Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга играющего Тота 3 страница



 

3. Младшие Арканы.

Другой группой карт в Системе Таро являются Младшие Арканы, которые разде-лены на 4 равные группы по 14 карт в каждой. Эти группы называются мастями.
В каждой из этих групп – мастей имеется по 10 карт, изображающих некие предме-ты, символизирующие название масти, количество которых всегда равно номерному зна-чению соответствующего Аркана. Для удобства подачи материала мы в рамках данной работы будем условно именовать их «цифровыми» Арканами. Иногда на «цифровых» Арканах, кроме определённого количества предметов помещаются и другие изображе-ния, символический смысл которых поясняет смысл самого Аркана.
Кроме того, в каждой из мастей есть по 4 особых карты, которые имеют масть и всю её символику, но не имеют никакого числового обозначения. Это – Вестники, Всад-ники, Короли и Дамы. Эти Арканы мы, опять же для удобства изложения материала, в дальнейшем будем условно именовать «персонными» Арканами. Несмотря на отсутствие у «персонных» Арканов числового обозначения (что несколько «роднит» их со Старши-ми Арканами), всё же, они принадлежат к группе Младших Арканов и к соответствую-щей масти, а потому характер и принципы изображения их на картах соответствует об-щим принципам изображения Младших Арканов.

3.1. Масти.

В Системе Таро все Младшие Арканы, как уже упоминалось выше, разделены на 4 группы – масти: мечи, жезлы, кубки и пентакли, каждая из которых имеет своё симво-лическое значение и обозначает некий процесс, а также время года. Это обстоятельство широко используется в гадательной практике, т.е. способе делать предсказания при по-мощи Арканов Таро.
Стоит отметить, что в самой Системе Таро порядок последовательности мастей ни-как не уточняется. Они считаются равнозначными. В случае же если такой порядок опре-делить необходимо, как правило, руководствуются традициями практики гадания, в рам-ках которой, мастям присваивают значение по временам года, а Королям и Дамам – сим-волическое значение людей, с чётким определением их возраста.
Однако в данной работе автор опирался на идею главных из Младших Арканов – Тузов, символически воплощающих весь сутьевой смысл своей группы Арканов, относя-щихся к той или иной масти. Поэтому, с точки зрения мастей, как символов сменяющих друг друга времён года, а также, при рассмотрении персонных Арканов определённых мастей, исходя из роста и взросления самого человека, никакой логики не наблюдается.
По мнению автора, таким незначительным несоответствием можно с лёгкостью пре-небречь, учитывая тот факт, что упомянутые гадательные традиции увязывания Арканов со временами года или возрастом человека – значительно более позднее изобретение, а смысл Арканов Тузов является изначальной составляющей все системы.

3.2. Смысловое значение Арканов по мастям.


Назва-ние Смысловое значение Время года
и
стихия Символическое значение Процесс
Мечи «Замерзание», приостановка, «уход в подполье» В гадатель-ном раскладе: мечи всегда – «Арканы войны», т.е. они указы-вают на то, что на данную си-туацию оказывается влияние со стороны сил или людей, имею-щих отношение к военным или военизированным структурам, или же действия, которые про-исходят, носят агрессивный ха-рактер.
Зима,
стихия
огонь Власть, основанная на оружии и наси-лии, жестокость, черствость, агрессия Радикальное решение, вся-кое узкона-правленное действие, упа-док, запусте-ние
Жезлы «Получение урожая», итог долгого труда, признание за-слуг. В гадательном раскладе: жезлы всегда – «Арканы вла-стей», т.е. они указывают на то, что на данную ситуацию оказывается влияние со сто-роны сил или людей, имею-щих отношение к властным структурам.
Осень,
стихия
воздух Власть, дающая благо, собственная власть, т.е. – спо-собность прини-мать самостоя-тельные решения Действие на уровне чис-тых идей; получение итогового результата
Кубки «Зарождение нового», начало нового цикла, эмоциональное восприятие.
В гадательном раскладе кубки всегда – «Арканы чувств и люб-ви», т.е. они указывают на то, что на данную ситуацию оказы-вается доброжелательное влия-ние, а все действия, описанные этими Арканами, имеют эмо-циональную, чувственную или даже – дружескую или любов-ную окраску. Весна, стихия
вода Любовь, процве-тание, творчество, занятие искусст-вом, плодородие, здоровье, рожде-ние детей, бере-менность, т.е. – зачатие. Начало дви-жения, появ-ление новых перспектив
Пен-такли Плодородие, изобилие, накопле-ние богатств, имущество и всё то, «чем можно владеть».
В гадательном раскладе пентак-ли – это «Арканы имущества, денег, бумаг или документов», т.е. они указывают на то, что на данную ситуацию оказывается влияние со стороны сил или лю-дей, имеющих отношение к де-ловым или коммерческим струк-турам, или же действия, которые происходят, носят деловой или коммерческий характер Лето,
стихия
земля Благоприятство-вание, хорошая материальная ба-за, деньги, бумаги, документы, кон-тракты, связи, союзы и все, что связано с «мате-риальной сторо-ной вопроса» Интеллект, процесс идет «полным хо-дом», быст-рый и благо-приятный ре-зультат, на-копление бо-гатств и энергии, изо-билие, сила

 


3.3. Тузы.

Туз означает начало какого-то большого процесса, зерно, из которого вырастает что-то новое значительное; точка отсчета
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевернутое» положение Ар-кана
Мечи Символ: «Я хочу!»; Зерно силы; новый волевой акт, решимость, мужество, ини-циатива (Считается, что этот Аркан сим-волизирует меч Александра Македонско-го, который разрубает Гордиев узел) Разделение, саморазрушение, подрыв сил
Жезлы Символ: «Я могу!»; новая идея, вы-ход на новый уровень понимания, изобретение, везение, возвышение Заблуждения, потеря смысла и цели, неприятие нового, неадекватное вос-приятие действительности
Кубки Символ: «Я чувствую!»; начало акта тво-рения, начало чувства, мир, гармония, радость, озарение Нестабильность, отсутствие чувств
Пентакли Символ: «Я имею!»; совершенство, пло-дородие, новые источники доходов, ве-зение, удача, большое богатство, «важ-ные бумаги», перспективы Богатство без счастья (здесь имеется ввиду, что даже в своей «перевёрну-той» позиции, Туз пентаклей сохра-няет своё благоприятное воздейст-вие, т.к. является одним из лучших Арканов, но всё же, требует некую жертву)


3.4. Двойки.

Двойки – Арканы воды, в том смысле, что они символизируют все, «что несёт» (к нам или от нас); это – единство и борьба противоположностей; двойственность во всём; объ-единение «ИНЬ» и «ЯН»; символ двуликого бога Януса
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевернутое» положение Ар-кана
Мечи Символы: «лёд» или подземная ре-ка»; потенциал Особых отличий не наблюдается, но при гадании, такое положение Арка-на усиливает «эффект скованности»
Жезлы Компромисс, равенство, дипломатия, сбалансирование (на Аркане изображены 2 параллельных жезла и, если его рас-сматривать в горизонтальном положе-нии, то отчётливо виден арифметический знак равенства =) Особых отличий не наблюдается, но при гадании, такое положение Арка-на указывает на необходимость со-блюдать повышенную осторожность
Кубки Символ: «воды любви и жизни»; энергия любви, «жизненная сила» Противостояние, непонимание, проблемы с взаимопониманием
Пентакли Символ: «незначительная, но постоянная прибыль»; поступательное движение вперёд, не слишком быстрое, но неук-лонное, прибавление, постепенное нако-пление капитала Малорезультативная и «лихора-дочная» деятельность

 

3.5. Тройки.

Тройки – это Арканы фундаментальных, Божественных или Космических решений, определяющих весь дальнейший ход событий. Здесь уместно вспомнить всю символику числа «три», т.к. вся она имеет отношение к этим Арканам.
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Ар-кана
Мечи Решения при помощи агрессии и на-силия, ошибочные решения, недос-тижимость Заблуждения, ошибки иллюзии
Жезлы «Идея обретает форму, замысел обретает очертания», понимание, осознание, прак-тическое воплощение идеальных проек-тов Неправильное отношение к пред-лагаемой помощи, ошибочные решения
Кубки Решение старой проблемы, выздо-ровление, выход из кризиса Излишества, завершение дела с ничтожным результатом
Пентакли Контракты, возвышение, быстрое приумножение богатства, связи, сою-зы Хитрость, достижение целей «не-чистыми» способами

 


3.6. Четвёрки.

Четвёрки – Арканы времени и циклов; это твёрдые рамки формы, стремление удер-жать материю строго в рамках этой формы
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Ар-кана
Мечи Длительный период, задержка Несвоевременные действия
Жезлы Дисциплина, дисциплинированная мысль, стремление к порядку Особых отличий не наблюдается, но при гадании, такое положение Аркана указывает на излишний консерватизм
Кубки «Всепрощение», желание «служить своему кумиру», религиозный фана-тизм (т.е. – крайняя степень решений, принятых под влиянием чувств) Это тот редкий случай, когда «пе-ревёрнутая» позиция Аркана лучше его «прямой» позиции. Смысл: «новые возможности», новые знания, новые попытки ре-шения проблемы
Пентакли Закономерный успех, предсказуе-мость, надежность Особых отличий не наблюдается, но при гадании, такое положение Аркана может указывать на бес-порядок в делах

 

3.7. Пятёрки.

Пятёрки – это Арканы непредсказуемости, непредвиденных ситуаций, неожиданных поворотов, а также «текущих» решений, которые мы сами принимаем
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Ар-кана
Мечи Символ: «Прорыв!»; её сила направ-лена на разрушение, сметание всего, мешающего её движению; это выход за узкие рамки устойчивой системы Ненужные и неоправданные раз-рушения
Жезлы Новые возможности, новые сферы деятельности, отказ от всего ненуж-ного, «бесполезные усилия» (так же и в том смысле, что то, что мы хотим достичь самостоятельно, придёт к нам само, без всякого труда) Неопределённость, запутанность, невежество
Кубки Максимализм, бескомпромиссность, попытка эмоционального обновле-ния, возвращение к «старому-доброму» Разочарования, сожаления
Пентакли Иллюзии, материальные потери Пустая и бессмысленная растрата энергии


3.8. Шестёрки.

 

Шестёрка символизирует завершение перестройки, начатой Пятёркой. Это – символ мастерства, доведённого до совершенства, надёжность, законченность
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Ар-кана
Мечи Символ: «Прыжок слепца в пустоту, с вытянутыми руками»; самопожертво-вание, преодоление трудностей, до-рога Особых отличий не наблюдается, но при гадании, такое положение Аркана может указывать на за-стой в делах, затруднения с доро-гой, эгоизм
Жезлы Триумф, достигнутый тяжким тру-дом, признание заслуг, вдохновение, осознание своего Пути Ожидание, надежда
Кубки Воспоминания о былом, образы про-шлого, милосердие, помощь, доброта, «добрая старость» Корректировка планов
Пентакли Процветание, достигнутое тяжким трудом; здоровье, заслуженное бла-гополучие, милосердие «власть пре-держащих» Дисгармония; при гадании – бо-лезни, долги, дисбаланс между «духовными стремлениями» и «материальными потребностями»

3.9. Семёрки.

Семёрка – символ Реальности, Действительности.
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Ар-кана
Мечи Символ: «Переезд»; перемещение, корректировка, планы, проекты Непонимание и непризнание
Жезлы Творчество, вдохновение, искусство Неверно используемые таланты и идеи, неудачи, сомнения
Кубки Идеализм, привлекательность, ото-рванность от реальности Разумный выбор, достигнутая цель
Пентакли Символ: «Урожай»; «пожинание пло-дов», достижение цели, установление отношений, брак Вероломство, размолвки, неосто-рожность

3.10. Восьмёрки.

Восьмёрка символизирует стабильность, надёжность. Это, как бы, попытка остановить процесс на какой-то фазе.
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Ар-кана
Мечи Кризис, конфликт, преодоление инертной и пассивной материи Роковые обстоятельства
Жезлы Наука, обучение Возможная фальшь, ложь
Кубки Взаимоотношение разума и чувств: либо их согласованность, либо – рас-согласованность Трудновыполнимые задачи, от-решённость
Пентакли Логика, прямота, практичность, сдержанность, умение ждать Ханжество, заурядность


3.11 Девятки

Девятки – это «социальные» Арканы. Всякое их влияние непременно должно рассмат-риваться исключительно в рамках какой-то системы.
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Ар-кана
Мечи Страх перед будущими, беспокойст-во, страдание, разочарование, внеш-нее давление системы, давящий груз, вес Опасность болезни, насилия или обмана
Жезлы Утверждение в какой-то системе, обозначение своего места в ней Узость взглядов, потеря связи с действительностью
Кубки Интуиция, предчувствия, вообще - чувства Несовершенство, наивность, ошибки
Пентакли Процесс, набирающий рост, при на-личии большого потенциала, опреде-лённость, увеличение, добротность Потеря, недостижимость


3.12. Десятки.


Десятка – число, выводящее на новый уровень. Символизирует самопознание, «строи-тельство Своего Дома», т.е. того, что, собственно, и составляет базу системы
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Ар-кана
Мечи Символизирует некое препятствие, преодолеть которое необходимо Нежелание или невозможность двигаться дальше; успокоение на достигнутом
Жезлы Подъём после трудного периода Трудности в осуществлении идеи
Кубки Эмоция, которая окончательно сфор-мирована и может быть выражена; дружба, понимание, дом, счастье Низвержение, потеря друзей, ку-миров
Пентакли «То, чем мы владеем»; имущество; дом (строение), наследство Неустойчивость, неверный расчет


3.13. Вестники (младшие валеты).

Вестники изначально символизируют вести, известия, обращают внимание на то, что некие события являются качественно новыми в существующей ситуации, а так же указывают на то или тех, что, или кто эти известия несет. В гадании вестники могут выступать в роли людей, участвующих в текущих событиях, при чем, вне зависимости от их пола. Однако, в случае, если под вестниками подразумеваются именно люди, то это либо дети, либо взрослые люди, действующие в данной ситуации опосредованно, т.е. их действия вовсе не направлены на вопрошающего, а преследуют собственные це-ли и задачи, но косвенно воздействуют на вопрошающего.

Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Ар-кана
Мечи Завершение процесса; появление ре-зультатов. Сомнения, отсутствие цели.
Жезлы Процесс развивается по своим зако-нам. Он уже стал частью реальности и уже имеет определенные результа-ты. Неожиданные и неприятные вес-ти, колебания, задуманное обре-чено на провал
Кубки Подтверждение предчувствий, ис-полнение ранее предсказанного. Необходимость уточнения; смут-ные чувства
Пентакли Новости, как таковые; новые идеи, осведомленность. Алогичность, суетность, процесс нарушен необратимо


3.14. Всадники (старшие валеты).

Всадники – это носители новостей, которые способны изменить жизнь. Всадники все-гда выступают в роли событий или персонажей, которые действуют быстро, стреми-тельно и неотвратимо. Они в большей степени описывают характер действия, нежели его носителя или степень новизны. В гадании всадники тоже могут выступать в роли людей, участвующих в текущих событиях, также вне зависимости от их пола, однако, в отличие от вестников, всадники – всегда вполне конкретные люди, которые непосред-ственным образом с вопрошающим взаимосвязаны, но выступающие в его жизни в не-кой «второстепенной» или «эпизодической» роли.
Название масти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Ар-кана
Мечи Символизирует того самого воина-всадника, который стремительно мчится на своём коне, рубая саблей направо и налево. Это – бескомпро-миссные и окончательное решение – «разрубание» всех вопросов и про-блем. Конкретные дела. Резкое и окончательное прекра-щение всех связей и отношений. Обстоятельство непреодолимой силы, делающее невозможным воплощение планов и замыслов.
Жезлы Восторг и прорыв; вдохновитель и вдохновлённый; предприимчивый и благородный дух. Личность (или фактор), способная изменить ситуа-цию. Отсутствующий человек. Личность или фактор, принося-щий дополнительные осложнения.
Кубки Благоприятные события, прогресс, привлекательность Личность или обстоятельство, всегда действующее не вполне че-стно и скрывающее свои истин-ные намерения.
Пентакли «Утверждение закона и порядка». То или что вносит в ситуацию ясность, предсказуемость и стабильность. Любые действия в сфере науки и образования. Личностное обозначение делового парт-нера. Нерешительность, беззаботность. В гадании – глупец, дурак. (Здесь сле-дует отметить схожесть данного тол-кования со смыслом Старшего Ар-кана – Шут. Но причина в том, что, в случае с Арканом Шут, мы имеем дело не столько со смыслом Аркана, сколько с его традиционным назва-нием. Сутью же Аркана Шут явля-ется понятие нуля, пустоты, абсо-лютного «ничто», а так же абст-ракции и нелогичности, в самом вы-соком понимании этих понятий. Ко-гда же речь идет о значении «пере-вернутого» Аркана Всадник пен-таклей в гадательном раскладе, зна-чение «глупец, дурак» приобретает совершенно буквальный смысл, ука-зывающий на то, что человек, о кото-ром идет речь, попросту крайне глуп или поступает как настоящий дурак.).

3.15. Короли.


Короли олицетворяют Власть, могущество. Наиболее важны в гадательной практике, где всегда представляют конкретное лицо
Назва-ние мас-ти «Прямое» положение Аркана «Перевернутое» положение Аркана
Мечи Харизма, лидерство; закладка фун-дамента будущих действий. В га-дательном раскладе: это – почти всегда «человек в форме», т.е. должностное лицо, служащее в ар-мии или военизированной струк-туре, но возможен вариант, при ко-тором данный человек не имеет к армии никакого отношения, а дан-ным Арканом он обозначен по причине своей сильнейшей хариз-мы, авторитарности или жестоко-сти. Кроме того, мастью мечей в раскладе обозначаются еще и ста-рые люди. Возраст может варьиро-ваться. В случае с военным чело-веком, он вообще не определяется, а в случае с «гражданским» - это старик. Неоправданная черствость, придирчи-вость и даже – жестокость. В гада-тельном раскладе такое положение указывает на то, что Аркан находится «в падении», находится «в заточении», что означает, что лицо, о котором идет речь, либо в данный момент находится в неудобной или невыгодной для себя позиции, делающей его бессильным, либо страдает, болеет.
Жезлы Зрелость, мудрость, великодушие, благородство; событие, которое еще не стало частью реальности. В гадательном раскладе: обозначает должностное лицо, имеющего прямое отношение к власти Зрело-го мужчину, обладающего опреде-ленным авторитетом и собствен-ными убеждениями; возможно, - это человек, имеющий отношение к науке или образованию. (Возраст примерно 45 - 55 лет) Суровость, скупость, догматизм. В га-дательном раскладе такое положение указывает на то, что Аркан находится «в падении», находится «в заточении», что означает, что лицо, о котором идет речь, либо в данный момент находится в неудобной или невыгодной для себя позиции, делающей его бессильным, либо страдает, болеет.
Кубки «Власть, покровительство», свя-занные со сферами чувств, искус-ства, творчества.
В гадательном раскладе: обознача-ет доброго, внимательного, вдум-чивого (иногда – влюбленного) че-ловека. (Возраст примерно 20 – 40 лет) Легкомыслие, диструктивность.
В гадательном раскладе такое положе-ние указывает на то, что Аркан нахо-дится «в падении», находится «в зато-чении», что означает, что лицо, о кото-ром идет речь, либо в данный момент находится в неудобной или невыгод-ной для себя позиции, делающей его бессильным, либо страдает, болеет.
Пентак-ли Воплощение богатства, знания в области обустройства и строитель-ства чего бы то ни было; В гада-тельном раскладе: обозначает «опытный лидер, с блестящим умом, практик». (Возраст от 15 до 25 лет) «Тип коррумпированного политика».
В гадательном раскладе такое положе-ние указывает на то, что Аркан нахо-дится «в падении», находится «в зато-чении», что означает, что лицо, о кото-ром идет речь, либо в данный момент находится в неудобной или невыгод-ной для себя позиции, делающей его бессильным, либо страдает, болеет

 


3.16. Дамы.


Некое «женское», т.е. смягчающее и углубляющее качество. Наиболее важны в гада-тельной практике, где всегда представляют конкретное лицо
Назва-ние мас-ти «Прямое» положение Аркана «Перевёрнутое» положение Аркана
Мечи Максимализм, во всех проявлениях.
В гадательном раскладе: обознача-ет властную, жесткую и, наиболее вероятно, старую женщину.
Зло, крайне неблагоприятное влияние.
В гадательном раскладе такое положе-ние указывает на то, что Аркан нахо-дится «в падении», находится «в зато-чении», что означает, что лицо, о кото-ром идёт речь, либо в данный момент находится в неудобной или невыгод-ной для себя позиции, делающей его бессильным, либо страдает, болеет
Жезлы Подтверждение того, что события, описанные другими Арканами уже начались.
В гадательном раскладе: обознача-ет «образ Матери» - дружелюбная, понимающая, благосклонная.
(Возраст примерно 45 - 55 лет) Давление со стороны «властей», труд-ности.
В гадательном раскладе такое положе-ние указывает на то, что Аркан нахо-дится «в падении», находится «в зато-чении», что означает, что лицо, о кото-ром идет речь, либо в данный момент находится в неудобной или невыгод-ной для себя позиции, делающей его бессильным, либо страдает, болеет
Кубки Символы: «Возлюблённая», «Друг», «соратник».
В гадательном раскладе: обознача-ет молодую, привлекательную женщину, возлюблённую.
(Возраст примерно 20 – 40 лет) Противоречивость, непорядочность.
В гадательном раскладе такое положе-ние указывает на то, что Аркан нахо-дится «в падении», находится «в зато-чении», что означает, что лицо, о кото-ром идет речь, либо в данный момент находится в неудобной или невыгод-ной для себя позиции, делающей его бессильным, либо страдает, болеет
Пентак-ли Роскошь, комфорт, щедрость, по-кровительство, здоровье, процве-тание.
В гадательном раскладе: обознача-ет юную, незамужнюю особу.
(Возраст от 15 до 25 лет) Фальшь, комплексы, «дутое процвета-ние».
В гадательном раскладе такое положе-ние указывает на то, что Аркан нахо-дится «в падении», находится «в зато-чении», что означает, что лицо, о кото-ром идёт речь, либо в данный момент находится в неудобной или невыгод-ной для себя позиции, делающей его бессильным, либо страдает, болеет

 

4. Знаковая Система Таро

Когда-то давно, автору данной работы довелось обучаться в университете, на хими-ко-биологическом факультете. И на первой же лекции по «общей и неорганической хи-мии» преподаватель – молодая и симпатичная женщина-доцент – в качестве знакомства со студентами и возбуждения у них интереса к учёбе, задала очень интересный вопрос.
«Все вы решили стать химиками, - сказала она, – но знает ли кто-нибудь из вас, на-сколько стара сама эта наука? Химией люди занимались издревле и, так же издревле, пе-редавали своим ученикам накопленные знания. А как это сделать? В современной химии, мы используем для этого записи, в которых фиксируем протекающие химические реакции в виде химических формул. Но, ведь все так хорошо знакомые нам формулы, записывают-ся в стандартной системе, разработанной Дмитрием Ивановичем Менделеевым, в его «Периодической системе химических элементов», которая была создана всего около века назад. Как же люди раньше описывали течение химических реакций, если «таблицы Мен-делеева» перед глазами у них не было?». И тут аудитория смолкла!
«На самом деле, - продолжала преподаватель, – есть и другой способ описания хи-мических процессов. Это – тот самый способ, которым во все времена пользовались алхи-мики – описание химических реакций при помощи неких образов!». Позднее выяснилось, что эта самая женщина-доцент, в свободное от работы время, изучает историю алхимии, в качестве хобби. Она очень много рассказывала об этом на своих лекциях. Так что, хоть и не без известной доли юмора, автор данного исследования может гордо заявить, что в об-ласти алхимии имеет классическое университетское образование!
Рассматривая тему связи Системы Таро с химической наукой, нам, волей-неволей, придётся оперировать символами Таро, которые представляют собой некие ёмкие образы, весьма сходные с образным отображением химических элементов, используемым алхими-ками. Важно ещё учесть и тот факт, что сами алхимики, нередко пользовались Арканами Таро для описания химических реакций.
Так что, говоря в рамках данного исследования о химии, мы, прежде всего, будем го-ворить именно об алхимии, что не так уж и неверно, ввиду того, что разница между этими дисциплинами не так существенна, как принято считать. А состоит она, по сути, вот в чём: химия изучает химические элементы и вещества, а также характер связей между ними и способы их взаимодействий; алхимия же тоже изучает всё это, но и дополнительно – внутреннюю сущность человека, рассматривая его духовную трансформацию, как пря-мое отражение «в недрах человеческой души» тех самых процессов, которые присущи всей природе в целом, объединяя оба этих процесса в некий единый и неразрывный процесс самосознания материи.
Исходя из такого подхода, наша современная химия является составной частью древней алхимии, одним из её разделов. Не вдаваясь особо в вопросы о природе человече-ской души, мы можем совершенно спокойно изучать химию, в рамках алхимии, используя традиционные алхимические приёмы. Вот этим-то мы и займёмся в данном разделе.

По сравнению с привычными нам формулами, описание химических реакций, при-нятое в алхимии имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, оно чересчур громозд-кое и неудобное в использовании. Во-вторых, оно, по сравнению с привычной нам систе-мой, не совсем точное, в частности, понятие о количестве атомов или ионов, вступающих в ту или иную реакцию, там попросту отсутствует. В-третьих, само описание каждый ал-химик даёт на своём родном языке (ну, в лучшем случае, – на латыне – едином средневе-ковом языке науки), поэтому, для того, чтобы прочесть записи, нужно ещё предваритель-но изучить язык текста.
Однако среди всех этих недостатков имеется одно несомненное (с точки зрения че-ловеческого знания вообще) достоинство: эти описания просто невероятно красивы! При чтении, создаётся впечатление, что перед глазами не научный трактат, а какая-то поэма, полная ярких художественных образов. И не случайно один из самых знаменитых алхи-мических трудов, сохранившихся до нашего времени – «Химическая свадьба» Крисиана Розенкрейцера, долгое время воспринимался историками не как научная работа, а как своеобразный вариант средневековой поэзии. Были даже лингвистические труды, посвя-щённые поэтике данного произведения, авторы которых утверждали, что «Химическая свадьба» является первым в человеческой истории образцом символистской или футури-стической поэзии!
Всем химическим веществам алхимики присваивали имена античных богов и героев, а также – небесных объектов (которые, опять же, эти герои представляли), а реакции, про-ходящие между ними, описывались как взаимоотношения людей по примеру: любит – не любит; вожделеет; завоёвывает; довлеет; сохраняет; изгоняет (в смысле, вытесняет); же-нится, т.е. – вступает в брак и т.д. Если процесс взаимодействия веществ проходил «в присутствии катализаторов», алхимики говорили о том, что «свадьба состоялась в при-сутствии свидетелей». Причём, если речь шла о сплавах, то такой процесс именовался «благородный брак»; если реакция была обратимой – то это – «равный брак», а если необ-ратимой, то – «неравный брак» и т.д.
С помощью данной терминологии, можно попробовать выложить любую химиче-скую реакцию Арканами Таро, заранее условившись, что Старшие Арканы будут вы-ступать в роли тех самых античных богов, которые в алхимии олицетворяют химические вещества. Такая замена вполне допустима, т.к. для алхимика имя каждого конкретного ан-тичного бога было не более чем простым и коротким описанием основных качеств данно-го персонажа, эдаким ёмким образом-символом, включающим всю гамму его признаков; но той же способностью обладают и сами Арканы Таро. Именно по этой причине алхи-мики нередко ими пользовались.


4.1. Применение знаковой Системы Таро в химии.

Ввиду того, что Младшие Арканы никак в системе химических элементов и ве-ществ не представлены и почти никогда ни богов, ни героев не олицетворяют, автор пред-положил, что они могли использоваться в качестве знакового обозначения, - своеобразных маркеров. При этом, исходя из логики символизма значения мастей, можно сделать вывод о том, что масти мечей (как символа страсти, радикальных решений, внезапного прогрес-са или резкой остановки), а так же масти кубков (символ чувств, эмоций и любви) – должны обозначать собственно процессы, происходящие с веществами, а масти пентак-лей и жезлов – должны выполнять некую вспомогательную функцию; причём, пентакли, в силу их неразрывной связи с материальным миром, должны выступать в роли числовых обозначений, а жезлы (традиционно считающиеся символом воздушной стихии) призваны указывать на то место, которое каждое из вступающих в реакцию веществ должно зани-мать (исходное; промежуточное; конечное и т.д.).

Примером такого подхода может служить классический пример обратимой окисли-тельно-восстановительной реакции взаимодействия соляной кислоты и пищевой соды, с выпадением с осадок поваренной соли и образования воды:

HCl + Na(OH) ; NaCl + H2O

Согласно канонам традиционной алхимии, описание этой реакции должно выглядеть примерно так:
«Злой Колдун, несущий Смерть был повержен Колесницей, с Великим Магом и Верховной жрицей и обращён к добру. Верховная жрица благословила и Мага и Кол-дуна, призвав их ей служить, и стала их властительницей, а Колесница увлекла Смерть на землю, неся богатство людям. Но, совершив свой круг, Колесница вернётся и тогда Колдун снова озлобится и вновь понесёт Смерть, а Колесница с Великим Магом и Вер-ховной жрицей умчится прочь».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.