: чтобы погашать выплаты в иностранной валюте, необходимы значительные ее поступления извне, они по факту никак не могут покрыть объем выплат. Потому начиная с 2016 г. постоянно обозначается необходимость рефинансирования – до 75% выплат по основному долгу. При этом власти стараются найти более выгодные, чем прежде, условия: удлинить сроки заимствований и по возможности снизить их стоимость. Дополнительным поводом для волнения является «боязнь плавания» обменного курса - экономические власти пока не идут на полностью свободное рыночное курсообразование в Беларуси из-за высокой чувствительности госдолга к курсовым колебаниям. Последние политические события в Беларуси и реакция на них со стороны Запада фактически перекрыли возможность использования Еврооблигаций для страны. Чтобы сохранять стабильность в вопросе государственной задолженности, требуется постоянное рефинансирование госдолга, т.е. нужен доступ к заимствованиям, который тесно переплетен с политическим контекстом, и когда эта цепочка нарушается, в стране актуализируется угроза финансовой стабильности. На текущий год запланирован рекордный дефицит бюджета – свыше 4 млрд руб. На погашение госдолга в 2021 г. должно быть направлено около 5 млрд руб. (в том числе на погашение внешнего госдолга – 4,2 млрд). На обслуживание госдолга планируется направить более 3 млрд руб. (из них около 2,55 млрд – внешнего), именно поэтому возникает необходимость в рефинансировании. Правительство рассчитывает для этих целей привлечь новые заимствования на общую сумму 2,5 млрд руб., из них 2 млрд – занять на внешних рынках. После достигнутой на уровне президентов договоренности о выделении Беларуси российской стороной нового кредита на 1,5 млрд USD, в страну поступил 1 млрд из указанной суммы. В действительности оказалось, что 500 млн являются непосредственно межгоскредитом, а оставшиеся средства выделяются через Евразийский фонд стабилизации и развития. Таким образом, по евразийской линии Беларуси в 2021 г. должны быть перечислены еще 500 млн USD, что не покрывает всю сумму. Однако более сложными с точки зрения долговой нагрузки на белорусскую экономику станут следующие несколько лет. Из-за налогового маневра в нефтяной отрасли РФ, который будет продолжаться до 2023 г., бюджет Беларуси продолжит ежегодно терять доходы, что негативно скажется на платежном балансе страны и может вызвать проблемы с выплатами по долгам. Пиковые выплаты по госдолгу, начавшиеся в прошлом году, должны продолжиться до 2024 г. Только в 2025 г. в официальных документах фигурирует сумма выплат, не превышающая 3 млрд USD. По мнению экспертов, выделение нового российского кредита в 2020 г. – решение в большей степени политическое, чем экономическое. С этого момента уровень кредитной поддержки Беларуси со стороны России уже не может быть прежним. Список литературы Книги: Василевская Т. И., Бондарь Т. Е., Фисенко М. К., и др. «Финансы» Часть 1. Учебное пособие. А. Д. Молокович, А.В. Егоров; «Финансы и финансовый рынок»
https://neg.by/novosti/otkrytj/zhizn-vzajmy
|
|||
|