Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лады монодии: хроматика



Лады монодии: хроматика

1. Античное понятие рода, хроматический род как самостоятельная, равноправная с диатоникой сфера интонирования. Объяснение термина древними теоретиками: хроматика (пёстрое, разноцветное) из-за её положения между диатоникой (белое) и энгармоникой (чёрное). Один из признаков – пикнон, сжатое, тесное расположение ступеней (πυκνός – плотный, частый). Сердцевина хроматики как интонационной сферы – лады с тригемитоном (ув. секундой), тригемитоника; периферия хроматической сферы – наличие других характерных признаков хромы при отсутствии ув. секунды. Ареал распространения.

 2. Проблема монодийной хроматики в отечественной литературе – Узеир Гаджибеков, Х. С. Кушнарев, К. В. Квитка, А. Горковенко. Неразработанность вопроса о генезисе хроматики.

Этос (выразительная константа) хроматики – ключ к выяснению её генезиса. Формирование нового типа интонирования в связи с переменами в мировосприятии и образе чувствования человека в период упадка древнейших цивилизаций на рубеже II-I тысячелетий до н. э.). Отражение этого события в греческой теоретической традиции: малоазийское (фригийское) происхождение «гаммы Олимпа». Мифический Марсий как культурный герой. Его преемник – легендарный авлет Олимп, «занесший в Грецию энгармонические номы, которыми и поныне греки пользуются на праздниках в честь богов» (Плутарх).

3. Основное содержание этого этапа – преодоление диатонического стереотипа, выход в новое интонационное пространство, открытие вводнотонности и наклонения. Последующее развитие под знаком интенсификации найденного характера как процесс субъективации музыкального выражения.

Гамма Олимпа, она же древняя энгармоника (в которой ещё не было четвертитонов) состоит из двух трихордов «дитон – полутон», но ее интонационным стержнем является трихорд в тритоне h – a – f, обусловливающий вводнотонное сопряжение f→e, а также впервые осознанное минорное наклонение (пример а; примеры б, в, г – варианты).

а) трихорды                           б)

                      тритон                                             

в) нижнее опевание                               г)

 

1.    Традиционная японская мелодия «Сáкура» (Вишня)

Джакомо Пуччини использовал эту мелодию в опере «Чио Чио Сан».

4. Развитие хроматической сферы интонирования проходит под знаком всё более глубокого погружения в найденную эмоциональную атмосферу, как разработка оттенков этоса, когда образуются все более специализированные структуры. К тритоновому трихорду добавляется опевающая секунда a–gis–a, а вместе с ней и тригемитон gis – f, так что в  конечном счете формируется классический звукоряд монодийной хроматики, представленный здесь от финалиса ми, гипаты:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.