Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мотивация и целеполагание. Просмотр видеофрагмента х\ф «И.Грозный» С. Эйзенштейна.(800)



Интегрированный урок литературы и истории (7-й класс) « Образ Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Цели урока:

Ø рассмотреть героев поэмы М.Ю. Лермонтова как представителей своего времени через связь с историческим материалом;

Ø на основе сопоставления художественных образов показать преломление государственной политики Ивана Грозного в жизни людей XVI века;

Øприменять исторические знания для анализа художественных образов поэмы;

Øформировать творческие способности учащихся;

Øспособствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, опираясь на морально-религиозные ценности русского народа.

 

Ход урока

Орг. момент.

Мотивация и целеполагание. Просмотр видеофрагмента х\ф «И.Грозный» С. Эйзенштейна.(800)

Как вы думаете, какая будет тема урока?

И почему здесь присутствуют два учителя: литературы и истории? Какое произведение относящееся к 16 веку по литературе вы изучили?

Учитель истории:

Как вы думаете, какие черты личности Ивана Грозного нашли отражение в его художественном воплощении на страницах поэмы М.Ю. Лермонтова?

Учитель литературы:

Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к картине В.М. Васнецова «Иван Грозный». Художник запечатлел его именно таким, каким он представлен в былинах, поэмах, песнях и сказаниях, каким он сохранился в свидетельствах современников.

- Каков же царь?

Учитель истории: Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. На нем – истинно царское одеяние, тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью: золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор. В одной руке правитель крепко сжимает посох. И это совсем не опора. Государева рука держит настоящее оружие. Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Еще мгновение, и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. Так и в реальной жизни: подчинить себе государство, сломать его устройство и установить свой порядок, осовременив его и сделав максимально управляемым. Пусть и страшной кроваво-красной ценой. Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Волею судьбы, особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, скрытным, подозрительным, и, как следствие, одиноким. От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей, окружавших царя. Но можно было ли стать иным, будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, измен, интриг и убийств близких? Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.

Учитель истории:

В чем причина «грозности» царя? Что вы знаете об Иване Грозном? (сообщения РОМА! ДАНЯ!).

 

Учитель литературы:

Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного. И в конце урока мы постараемся ответить на вопрос: на чьей стороне правда?

Учитель литературы:

Итак, кто главный герой песни?

А кто главное историческое лицо? – царь Иван Грозный.

А кто любимец царя в песне? (Опричник Кирибеевич.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.