|
|||
Израель Регардье 10 страница«Научиться побеждать себя — это прежде всего научиться жить, поэтому строгость стоицизма — это не праздное хвастовство о свободе... Сопротивление природе, победа над ней означает достижение для себя полного, неувядаемого существования; означает освобождение от превратностей жизни и смерти». Никто не станет сомневаться в том, что дисциплина и терпение, которым учит пранаяна, взятая отдельно от доктрин йоги, способна оказать громадную услугу магу тем, что поможет ему впоследствии решать куда как более трудные задачи. Есть некоторые индивидуумы, на которых магия «падает» как на бесплодную землю. Полагая, что сознательное развитие гениальности через магическую практику невозможно по природе, они утверждают, что великие дела и прекрасные образцы творческой работы совершаются бессознательно, помимо участия Воли, и что блестящие образцы искусства, литературы и музыки черпают свое изначальное вдохновение из некоей части человека, независимой от его сознания и знаний. Факт бесспорный, вне всякого сомнения, и именно здесь маг превосходит любого обычного художника. Вдохновение художника — категория автоматическая, оно возникает помимо его желаний и даже знания, то есть художник в данном случае является лицом пассивным, сродни медиуму. Маг же, напротив, ставит перед собой высокую цель, сознательно желая познать ту силу в себе, которая и есть Создатель, Провидец и Знаток. Он приходит к ней вследствие действия или цепи действий со стороны Воли. Высшая же и окончательная цель — это идентификация магической Воли со всем существом, в результате которого ее применение требует не больше сознательных усилий, чем движение губ во время беседы, чем простое поднятие руки; появление и действие силы, столь же постоянной и действенной, как тяготение. Церемониальная магия — пусть всем будет это понятно — в качестве средства обретения заданного потенциала силы Воли особенно полезна новичкам в магическом искусстве. «Церемонии, являющиеся, как мы уже знаем, искусственным средством создания привычки к Воле, становятся ненужными, когда эта привычка вырабатывается... Но, прежде чем вовсе отказываться от процедуры, она должна постепенно упрощаться». Если маг строго придерживается графика и правил, то через некоторое время он совсем откажется от проведения церемоний и полностью посвятит себя импровизациям в работе в пределах собственного магического круга, а позднее перейдет исключительно к магической практике, называемой Мессой Святого Духа. Умелое применение этого эффективного движителя магии выразится в развитии центра Воли особой мощности. Когда же данная цель будет достигнута, все обучающие методики можно отложить в сторону, ибо они уже сделали свое дело — улучшили общее состояние человека, и более не нужны. Данный принцип сопоставим с методикой тренировок, принятой в спорте. В продолжении, например, теннисного матча игрок, не заставляя свое сознание работать, должен наносить совершенные удары по мячу, ни на долю секунды не задумываясь о технике их нанесения — она обязана быть отработана. Лучшими ударами в бильярде, как многие знают, являются сделанные случайно. Для новичка в теннисе или игрока, желающего улучшить свою технику, только многие часы сознательно проводимых тренировок дадут совершенный навык, который впоследствии в любом матче проявится сам. Аналогичное правило применимо и к магу. Он тщательно скрывает от пристального постороннего взора свое внушающее священный трепет искусство, и еще большую таинственность он хранит в своем сознании, дабы никто в целом свете не догадался о его существовании в мире магии. И так могуч этот жезл, что одним только прикосновением он смог бы уничтожить одни миры, дать расцвет другим, породить третьи.
* * *
Есть другая сила, причудливо связанная с Волей и Воображением в церемониях заклинания, присутствие которой ведет к успеху ритуала, а отсутствие — к его провалу. Тайна всей церемониальной магии весьма проста, хотя и не всегда видна. Выполнение магических церемоний, тщательное проведение каждой части ритуала, внешнее изгнание, окуривание и хождение по кругу, звучное произнесение заклинаний и похожие на стон варварские призывы воскреснуть еще не гарантируют, что все эти обращения окажутся успешными, намеченная цель будет достигнута и экстатический, кульминационный момент действия наступит. Неспособность понять это лежит в основе громадного количества смешных рассказов и анекдотов о магах, рассказываемых друг другу людьми, которые, некогда сознательно заинтересовавшись магией и ее техникой, в точности следуя указаниям, содержащимся в каком-нибудь гримуаре, искренне удивляются и расстраиваются оттого, что во время сеансов не получили желаемых результатов. Вполне естественно, что они принимают все меры предосторожности. Они шьют себе прекрасные мантии из самого дорогого материала, используют изысканные серебряные и медные канделябры, запасаются самыми дорогими курениями и каллиграфическим почерком выводят все заклинания. И несмотря на все эти приготовления, не получают абсолютно никаких результатов. Ничего не происходит в окружающей их во время сеансов астральной атмосфере, никакого напряжения не появляется, рука, осторожно касающаяся точки, лежащей вне круга, не немеет, как тому следовало бы быть, согласно прочитанным этими людьми легендам, в результате вспышки молнии, выпущенной разгневанным духом. На ум мне приходит сейчас история, произошедшая с неким энтузиастом, который, не удосужившись вначале понять элементарные принципы, лежащие в основе церемониальной магии, вознамерился, по его словам, «заниматься» ею. Как оказалось впоследствии, он воспылал желанием для начала, чтобы «попытать магию», вызвать русалку, дух элемента Вода, причем ранее ему вдруг пришло в голову, что проделывать этот ритуал следует непременно возле самой воды, ибо так, по его мнению, можно было избежать многих сложностей. Местом проведения ритуала этот человек выбрал Истборн, куда и отправился на поезде, взяв с собой весь необходимый инвентарь, надеясь в близости от воды, на «одиноком берегу», провести заинтересовавшую его церемонию. И вот однажды поздним вечером, когда большинство добропорядочных граждан, проживающих на побережье, спят крепким сном, наш новоиспеченный «маг» отправился к морю, где как раз был отлив. Установив алтарь и лампы, он нарисовал на песке круг и принялся выкрикивать заклинания. Тем временем над берегом поднимался и начинал густеть туман. Наш экспериментатор ревел и стонал, выкрикивая дикие для обычного слуха имена. Его душераздирающие, ужасные крики разрывали прибрежную мглу, над алтарем курились и расплывались облака курений, наполняя своими резкими, терпкими запахами окутывавший местность туман. Ритуал закончился почти неудачей, я говорю «почти» в том смысле, что единственно, кого наш ретивый «маг» смог вызвать, был местный полицейский, который — вы со мной безусловно согласитесь — очень мало походит на русалку. С того времени как произошла только что рассказанная мной история, имел место еще один случай, правда, более значительный в своей глупости, но менее простительный. Несколько членов известного и почтенного ученого общества задались и впоследствии утвердились в своем намерении «ниспровергнуть магию» во всех ее проявлениях, дабы показать всем, что все в ней — ложь, сплошной обман и фикция. Воспылав этой милой и дорогой их сердцу идеей, они сделали все приготовления к проведению одной из магических церемоний, исчерпывающие сведения о которой извлекли из приобретенного в букинистической лавке гримуара, саму же церемонию решили провести на высоком холме. Облаченная в белое, сидящая на козле девственница прочитала, в соответствии с инструкциями, как положено, все заклинания, по произнесению которых, как обещал гримуар, она непременно должна превратиться в юношу неописуемой красоты. Разумеется, ожидаемой трансформации не произошло. Впоследствии эксперименту придали широкую огласку и многократно приводили в качестве доказательства неэффективности магии, требуя при этом принятия законодательства по запрещению проведения всяких магических церемоний. Кстати сказать, вся церемония происходила не просто при большом, а при громадном стечении народа, у вершины холма в ожидании «развенчания магии» стояли орды людей, пытавшихся в свете не только многочисленных факелов, но и дуговых ламп рассмотреть каждую деталь церемонии! Это случай напоминает мне анекдот об одном простофиле, который, наполнив чайник, поставил его на плиту, но забыл зажечь огонь. Когда же через час он обнаружил, что чайник не нагрелся, а вода не кипит, он с негодованием отметил, что «в старину все было гораздо лучше», поскольку вся современная техника, по его мнению, служить просто отказывается и по сути своей бесполезна. Мне кажется тот фарс, который маститые ученые устроили на холме, не нуждается в комментариях. Он свидетельствует прежде всего о наличии у некоторых людей разума, неспособного отличить глупую книжонку по ведьмовству от настоящей телестической магии, а также отказывающегося постичь истину, содержащуюся в часто упоминаемом правиле, что основой всякой магической работы являются мысль, воля и намерение, а вся внешняя форма, все символы и сигилы — это только вторично. В книге Бар-ретта «Маг» содержится блестящая характеристика попыток, предпринимаемых так называемыми научными умами, этими горе-исследователями. Вот что пишет Барретт: «Причина, по которой экзорсизм, вызывание духов и заклинания иногда не достигают желаемого эффекта, лежит в невозмутимости и спокойствии разума, когда человек, оставаясь бездушным и безмятежным, просто тупо произносит слова». Приведу короткие фразы, раскрывающие тайну успеха. «Халдейский оракул» призывает: «Заклинайте как можно чаще». Маг Абрамелин говорит о том, что человек обязан «воспламенять» себя молитвой. Так что ключ к положительному результату содержится в этих сжатых сообщениях. Вызывание духов нередко требует определенной настойчивости и энтузиазма, и главный принцип, в который верили все древние маги, состоял в том, что если человек длительное время молится или вызывает духов вслух, то в один день случится так, что не губы его, но сердце станет произносить слова. Прежде всего для достижения успеха нужен истовый энтузиазм. А энтузиазм, который маг должен в себе воспитывать, есть неописуемый вид возбуждения или неистовства, с помощью которого маг покидает свою телесную оболочку и устремляется ввысь. Данное качество совершенно необъяснимо, и, следовательно, его невозможно охарактеризовать. Маг обязан воспламенять себя, это хислахабус его само-опьянения, который каббалисты считали той самой чашей благости, вином жизни. Каждый нерв, каждая частичка человека — физическая, астральная и ментальная, каждый атом, его составляющий, должен быть доведен до состояния полного неистовства, все свойства души его обязаны достичь высшей степени восторга. С магом должно происходить то же самое, что и с художником, поэтом или танцором и даже с любовником, которые отдаются сумасшествию охватившей их страсти, неистовству творчества. Во время проведения церемонии его должен уносить мантичес-кий энтузиазм, который, хотя и находится в самом маге и является необходимой частью сил, его составляющих, никоим образом не есть то, что в обычном состоянии находится в его Руахе. Он не имеет своего места в повседневном мирском эго мага, хотя и возносит эго до степени высшего блаженства, происходит уход за пределы существования всего сознания, в муках претерпевающего новое рождение, с широчайшими, необозримыми горизонтами. В подтверждение приведем цитату из Ямвлиха: «Энергия восторга, однако, не является продуктом работы тела или души отдельно или вместе». Невозможно вывести и предложить теоретические правила, следуя которым можно обрести неистовство, получить этот мощный стимул, впасть в сильнейший мантический порыв. У разных людей этот эффект, высшая степень восторга, достигается по-разному. Одному потребуется по нескольку часов в день в течение от недели до двух-трех недель и больше вызывать духов. Некоторые, более внушаемые, чем другие, будут настолько захвачены волнующей таинственностью того или иного ритуала, что добьются желаемого результата намного быстрее. Кого-то заинтересует и введет в восторг лирический оттенок текста заклинания, кого-то содержащиеся в нем проклятия и предзнаменования, а на кого-то окажут глубокое воздействие сами варварские имена вызываемых духов, сколь бы малопонятными они ни показались сознательному эго человека. А возможно также, что, несмотря на великолепное понимание Разумом и знание сущности каббалы, человек окажется неспособен адекватно либо более или менее ясно интерпретировать некоторые из встречающихся таинственных слов; и когда на него вдруг, в процессе проведения церемонии, ярким слепящим светом снизойдет озарение, охватит ликование — он, восторженный от внезапно сделанного открытия, взметнется ввысь на могучей волне экстаза. А может быть, толчком к появлению восторга окажутся просто запах какого-то благовония, «психология» роскошных шелковых мантий и таинственно-странных головных уборов или даже простая физическая усталость, вполне естественный результат ритуального танца. Причин появления восторга может быть множество, и маг должен пробовать и развивать их все. У настоящего мага «работают», ведут к желаемому результату все вышеперечисленные факторы, они способствуют появлению всеобъемлющего восторга, необъятного как океан, с высотой которого не могут соперничать и горы, свободного и сильного как ветер, дующий с полюсов. И вслед за этим, подобно розе, пробивающейся из черноты земли, вырастет из бесформенной природы человека земли, в свете того восторга, многолепестковый цветок восстановленной души. Так понемногу, медленно, но верно, подобно лепесткам цветка поутру, изнутри, будут раскрываться духовные силы и латентные, дремлющие качества. Как белоснежные цветы акации распускаются постоянно вплоть до того момента, пока все дерево не покроется ими и обновленные ветви его не пригнутся до земли под их тяжестью, так и из ствола восторга начинают отрастать ветви, имя которым Вид и Аромат. Как в знаменитой легенде розенкрейцеров, жизнь птенца пеликана была спасена жертвенным поступком его матери, точно так же подпиты-ваются внешние силы мага, когда его эго поддается восторгу как вследствие влияния духа, находящегося внутри его, так и под действием его сюзерена, богов небесных, вызванных заклинаниями. И давайте никогда не забывать, что секрет успеха в вызывании духов и всякого магического действия вообще заключается в двух фразах: «Воспламеняйте себя молитвой» и «Как можно чаще вызывайте духов».
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИМЕН БОГОВ И СЛОВ ВЛАСТИ
Есть несколько аспектов, связанных с магической процедурой про-5 ведения церемоний, которые следует рассмотреть особо. Человеку давно известно, что, к примеру, звук имеет творческую или формирующую силу. Уже долгое время ученые исследуют и ставят эксперименты по определению влияния индуистских мантр как на мозг, так и на нервную систему в теле человека. Теория, объясняющая влияние священных мантр, сводится к следующему: действие мантр на мозг человека сравнимо с вращением колеса, спицы которого не дают никакому объекту проскочить сквозь него. Считается, что, когда мантра укоренилась совершенно и мозг автоматически воспринял ее плавающее ударение, все мысли, даже те, что прямо касаются мантры, отбрасываются, вследствие чего в освобожденном разуме человека может накапливаться мистический опыт. Есть и другая теория, которой придерживаются сторонники иных оккультных школ, которая утверждает, что устанавливаемая мантрой вибрация оказывает очищающий эффект на всю конституцию человека; что под действием ее вибрации все грубые элементы постепенно изгоняются из тела, после чего происходит процесс очистки, который затрагивает не только тело, плоть и кровь, не только мозг и нервную систему, но и Тело Света, и всю ментальную структуру, которая попадает в область действия вибрации. В удивительной биографии буддийского йога по имени Миларепа, изданной Оксфордским университетом, есть следующая ссылка: «В соответствии с учением школы мантраяна, каждому объекту и элементу в природе отвечает своя вибрация. Если ее узнать и использовать в составлении мантры и умело применять опытном йогом, таким, каким был Миларепа, то представляется возможным вызывать появление малых божеств и элементалей, а также получать телепатические послания от высших божеств в виде выпускаемых ими лучей благодати». В магии считается, что вибрация в голосе при произнесении того или иного божественного имени приводит к появлению его психологического и духовного феномена. «Почему это происходит?» — спрашивает Блаватская в своей «Тайной доктрине», и сама же отвечает на вопрос: «Потому что произносимое слово имеет силу, которую не понимают, о существовании которой не подозревают и в которую совершенно не верят наши современные «мудрецы». Потому что звук и ритм неразрывно связаны с четырьмя элементами древних; и еще потому, что та или иная вибрация в воздухе несомненно пробуждает соответствующую ей силу, и их единение приводит либо к хорошим, либо к плохим результатам, в зависимости от обстоятельств» Очень интересна легенда, связанная с древнееврейским Тетраграмматоном. Тот, кому известно правильное произношение слова YHVH, называемого шемхамфораш («непроизносимое имя»), способен разрушить вселенную, свою особенную вселенную, и вбросить личностное сознание в самадхи. Более того, в соответствии с теорией магии, вибрация человеческого голоса имеет силу не только придавать пластичной субстанции астрального света любую форму в зависимости от тембра и силы голоса, но и привлекать внимание метафизических существ и Сущностей к этим формам. Действенность силы звука можно очень легко доказать, проведя простые, но крайне интересные эксперименты. Если сильно выкрикнуть односложное слово «ом», то вибрация, вне всякого сомнения, немедленно почувствуется в горле и в груди. Повторив крик несколько раз, вы заметите, что сила или частота вибрации, а также область, охваченная ею, значительно увеличатся. Немного потренировавшись, и использовав при этом разум, довольно скоро экспериментатор заметит, что способен произносить один только слог с вибрацией такой силы, что все его тело начнет содрогаться и трепетать под напором его мощи. И с другой стороны, любой человек с помощью практики может добиться вибрации в одной, произвольно выбранной части тела. Нет нужды говорить, что практиковаться следует весьма осторожно, поскольку нет никакой необходимости в том, чтобы все тело содрогалось или разрывалось под действием ужасающей вибрации, не всегда полезной. Есть примеры катастрофического, деструктивного воздействия звука, например раскатов грома или разрыва снарядов. Общеизвестна шутка, которую подстроил знаменитейший певец, однако не лишним будет привести ее и здесь. Вначале он постукивал по бокалу пальцами, выбивая из стекла одну и ту же ноту, затем, наклонившись над бокалом, начинал выводить ее голосом. Через несколько секунд, когда его голос вибрировал в унисон со стеклом, певец вдруг менял ноту, переходя на более высокую, после чего бокал неожиданно разваливался на куски. Так певец развлекался, экспериментируя с законом вибраций, применимым ко всему существующему в природе, как видимому, так и невидимому, ибо всякий мыслимый объект существует в своем определенном плане и обладает присущей только ему частотой вибрации. Каждая органическая и неорганическая масса состоит из множества бесконечно малых центров энергии, которые, дабы объединиться друг с другом, должны вибрировать. И изменение этой вибрации ведет либо к разрушению всей формы, либо к ее изменениям и мутациям. Но раз звук имеет тенденцию к разрушению, значит, он должен иметь тенденцию и к созиданию, к творчеству и формированию, что также может быть доказано путем терпеливого проведения ряда экспериментов. Собственно формирующую силу звука можно легко продемонстрировать. Предлагаю читателю рассыпать немного тонкого песка на корпус скрипки и слегка, так чтобы песок не рассыпался, провести смычком по одной из струн. Вы сразу увидите, что вибрация имеет формирующий эффект, поскольку как только тронутая струна зазвучит и звук взятой ноты станет усиливаться, песок начнет собираться, образуя различные геометрические формы, например квадрат, который будет виден вполне отчетливо, или треугольник, или эллипс; возможно появление какого-либо замысловатого, необычайно красивого узора, напоминающего снежинку. Аналогичный эксперимент можно провести, используя лист стекла, на котором рассыпанный песок также начнет собираться и образовывать фигуры, формы которых будут зависеть от силы движения смычка и силы, с какой смычок прижимается к краю стекла. Причем формы получаемых фигур будут разные; если взять на скрипке глубокую мягкую ноту, получится одна фигура, если визгливую или похожую на долгий пронизывающий крик — другая; стаккато ведет к появлению одной формы, медленное вибрато — другой. Где-то в работах мадам Блаватской я натыкался на пассаж, в котором она сама свидетельствует, что однажды во время болезни, находясь буквально у края могилы, она получила излечение только от силы звука. Вышеприведенного вполне достаточно, чтобы понять — звук действительно обладает творческой силой, поэтому целью каждого будущего мага должно стать определение нужного для магической практики тембра, звучания и модуляции голоса. Опыт показывает, что пронзительное произнесение имен нараспев наиболее действенно; голос вибрирующий — вот что нужно магу. Отсюда, вибрация в произнесении имен богов является существенным требованием в проведении магических ритуалов, поскольку, во-первых, знание имени какого-либо существа — а под термином «знание» следует понимать также и способность произносить его должным образом, с вибрацией в голосе, равно как и понимание его каббалистического вовлечения, — есть обретение способа осуществления контроля над ним. А узнать имя можно путем применения каббалистических принципов, в результате чего мы также обнаружим и перечень сил и возможностей, данному существу присущих. В одном только слове будет заключена вся магия, а слово, правильно произнесенное, обладает большим могуществом, чем, как утверждает Леви, все силы неба, земли или ада. Саму природу можно покорить именем; аналогично можно покорить и царства природы, тому, кто с пониманием произносит несказанные имена, подчиняются и оккультные силы, включающие в себя невидимую вселенную. «Произносить великие имена каббалы, в соответствии с ее наукой, мы должны с полным пониманием, с волей, ничем не сдерживаемой, и действием, которому никто не может противостоять. Произнесение божественных имен с вибрацией в голосе, таким образом, составляет важнейшую часть в проведении магического ритуала заклинания. Курения и благовония, цвета, сигилы и свет — все это лишь помощники, они служат для того, чтобы вызвать из воображения определенную, желаемую идею или духа, заставляют их проявиться в соответствующем облике, понятном экзорсисту. Но здесь должно быть не только какое-то намерение или мысль, но и вполне конкретное выражение мысли в действии или слове, которые для этой идеи являются тем самым логосом. Я проиллюстрирую читателю методику произнесения божественных имен с вибрацией в голосе. Давайте представим себе экзор-систа, вызывающего силы, относящиеся к сефире Гебура. Планета ее — Марс, ее сущностное качество — космическая энергия и сила, заключенная в божественных рогах, архангел ее — Камаил, дух — Бартцабель, а сефира, к которой они относятся, носит божественное имя Элохим Гибор. Когда в процессе проведения начатой теургом церемонии наступает время для произнесения этого божественного имени, экзорсист медленно делает максимально возможный для себя очень глубокий вдох. В тот момент, когда вдыхаемый воздух ударяет в ноздри, экзорсист должен совершенно ясно понимать и держать в своем воображении мысль, что вместе с воздухом в него входит и имя бога, Элохим Гибор. Представьте, что над вами в огненных языках пламени вспыхнули буквы имени, и, по мере того как воздух медленно заполняет ваши легкие, в вас проникает это имя, оно пропитывает вас, заставляет все ваше тело вибрировать, оно медленно перемещается из гортани в область живота и идет дальше. Когда вы чувствуете, что сила охватила вас до самых ступней, пронизала все ваше тело, каждый его атом, каждую клеточку, — только с практикой вы научитесь чувствовать этот момент, в реальности все не так неопределенно, как может звучать с книжных строк, — примите одну из характерных поз Гора, рисунки с его изображением есть в «Книге мертвых». Одна из них называется «Знак Входящего». Левая нога делает шаг вперед, корпус также наклонен вперед, руки сначала поднимаются вверх, затем также выбрасываются вперед, словно выпускают из себя магическую силу в направлении треугольника (тригона) эвокации. Пока имитируется поза, пока легкие выпускают воздух, заряженный именем, маг должен представить, что он медленно выходит из него, начиная от самых подошв, его нужно выпускать также с силой, выбрасывать в триумфальном крике. Если все тело мага горит огнем силы и энергии, в ушах звучит громовое, раскатистое эхо имени и заполняет все пространство, окружающее мага, он может быть уверен в том, что божественное имя он произнес правильно. Результатом подобного произнесения божественного имени должно стать образование напряжения в верхнем астральном свете, а ответом на него станет явление вызываемого разума. Для вызова Других богов существуют другие жесты и знаки, поэтому магу необходимо изучать изображения египетских богов, без этого невозможно понять значения этих знаков. Есть часть магии, очень тесно связанная с техникой произнесения божественных имен. В некоторых ритуалах маг, особенно новичок в магическом искусстве, может заметить или уже заметил труднопроизносимые и малопонятные слова, взятые либо из иностранного, либо из давно исчезнувшего языка, которые в магии называются варварскими именами вызывания и которые, как говорит «Халдейский оракул», не должны изменяться, «ибо они суть имена божественные, обладающие в священных ритуалах силой неизъяснимой». Вначале считалось, что все эти «варварские имена» являются словами из халдейского и ассирийского языков, а также одного из диалектов дрвнеегипетского, то есть языков, по мнению греков, варварских, потому и Г. Р. С. Мид вводит термин «родные имена». Ямвлих, отвечая на один из вопросов Порфирия относительно этих слов, пишет: «Те, кто первыми узнали имена богов, вставили их в свои языки, тем самым донесли их до нас, чтобы мы навсегда смогли сохранить в неизменности священный закон традиции, в языке особенном и именам присущим... Варварские имена также имеют большое значение благодаря своей понятности, разнообразию и множеству». Практический опыт подтверждает, что самыми могущественными заклинаниями являются как раз те, в которых содержатся слова на ином, древнем или уже давно исчезнувшем языке, или даже те, что производят впечатление идиотского и бессвязного набора звуков. Самое впечатляющее качество таких заклинаний заключается в том, что используемый в нем язык очень звучен и позволяет произносить их с сильной вибрацией. Это единственное их положительное свойство, поскольку они доказывают свою уникальную действенность, только когда произносятся с особенной, «магической», интонацией, то есть когда каждый слог произносится с отчетливо выраженной вибрацией в голосе. По тем или иным причинам было обнаружено, что произнесение речитативом этих имен приводит сознание в состояние восторга, оказывает тонкое чарующее воздействие на разум мага. «Магия древних жрецов состояла в те дни, — размышляет Блаватс-кая, — в обращении к богам на их родном языке... Он содержит только звуки, а не слова, звуки, числа и фигуры. И тот, кому известно, как правильно смешать эти три составляющие, может вызывать ответную реакцию со стороны управляющей Силы. Таким образом, язык этот включает в себя формулы или, как их называют в Индии, мантры, где наиболее могучим и эффективным магическим деятельным средством является звук, он же есть и тот первый ключ, которым открывается дверь к общению между Смертными и Бессмертными». Наиболее разумное объяснение появления восторга лежит очень недалеко от обычного практического опыта. Оно не отличается какой-то уникальностью и не ограничено исключительно применением в церемониальной магии или вообще теургической деятельностью. Мы нередко встречаем статьи, где говорится о поэтах, вошедших в транс в процессе чтения стихов, вследствие ритмического повторения строк или имен; блестящим примером в этой связи могут служить стихотворения Суинберна, многие из них на самом деле имеют подобный эффект. Нередко нам приходится слышать и о маленьких детях, впадающих транс от чтения тех отрывков Библии, где содержатся длинные перечни еврейских имен и названий. Томас Берк, выдающийся писатель-романист, как-то говорил автору этой книги, что в юности на него производили магическое, гипнотическое действие названия городов, расположенных в Южной Америке, он произносил их как заклинания и приходил в восторг, захваченный неведомой ему оккультной силой. Такие названия, как Антофагаста, Туэрра-дель-Фуэго, Антананариву, обретали для него странное значение, хотя, согласитесь, что в заклинаниях эти слова прозвучали бы варварски. Я и сам помню, как однажды читал какую-то поэму Уильяма Дж. Тернера, музыкального критика, в которой он вспоминает, что, когда был ребенком и читал мексиканские слова, к примеру Попокатепетль, Кецалькоатль, Чимборозо, они оказывали на него неотразимое чарующее воздействие. При том что на воображение мальчика сами слова никакого влияния оказать не могли, потому что они ему ни о чем не говорили, но в то же время при всей своей бессмысленности для него они помогали его воображению развиваться, сознание охватывал восторг только вследствие мелодичности слов; волшебство названий проникало в царство воображения мальчика, где и вызывало особенный восторг и даже экзальтацию.
|
|||
|