|
|||
Мотивация и целеполагание. Просмотр видеофрагмента х\ф «И.Грозный» С. Эйзенштейна.(800)Стр 1 из 8Следующая ⇒ Интегрированный урок литературы и истории (7-й класс) « Образ Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Цели урока: Ø рассмотреть героев поэмы М.Ю. Лермонтова как представителей своего времени через связь с историческим материалом; Ø на основе сопоставления художественных образов показать преломление государственной политики Ивана Грозного в жизни людей XVI века; Øприменять исторические знания для анализа художественных образов поэмы; Øформировать творческие способности учащихся; Øспособствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, опираясь на морально-религиозные ценности русского народа.
Ход урока Орг. момент. Мотивация и целеполагание. Просмотр видеофрагмента х\ф «И.Грозный» С. Эйзенштейна.(800) Как вы думаете, какая будет тема урока? И почему здесь присутствуют два учителя: литературы и истории? Какое произведение относящееся к 16 веку по литературе вы изучили? Учитель истории: Как вы думаете, какие черты личности Ивана Грозного нашли отражение в его художественном воплощении на страницах поэмы М.Ю. Лермонтова? Учитель литературы: Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к картине В.М. Васнецова «Иван Грозный». Художник запечатлел его именно таким, каким он представлен в былинах, поэмах, песнях и сказаниях, каким он сохранился в свидетельствах современников. - Каков же царь? Учитель истории: Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. На нем – истинно царское одеяние, тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью: золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор. В одной руке правитель крепко сжимает посох. И это совсем не опора. Государева рука держит настоящее оружие. Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Еще мгновение, и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. Так и в реальной жизни: подчинить себе государство, сломать его устройство и установить свой порядок, осовременив его и сделав максимально управляемым. Пусть и страшной кроваво-красной ценой. Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Волею судьбы, особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, скрытным, подозрительным, и, как следствие, одиноким. От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей, окружавших царя. Но можно было ли стать иным, будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, измен, интриг и убийств близких? Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова. Учитель истории: В чем причина «грозности» царя? Что вы знаете об Иване Грозном? (сообщения РОМА! ДАНЯ!).
Учитель литературы: Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного. И в конце урока мы постараемся ответить на вопрос: на чьей стороне правда? Учитель литературы: Итак, кто главный герой песни? А кто главное историческое лицо? – царь Иван Грозный. А кто любимец царя в песне? (Опричник Кирибеевич.)
|
|||
|