Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первый лад



2.

Приведённый звукоряд – неоктавная симметричная стуктура с увеличенной секундой в центре. Этот интервал античные теоретики называли тригемитон – триполутон. Отсюда термин тригемитоника. В отличие от малой терции, которая называлась гемидитон (полудитон), тригемитон – интервал неделимый. Необходимо также указать на два участка пикнонного (сжатого) строения «полутон-тон» gis-a-h-c-d и f-e-d-cis-h, которые образуются как параллели вследствие квинтовой координации (квинты отмечены пунктиром).

Выучить эти звукоряды, строить на ф-п. от разных нот.

 

5. Связь ранней энгармоники и собственно тригемитоники (хроматики) отчетливо видна в том, что некоторые тригемитоновые мелодии древнего происхождения сохраняют тритоновый трихорд гаммы Олимпа, как следующая мелодия индийской раги «Бангала» (тритоновый трихорд здесь – ход h–a–f):

3.                                                                             рага «Бангала»

 

В раге «Бхайрава» след энгармоники Олимпа усматривается в нижнетерцовом опевании e-c-e (сравните с примером 1в):

4.                                                                       рага «Бхайрава»

 

 

 

* * *

Классический звукоряд дает два широко используемых лада хроматики, которые здесь в рабочем порядке назовем «первый лад» и «второй лад».

Первый лад

Это лад с финалисом на ми; для него характерна остановка на субфинальной ступени перед каденцией (здесь тон ре):



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.