Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Трубы и бочки



Трубы и бочки

В 1876 году в Россию приехал очень деятельный американец русского происхождения Александр Бари. С Шуховым он познакомился ещё в США, в Филадельфии, и именно разговоры с молодым инженером заставили Бари вернуться на родину предков. Основав в России собственное конструкторское бюро, он тут же зазвал туда своего знакомого на должность ведущего инженера.

Владимир Шухов (слева) и Александр Бари (1880-е)

Тогда в стране только начался нефтяной бум. В нефтеносных регионах Каспия крутились огромные капиталы, и Бари перевёл основную контору вместе с Шуховым в Баку. Первым заказом стало проектирование и прокладка для компании братьев Нобель первого в Европе 13-километрового нефтепровода от месторождения в Балаханах до НПЗ Нобелей в Баку. Шухов блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Позже Людвиг Нобель писал об этом детище Шухова:

«Какое значение имела эта первая железная труба... показывает тот факт, что перекачка нефти по ней обходилась менее 1 копейки за пуд, тогда как перевозка её в арбах – до 9 копеек с пуда».

Вложенные Нобелями в трубопровод деньги вернулись меньше чем за год. Почувствовав выгоду, собственные трубы стали заказывать у Бари – Шухова и другие промышленники.

Реклама завода инженера А. В. Бари. Главный инженер завода - В.Г. Шухов

Следующей проблемой, поставленной перед инженером опять же настырными Нобелями, было хранение и сбережение нефти. Ранее бакинские нефтедобытчики хранили её запасы в прудах под открытым небом. Такая примитивная технология серьёзных предпринимателей могла удовлетворить только на самом раннем этапе. В США металлические нефтехранилища уже существовали, но они были страшно громоздкими и страшно же дорогими. Инженер Шухов и тут порадовал братьев. Спроектированное им цилиндрическое нефтехранилище с плоской крышей и тонким дном было значительно дешевле и легче американского аналога за счёт гениального ноу-хау: толщина стенок в нём была непостоянной: у основания, где давление наибольшее, они были значительно толще, чем наверху. В самое короткое время конструкция стала де-факто мировым стандартом. Каковым осталась и по сию пору: за прошедшие почти полтора столетия «резервуары-нефтехранилища Шухова» почти не изменилась, настолько совершенными их создал инженер.

 

В «резервуарах Шухова» хранили не только нефтепродукты. В кинофильме «Белое солнце пустыни» красноармеец Сухов сохранил в таком «керосинохранилище» жизни восьми жён бандита Абдуллы

Но главным подарком, который сделал мировым нефтяникам Шухов, был, конечно, разработанный им крекинг-процесс, с помощью которого при перегонке из нефти можно было получать не только керосин, но и массу других ценных продуктов: бензин, моторные масла, соляру, мазут, асфальт, гудрон и целую кучу других полезных углеводородов. Шухов запатентовал крекинг в 1891 году, хотя первую крекинг-установку для тех же Нобелей построил двумя годами раньше.

Установка В. Г. Шухова для термического крекинга нефти, 1931



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.