![]()
|
|||||||
Первый лад2. Приведённый звукоряд – неоктавная симметричная стуктура с увеличенной секундой в центре. Этот интервал античные теоретики называли тригемитон – триполутон. Отсюда термин тригемитоника. В отличие от малой терции, которая называлась гемидитон (полудитон), тригемитон – интервал неделимый. Необходимо также указать на два участка пикнонного (сжатого) строения «полутон-тон» gis-a-h-c-d и f-e-d-cis-h, которые образуются как параллели вследствие квинтовой координации (квинты отмечены пунктиром). Выучить эти звукоряды, строить на ф-п. от разных нот.
5. Связь ранней энгармоники и собственно тригемитоники (хроматики) отчетливо видна в том, что некоторые тригемитоновые мелодии древнего происхождения сохраняют тритоновый трихорд гаммы Олимпа, как следующая мелодия индийской раги «Бангала» (тритоновый трихорд здесь – ход h–a–f): 3. рага «Бангала»
В раге «Бхайрава» след энгармоники Олимпа усматривается в нижнетерцовом опевании e-c-e (сравните с примером 1в): 4. рага «Бхайрава»
* * * Классический звукоряд дает два широко используемых лада хроматики, которые здесь в рабочем порядке назовем «первый лад» и «второй лад». Первый лад Это лад с финалисом на ми; для него характерна остановка на субфинальной ступени перед каденцией (здесь тон ре):
|
|||||||
|