Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ольга Листопад



От автора.


В предлагаемой читателю книге автор проводит детальное и всестороннее исследо-вание Системы Арканов Таро, согласно легендам, именующейся еще и «Книгой Древне-египетского Бога Мудрости – Тота».
В работе подробно рассматривается вопрос о происхождении Таро, приводится крат-кий хронологический список исторический упоминаний о Системе в летописях, а так же вопрос о происхождении игральных карт.
Ввиду того, что сама Система Таро наиболее известна именно как гадательная сис-тема и, на сегодняшний день, применяется почти исключительно в гадательной практике, автор счёл необходимым подробно остановиться на этом вопросе. Целых пять разделов книги посвящены исключительно гаданию. В них автор подробно объясняет: что пред-ставляет собой процесс гадания вообще, как трактуются Арканы Таро в гадании и, в каче-стве примера, приводит подробное описание традиционного российского способа гада-тельного расклада карт Таро, который является одним из наиболее интересных, сложных и совершенно незаслуженно забытых, в наше время.
Следующая часть книги посвящена исключительно научному подходу к Системе Та-ро. В ней автор исследует вопросы использования этой системы в своей практической деятельности учёными средневековья, изучает смысловую символику самих Арканов и возможности применения Системы Таро в различных областях естествознания.
Заключительная часть книги посвящена исследованию системы на предмет обнару-жения в ней математической логики и наличия в самой системе той самой «закодирован-ной информации о знаниях бога Тота», о которых повествуют легенды.
В результате проведённого исследования, автор пришёл к выводу, что колода карт Таро вовсе не является произвольным набором символов, привычных, для древнего полу-дикого человека образов, как это упорно доказывают современные историки, а представ-ляет собой некий идеально сбалансированный и выстроенный по всем правилам матема-тической логики универсальный минимум констант, вполне подходящий для применения в любой области человеческого знания. Более того! Сама Система содержит массу зако-дированной информации о математических законах и, по сути своей, является набором неких матриц, оперируя с которыми, можно получать всевозможные математические мо-дели.
Идеальная простота и стройная логика системы явно свидетельствует о том, что сама Система Таро никак не могла появиться произвольно, а была кем-то совершенно созна-тельно создана. И этот «кто-то» был представителем очень высокоразвитой цивилизации, хорошо знакомым с принципами и алгоритмами работы автоматизированных систем.
В результате всего вышеизложенного сам собой напрашивается вывод о том, что ле-гендарное авторство Системы Арканов Таро Древнеегипетским Богом Мудрости – Тотом, является вовсе не прекрасным сказочным образом, а реальным историческим фактом, а сам Тот был учёным, представителем цивилизации, на столетия (а, возможно, и тысячеле-тия) опередившей наших далёких предков в своём развитии.

 


Введение.


Всем нам с самого детства хорошо известна такая, на первый взгляд, вполне триви-альная вещь, как колода игральных карт. Однако мало кто знает, что же это такое и откуда сами карты появились? На самом деле игральные карты далеко не так просты, как может показаться. И даже при беглом взгляде на любую из существующих в мире колод, стано-вится совершенно очевидно, что все они очень похожи между собой, более того: они практически идентичны! Но и это ещё не всё! Колода игральных карт выстроена по опре-делённой системе, которая соблюдается во всех её вариантах, у всех народов мира; и эта система подчинена стройной математической логике.
Не случайно на это обстоятельство еще в ХIX-веке обратил внимание выдающийся английский математик Чарльз Латуидж Доджсон, написавший под псевдонимом «Льюис Кэрролл» свои знаменитые на весь мир сказки – «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в За-зеркалье», в которых он в лёгкой, игровой форме представил фундаментальные законы математики и физики. В первой его книге – «Алиса в Стране чудес», главная героиня сказки путешествует по Волшебной стране, которая на деле является Королевством иг-ральных карт, а в «Алиса в Зазеркалье», она же попадает в другую Сказочную страну – Шахматное королевство.
Таким образом Кэрролл подчеркивает значимость колоды игральных карт, которая на взгляд его – математика, не менее интересна, чем шахматы, стройная логика которых ни у кого не вызывает сомнения. Более того! Шахматам посвящена вторая из книг про пу-тешествия Алисы, которая была написана исключительно потому, что сам Кэрролл с большим удивлением обнаружил популярность своей первой сказки. Но начинается исто-рия именно с карт!
Но что же такое – колода игральных карт? Это значительно упрощённый вариант другой колоды карт – колоды «Арканов Таро», которая, не смотря на все сокращения, пе-режила века и существует, в своём первоначальном виде по сей день, наряду с многочис-ленными игральными колодами. Эту колоду часто используют прорицатели всего мира, для гаданий о будущем. И в этой связи стоит отметить, что есть принципиальная разница между «гаданием» и «предсказанием».
В нашем современном обществе к гаданию традиционно сложилось крайне негатив-ное отношение, основанное на том, что гадатель никогда не даёт точных ответов. По этой причине многие гадатели предпочитают использовать термин «предсказание», подчёрки-вая, таким образом, тот факт, что они в своих прогнозах значительно более конкретны. Однако такой подход далеко не всегда оправдан. Этот аспект проблемы будет подробно рассмотрен ниже, в главе «Гадание или предсказание?», а пока вернёмся к теме.

Данная работа призвана внести ясность в вопрос о происхождении и назначении Та-ро и, как следствие, - всех остальных колод игральных карт. Автору представляется, что Таро – это целая зашифрованная система знаний, берущая своё начало во временах «седой древности», и сохранилась она именно благодаря своей ёмкости и компактности. Так что же такое Система Таро?

 

1.1. Система Арканов Таро.

Таро – одна из древнейших систем, дошедших до нас из глубины веков. На сего-дняшний день точное происхождение этой системы доподлинно неизвестно. Существует множество свидетельств о её происхождении. Одни источники утверждают, что Таро пришло в Европу вместе с маврами, другие, ссылаясь на то, что в некоторых вариантах системы имеются кабалистические знаки, доказывают её иудейское происхождение, и что сама система появилась в Европе не то с самими евреями, не то с крестоносцами, возвра-щавшимися из крестовых походов. Есть и те, кто говорит об изначальном цыганском про-исхождении системы, варьируясь в вопросе о том, сами ли цыгане систему изобрели или заимствовали её ещё в Индии, до своего изгнания оттуда ариями.
Некоторые источники указывают на то, что система Таро пришла из Древнего Егип-та, где именовалась «Книгой Тота». Выявить сколь-либо достоверные факты, указываю-щие на справедливость данного утверждения практически невозможно, а единственный источник, напрямую говорящий об этом, был написан уже в эпоху Ренессанса.
Доподлинно известно лишь то, что Таро почти так же стара как мир и издревле была связана с тайным мистическим знанием. И, в этой связи, её второе название «Книга Тота» приобретает особый смысл. Во все времена люди, занимающиеся тайными мистическими и магическими практиками от древних жрецов и волхвов до средневековых алхимиков и современных мистиков, изучали эту загадочную систему символов, а простые люди, кото-рым эти сокровенные тайны не открывались, попросту гадали на Таро или даже играли с ними (как теперь говорят, «в карты»), редко задаваясь вопросом: «А чем же на самом деле является система Таро? Кто? Когда? И зачем её создал?». А это уже очень и очень слож-ные вопросы!
В представленной работе автор попытался как можно более схематично, но, вместе с тем, детально, рассмотреть Арканы Таро с разных точек зрения, учитывая как традицион-ную практику предсказательного Таро, так и различные оккультные, мистические, алхи-мические и астрологические практики, а так же попытаться воспроизвести то изначальное научное применение Таро, ради которого, по мнению автора, Арканы и были созданы.

1.2. Краткая хронология исследований Таро.


1379 г. Николо Кавелуццо – известный итальянский живописец делает запись, вошед-шую в хроники его родного города: «введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими "Наиб"». (Не правда ли, созвучно с «Намибия»?)
1442 г. Первое, документально засвидетельствованное упоминание о Таро в Европе, найденное в итальянском городе Ферраре.
1450 – 1460гг. В итальянских городах Ферраре и Милане для дворов герцогов Сфорца и дЭсте созданы существующие и по сей день «Таро Висконти» и «Таро Маннтеньи».
1534г. Франсуа Ребле упоминает Таро в своей книге «Гаргантюа и Пантагрюэль».
1660г. Нобле и Вьевилле печатают в Париже колоду Таро, используя Марсельскую иконографию. Впоследствии она станет едва ли не самой известной в мире.
1781 – 1784гг. Знаменитый французский археолог, филолог, масон и эзотерик граф Антуан Кур де Жеблен заявляет, что колода Таро – творение древних египтян, служителей бога Тота. Это утверждение нашло отражение в колоде парижского эзотерика Этейлы, ко-торый создал Египетское Таро. Это была первая колода Таро, созданная для прорицаний. Справедливости ради стоит отметить, что колода Этейлы – единственная из всех извест-ных на сегодняшний день, где радикально изменена нумерация Арканов: во-первых, Старшие Арканы имеют отличные от всех остальных систем номера, а, во-вторых, номе-ра, так же, присвоены и Младшим Арканам, чего больше ни в одной системе не встреча-ется. (По этой причине, в дальнейшем, автор не будет ссылаться на Этейлу.)
1856г. Элифас Леви, пытаясь связать различные направления западных магических традиций в единое целое, создаёт ставшие впоследствии фундаментальными работы и трактаты по исследованию карт Таро и их связи с кабалой.
1863г. Его ученик Поль Кристиан углубил учение своего учителя, дав объяснения значения каждой карты, с точки зрения кабалы.
Дальнейший список исследований связан с изучением неких мистических и духовных практик, в рамках древних эзотерических традиций, что не имеет отношения к теме дан-ной статьи, а потому продолжать его нет смысла.


1.3. Структура системы Таро.

Система Таро на сегодняшний день представлена «колодой Таро», состоящей из 78 карт, именуемых «Арканами». В колоде 22 Старших Аркана и 56 Младших Арканов.
Встречаются колоды, состоящие из 80 карт. Это происходит оттого, что в более поздние времена Таро использовалось исключительно для гадания, поэтому, составители сочли необходимым снабдить колоду двумя дополнительными картами – «пустышками», на которых не отображено ничего. Они именовали эти карты «Божественными», указывая на то, что появление такой карты в раскладе свидетельствует о том, что результат гадания следует трактовать как «Божий промысел», т.е., говоря по-русски, «как Бог даст!». Но эти карты, как уже упоминалось ранее, появились сравнительно недавно и ничего общего с изначальной системой не имеют. Посему в данной работе автор предпочел ими попросту пренебречь, учитывая так же тот факт, что даже гадатели крайне редко ими пользуются.

Старшие Арканы имеют свои собственные «имена» и порядковые номера, обозна-ченные на них арабскими (но иногда и римскими) цифрами, (в десятичной системе счис-ления). Каждый из Старших Арканов представляет собой самостоятельную единицу, никак структурно с другими Арканами не связанную.
На сегодняшний день известно 2 варианта нумерации Старших Арканов: от 0 до 21 (включительно) и от 1 до 22 (так же, включительно).
Автору неизвестно: какая из двух систем является наиболее правильной, но, исходя из логики значений самих Арканов, наиболее верной представляется система нумерации от 0 до 21.

Младшие Арканы, в подавляющем большинстве вариантов системы, (за исключени-ем упомянутой выше «системы Этейлы», а так же тех систем, которые на ней основаны), собственной порядковой нумерации не имеют.
Все Младшие Арканы разделены на 4 равные группы – масти:

Мечи – изображаются в виде мечей, (т.е. – оружия);
Жезлы (или посохи) – изображаются в виде символических жезлов, чаще всего из де-рева, даже имеющего листья и побеги, что символически указывает на некую добрую и созидательную силу, которую они представляют;
Кубки (или чаши) – изображаются в виде кубков, с вином, символизирующем напол-ненность (жизнью);
Пентакли (или динарии) – изображаются в виде золотых монет, на которых начертана пентаграмма.

В каждой масти имеется по 14 карт-Арканов, расположенных в порядке возрастания:
Туз (в значении единицы), двойка, тройка, четвёрка, пятёрка, шестёрка, семёрка, восьмёрка, девятка и десятка – на каждой из этих карт имеется изображение именно та-кого количества мечей, кубков, пентаклей или жезлов, (впоследствии, мы, для удобства, условно будем называть их «цифровыми» Арканами). Иногда этим всё и ограничивается, но иногда карта представляет собой целую картинку, изображение которой поясняет смы-словое значение данного Аркана, но наличие конкретного количества мечей, кубков и т.д. – обязательно.
Далее следуют «персонные карты»:
Младший валет – Вестник (иногда – Паж или собственно Валет);
Старший валет – Всадник (или Рыцарь);
Король и Дама.
В вопросе первостепенности Короля и Дамы имеются серьёзные разночтения: одни источники вообще не уточняют того, в какой именно последовательности они должны стоять, другие считают, что сначала идёт Дама, а выше неё – Король, третьи же – наобо-рот. Но, основываясь на логике порядка положения Старших Арканов, автор считает, что правильный ряд должен выглядеть так: Вестник, Всадник, Король, Дама (подробнее о причинах такого утверждения ниже).

Каждая из мастей имеет свое собственное смысловое значение, но и каждая из входя-щих в неё карт имеет собственное «цифровое» значение, основанное на символике числа, таким образом, каждый из Младших Арканов несёт в себе информацию и числа, и своей масти. Происходит наложение двух информаций, рождающих третью – собственный смысл данного Аркана.

Некоторые исследователи склонны проводить параллели между смысловыми значе-ниями Арканов Таро и хорошо рассмотренными в психологии «архетипами Карла Густа-ва Юнга», но это не совсем верно.
Во-первых, потому, что при таком подходе явно путаются причина и следствие, ведь не Юнг дал значение Арканам, пользуясь своей «теорией архетипов», а наоборот, сама эта теория родилась под влиянием Таро. И не стоит забывать тот факт, что сам Юнг вырос в семье, где все женщины – его мать, бабушка две тёти и старшие сёстры профессиональ-но занимались магией, спиритизмом и гаданием; так что с Таро Юнг был знаком с самого детства.
Во-вторых, потому что Таро, действительно непосредственным образом связано с пси-хологией, но, если мы хотим обозначить то направление в современной психологической науке, которое наиболее близко Системе Таро, то это будет не «Аналитическая психоло-гия» Юнга, а «Гештальтпсихология», как проявление в психологии кибернетики.
В-третьих, Таро непосредственным образом коррелирует не только с психологией, но и с алхимией, философией и другими науками. Вот рассмотрению этой стороны вопроса и посвящена данная работа.


1.4. Гадание или предсказание?

Прежде всего, хочется обратить внимание на один важный аспект этой работы.
Не смотря на то, что данное исследование, в целом, посвящено не гаданию «на Та-ро», а научному подходу к системе, нельзя просто так закрыть глаза на то, что в последние века главным предназначением Арканов Таро в повседневной практике было именно га-дание. Поэтому, в целях ознакомления с Системой Таро со всех сторон применения, ав-тор счёл необходимым посвятить несколько последующих разделов исключительно гада-тельной практике, тем более, что это поможет лучше понять построения, представленные в заключительной части книги. Не говоря уже о том, что это, по меньшей мере, – справед-ливо!
Однако если читателя интересуют исключительно сугубо научные вопросы, а такую несерьёзную, с его точки зрения, вещь, как гадание он рассматривать попросту не наме-рен, автор советует ему пропустить этот, а так же три последующих раздела.

В нашем современном технократическом обществе ценится исключительно точность. А потому, всё, что способно её обеспечить, принято считать нужным, верным, что почти соответствует по смыслу понятию «законным».
Однако, не смотря на всеобщую победу научно-технического прогресса, интерес лю-дей к вопросам о том, «что же ожидает их в будущем?» ничуть не угас, скорее даже на-оборот – только усилился. Такова уж психология человека: чем больше в мире появляется машин и механизмов, призванных облегчить жизнь человека, тем сильнее и быстрее чело-век попадает в зависимость от этих «помощников»; а это только обостряет растущее чув-ство неуверенности в завтрашнем дне, вызванное потерей контроля человека над собст-венной жизнью.
В такой ситуации количество желающих получить предсказание будущего неуклон-но растёт, а, как известно, «спрос определяет предложение». Следовательно, число пред-сказателей растёт тоже. Но те же предсказатели – тоже люди, и им тоже хочется, чтобы их труд был почётен и уважаем, поэтому они «стесняются» слов «гадание» и «гадатель», предпочитая именовать себя «прорицателями», «гностиками», «предсказателями» и т.п.
В рамках исследуемой темы, необходимо чётко определить, что стоит за каждым из этих понятий?
Прорицание – это «способ предвидения будущего», при котором прорицатель получа-ет некое «Божественное откровение», используя своё собственное мистическое видение.
Гностика – это «способ предвидения будущего», при котором адепт, непременно на-ходящийся в рамках некого духовного или религиозного учения, опять же, получает некое «Божественное откровение», используя своё собственное мистическое видение.
Как нетрудно убедиться на приведённых примерах, ни первый, ни второй «способ предвидения будущего» никакого отношения к знаниям не имеет! Базой для этих спосо-бов служит лишь личная интуиция конкретного адепта и его способность входить в изме-нённое состояние сознания.
Предсказание – это «способ предвидения будущего», при котором, вне зависимости от базы, на которой основывается сам адепт, озвучивается некое событие (или события), под- час просто рокового характера, которое НЕПРЕМЕННО и ОБЯЗАТЕЛЬНО произойдут в жизни вопрошающего и которых нельзя ни изменить, ни избежать.
Пример подобного предсказания описан А.С.Пушкиным, в его «Песне о Вещем Олеге»: «И примешь ты смерть от коня своего!». При таком подходе наблюдается ряд харак-терных моментов:
1. Чаще всего само предсказание, хоть и является, на первый взгляд, весьма конкрет-ным ответом на вопрос, на деле носит весьма расплывчатый, мало понятный смысл, суть которого, в большинстве случаев, остаётся непонятной самому вопро-шающему;
2. Предсказатель даже не пытается помочь вопрошающему разобраться в сути вопро-са, а тем более, помочь ему как-то преодолеть сложившуюся ситуацию, которую считает «Предопределением свыше»;
3. При таком подходе сам предсказатель изначально действует в рамках некой ОДНОВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ возможного развития будущего, полностью ис-ключающей любую возможность корректировки.
Гадание – это «способ предвидения будущего», при котором гадатель, используя за-ранее выбранную систему, помогающую «рассчитать возможные варианты развития со-бытий», делает заранее определённый расклад элементов этой системы, в строго опреде-лённой последовательности, по определённым зонам, каждая из которых (исходя из усло-вий системы) «отвечает» за ту или иную сферу жизни вопрошающего. И, на основании того, в какую именно зону тот или иной элемент попал, соотносит смысл этого символа, со смыслом названия данной зоны.
Гадатель, используя свои ЗНАНИЯ и опыт, как бы, «складывает пазл», решая свое-образную головоломку. При этом, гадатель всегда определяет и объясняет вопрошающе-му, что является причиной данной ситуации; какие конкретно силы влияют на её разви-тие; насколько верны оценки ситуации самим вопрошающим; насколько те цели, которые вопрошающий ставит перед собой, соответствуют тому, чего именно ему следует доби-ваться; а также то, как именно следует вопрошающему поступить, когда и какие действия ему предпринять, чтобы избежать опасности и добиться желаемого результата.
Таким образом, гадание – это «способ предвидения будущего», при котором гада-тель всегда использует МНОГОВАРИАНТНУЮ МОДЕЛЬ возможного развития будуще-го, учитывающую то, как различные факторы способны усиливать, ослаблять или полно-стью нейтрализовывать друг друга.
Именно по этой причине ответ гадателя никогда не бывает однозначным, что и по-служило основой для ставших уже «притчей во языцах» насмешках над гаданием, как способом познания истины.
Автор так подробно остановился здесь на проблемах, связанных непосредственно с гаданием, по той простой причине, что предметом данного исследования является систе-ма, наиболее часто употребляемая именно в гадании. И, исходя из вышеизложенного, в дальнейшем автор будет использовать исключительно термин «гадание», не пользуясь никаким другими.
Так как сутью самого процесса гадания является не что иное, как чтение и интерпре-тация символов, автор будет опираться на знания о Системе Арканов Таро, свойствен-ные гадателям, которые данную систему изучали наиболее долго и подробно.
Однако это вовсе не означает, что целью данной работы является попытка автора преподать читателям некие «уроки гадания», скорее наоборот! Как уже говорилось выше: целью данного исследования является попытка как можно более схематично, но, вместе с тем, детально, рассмотреть Арканы Таро с разных точек зрения, учитывая как тра-диционную практику гадательного Таро, так и различные оккультные, мистические, ал-химические и астрологические практики, а также попытаться воспроизвести то изна-чальное научное применение Таро, ради которого, по мнению автора, Арканы и были соз-даны.


1.5. Отечественная традиция гадания «на Таро».


Принято считать, что колода Таро появилась в нашей стране сравнительно недавно, в эпоху «перестройки», когда после падения «железного занавеса» к нам с Запада хлынул целый поток всевозможных «новоявленных и чуждых нашему человеку вещей». Такое по-ложение подтверждается также и тем, что среди многочисленной литературы, посвящён-ной теме гадания «на Таро», большая часть является переводной, а другая – хоть и напи-сана российскими авторами, но основывается исключительно на западноевропейской тра-диции. А это совершенно неправильно.
В России «карты Таро» имеют очень давнюю историю. Некоторые историки счита-ют, что впервые они появились при дворе Петра Великого, куда были привезены из Евро-пы либо им самим, либо кем-то другим из многочисленной плеяды «птенцов гнезда Пет-рова», которые, по приказу царя, отправились в Европу «штурмовать науки».
Согласно другим источникам, «карты Таро» использовались для гадания ещё при дворе Алексея Михайловича «Тишайшего» и даже при дворе Ивана Васильевича «Грозно-го».
Так или иначе, но совершенно очевидно, что гадание «на Таро» отнюдь не является исключительно приметой нашего времени, а имеет многовековую российскую традицию, идущую, по меньшей мере, со времён «Петровских реформ».
Попав однажды на необъятные просторы нашей родины, карты Таро практически повсеместно покорили сердца наших сограждан и, очень быстро распространяясь по им-перии, стали неотъемлемой частью российского быта. Во многих местах такое традици-онное для русского уклада явление, как семейное чаепитие за самоваром, с вареньем, да баранками, нередко сопровождалось ещё и гаданием «на Таро».
Причём, в данной связи речь идёт не только о процессе гадания «на Таро», как тако-вом. Как и многие ранее заимствованные русской культурой вещи, Система Таро, нало-жившись на российскую культуру, явила на свет совершенно новое направление в гада-нии, которое получило название «Русский расклад» или расклад «Русский платок».
Некоторые исследователи Таро называют его «цыганским гаданием», но между эти-ми способами есть существенные качественные отличия, причём, «цыганское гадание» куда примитивнее «Русского платка» и, скорее всего, является его упрощённой версией.
Своё название расклад «Русский платок» получил от традиции раскладывать карты не на «голом столе» и не на обеденной скатерти, а на женской шали, свойственной рус-скому народному костюму. Причина этого восходит к традициям народной магии, соглас-но представлениям которой, любая вещь повседневного быта, а, в особенности, продукты питания, способна накапливать информацию и в последствии передавать её хозяину вещи или внутренним органам человека (в случае, если речь идёт о пище).
Именно по этой причине, наши предки, как и современные монахи, всегда начинали свою трапезу с молитвы, а колдуны часто использовали заговоры «на воду». При таком понимании процесса передачи информации, становится совершенно очевидно, что кар-точный расклад, несущий некую информацию (которая вполне может оказаться и нега-тивной), совершенно неприемлем ни на письменном столе, ни, тем более, на обеденном столе или обеденной скатерти. В данном случае, сам женский платок (или шаль) выполня-ет роль своеобразного «изолятора» информации, предотвращая её попадание на предметы повседневного обихода или продукты питания.
Для этой цели многие профессиональные гадатели используют специальные скатер-ти, а наши предки пользовались женскими платками. Существует несколько объяснений именно такого выбора. Некоторые исследователи говорят о том, что женщина снимала с головы платок, расстилала его на столе и на нём раскладывала карты, чтобы её мысли лучше передались им. Подобное объяснение представляется, по меньшей мере, надуман-ным по двум причинам.
Во-первых. В таком случае, по окончании гадания, той самой женщине придётся сно-ва взять свой платок и надеть его на голову, вместе со всей информацией карточного расклада, а это прямо противоречит самой сути идеи «изолятора» информации и является куда более худшим вариантом, чем использование для гадания обычного обеденного сто-ла.
Во-вторых. Практика показывает, что среди людей, обращающихся в качестве «во-прошающих» за советом к гадателям и гадалкам сравнительное количество женщин и мужчин примерно одинаково. В таком случае возникает вопрос: «Откуда берут платки мужчины?».
Подобное объяснение родилось на базе устойчивого стереотипа мышления, рисую-щего в нашем воображении яркую картинку того, как некая застенчивая и раскраснев-шаяся юная девушка входит в полумрачную комнату, уставленную свечами и черепами, где в дальнем углу восседает старая и беззубая цыганка, вся обвешанная бусами, подобно рождественской ёлке. Трепещущая от страха девушка, с замиранием сердца спрашивает её: «Скажи, когда же я выйду замуж?». В ответ старая цыганка злобно усмехается и предрекает ей «казённый дом», «дальнюю дорогу», «богатое замужество» или «венец безбрачия».
Этот яркий, но совершенно оторванный от реальности образ возник в нашем созна-нии благодаря художественной литературе и многочисленным фильмам. А туда, в свою очередь, попал с легкой руки писателей-романистов никакого представления о принципах гадания не имеющих, а стремящихся лишь к тому, чтобы создать, как можно более кра-сочный и запоминающийся образ, способный привлечь читателей. Сам же этот образ был навеян им ярмарочными балаганами, где разряженные шарлатаны, окружив себя всевоз-можным таинственным антуражем, попросту дурачили людей, зарабатывая на этом обма-не неплохие деньги. Что, к сожалению, повторяют почти все современные «профессио-нальные гадалки» из «магических салонов».
Кроме того, не стоит забывать о том, что сами цыгане появились «на гадательном небосклоне» относительно недавно, а раньше эта роль была прерогативой исключительно храмовых жрецов или странствующих волхвов-волшебников. А в вопросе о несерьёзности самого процесса гадания, интерес к которому свойственен лишь юным и неразумным де-вушкам, хочется отметить, что в почти безбожном и, более чем прагматичном, Древнем Риме, гадание являлось, чуть ли, не государственной политикой, при помощи которого сенаторы и сами императоры решали вопросы налоговой политики, войны и мира, а так- же планов дальнейшего расширения империи.
Автору же представляется, что традиция карточного расклада именно на платке, то-же восходит к древней магической практике. Дело в том, что привычные нам русские ша-ли «с жостовскими розами» появились сравнительно недавно, а в старину женские платки украшали растительным орнаментом, являющимся, по сути, стилизованным изображени-ем древнейших магических символов, служащих хозяйке, в качестве оберега. При таком понимании, роль платка как «изолятора» информации полностью подтверждается и даже усиливается.
Немного забегая вперёд, скажем, что столь подробное рассмотрение расклада «Рус-ский платок», в рамках данного исследования, имеет определённые причины.
Во-первых. Исследуя Систему Таро, просто нельзя не коснуться вопроса о гадании. И, в рассмотрении этого вопроса, представляется необходимым проиллюстрировать сам процесс гадания на наглядном примере.
Во-вторых. Выбирая, в качестве примера способа гадания именно расклад «Русский платок», автор отчасти руководствовался патриотическими соображениями. Дело в том, что, несмотря на поистине повсеместную отечественную практику использования именно этого расклада, в литературе, посвящённой гаданию «на Таро» (заметьте: написанную на русском языке и русскими же авторами!) речь идёт лишь о европейских традициях, а об этом раскладе нет ни единого слова! Посему, посвятив этому раскладу целый раздел дан-ного исследования, автор стремится восстановить историческую справедливость.
В-третьих. Расклад «Русский платок» качественно отличается от европейских ана-логов тем, что в каждой зоне расклада гадатель выкладывает не один, а сразу два Аркана, что втрое увеличивает информативность самого гадания (читается смысл каждого из Ар-канов отдельно, плюс смысл образа «наложения Арканов»). Именно это качество Таро будет подробно рассмотрено в заключительной главе данного исследования.
Таким образом, для наглядной иллюстрации, демонстрирующей практическое при-менение выдвигаемых автором гипотез, расклад «Русский платок» подходит больше все-го. В отличие от традиционных европейских раскладов, таких как, например, «Кельтский крест», где так же много зон, но в каждой из них расположено всего по одному Аркану; или «Система Этейлы», где зон всего четыре, Арканы трактуются последовательно и ни-как между собой не связанно, да ещё и само толкование носит весьма своеобразный, ра-дикально отличающийся от всех остальных систем, характер; расклад «Русский платок», по своему смысловому содержанию, ближе всего стоит к самой изначальной идее Систе-мы Таро, какой она представляется автору данного исследования.


1.6. Гадальная доска.

Немного отвлекаясь от предмета нашего непосредственного исследования, стоит оп-ределиться с процессом гадания, как таковым.
Ранее уже говорилось о том, что гадание, как способ прогнозирования будущего, ка-чественно отличается от предсказания или пророчества. В случае с предсказанием, раз-ница состоит, преимущественно в том, что гадание использует многовариантную модель прогнозирования будущего, а предсказание - одновариантную. Отличие же гадания от пророчества заключается в использовании в процессе гадания всевозможных дополни-тельных средств прогнозирования, в то время как пророки, в своих прогнозах, руково-дствуются исключительно собственным «духовным видением».
Исходя из классификации различных дополнительных средств гадания, все извест-ные его способы можно условно разделить на две группы: предметное и беспредметное гадание. Ко второй группе относятся такие виды, как гадание на кофейной гуще, на воске, по воде, по полёту птиц и т.д. Все эти виды гадания чем-то схожи с пророчествами и даже с предсказаниями.
Во-первых, они основываются на аналогии своих собственных внутренних психоло-гических гештальтов с видимыми образами, что имеет много общего с «внутренним ду-ховным видением» пророков.
А, во-вторых, так же, как и предсказания, существуют исключительно в рамках од-новариантной модели возможного развития будущего.
Предметное же гадание всегда производится с использованием специально предна-значенных для гадания предметов и, по своей сути, является неким аналогом игры. Хоро-шим примером такой аналогии является сравнения предметного гадания и игры «в шах-маты».
Для того чтобы играть «в шахматы» необходимо иметь определённый набор исход-ных составляющих: играющие – двое шахматистов; правила игры; шахматные фигуры – предметы; а так же специальная шахматная доска – расчерченное поле, на котором сами шахматисты и осуществляют игру, т.е. передвигают шахматные фигуры (предметы), по заранее установленным правилам.
В случае с предметным гаданием, наблюдается тот же самый порядок. Имеется: дей-ствующие лица – гадатель и «вопрошающий»; способ гадания – правила игры; предметы – руны, кости, монеты, бобы и т.д.; а так же специальная «доска для гадания», расчерчен-ная специальным образом на некие зоны, каждая из которых имеет своё собственное на-звание, указывающее на то, как и в отношении какой именно сферы жизни «вопрошающе-го» следует трактовать, выпадающие туда предметы.
Гадание, с использованием Арканов Таро (равно как и обычное карточное гадание, с использованием колоды игральных карт, которая, как мы с вами уже выяснили, является сокращённым вариантом Таро), тоже является предметным гаданием, с той лишь разни-цей, что никогда не использует специальную «гадательную доску». В случае с Таро, на-личие этой доски, как бы, подразумевается, а сами Арканы выкладываются в строго оп-ределённом порядке, который называется «гадательным раскладом», в специально отве-дённые места, называемые «зонами расклада», смысл которых полностью соответствует зонам «гадальной доски» или сути идеи «астрологических домов», принятых в астроло-гии.
Подробное описание самого «гадательного расклада», так же как его зон и их смы-слового содержания, влияющего на трактовку Арканов, будет рассмотрено в следующем разделе.

1.7. Расклад «Русский платок».

В этом варианте гадательного расклада используется колода Арканов Таро, где все Ар-каны, как Старшие, так и Младшие произвольным образом перемешаны.

Первый этап.

Гадатель и вопрошающий садятся за стол, и гадатель просит вопрошающего сосре-доточиться на своём вопросе или своей проблеме, т.е. – «настроиться на неё» или даже – «немного помедитировать о ней». После этого, гадатель тасует колоду и предлагает во-прошающему сдвинуть карты левой рукой. (Внимание на левой руке акцентируется пото-му, что левая сторона человеческого тела в магической практике, традиционно считается связанной непосредственно с подсознанием.)
После этого гадатель достает обнажившуюся в результате сдвига карту и трактует её значение, которое символизирует то душевное состояние, в котором сам вопрошающий в данный момент времени пребывает, а также характеризует его проблему.

Второй этап.

Гадатель снова тасует колоду, переворачивает карты «рубашкой» вверх и начинает поочерёдно снимать тройками карты, выкладывая их на стол столбиком «одну на одну», до тех пор, пока не появится искомая карта.
Искомой картой является Аркан, символически представляющий самого вопро-шающего.
Существует четыре варианта определения того, какой именно Аркан должен выпол-нять эту роль.
1. В «цыганском раскладе» классификация осуществляется «по цвету волос», но это в корне неверно, т.к. во-первых, не соответствует символике самих Арканов, а, во-вторых, в ситуации, когда все действующие лица являются либо блондинами, либо брюнетами, – просто не имеет смысла.
2. В системе Этейлы, это вообще может быть даже двойка кубков, что, с точки зре-ния логики самих Арканов, является полнейшим абсурд



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.