|
|||
Израель Регардье 3 страницаПрежде всего, следует сказать, что философия каббалы — это философия эволюции Считалось, что вселенная со всеми ее планетами, мирами и независимыми существами есть эманация первозданного принципа — субстанции, которую одни называют Богом, другие — Абсолютом, третьи — Бесконечностью, четвертые — Всем, и так далее В каббале этот же принцип, являющийся Единой Реальностью, называется Эйн Соф, Бесконечным. «Сефер Зогар», возможно, один из наиболее значительных каббалистических текстов, описывает понятие Эйн Соф как сущность неизменяемую, разумом непознаваемую, безграничную, не проявленную и абсолютную Она по сути своей находится вне пределов всякого постижения ее с помощью интеллекта, поскольку разум, который является всего лишь одной из частей ее всеобъемлющей природы, понять ее вообще не способен. И эта неспособность заложена в самом названии: Эйн — ничто Поскольку в своей неизменности и безграничности оно превосходит всякое законченное понимание человеческим разумом, самые глубокие размышления могут дать лишь весьма приближенное представление о том, что оно есть само по себе, это значит, что оно навсегда останется для всех таинственной пустотой, ничем. В этой связи наиболее яркой и убедительной можно посчитать графическую концепцию древних египтян. Небо, или пространство, предшествующее всякому проявлению, изображалось в виде обнаженного тела богини Нуит, повелительницы бесконечного пространства, из грудей которой выходило молоко звезд и первозданной воды субстанции. Все, что можно сказать истинного об данном Абсолюте, или Высшей Реальности, это то, что ОН ЕСТЬ. Вечный, сущий и самодостаточный — вот те понятия, которые в своем величии превосходят самый высокий и стремительный полет хорошо тренированного воображения, абстракции, находящиеся вне пределов понимания смертным разумом Одним из символов действенности Эйн в состоянии покоя является Круг, означающий, что все замыкается на однородности, что движение постоянно возвращается в себя, как на том рисунке, где змея заглатывает собственный хвост и он тем самым возвращается в нее же (см. рисунок вверху). И круг этот может разорвать только, если позволительно так сказать, закон периодичности Данный закон, применимый ко всему, присущий природе всего, управляет постоянным притоком и оттоком, постоянным появлением и исчезновением миров. Действенность Эйн Соф отражается только тогда, когда из него выходит дыхание творчества, с началом очередного цикла, когда некая одна жизнь поляризуется в духе и материи. Прерывание крута беспрестанного движения совершается за счет сжатия его Бесконечного Света, следствие размещения малозаметной точки, сверкающей и искрящейся, в ограниченном пространстве. Как достигается подобная концентрация света в космическом центре и что является неясным источником, сказать невозможно. Существуют довольно путаные объяснения, основанные на Воле Эйн Соф или на законе циклов, но все они отличаются неубедительностью. В первом случае оказывается совершенно невозможном воспринять то бесконечное и столь абстрактное духовное условие как обладание Эйн Соф Волей, да еще такой, которой можно воздействовать, так как подобное утверждение куда более значительнее, чем если заявить, что у Эйн Соф есть разум и тело. С философской точки зрения традиционно принято считать, что Эйн Соф не есть Дух или лежащая в их основе, не сила или материя, а то, на чем они базируются, их Первопричина. Относительно второго случая можно сказать, что постулат о законе цикличности как ответственного за появление Центра света вообще здесь неприменим, поскольку подразумевает наличие либо некоего независимого фактора, либо фактора, заставляющего Эйн Соф действовать, то есть налагает на него определенную необходимость. Если же закон цикличности идентифицировать с Абсолютом, то тогда все рассуждения о нем совпадают с утверждением о проявлении Воли. Но, как бы там ни было, поскольку мы с вами согласились в теургии, что в оценке данного метафизического вопроса и аналогичных ему разум и разумное объяснение не могут быть судьей в последней инстанции, то и философскую традицию на этот счет нужно просто принимать как данность и не делать попыток рационально объяснить феномен появления в пространстве космического центра свечения. Этот космический метафизический центр называется Кетер, или Венец, он является первым проявлением Неведомого, концентрацией Бесконечного Света. Он и сам в некотором смысле неведом; так, «Зогар» называет его Сокрытым. Блаватская называет его первым Логосом , не проявленным, поскольку он дает рождение как духу, так и источнику космической материи. Ему соответствует число «единица», ибо это есть точка в круге, вытянутая вверх и в эту цифру превращенная. Как Венец находится вверху системы эманации и является высшей точкой Древа Жизни, имеющего корни на небесах, так Кетер — глубочайшее чувство себя, оно составляет субстрату человеческого сознания и высший источник субстанции. Это центральная чувственная духовная точка, метафизический центр или монада сознания, выполняющая оба данных условия, существуя и как реальная индивидуальность, и как высшее деление материи. Из монады исходит дуализм, два явных и определенных, сосуществующих и взаимно вечных принципа деятельности, постоянной в течение всего периода проявления. Этими принципами являются сознание и метафизическая независимая основа, на которой сознание и действует постоянно, космическая исходная субстанция. Первый называется Хокма — Мудрость, второму соответствует имя Бина — Понимание. Здесь следует отметить характерную особенность, присущую объяснениям каббалистических философов, дабы сделать абстрактные вещи отчасти более понятными для разумов, которых они обучали своей метафизике, они старались, насколько это возможно, выразить свои запутанные и трудные для понимания теоретические постройки в терминах человеческого поведения и человеческих чувств. Так, в их работах применительно к сефире Хокма мы находим объяснение Отец, а к сефире Бина — Мать. Всем сефирот, как называют эти эманации, находящиеся ниже Венца, каббалистические философы дали мужские и женские характеристики, а согласованное действие мужских и женских сефирот они называли детьми; нейтральные же сефирот находятся в равновесии, то есть устойчивы. Таким образом, «Древо Жизни», включающее в себя десять эманации — сефирот, развивается от высшей абстракции к вполне конкретному материальному несколькими триадами физических возможностей и духовных сил. Мужчина, женщина и дитя, положительное, отрицательное и результат их взаимодействия в третьем, примиряющем факторе. Эти же два принципа сефирот — мы также будем дальше называть их Отцом и Матерью — приписываются буквам так называемого Тетраграмматона; этих букв четыре — YHVH Что касается доктрины Тетраграмматона, то здесь я должен напомнить читателям, что и соответствия, связанные с этим именем, и способы его экзегетического использования имеют очень важное значение, ибо от того, насколько точно и четко он все это уяснит себе, будет зависеть и его понимание практических формул магии, которые автор собирается изложить и рассмотреть ниже. Отцу соответствует буква «Y» имени Тетраграмматон, а первая буква «Н» — Матери. Из союза букв «Y» и «Н» вытекает все остальное. Иными словами, от сознания и его носителя образуется все, всякая постижимая сущность, божественная или человеческая, имеющая свою основу в буквах Y и Н божественного имени Тетраграмматон . Мимоходом следует заметить, что позиция категории, называющей себя христианской наукой, отрицающей существование материи, чужда теургической философии. Действительно, последняя считает физический мир иллюзией в том смысле, что все формы постоянно изменяются, то есть находятся в состоянии непрерывного потока. С этой точки зрения, если посмотреть на вселенную как бы сверху, она на самом деле будет представляться иллюзией. Но само ее существование основывается на реальности; исходная субстанция Бина и отличается, и отделена от Хокмы. Только относительно этого единственного вопроса, хотя есть и некоторые другие, представляющие предмет для дискуссий, магия не испытывает никакого интереса к мнению христианской науки2 и не пытается найти с ней компромисс. И дух, и материя реальны, реальны в период проявления. По сути своей они являются всего лишь преходящими видами деятельности Эйн Соф. Энергии Хокмы, расходясь по всему пространству и используя в качестве непосредственного носителя Бину, порождают остальные семь эманации, результатом чего становится появление постижимого физического мира. В Хокме идеальный или воображаемый мир, мир-план, формируется Логосом, который находится в Кетер, это идеи, на которых будет возведен мир будущий, или мир, который должен быть. В египетской «Книге мертвых» бог Тахути, или Тот, который соответствует Хокме, поскольку их основные характеристики идентичны, выполняет роль «языка» творца Птаха, поэтому всегда озвучивает Волю Великого Бога, это он говорит те слова, которые содержат приказы всем сущностям, как одушевленным, так и неодушевленным, явиться в жизнь. Сэр Э. А. Уоллис Бадж, известный египтолог, отмечает в весьма информативной брошюре, изданной Британским музеем и посвященной «Книге мертвых», что «Тот составил костяк законов, на которых зиждутся небеса, земля и все небесные тела, это он дал пути солнцу, луне и звездам». Все это находится в полном соответствии с природой Хокмы, способности к формированию идей или Воображению космоса, где все сначала задумывалось, а затем выполнялось и проявлялось в субстанциях. Третьей сефирой является Бина, Матерь всякой формы. Согласно знаменитому каббалисту XVI века равви Моше (Моисею) Кордоверо, это число есть корень всех вещей. «Космическая исходная сущность» и «первозданная энергия» — такими терминами Блаватская характеризовала это проявление, в каббале называемое Великим морем. Формы древнееврейских букв, которыми пишется слово «море», очень точно отражают это понятие, они показывают, как поднимаются и опускаются морские воды. Древние очень мудро символизировали морем нетронутую, девственную субстанцию, распространяющуюся по космическому пространству, ибо вода имеет легко изменяемую форму, каков сосуд, вмещающий воду, такой и будет ее форма. Море — наиболее подходящий символ для той пластичной субстанции, из которой надлежит создать все формы, а также нескончаемой, но пассивной энергии. Считается, что Бине соответствует черный цвет, поскольку именно он поглощает все остальные цвета, точно так же и все материальные формы после бесчисленных трансформаций и мутаций возвращаются в исходную субстанцию и поглощаются ею. Данные три эманации по-своему уникальны. Венец, с его двумя производными, Отцом и Матерью, считается Небесной сефирой, они не несут в себе никаких связей с эманациями, исходящими от них. На рисунке Древа Жизни видно, что Небесные сефиры находятся над Бездной, великим пространством, расположенным между Идеальным и Реальным, отделяющим их от сефир, называемых низшими, то есть Верх от Низа. Как волны поднимаются над уровнем воды, а затем падают, и их движение не оказывает никакого влияния на общее состояние воды, так и реальная вселенная не оказывает никакого воздействия на Небесные сефирот, ибо последние находятся в плане, слишком удаленном не только от нас самих, но и от нашей способности воспринять их. Только с появлением четвертой эманации возникает нечто, что человек способен понять своим несовершенным разумом. Поэтому существует и еще один метод нумерации, дополнительный к тому, что был приведен выше. Предполагается, что Небесные сефирот абсолютно независимы от сефирот низших, и рождение последних в пределах своей собственно божественной сущности никоим образом не затрагивает сущность высших сефирот. Как огонь освещает темноту и при этом не теряет своей силы, то есть само действие не оказывает никакого влияния на его сущность и бытие, так и деяния Небесных сефирот, исходящие из их центральной сущности, ни в коей степени не уменьшают реальности их источника. Иными словами, они существуют сами по себе над Бездной, хотя окружающее пространство заполняется их рассеиваемой сущностью, а их нумерация завершается в триаде. Начиная с низших сефирот, находящихся ниже Бездны, плана, обусловленного конечностью существования, исчисление начинается также с единицы. Таким образом, каждой из сефир в каком-то смысле соответствуют два числа, что указывает на определенную двойственностьразвития жизненного потока. Хесед соответствуют и четверка, и единица, поскольку эта сефира — первая в плане причинности, находящемся под Бездной. В магическом алфавите Юпитер как отец Богов иногда ассоциируется с Кетер. Но, с другой стороны, он также соответствует и сефире Хесед, поскольку Хесед на низшем плане является отражением Венца. Сохраняется прямая нумерация, поскольку она помогает избежать путаницы между двумя различными наборами цифр, и продолжается от единицы до десяти. Автор говорит здесь об этом, поскольку только данный факт и способен объяснить разрозненные фрагменты, принадлежащие к системе чисел Пифагора, которая, если применить ее к Древу Жизни, но при этом не помнить о двойственности нумерации, может привести к совершеннейшей путанице. Затем из первой триады, под Бездной, отражается или проецируется вторая триада эманации. Они, так же как и другие, состоят из мужской и женской сил, третья же сефира есть производная от их прямого взаимодействия, то есть гармонии и равновесия сил. Четвертая сефира называется Хесед, что означает «милосердие», и Гедула, означающая «величие», ей древние философы приписывали астрологическое качество, именуемое Юпитером. Число «четыре» означает систематику и порядок, качества, которые, согласно астрологической традиции, соответствуют планете Юпитер. В некоторых, весьма авторитетных источниках утверждается, что четверка — первое из чисел, указывающее на природу стойкости, твердости и стабильности, а поскольку, как мы видели выше, Хесед есть первая из сефир, расположенных под Бездной, и первая из сефир реальных, то и данные замечания вполне справедливы. «Мужская» сефира Хесед символизирует потенциальные возможности объективной Природы. Пифагорейцы, учитывая астрологическое соответствие ее Юпитеру, а также основываясь на мифологических качествах этого божества, покровительствующего ей, называли четверку «величайшим из чудес, Богом иного образа, чем триада». Пятая сефира, Гебура, означает могущество, и, хотя она является женской эманацией в своем качестве, природа ее исключительно мужская. Некоторые древние источники утверждают, что пятерка есть символ творческой силы, отсюда и теперешняя характеристика Гебуры как сефиры, содержащей в себе концепцию созидания и мощи. Это формообразующая сила, ее название — Могущество, из планет ее соответствует Марс; благодаря ей план, сформировавшийся в Космическом Воображении и спроецированный в качестве образа в исходной субстанции над Бездной, в сефире Хесед вихрем приводится в действие и проявляется. Пятерка состоит из трех и двух, первая цифра представляет собой пассивную энергию Матери, а вторая — мудрость Отца. Она выражает не столько состояние, но и дальнейшее движение, переход идеального в реальное. Шесть — сефира, возникшая для того, чтобы гармонизировать и уравновесить остальные силы, называется Тиферет, что в переводе с древнееврейского означает «красота» и «гармония». Цифра «шесть» символизирует все, что уравновешено, гармонично, имеет приятные пропорции, и — поскольку она состоит из двух троек — опять же отражает разнообразные идеи, представленные этими числами. Поэтому, поскольку тройка выражает собой реальные мотивирующие силы эволюции, Макропросопус, или Логос, то и в Тиферет мы обнаруживаем должное и однородное отражение меньшего Логоса, Микропросопуса. Этой сефире, как считают каббалисты, соответствует планета Солнце, властитель и центр Солнечной системы. Посмотрев на рисунок Древа Жизни, читатель увидит, что Тиферет занимает очень заметное положение в центре всей его структуры. Пифагорейцы утверждали, что число «шесть» является символом души, позднее мы с вами обнаружим, что в человеке Тиферет, гармоничная эманация Солнца, есть сефира души, центр системы микрокосма, яркий посредник, расположенный между находящимся вверху мыслящим Духом и телом с его, инстинктами внизу. Толкователи «Зогара», божественные философы, соотносили третью букву «V» божественного имени с Тиферетом, а поскольку она суть «дитя» Небесного Отца и Матери, то и называли ее Сыном. Знаком этой сефиры, очень для нее подходящим, является Соломонова печать, два переплетенных треугольника, символ истинного равновесия. Процесс отражения продолжается и дальше, и вторая триада, составленная из чисел «четыре», «пять» и «шесть», — несмотря на то что сама она является отражением Небесных сефирот, — в свою очередь, порождает третью триаду, репродуцируя себя на еще более низком плане. Первая из этих последующих сефирот, Нецах, что означает «победа» или «триумф», — мужская. Семерка считается полным числом, она представляет собой завершение, окончание цикла и его возвращение в себя. Следовательно, с седьмой сефиры начинается новая триада и завершается предыдущая, она вбирает в себя все предыдущие силы. Природа Нецаха — любовь и влечение, сила связи и единства во вселенной, присоединение одного к другому, действие инстинктивного разума среди живых существ. Философы в сфере магии считали, что этой сефире соответствует Венера как планета, символизирующая любовь, страсть и влечение, а цвет — зеленый, который традиционно принадлежит Афродите, поскольку Нецах особенным образом ассоциируется с силами, связанными с ростом, урожаем и сельским хозяйством. Второй сефирой в триаде, противоположной Нецаху, является сефира Ход, что означает «величие», «слава». Это женские качества, повторяющие характеристики Хокмы только на более низком, не столь тонком плане. Сефира проявляет качества, соответствующие Меркурию, — текучесть, постоянное движение, беспрестанный поток, почему ее, как мне кажется, и называют изменением постоянства. Рядом с ней, очень напоминающая ее по природе, находится девятая сефира, Йесод, что означает «основа», то есть «постоянство в изменении». Как гигантская скорость электронных частиц обеспечивает стабильность атома, так и текучие формы и движение Йесод составляют постоянство и устойчивость физического мира. Йесод — девятая сефира, и ей соответствует цифра, вобравшая в себя все последующие цифры. Сефира Йесод, которую обычно называют астральным планом или Душой Мира, является десятой основой тонкой электромагнитной субстанции. В ней сфокусированы все высшие силы, составляющие основу или конечную модель, на которой создается физический мир. Йесод является лунной сефирой по природе своей, поэтому из планет ей соответствует Луна, между которой, как омертвевшим спутником Земли, и астральным светом существует довольно любопытная взаимосвязь. Йесод завершает третью и последнюю триаду, ответвлением от которой является Малкут, десятая и последняя сефира, которая в конкретной форме, в образе кристаллизованном, завершенном и видимом, постижимом чувствами, представляет собой все качества предыдущих планов. Само слово «малкут» означает «царство», под ним подразумевается царство физического мира, место действий и перевоплощений душ, изгнанных из мира высшего, обиталище Святого Духа. Как утверждается в книге «Зогар», этой сефире, которая называется Дочерью, поскольку является земным отражением первой буквы «Н», которая есть Матерь, соответствует буква «Н» божественного имени. Десятая сефира называется также Невестой, Дочерью и Девой Мира. Вполне естественно, все вышесказанное есть не более чем краткий и весьма общий обзор числовой системы эволюции и космического развития, на основе и под волшебным влиянием которого вдохновенный Леви создавал свои яркие и впечатляющие работы. Однако и из приведенного, достаточно незатейливого очерка становится вполне понятным, что числа имеют самое непосредственное отношение к творческому, эволюционному процессу и что они составляют фундамент понимания Природы как ритмичного действия. Последняя фраза необычайно важна, поскольку гармоничные пропорции и действия на самом деле направляют и отмечают первые проявления одной жизни в элементах и во множестве субстанций, в ней присутствующих. Все различия справедливо символизируются числом, образ которого точно раскрывает процесс. Числа представляют развитие завершенной и постижимой вселенной из скрытого и непостижимого источника, из неизъяснимой субстанции, развитие из идеальной концепции до получения законченной формы, в которой находит свое место Идеал. Таким образом, для теурга цифры суть символы самого ритма вселенной, а их сигилам соответствуют определенные общие силы и существа, с которыми он ищет возможности вступить в контакт. Относительно Древа Жизни есть и еще одна точка зрения, на которой мне хотелось бы остановиться. Она касается того, что мы называем Четырьмя Мирами. Под этими мирами подразумеваются метафизические области как сознания, так и материи, поскольку, согласно теургии, каждое состояние сознания имеет собственное средство распространения, соответствующую степень материи. Миры эти можно рассматривать с двух различных аналитических точек зрения. Согласно первой из них, Древо Жизни есть в каждом из миров, следовательно, всего существует сорок сефир. Четыре мира называются Миром Архетипов, где первозданные архетипы, или эманации, развиваются в форме Древа Жизни. Этот архетип Древа Жизни можно представить также и в виде человека, которого «Книга сияния» называет Адамом Кадмоном, Человеком Небесным, который содержит в себе все души, все духи и разумы каждой части космоса. Иными словами, Адам Кадмон суть Универсальная Душа, божественный праотец и родоначальник всех остальных. Именно в этой Душе, Адаме Кадмоне, о которой говорит Леви и на которую мы раньше ссылались, именно в ней, в великой жизни ее, участвует каждая индивидуальная сущность, каждое отдельное сознание. Как невозможно подсчитать число развитии, возникающих из одного этого постулата, так невозможно и перечислить все то множество порожденных внутри него суггестивных (от лат. sug-gestio — внушение, намек) идей. Автор книги имел намерение лишь в общих чертах познакомить читателей с магической философией, надеясь, что наиболее заинтересованные из них смогут восполнить образовавшиеся пробелы самостоятельно. Все количество сефирот в Олам Ацилут, Мире Архетипов, находится в высшем плане духовного сознания, первого проявления сознания из Эйн Соф. По мере течения процесса эволюции Адам Кадмон постепенно проецируется далее в материю, отчасти несколько плотную, очевидно, теряя свое единство, многогранно отражаясь и образуя Творческий Мир, Олам Бриа. В этом мире на план, находящийся в творческом воображении Макропросопуса, оказывается дальнейшее воздействие, отдельные искры идей облекаются в данных условиях в тонкую субстанцию, присущую этой сфере. И здесь также в результате отражения развивается полное Древо Жизни. Из Творческого Мира Древо Жизни проецируется в третий план, в Формирующий Мир, Олам Йецира, где воображаемые идеи Логоса, духовные монадические искры, уже облеченные в тонкую ментальную субстанцию Творческого Мира, сформировываются в определенные, логически связанные сущности, в астральные модели, которые, в свою очередь, дают толчок возникновению, или, иными словами, служат твердой основой физического мира. Четвертым и последним планом является Физический Мир, Олам Ассиа, который, являясь кристаллизованной проекцией Формирующего Мира, суть итог и конкретное выражение всех высших миров. В свете вышеизложенной концепции можно считать вполне справедливым утверждение герметиков: «Что наверху, то и внизу». То есть все, что существует внизу, имеет идеальный архетипичный двойник в высших мирах. В самых разнообразных формах архетипичные идеи находят свое особое отражение или представление внизу — камни простые и драгоценные, запахи и геометрические формы, — все это особым образом указывает в земной сфере на божественные идеи. Именно данная метафизическая формула дала Леви основание убедительно заявить о существовании «единой догмы магии — все, что для нас является видимым, есть пропорциональная степень невидимого» Леви, или, как его называли, «французский маг», в другом пассаже также замечает, что «видимое суть проявление невидимого, или, иными словами, совершенный Логос в вещах постижимых и видимых, точно пропорциональных, недоступных нашим чувствам и невидимым нашему глазу... Форма пропорциональна идее... и мы знаем, что присущая добродетель вещей создала слова и что существует точная пропорция между идеями и словами, каковые есть первая форма и произнесенная реализация идей». Именно это философское выражение соотношения между идеями и вещами и дает фундаментальное рациональное объяснение, истинное для магии. К нему нам придется вернуться несколько позже, здесь же пока рассмотрим некоторые другие идеи, требующие более детального разъяснения. Формула Тетраграмматона также применима и к идее о Четырех Мирах, и к первичным четырем элементам. Миру Архетипов соответствует буква «Y». Отсюда Мир Архетипов есть Отец, родоначальник и поглотитель миров. Буква «Y» в этом случае соответствует элементу Огонь, выказывающему жестокость и ярость, активную, духовную природу Отца. Первая буква «Н» в имени Тетраграмматон соответствует Творческому Миру, ему, восприимчивому и пассивному, присущ элемент Вода. Этот план представляет собой Мать, которая, прежде чем дать рождение сыну, ждет, дабы вобрать в себя творческую энергию и поток божественной жизни Отца. Формирующему Миру соответствует буква «V», это Сын, он, подобно своему отцу, активен, энергичен, обладает мужской природой, поэтому ему присущ элемент Воздух. Божественное имя завершает вторая буква «Н», которая, подобно Матери, пассивна и инертна. «Книга сияния» называет букву «Н» Царским Дворцом и Дочерью, которая представляет собой Физический Мир, являющийся синтезом всех миров. Второй метод несколько отличается от вышеописанного. Согласно ему, есть только одно Древо Жизни, на котором расположены все четыре плана или Мира. Кетер, Венец, занимает целый план, это Мир Архетипов, или Царство Логоса. Вторая и третья сефиры, Небесные Отец и Мать, составляют Творческий Мир, принимающий божественное воображение и выполняющий его. Третий план, или Формирующий Мир, собственно астральный план, — относительно его мы поговорим подробнее в следующей главе — состоит из следующих шести сефир, в которых весь мир подготавливается к видимому проявлению. Малкут, Царство, есть Физический Мир. К данной точке зрения применимы и все соответствия, о которых мы говорили выше, за тем лишь исключением, повторяю, что здесь мы имеем дело с одним Древом Жизни, то есть все миры расположены на одном Древе. Прежде чем закончить главу, мне следует познакомить читателей с еще одним набором концепций. С точки зрения теургии вся вселенная есть сознание, жизнь и разум, воплощенные в видимую и невидимую формы. Во всем космосе пульсирует и вибрирует один разум, одно духовное сознание, воплощенное в мириадах искр или монад, проникающих в каждую форму, из которых ничто в космос никоим образом не может высвободиться. Как существуют различные виды минеральной, животной и растительной жизни, а также бесчисленные степени разума человеческого, так и, в полном соответствии с магической традицией, аналогичная градация разума есть как под, так и над человеком. Эта аксиома справедлива не только применительно к нашей вселенной, но и ко всякой точке безбрежного космоса, везде и всюду есть различные иерархии высших духовных существ и божественных разумов. Из неведомой и непостижимой человеческим разумом Тьмы, которая суть Эйн Соф может явиться лишь одно неделимое сознание, подобное самому низшему демону с головой собаки в величайшей небесной иерархии. Существуют иерархии сознания небесные и земные, божественные и демонические, но и последние также имеют в себе высших богов и Универсальные Сущности. В этом заключается краеугольный камень всей магической философии. Иными словами, в одной и той же философской системе спокойно уживаются и монотеизм, и политеизм. Вся вселенная пронизана одной Жизнью, и эта Жизнь в проявлении своем представляется сонмом могущественных богов, божественных существ, космических духов или разумов, можете называть их как угодно. Духовное состояние и разнообразие, приписываемые им, велики и огромны, среди них есть и божественные силы розового рассвета космического проявления, от которого произошли мы с вами, духовные искры, выброшенные вниз из божественной сущности. А сейчас мы уже вполне можем расширить концепцию Древа Жизни и Четырех Миров в терминах сознания. Первые проявления — боги или существа высшего сознания, которые, исходя из венца включают разум Логоса или непосредственных управителей сформулированного плана. Эти существа можно называть богами, дхьян-чоханами, элохим, телетархами, как угодно, главное — не потерять основной идеи. Для данной схемы характерно наличие различных иерархий существ во всем пространстве, абсолютно упорядоченных, начиная от высших богов в высших мирах до низших иерархий ангельских существ в низших мирах. Каждой из сефир и каждому миру, исходящему из Эйн Соф, соответствует своя определенная иерархия богов, имеющая свою, особую задачу в эволюции и управлении вселенной, свою, присущую только ей природу. Как Кетер, Венец, порождает остальные сефирот, так и высшие боги испускают из себя другие божества, менее возвышенные и менее тонкие, чем сами. Как мы с вами уже знаем, нумерация была дана сефирам для того, чтобы они символизировали творческую силу в космосе, а поскольку сефирам соответствуют и боги, то и самих богов мы можем обозначить цифрами, вследствие чего идеи, ассоциируемые с определенным космическим процессом, с тем же успехом становится возможным применить к природе того или иного бога. «Существует странная взаимосвязь между числами и богами», — как удачно сказал Пифагор.
|
|||
|