![]()
|
|||
Задачи. Формы и методы работыЦель
Гармонизация психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста Задачи • расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения; • развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления свои и других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации); • развивать эмоциональную регуляцию поведения; • формировать позитивное отношение к своему «Я».
Ожидаемые результаты: • формирование способности к осознанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей; • гармонизация эмоционального состояния детей; • снижение уровня тревожности и страхов; • стабилизация самооценки.
Формы и методы работы Занятия проводятся в доступной для детей форме с включением в себя приёмов активного обучения: 1. Психогимнастические упражнения (мимические и пантомимические) проводятся на заданную тему и позволяют ребёнку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику. 2. Элементы арт-терапии (музыка, изодеятельность). 3. Сюжетно-ролевые игры. 4. Релаксационные упражнения. Режим проведения занятий: Программа предназначена для проведения занятий с детьми в групповой форме, но может использоваться и для индивидуальных занятий. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 30 – 40 минут. Условия реализации программы: Оптимальные: - наличие у ведущих опыта коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста; - наличие специально оборудованной сенсорной комнаты; - количественный состав группы – 6 – 8 человек; - при формировании группы учитывать характер эмоциональных нарушений каждого ребёнка. Достаточно необходимые условия: - при отсутствии специально оборудованной сенсорной комнаты возможно проведение занятий в игровой комнате при наличии в ней мягких игрушек, необходимого раздаточного материала, аудиотехники, матов (ковриков) для проведения релаксационных процедур; - в процессе практической работы допустимо сокращение игр и упражнений или, наоборот, внесение различных дополнений, в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей. При использовании программы в развивающих целях, достаточно проведения по одному занятию по ознакомлению с эмоциями «страх» и «гнев». Предлагаемый избыточный объём материала по этим темам предназначен для коррекционной работы с детьми, имеющими соответствующие эмоциональные проблемы. Это следует учитывать при планировании и проведении занятий.
Мониторинг эффективности программыосуществляется с помощью: § использование обратной связи от участников занятий; § получение обратной связи от родителей (воспитателей); § сравнительного анализа результатов начальной и итоговой диагностики. Рекомендуемые методики: 1) Пиктограмма. Цель: выявление уровня знаний основных эмоций на основе распознавания различных эмоциональных состояний человека с помощью пиктограмм (Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция, СПб.: Речь, 2008, с. 53). 2) Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребёнка. Цель: определение степени выраженности эмоциональных проявлений. (Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие/ Авт.-сост. Г.А. Шалимова, - М.: АРКТИ, 2006, с. 36). 3) Методика «Паровозик». Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния. (Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб.: Речь, 2007, с. 92).
|
|||
|