Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Государственный долг в Республике Беларусь: правовые основы и экономические проблемы его погашения.»



«Государственный долг в Республике Беларусь: правовые основы и экономические проблемы его погашения.»

 

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.  Кроме этого, государственно-кредитные экономические отношения регулируются такими законодательно-правовыми документами, как законы «О государственном внутреннем долге Республики Беларусь», «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», о бюджете на очередной финансовый год.

(http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/12-4-upravlenie-gosudarstvennym-dolgom.htm) \/

Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь является исключительной прерогативой Республики Беларусь, которое осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Долговые обязательства иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь как кредитором формируют долг иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь.

В случае предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются:

· - предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь;

· - программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь.

Государственный кредит может быть предоставлен Республикой Беларусь только тем иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным государственным кредитам.

Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь по видам долговых обязательств и по кредитополучателям прилагаются к проекту закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей.

Кредиты иностранным государствам международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь предоставляются на основании программы предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики за счет средств республиканского бюджета, которая представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименований кредитополучателей, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в текущем финансовом году.

Программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год в качестве приложения к этому закону в случае, если планируется предоставление Республикой Беларусь государственных кредитов.

Договор о предоставлении Республикой Беларусь государственных кредитов может быть подписан белорусской стороной только в случае его включения в программу предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов.

Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведется реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти. Законом о бюджете страны на очередной год устанавливается определенный лимит внутреннего государственного долга.

В современной экономике Республики Беларусь возникло значительное число противоречий и трудностей в связи с нестабильностью и кризисным состоянием финансовой сферы в стране. В настоящий момент одной из ключевых проблем в стране является проблема обслуживания государственного долга. От характера её решения будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние её валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат. Именно вышеперечисленные причины и определяют актуальность данной проблемы.

Внешний долг республики появился в 1992г. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, Россией, США и Германией. Эти заемные средства были использованы для закупки хозяйственных заготовок, продуктов питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита. Такая направленность использования внешних заемных средств на социально-значимые и невалютоокупаемые проекты сохранилась до настоящего времени, предопределив проблемы с погашением и обслуживанием значительной части долга.

В 2011 г. произошло увеличение госдолга в долларовом эквиваленте в 1,38 раз. Это объясняется экономическим кризисом в Республике Беларусь, обусловленным девальвацией белорусского рубля и падением прироста ВВП страны. В 2016 г. Беларусь переживала кризис, начавшийся в 2014 г. и сопровождавшийся высокой инфляцией, девальвацией белорусского рубля, падением ВВП и реальных доходов населения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.