|
|||
Второй лад5. Армянская средневековая монодия «Крунк» (Журавль) 6. Украинская песня Предкаденционное «погружение», остановка на ступени d осуществляет полное раскрытие, исчерпание интонационного потенциала лада (в примерах отмечено nota bene). 6. Еврейская народная песня 7. Еврейский синагогальный напев
8. Румынская народная мелодия
9. Египет, средневековая песня
Встречаются напевы с субквартой a–d, которая подчёркивает опорное значение субфинальной ступени d. 10. Тунис, средневековая монодия
11. Болгарская народная песня
Второй лад Отмеченные в приведенных выше примерах остановки на субфинальной ступени d перед каденцией по-видимому связаны с возрастающим значением нового, второго тритонового трихорда d-e-gis, представляющего собой инверсию прежнего тритонового трихорда гаммы Олимпа h-a-f (последний нивелируется). Тем самым предопределяется образование второго лада в том же классическом звукоряде, но с опорой на d. Это так называемый «думный лад» украинцев (на нём строится речитация украинского эпоса – дум), который вообще распространен в Юго-восточной Европе. Для него характерен, например, следующий патетический оборот:
Второй лад опирается на пентахорд a – gis – f – e – d. Иногда встречается обнаженная интонация тритона d–gis, или тетрахорд в пределах увеличенной кварты d – e – f – gis, который некоторые авторы называют «экзотическим»: 12. Украинская народная песня
13. Свадебная мелодия крымских татар «Хайтармá»
* * *
Дальнейшее цветение ладовых форм хроматики проходит несколькими путями. Новые лады образуются: а) Смещением финального тона на другие ступени (на d, cis, на f и т. п.), как, по-существу, и образовался второй лад. В следующем примере смещение происходит на cis, вторую ступень вниз от исходной опоры е :
14. Болгарская
Ладовые новообразования хроматики связаны с оттенками этоса. Так, выражение томительного любовного чувства побуждает оканчивать напев даже на нисходящем вводном тоне (приводится начало и заключение мелодии): 15. Тегеранский тесниф «Вчера вечером» б) Другим фактором образования новых ладов является принцип позиционности, когда готовая структура, например, тетрахорд с увеличенной секундой, переносится на новую высоту (в другую позицию). При этом увелич. секунда легко и естественно вводится после любого полутона. Образуются лады с двумя и даже тремя увеличенными секундами. 16. Армянская, мелодия (Саят-нова)
17. Старинная египетская песня
в) Наконец, новые лады образуются в результате метисации, смешения соседствующих в одном географическим пространстве разных типов ладовости – диатоники и хроматики. Примером может служить так называемая «подгалянская гамма», бытующая в Польше (вероятно из-за большого числа живших там евреев). Внешне она похожа на смесь лидийского и миксолидийского, где есть высокая, как-бы лидийская IV ступень и одновременно низкая миксолидийская VII ступень («лидомикс», по Холопову, что неправильно). В действительности же она возникает вследствие «сглаживания» чуждого диатоническому сознанию интервала увеличенной секунды – вместо хода gis – f интонируется gis – fis. При этом пикнонный участок «полутон-тон» d – c – h – a – gis недвусмысленно указывает на хроматическую принадлежность этой гаммы :
Приводим мелодию в подгалянском звукоряде от соль. 18. Польская нар. песня (гамма от g)
Интерпретация монодийной хроматики в композиторском творчестве («музыка о востоке» русских композиторов, Бизе, Равель, Барток и др.) – вспомнить и привести примеры такого рода. Литература: Статья Б. Сабольчи «Сохранение азиатских музыкальных стилей в Европе» в сборнике: Музыка народов Азии и Африки, вып. 2. М.,1973 [перепечатка в чит. зале]. Гошовский А. «Музыка Востока в исследованиях Квитки» (там же). Горковенко А. «Хроматический плагальный лад в украинских народных песнях», в сборнике: Славянский муз-й фольклор. М., 72. Горковенко, статья в сб.: Проблемы лада. М., 1972. Квитка К. В. Избр. труды в 2-х томах. – статья «К вопросу о тюркском влиянии» в 1 томе. Холопов Ю. Гармония, гл.8; гл.9 – С.160-166. Выучить и строить на ф-п лады хроматики от разных звуков. Определить лад народных мелодий №4, а затем №3 в цикле Б. Бартока «Румынские народные танцы».
* * *
Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. – М., 1988. С. 132-135.
|
|||
|