|
|||
Маслоу Абрахам Гарольд. 6 страницадостичь самоактуализации?
#Пути к самоактуализации
Что происходит с человеком, стремящимся к самоакгуализации? Может, он скрежещет зубами? Или, наоборот, погружается в благостную саморефлексию42 и наливается святостью? Что означает движение к самоактуализации
О самоактуализации и о том, что выходит за ее пределы
в смысле внешних проявлений, на поведенческом уровне? Я опишу восемь приемов, способных помочь человеку приблизиться к самоактуализации.
Во-первых, самоактуализация - это переживание, переживание всепоглощающее, яркое, самозабвенное, с полной концентрацией и абсолютной погруженностью в него. Это переживание, в котором нет и тени юношеской робости, только в моменты таких переживаний человек воистину становится человеком. Это мгновения самоакгуализации, мгновения, когда человек проявляет свое <Я>. В жизни каждого человека случаются такие моменты. И наша задача - помогать своим клиентам испытывать их как можно чаще. Мы в состоянии подтолкнуть их к полной поглощенности чем-то, и это заставит их забыть о привычных позах, о всех защитных масках, поможет не вспоминать о робости и смущении - словом, <сорваться с цепи>. Мы обнаружим, каким приятным может быть это состояние для людей. На лице <крутого> молодца, только что напускавшего на себя вид циничного равнодушия, мы заметим бесхитростное про стодушие, даже некую детскость - лицо его озарится невинностью и внутренним светом, он будет поглощен этим моментом и переживанием его. Ключевое слово здесь - <самозабвенность>. Как часто нашей молодежи недостает ее, она слишком поглощена собой, слишком осознает себя.
Во-вторых, можно представить себе жизнь как бесконечную череду выборов, которые мы должны совершать один за другим. И в каждом случае это выбор между движением вперед и регрессом. Можно выбрать путь в сторону большей защищенности, в направлении полной безопасности, и тягловой силой в этом путешествии будет страх, но можно устремиться к росту и расцвету личности. Если сегодня вы все свои выборы сделали в пользу развития, это значит, что сегодня вы сделали несколько шагов в сторону самоактуализации. Самоактуализация -это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, а не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, - каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста. Это и есть движение к самоактуализации.
В-третьих, уже в самом понятии <самоактуализация> заключается утверждение, что есть некая <самость>, подлежащая актуализации. И в самом деле, человек не tabula rasa, не бесформенная каменная глыба, не ком глины или пластилина. В человеке всегда что-то заключено, в любой момент он уже состоялся, по крайней мере в своей <хрящевой> структуре. По крайней мере как биологический индивидуум, со своим темпераментом, биохимическими реакциями и т. д., а следовательно, в нем уже есть некая <самость>. То, что я называл <способностью чувствовать внутренние сигналы>, позволяет постичь ее. Современный человек (особенно это относится к детям, к молодежи) привык прислушиваться не к своим внутренним сигналам, а к голосам других в себе - к голосу матери, отца, к голосу общества, к голосам старших, к голосу власти или традиций.
Здоровье и патология
В качестве простейшего первого шага к самоактуализации я иногда предлагаю своим студентам сделать следующее. Я советую, например, когда им предлагают бокал вина и затем спрашивают, как понравилось, не торопиться с ответом. При этом ни в коем случае не смотреть на наклейку на бутылке, чтобы ничто не подталкивало их на мысль, должно или нет это вино нравиться. Нужно закрыть глаза, если это удобно, и <послушать тишину>. Только тогда, когда они погрузятся в себя, отключат голоса внешнего мира, они смогут почувствовать истинный вкус вина и обратиться за мнением к <верховному арбитру>, который есть внутри каждого. И уже после этого, но только после этого, они могут вернуться оттуда к спрашивающему и ответить: <мне нравится> или <мне не нравится>. Заявление, сделанное таким образом, отличается от обычного попугайничанья, которому мы все привержены. Я и сам недавно на одной из вечеринок поймал себя на том, что, повертев в руках бутылку, стал нахваливать хозяйку за то, что она выбрала очень хороший скотч. Но тут же остановил себя: <Что я говорю? Я же почти ничего не знаю о скотче. Я повторяю то, о чем твердят в рекламных роликах. Я даже представления не имею, хорош этот скотч или плох>. Однако это не только мой грех, все мы поступаем подобным образом. Отказаться бездумно поступать так, как принято большинством, это широкий шаг к постижению себя. Как это понравится твоему желудку? Придется ли это по вкусу твоему языку? Любишь ли ты на самом деле этот салат-латук?
В-четвертых, если у вас есть выбор, будьте лучше честными, чем нет. Я вполне прикрылся этой оговоркой <если у вас есть выбор>, так что нет нужды обвинять меня в неделикатности. Очень часто, даже имея выбор, мы предпочитаем слукавить. Пациенты психологов и психотерапевтов редко бывают искренни. Они предпочитают продолжать привычные игры и что-то изображать из себя. Их не так-то просто заставить быть искренними перед собой. Попробуйте честно спросить с себя ответ за свои поступки и за свой выбор, и вы обязательно почувствуете ответственность перед собой. А это уже само по себе - огромный шаг на пути к самоактуализации. Вопрос ответственности пока мало изучен. В наших учебниках ничего не говорится о результатах исследований ответственности, может быть потому, что это явление невозможно изучить на крысах. Однако для психотерапевта эта проблема почти осязаема. Лишь посредством психотерапии можно увидеть, почувствовать и постичь, что являет собой ответственность. И честно принять ее на себя. Это величайший поступок. Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется.
В-пятых, до этого мы говорили о самозабвенном переживании, о выборе в пользу развития, о необходимости слушать внутренние сигналы и о пользе честности и ответственности. Все это помогает нам приблизиться к самоактуализации и помогает нам вернее принимать решения. Человек, ко-
0 самоактуализации и о том, что выходит за ее пределы
торый, делая выбор, каждый раз выполняет все эти малые условия, вскоре обнаружит, что он тем самым обогащает возможности своего главного выбора и приближается к тому, что ему предписано его судьбой. Он поймет, каково его предназначение, кого ему держаться, а кого сторониться, какова его миссия. Невозможно быть мудрым в главном, не умея прислушиваться к себе, к своему Я, в каждый конкретный момент жизни, не решаясь твердо сказать себе: <Я не люблю то-то и то-то>.
Искусство, на мой взгляд, сейчас узурпировано малочисленной элитой, которая взяла на себя смелость формировать вкусы и мнения большинства, но лично я к этим вкусам и к утверждениям этих людей отношусь с большим подозрением. Это суждения adhominem, они, вероятно, возможны в устах людей, которые присвоили себе право решать: <Вам должно нравиться то, что нравится мне, если же этого не происходит, значит, вы ничего не понимаете>. Мы же, со своей стороны, должны учить людей следовать их собственным вкусам и предпочтениям. Большинство людей привыкли не делать этого. К примеру, когда вы будете в художественной галерее, остановитесь перед какой-нибудь странной картиной и прислушайтесь к тому, что говорят вокруг. Могу поспорить, что вы вряд ли услышите: <Какая странная картина>. Недавно в Брандэйском университете давали хореографическое представление - это было причудливое, фантасмагорическое зрелище, с электронной музыкой, развевающимися лентами и танцорами, откалывавшими сюрреалистические и дадаистские штуки. Когда представление закончилось и включили свет, люди сидели с ошеломленными лицами и явно не знали, как отреагировать на увиденное. Обычно в таких ситуациях люди заговаривают о чем-нибудь постороннем или, в лучшем случае, принимаются обсуждать какие-то частности, вместо того, чтобы сказать: <Мне нужно подумать об этом>. В данном случае сказать то, что у вас на уме, обозначало бы осмелиться отличиться от окружающих, <высунуться>, прослыть выскочкой, нонконформистом. Если психотерапевт не может научить своего клиента, неважно, молодого или пожилого, не бояться <высунуться>, то он должен отказаться от своей работы. Говоря другими словами - когда вы чувствуете приближение страха, всегда решайтесь быть мужественным.
В-шестых, самоактуализация - это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей. Например, вы обязательно станете более смышлеными, когда узнаете, на что способен ваш интеллект. Самоакгуализация непременно задействует интеллектуальные способности43 человека. Вам не обязательно совершать героические поступки, но нужно быть готовым к ежедневному и кропотливому труду выявления и вскрытия собственных возможностей. Когда пианист мучает гаммы и тянет пальцы в сложных ак-
Здоровье и патология
кордах - он самоактуализируется. Самоактуализация - это работа над тем, к чему вы стремитесь. Решение стать рядовым врачом - не лучший выбор для самоактуализирующейся личности. Обязательно нужно стремиться стать самым лучшим врачом, нужно хотеть в наибольшей степени раскрыть свои возможности.
В-седьмых, высшие переживания (85,89) -лишь мимолетный момент самоактуализации. Это миг удачи, который нельзя купить, который невозможно организовать, которого не стоит ждать. Человек, по словам Льюиса, должен быть <настигнут радостью>. Но человек может стремиться стать таким, чтобы как можно чаще переживать эти мгновения высшего торжества. Освобождаясь от иллюзий, отказываясь от ложных идей, постигая свои возможности и свою ограниченность, он лучше поймет самого себя.
В жизни каждого человека обязательно были мгновения высших откровений, но не каждому было дано прочувствовать их. Бывает так, что люди просто не обращают внимания на эти мимолетные мистические праздники души. Вот еще задача для метасоветников - помогать людям почувствовать мгновения истинного откровения (124), если уж они случаются. Однако каким образом душа сможет заглянуть в чужую душу и говорить с нею? Ведь у предметов духовного мира нет очертаний и нет доски, на которой можно было бы нарисовать их для большей ясности. Нам необходимо выработать новый способ коммуникации. Я предлагаю свой вариант. Он описан в другом приложении к моей книге <Religions, Values, and PeakExperiences> под названием <Рапсодическая коммуникация>. Я полагаю, такой вид коммуникации относится скорее к разряду педагогических способов общения, скорее приспособлен для того, чтобы советовать, помогать взрослым людям выявить и развить таланты, нежели к той педагогике, где строгий учитель указует на что-то, начертанное на доске. Если мне нравится музыка Бетховена, если я слышу в его квартете что-то такое, чего не слышите вы, как мне научить вас моему умению? Для вас это просто набор звуков. Я слышу красоту и гармонию, а вас они не трогают, вы слышите только звуки. Как мне обучить вас слышать красоту? Это гораздо более серьезная проблема педагогики, чем обучение алфавиту или арифметическим правилам, или рассмотрение внутреннего устройства препарированной лягушки. Для предметов внешнего мира у учителя есть доска, на которой он изобразит понятные очертания, и есть указка, которой он направит на предмет внимание ученика. Такая, внешняя, предметная педагогика проста, внутренняя гораздо сложнее, но столь же необходима для духовного наставничества. Это метапедагогика.
В-восьмых. Осознав, кто вы такой и что из себя представляете, что вы любите и чего не любите, что хорошо для вас и что плохо, к чему вам нужно стремиться и в чем ваше призвание, - одним словом, вскрыв свою сущ-
0 самоактуализации и о том, что выходит за ее пределы
ность, - вы обнажите и собственную психопатологию. Вы поймете свои защитные механизмы и соберете все свое мужество, чтобы отказаться от них. Это болезненный процесс, потому что эти механизмы помогают нам не замечать того, что нам неприятно. Но ради результата стоит стерпеть боль. Если психоанализ чему-то и научил нас, так это тому, что репрессия - не лучший путь решения проблемы.
Десакрализация. Позвольте мне порассуждать об одном из таких защитных механизмов, о котором совсем не упоминается в учебниках психологии, притом, что мне часто приходилось обнаруживать результаты его работы у многих молодых людей. Это механизм двсакрализации. Такие молодые люди разуверились в общечеловеческих ценностях и морали. Они чувствуют себя обманутыми, им кажется, что их жизнь и жизнь их окружения течет по другим законам. Родители многих из них подвержены дурным пристрастиям и не заслуживают сыновнего уважения, они сами утеряли все ориентиры в этой жизни, зачастую они просто боятся своих детей, никогда не наказывают их и не предостерегают от недостойного поведения. Вполне естественно, что подростки в ответ на такой стиль воспитания начинают презирать родителей - и зачастую имеют на то веские основания. Они умеют обобщать и делают это решительно и категорически: почувствовав однажды лицемерие, исходящее от родителей, они не хотят слушать никого из старших, особенно если старшие говорят с ними тем же языком, что и их родители. Ведь они слышали, как их родители рассуждали о подвигах, о доблести, о славе, и в то же время видели, что сами они ни во что не ставят эти понятия.
Они привыкли скептически соизмерять человека с его словами и не хотят видеть, чем он мог бы стать, не хотят знать о его символическом предназначении, не могут оценить его бесконечных возможностей. Так, к примеру, был обесценен секс. Секс для нашей молодежи - не более чем отправление естественной потребности, и они привыкли отправлять его столь буднично, относиться к нему столь приземленно, что секс почти утратил свою поэтическую компоненту, а это значит, что он утерял практически все. Самоактуализация предполагает отказ от этого защитного механизма и восстановление морально-ценностной насыщенности человеческого существования или обучение ресакрализации*.
Ресакрализация. Ресакрализация означает желание и готовность посмотреть на человека <глазами вечности>, если воспользоваться выражением Спинозы, или иначе - воспринять человека так, как это делали сред-
* Я вынужден изъясняться при помощи таких непростых слов, потому что наш язык годится только для очень хороших людей. В нем нет мало-мальски незатертых слов для обозначения добродетели. Даже такие прекрасные слова как <любовь> опорочены их неловким употреблением.
Здоровье и патология
невековые христиане, воспринять его как нечто целое и неделимое, наделенное и святостью, и бессмертием, и символическим предназначением. Это означает, к примеру, уметь видеть в конкретной, живой женщине Женщину с большой буквы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Или другой пример. Представим себе, что некто обучается медицине и препарирует человеческий мозг. Несомненно, если этот студент-медик не наделен унитивным восприятием, не испытывает должного трепета, если он исследует мозг только как анатомический объект, его исследование будет ущербным, а его душа - обделена. С другой стороны, человек, готовый к ресакрализации, увидит эту часть организма в свете его священного предназначения, оценит его символическое величие, постигнет мозг и свои действия над ним как логическую формулу, услышит поэзию, звучащую в стенах анатомического театра.
Обычно ресакрализация предполагает использование выспренных, напыщенных слов, выражений и умозаключений; <слишком старомодно> (<навязло в ушах, бабушкины сказки> и т. д.), могут сказать подростки. Но несмотря на это, для метасоветника, особенно имеющего дело со взросльми людьми, перед которыми встают философские вопросы взаимоотношений с богом и с собственной жизнью, это самый полезный способ помочь человеку в достижении самоактуализации. Пусть молодежь считает это старомодным, пусть логики и позитивисты клеймят нас за <пустопорожние> разговоры -для человека, обратившегося к нам за помощью, эти разговоры полны глубокого смысла и очень важны, и лучше нам найти ответы на его вопросы, иначе мы, мы сами, не исполним своего предназначения.
Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что самоактуализация - не миг, когда нас озаряет высшее блаженство. Не стоит ожидать, что во вторник в четыре часа пополудни зазвучат фанфары и вы войдете в сонм богоподобных. Самоактуализация - это напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд накопления маленьких достижений. Часто наши клиенты ждут, что их осенит некое божественное вдохновение и они смогут сказать сами себе: <Во вторник в три часа двадцать три минуты я самоактуализировался!> Люди, которых я считаю самоактуализирующимися, люди, которые смогли соответствовать всем критериям этого понятия, шли к этому шаг за шагом: они прислушивались к своему внутреннему голосу, они были ответственны и честны перед собой и другими, они много работали. Они познали свою сущность, поняли, кто они есть и что из себя представляют, и не только в высоком смысле своего жизненного предназначения, но и в более простом и житейском: они поняли, что их ноги болят, когда они носят ту или иную обувь, они поняли, любят они или не любят баклажаны, сколько пива им можно выпить, чтобы продолжать держаться достойно. Все это составляет живого человека. Они познали свою собственную биологию, то, что дано им от природы, то, что невозможно или очень трудно изменить.
О самоактуализации и о том, что выходит за ее пределы
Терапевтическая установка
Так видится мне путь человека к самоактуализации. Продолжая рассуждения на эту тему, уместно будет задать вопрос: каким должен быть советник человека на этом пути? Как наставить человека и указать ему верную дорогу?
Поиск модели. Я буду пользоваться словами <терапия>, <психотерапия> и <пациент>. На самом деле мне неприятны и эти слова, и та модель медицины, которая стоит за ними. Эта модель предполагает, что человек, обратившийся к психотерапевту, нездоров, она заведомо диагностирует некую болезнь или расстройство и обрекает человека на некое лечение. Я же считаю, что психотерапевт должен не лечить человека, но помочь ему раскрыть возможности его собственной природы.
Даже слово <помощь> в данном случае не очень уместно. Оно заставляет воспринимать психотерапевта как некого мудреца, с высоты своего превосходства поучающего простых смертных, не ведающих, что они творят, и нуждающихся в наставлении. Психотерапевта нельзя сравнить и с учителем, в традиционном понимании этого слова, потому что наши учителя, если в чем и преуспели, так это в сфере <предметного обучения> (смотри об этом в главе 12), в то время как процесс личностного роста является сущностным познанием.
Экзистенциальные терапевты тоже поднимали вопрос модели научения, и я рекомендовал бы работу Бугенталя <The Search for Authenticity>. Бугенталь предлагает использовать термин <онтогогика>, подчеркивая тем самым свой тезис, что терапевт должен помогать людям достигнуть наибольшего возможного для них личностного роста. Возможно, этот термин лучше передает смысл метатерапии, чем предложенный как-то мною термин <психогогика>, который я позаимствовал у одного немецкого автора и который буквально означает <обучение души>. Но какие бы термины мы ни использовали в рассуждениях об этих предметах, мне кажется, нам не удастся избежать столкновения с понятием, давно предложенным Альфредом Адлером. В данном случае я имею в виду его размышления о <старшем брате>. Старший брат - это человек с любящим сердцем, который берет на себя ответственность за другого человека (других людей), как за своих меньших братьев. Понятно, что старший брат умнее, потому что он старше, но по сути он такой же, потому что он брат. Он находится в той же реальности. Умный, любящий старший брат желает направить младшего на лучший путь, хочет, чтобы тот стал лучше, но не посягает на желания и устремления младшего. Как это непохоже на традиционную модель <умный учитель-глупый ученик>!
Такого рода наставничество не имеет ничего общего ни с поведенческим тренингом, ни с армейским <Делай как я!>, ни с традиционной педагогикой, диктующей ребенку, как следует вести себя и как не следует. В ней нет
Здоровье и патология
ничего от пропаганды. Это именно то, что можно назвать даоистическим раскрытием сущности человека и только затем - помощь. Даосизм по сути своей предполагает невмешательство, уважение к чужой индивидуальности. Даосизм - это не философия попустительства, невнимательного отношения, отказа от помощи. Даосистом мы можем, например, назвать терапевта, который - оставаясь хорошим терапевтом и хорошим человеком - никогда не посягнет на то, чтобы поставить себя выше пациента, внушать ему какието идеи или пытаться слепить из пациента свое подобие.
Хороший терапевт должен помочь своему клиенту увидеть себя, пробиться сквозь защитные механизмы к его <самости>, он должен помочь клиенту познать себя. В идеале он должен быть идейно бесстрастным. Пациенту нет никакого дела до его профессиональных установок, до учебников, по которым он учился, до семинаров, которые он посещал, до его взглядов и убеждений - пациент не должен чувствовать всего этого. Если терапевт с уважением относится ко внутреннему миру своего пациента, к его возможностям, к тому, что составляет саму сущность его <младшего брата>, он укажет ему путь к лучшей жизни, лежащий через более полное использование имеющихся у пациента ресурсов, в направлении более полного исполнения его предназначения. Люди, которых мы с такой легкостью называем <больными> - это люди, которые еще не успели или не смогли стать самими собой, люди, нагромоздившие неуклюжие баррикады невротических защитных механизмов и забывшие, по какую сторону находится их союзник - их собственное человеческое начало. Не все ли равно цветущей розе, кто ухаживает за ней - итальянец, француз или швед? Так же и для младшего брата совсем не важно, каким образом его старший брат постиг то, что ему дано. Главное, что он берется помочь ему, и с этой точки зрения не имеет никакого значения, швед он или католик, мусульманин или фрейдист.
Эти положения носят общий характер, они включают в себя основные положения фрейдизма и других психодинамических теорий, подразумевают их и ничуть не противоречат им. Разве утверждение о том, что неосознанные аспекты <Я> подавлены и что обнаружение истинного <Я> требует раскрытия неосознанных мотивов подавления и самих этих аспектов, звучит не пофрейдистски? В этом утверждении подразумевается, что правда целительна. И необходимые условия для этого - научиться вскрывать подавленное, научиться познавать себя, слышать свой внутренний голос, обнаружить побеждающую силу своей природы, достичь знания, просветления и причастности к истине.
Так и Лоуренс Куби (64) совсем недавно в своей книге <The Forgotten Man in Education> выдвинул мысль о том, что конечная цель образования и педагогики - это помощь человеку стать самим собой, стать человеком, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей.
О самоактуализации и о том, что выходит за ее пределы
OJ
Если же говорить не о детях, а о взрослых, то нужно признать, что здесь нам тем более есть с чем работать. Они уже вступили на этот путь - они уже обнаружили в себе какие-то возможности, таланты, призвания. И если мы примем на вооружение предложенную мною модель психотерапии, то перед нами встанет благородная задача помочь им стать более совершенными и более самовоплощенными, привести их к более полной самоактуализации, к большему пониманию того, что они есть и чем могут стать.
Часть II
Креативность
Креативность и готовность к ней
Мне кажется, что концепция креативности44 и концепция здоровой, самоактуализирующейся личности, вочеловеченного человека становятся все ближе и ближе друг другу, и однажды может так случиться, что они сольются в одно целое.
Другой вывод, к которому я постепенно склоняюсь, хотя и не располагаю достаточно убедительными подтверждениями, состоит в том, что обучение творчеству, или, вернее, обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или к производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека. Если вспомнить тот круг целей образования, который я очертил, если мы действительно хотим, чтобы наши дети стали более человечными, чтобы они актуализировали все, заложенное в них, то станет понятно, что единственным способом обучения, который хоть как-то пытается приблизиться к достижению этих целей, является обучение через творчество. В данном случае я рассуждаю об обучении через творчество не потому, что оно добилось каких-то достижений, а потому, что оно, при правильной постановке вопроса, может стать альтернативой всем другим видам обучения. То есть вместо того, чтобы продолжать относиться к нему как к элитарному изыску, как к неуместной роскоши, как происходит это сейчас, мы можем обратиться к нему со всей серьезностью, доработать его и добиться таких результатов, о которых сегодня можно только догадываться. Я думаю, однажды мы сможем начать учить наших детей даже счету, даже чтению и письму, учитывая творческую компоненту личности ребенка. Я сейчас собираюсь говорить об образовании в целом. Именно поэтому меня интересует обучение через творчество - мне представляется, что в нем заложены большие возможности.
Креативность
Другая причина моего интереса к творческому обучению, к креативности, к психологическому здоровью и т. д. состоит в том, что, по моему глубокому убеждению, темп движения истории в последнее время значительно ускорился. Мне кажется, мы переживаем сейчас совершенно особый исторический момент, непохожий ни на что, что было до сих пор.
|
|||
|