Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Москва слезам не верит



 Москва слезам не верит

 

Вот так Вампилов попал в разряд молодых дарований, и его регулярно стали посылать из Иркутска в вожделенную Москву. Дома он уже считался полноценным писателем, у него выходили сборники, но для Москвы это был пустой звук. Москва слезам не верит и достижениям из глубинки тоже, называет эти достижения провинциальными и местечковыми.

Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах«Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь». Некоторые критики даже говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людей, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы.

В 1967 г. Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота». В драме «Прошлым летом в Чулимске»(1972) Вампилов создал свой лучший женский образ - юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.

Но писатель так и не был принят театральной элитой России. Все его пьесы были в Москве «на периферии наших интересов»,- как откровенно признался московский режиссер Андрей Гончаров.
О том же после смерти Вампилова написал и Олег Ефремов:

«Пьесы Вампилова в 60-е годы в «Современнике» у многих не вызвали интереса. Играли Розова, Володина, мечтали уже о «Гамлете», а «завтрашнего» драматурга просмотрели. Специально это отмечаю, потому что очень распространено мнение, что пьесам Вампилова мешали только некоторые не в меру ретивые чиновники. К сожалению, мешали и стереотипно устроенные наши собственные мозги, наше, художников театра, сознание того, что все истины уже известны».

Подробно об этом очень правдиво написала в своей книге Елена Стрельцова. Но и ее книга - «Плен утиной охоты» - тоже томилась в рукописи на полках столичных издательств десять лет и вышла после смерти Вампилова и, конечно же, не в Москве, а в Иркутске, к его шестидесятилетию.

Десять лет ждала своего часа книга о Вампилове, но почти все его пьесы те же самые десять лет ждали сценического рождения. Десять лет после публикации в журнале «Ангара» до столичных постановок «Утиной охоты». Десять лет до премьеры «Старшего сына». И все после смерти. При жизни ни одного столичного спектакля. И Олег Ефремов, и Владимир Андреев, и «Современник», и театр Станиславского - все было как постскриптум к его судьбе...

Театральные чиновники не соглашались с отсутствием в пьесах Вампилова «номенклатурного» положительного героя, была непонятна «система случайностей», на которых строится драматическое действие, «нарочитость» сценических положений и т.п. Его пьесы, по свидетельству Е.Л.Якушкиной, воспринимались ими как некий забавный или злой «анекдот», который можно обсуждать, но совсем не обязательно выносить на сцену.

И отсюда - настроения Александра Валентиновича в его дневнике:

«В душе пусто, как в графине алкоголика. Все израсходовано глупо, запоем, раскидано, растеряно. Я слышу, как в груди, будто в печной трубе, воет ветер. Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипанная идея, цель, надежда, мираж - все, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грезами о бессмертии,- он еще человек, и его существование имеет смысл... А вот так... когда совсем пусто, совсем темно...»

Он и переделывал по 17 раз свои пьесы, потому что не видел их сценического воплощения. Постановка ведущими театрами страны, конечно же, дала бы мощный импульс для развития великолепного драматургического дарования Вампилова. С болью писал он: «Для меня жизнь моя - черновик».

 

                                        Богиня по имени Людмила

 

Первой любовью Вампилова стала жена Людмила, но что-то не сложилось, не срослось. Однажды на квартире своего друга Петра Реутского Вампилов познакомился с несостоявшейся студенткой Ольгой. Она приехала в Иркутск поступать в университет, но не прошла по конкурсу, а домой возвращаться не захотела.

Вот как Ольга позже вспоминала это знакомство:

«Когда я его случайно встретила встретила в Иркутске, он был рядовым журналистом молодежной газеты. Я и этого не знала. Для меня было значимо, что на меня обратил внимание взрослый человек, старше меня на 8 лет»

Когда она родила мужу дочь, то вообще стала для него богиней. Первые слова Вампилова после рождения Леночки были такие: «Так, незаимствованный сюжет!»

Отца не стало, когда девочке исполнилось 6 лет. Она закончила ГИТИС, ее дочери 22 года, а тогда, на похоронах, Ольга Вампилова сказала о муже так:

«…Он все и всех любил, да иначе было невозможно, верно потому, что не было человека более любящего и понимающего жизнь и людей. Друзьям он был верен до конца: все, что касалось друзей, их проблем, их жизни, было для него свято. Осталось ощущение радости оттого, что он стольких любил, стольким помогал, столько успел сделать добра, как бывает у тех, кому мало суждено прожить…»

В интервью, данном вдовой Вампилова корреспонденту «Комсомольской правды»Юлии Хожатаевой, на вопрос: «Как бы сейчас Вампилов смотрел на то, что творится в мире», она ответила так: «Трудно представить его в этой жизни. Наверное, как-то приспособился бы. Но он никогда бы не покинул страну. И она его похоронила, глупая эта родина... Мы живем среди потерянных людей. И не благодаря, а вопреки».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.