|
|||
Тема 57 Государственный долг. Причины возникновения и проблемы управления.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тема 57 Государственный долг. Причины возникновения и проблемы управления. План курсовой работы:
· Введение · Понятие, виды, причины возникновения. · Анализ масштабов государственной задолженности: мировой опыт, управление · Гос. Долг в Республике Беларусь: правовые основы и экономические проблемы его погашения. · Заключение · Список литературы ~ means не знаю стоит ли оставлять
«Понятие, виды, причины возникновения.»
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества к покрытию своих расходов государство может привлекать свободные финансовые ресурсы организаций и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит. Для того чтобы понять как формируется государственный долг, прежде всего следует знать как появляется государственный кредит и что это такое. Государственный кредит – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе мобилизации свободных финансовых ресурсов юридических лиц и граждан и использования их на общегосударственные нужды. Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счёт бюджетных доходов. Регулирование экономики, социальные проблемы государства, функции обороны и управления требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Однако доходы государственного бюджета, как правило, всегда ограничены уровнем налогообложения по действующему законодательству. По этой причине органы власти прибегают к использованию государственного кредита. Использование государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов страны и покрытие бюджетного дефицита имеют значительно меньшие негативные последствия для государственных финансов и денежного обращения по сравнению с монетарными приёмами балансирования доходов и расходов Правительства. | Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении. Государственный долг – результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, т.е. задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматриваются. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечения страны. Размер государственного долга выражается в национальной валюте или в её эквиваленте в любой другой. Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). *В Бюджетном кодексе Республики Беларусь дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Так, в ст. 53 Бюджетного кодекса Республики Беларусь указывается, что долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в виде обязательств: · по кредитам от иностранных государств, международных финансовых организаций и иных иностранных резидентов; · государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Республики Беларусь; · гарантиям Правительства Республики Беларусь; · Иным долговым обязательствам Долговые обязательства государства бывают краткосрочными (до одного года включительно) и долгосрочными (превышающие год). Государственный долг включает в себя капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг составляет вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг представляет собой расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты. В странах национальная валюта которых не является свободно конвертируемой, государственный долг подразделяйся на два вида: внутренний и внешний. По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, внешний государственный долг – перед нерезидентами. Внешний долг представляет собой приток финансовых ресурсов в страну, внутренний – только их перераспределение. Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Влияние государственного долга на экономику страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В (нашем государстве) Беларуси оно осуществляется за счёт средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности страны. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь. Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту» (25 %-ное соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов. Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять им, контролировать процессы его формирования и погашения, уделять должное внимание проблемам, связанным с осуществлением государственно-кредитных операций внутри страны и на международном уровне. Управление государственным долгом является одним из наиболее важных направлений финансовой политики государства. Оно основано на соблюдении ряда принципов: · Безусловность выполнения государством обязательств перед инвесторами и кредиторами; · Единство учёта всех видов эмитированных обязательств; · Снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг; · Оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения; · Сохранение финансовой независимости путём поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами – резидентами и нерезидентами; · Прозрачность выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, способствующая укреплению кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика. Система управления государственным долгом в Республике Беларусь включает совокупность правил, процедур, соответствующую инфраструктуру по аккумулированию, использованию, обслуживанию и погашению государственных внутренних и внешних заимствований. Важнейшими подсистемами этой системы являются: институциональная подсистема, правовая подсистема, подсистема регулирования параметров долга, торговая подсистема и подсистема урегулирования долга. Институциональная подсистема включает эмитентов государственных ценных бумаг, или реципиентов несекьюритизированных займов; агентов государства на рынке ценных бумаг; агентов по размещению и андеррайтеров; финансовых консультантов; гарантов, контролирующих, регулирующих и надзирающих органов; регистраторов и депозитарии; профессиональных участников рынка ценных бумаг и прочих торговых агентов. Правовая подсистема управления государственным долгом представлена такими важнейшими нормативными правовыми актами, как Бюджетный кодекс Республики Беларусь, закон Республики Беларусь о бюджете на каждый финансовый год, Концепция управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь, и др. В этих документах регламентированы: · Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга; · Процессы обслуживания и погашения государственного долга; · Изменения условий выпущенных займов и конструирование условий новых займов; · Направления мониторинга показателей объёма и уровня долга, их сопоставление с показателями государственных финансов; · Способы реструктуризации, рефинансирования долгов и др. Подсистема регулирования параметров государственного долга включает регулирование: · Объёма внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь путём ежегодного установления их лимитов; · Соотношения внешнего государственного долга Республики Беларусь с основными межстрановыми макроэкономическими показателями (индикаторами национальной безопасности): валовый внешний долг на душу населения, долгосрочный валовый внешний долг к ВВП, краткосрочный валовый внешний долг к ВВП, валовый внешний долг к экспорту товаров и услуг, обслуживание валового внешнего долга к ВВП; · Основных структурных характеристик государственного долга с целью обеспечения его баланса. Баланс государственного долга представляет собой соотношения размеров долга и источников его погашения. Важнейшими балансовыми составляющими государственного долга выступают взаимосвязи: между суммой погашения долга в течении финансового года и источниками погашения, которые могут быть привлечены на погашение в течение этого периода; суммой процентных платежей по займам (стоимостью обслуживания долга) и источниками текущего обслуживания долга в течении финансового года; отдельными структурными составляющими долга и источниками погашения и обслуживания соответствующей части долга; · Иных параметров государственного долга с целью реагирования на постоянные макроэкономические изменения объема денежной массы в национальной экономике, темпов инфляции, объёма налоговых сборов, обменного курса национальной валюты и т.п. Торговая подсистема включает биржевой и внебиржевой сегменты торговли государственными ценными бумагами, механизмы торговли, стандарты и правила, системы допуска и участников. В большинстве европейских стран (Австрия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Испания и др.) функционирует преимущественно внебиржевой сектор. При этом есть страны (Франция, Германия, ЮАР, Великобритания и др.), имеющие полностью биржевой рынок. На биржевом рынке используются такие механизмы торговли государственными обязательствами, как аукцион (отбор лучших цен предложения или спроса), маклерский механизм (используется посредниками между участниками торговли), котировальный механизм (маркетмейкеры выставляют котировки) и др. Подсистема урегулирования государственного долга предполагает использование рыночных и нерыночных методов ослабления долгового бремени на государственный бюджет, повышения эффективности государственного кредита. К рыночным методам урегулирования государственного долга относятся: · Обмен долга на облигации страны-должника (т.е. переоформление долга во вновь выпущенные облигации); · Конверсия (обмен) государственного долга на акции национальных приватизируемых предприятий; · Унификация долга, т.е. сокращения количества выпущенных займов путем объединения нескольких и обмена их на один вновь выпущенный займ; · Консолидации долга, т.е. изменение срока займа в сторону удлинения, например, превращение краткосрочных облигаций в средне- и долгосрочные. В настоящее время в мировой практике распространён способ снижения внешней задолженности путём различных конверсий. По программе конверсии инвестор меняет долговые требования на местную валюту по номиналу и инвестирует средства в проекты или акции. Этот процесс связан со сменой иностранного кредитора, предоставившего кредит, на другого кредитора без изменений условий погашения долга. Также конверсия предполагает корректировку первоначальных условий займа в части снижения уровня номинального процента. К нерыночным методам урегулирования государственного долга относятся: мораторий на выплату долга (т.е. отказ от обслуживания задолженности). Заемщик объявляет дефолт по своим обязательствам (состояние долгового кризиса) в одной из следующих ситуаций: a) Выплаты по облигациям, выпущенным суверенным заемщиком и номинированным в национальной или иностранной валюте, не были произведены полносью в соответствии с оригинальным графиком; b) Осуществлен обмен старой национальной валюты на новую с потерей минимальной стоимости; c) Выплаты по банковским займам не были произведены полностью в соответствии с оригинальным графиком или реструктуризация номинальной стоимости кредита и процентов по нему была вынужденной для кредиторов. В последнее время на практике чаще всего прибегают к рыночным методам урегулирования суверенных долгов. Тем не менее страны с высоким уровнем задолженности и с низкими доходами, как правило, вынуждены использовать и нерыночные методы. По своей экономической природе государственный кредит не является доходом государства, но служит той же цели, что и доходы государства – покрытию расходов государства, и прежде всего дефицита государственного бюджета. Государственный кредит в отличие от банковского кредита обладает следующими особенностями: · Одним из участников кредитных отношений всегда является государства, которое может выступать как в лице кредитора, так и заёмщика; · При совершении сделки по банковскому кредиту экономические интересы обеих сторон совпадают. При государственном кредите эти интересы, как правило, обособлены. Следовательно, государство должно создать такие экономические стимулы, которые обеспечили бы добровольную передачу денежных средств заемщику. Для этого оно выплачивает определенный доход, который устраивает заемщика. В отличие от банковского процента за кредит где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заёмщика, при государственном кредите доход кредитора является стимулом добровольной временной передачи заемщику денежных средств; · Банковский кредит обеспечивает рост денежной массы, в то время как государственный кредит приводит к сокращению оборота денежных средств. Ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Кредиты могут получать и частные лица. Отличительной чертой банковского кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Кредиты могут получать и частные лица. Отличительной чертой банковского кредитования хозяйствующих субъектов является производительное использование ссудного фонда. Использование кредитных ресурсов как капитала создаёт условия для погашения кредита и процентов за счёт увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. -------------------- Государственный долг РБ – совокупность внешнего и внутреннего госдолга в определенный момент времени. Он бывает капитальным и текущим. Капитальный госдолг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств гос-ва, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий госдолг – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам гос-ва и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутренним, так и иностранным кредиторам. Это ведёт к росту государственного долга. Такая ситуация требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения госдолга, что достигается за счёт роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов. (стр 37 конец)
|
|||
|