|
|||
Заключение ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Заключение
В данном исследовании была рассмотрена биография, а также творчество Шакарима, что позволило сделать следующие выводы. Образование дает человеку хорошую интеллектуальную базу, но если не развивать эту базу, не дополнять ее то она со временем исчезнет. Любые знания должны иметь свое применение в жизни, иначе они забудутся. Знание должны так же обогащаться. В случае с Шакаримом Кудайбердиевом то он развивал и обогащал свои познания не из страха забыть пройденный материал, а из своего живого ума и желания познаний. Второй вывод – это то, что без желания отдельного человека невозможно чему-либо его обучить. Шакарим получил блестящее образование не потому, что Абай нашел к нему подход, приложил все усилия, чтобы у того было гуманитарное образование, а потому, что Шакарим имел большее желание учиться. Что касается влияние прочитанных книг на философию Шакарима… То третий вывод в том, что философия Шакарима формировалась в большей степени на его способности самостоятельно мыслить, наблюдать жизнь и делать нужные выводы, а вовсе не на знаниях работ мировых классиков. Но, тут не имеется в виду то, что прочитанные книги вовсе не повлияли на философию. Разумеется, Шакарим черпал знания из книг и книги производили на него впечатление. Все так и было. Тут подразумевается то, что независимость мышления поэта сформировало его философию и мировоззрение. Абай сыграл большую роль в судьбе Шакарима именно в детстве. Когда он стал заниматься его воспитанием и образованием. Именно Абай заложил фундамент будущего образования Шакарима. Занимаясь с ребенком внимательно и чутко, он отточил природные способности Шакарима к поэзии. Сочетание чуткости Абая по отношению к Шакариму и само желание Шакарима учиться и сыграли роль в его судьбе. Отсюда четвертый вывод, что желание человека обучаться чему-либо играет подавляющую роль. Если бы у Шакарима не было желания учиться, то вряд ли тот будучи взрослым человеком, занимающим высокий пост стал бы продолжать свое образование. И наоборот если бы у Абая не было желание заниматься образованием племянника столь усердно. Именно сочетание двух факторов: желание ученика учиться и желание учителя обучать его и сделало Шакарима Кудайьердиева тем, кем он вошел в историю. В итоге мы приходим к выводу, что прочитанные книги сами по себе не влияют на философию человека. Они не являются решающим фактором и не направляют мировоззрение человека сами по себе. Личная библиотека человека это только одно из орудий само образования и само по себе не оказывающая влияние. Желание человека и его свобода воли вот, что руководит его образованием, направляет мировоззрение и философию. Исследование актуально тем, что оно рассматривает вопрос формирования философии отдельного человека. Это исследование может рассматриваться как пример «белых пятен истории Казахстана» и послужить материалом для других культурологических исследований.
Литература и источники
1Абашин С. (2020) Национализм в средней Азии: в поисках идентичности. Санкт-Петербург. Алетейя, 394 с. 2 Аманжол А. (2005) Некоторые особенности перевода Л. Толстого Шакаримом. Семипалатенск, Абай. №1. 7 с 3 Амирбаев А. (1994) Мировоззрение Шакарима Кудайберды улы в культурно-историческом контексте. Алматы, с. 22 4 Аубакир Ж. М., Гайнуллина Ф. А. (2014) Творчество Шакарима Кудайбердиева и духовное бытие народа. Москва. «Просфешение», 5 с. 5 Ауэзов М. О., Аймаутов Ж. (1918) Поэты послеабаевской поры. Самипалатенск. Абай, №5, 32 с. 6 Ауэзов М. О. (1934) Поэтическое окружение Абая Эдибиет майданы («Литературная поэма»), 28 с. 7 Берлев О. Д. (2020) Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. Социальный слой «царских hmww». Москва. «Наука», 356 с. 8 Гайнуллина Ф. (2009) Философское наследие Шакарима и эстетические поиски XXI века Шакарим. №1.45-47 с. 9 Даль В. И. (2020) Толковый словарь. Москва. РООССА, Т.2, 624 с. 10 Дэвид Розали. (2021) Древний Египет. Москва, «Вече 2000», 463 с. 11 Есим Г. (20044) Казахская философия. Санкт-Петербург. Мысль, N 7. С. 54-65 12 Искакова Г. (2007) Политико-правовые взгляды Шакарима и современность. Алматы, Т. 5- с.180-190 13 Киселев Н.П. (2019) О московском книгопечатании XVII века. Москва, 2019, Наука 7 с. 14 Кудайбердиев Ш. (1991) Три истины. Алматы, 1991, 24 с. 15 Кудиярова А. (2001) Шакарим: поэт, мыслитель, человек. Нива, N 9. с. 203 16 Муканов С. (1995) Яркая звезда. Алматы Санат, 272 с. 17 Нурбосынова Л. (2003) Смысл жизни как социально-философская проблема в казахской философии начала ХХ века. Санкт-Петербург. Мысль. N 8. с. 14-25 18 Нысанбаев Э.Н., Барлыбаева Г.Ф. (2006) Философия Шакарима. Шакарим элеми. №1, с. 13-24 19 Рис Элвин и Брили (2019) Наследие кельтов: древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. Алетейя с. 395 20 Самарцева, Ю.А. (2014) История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. №12. с. 17-22 21 Сыдыков Е. Б. (2012) Шакарим. Москва. АО «Молодая гвардия» 385 с. 22 Узбекулы С., Туманова А. (2002) Идеал Шакарима Кудайбердиева. Семипалатенск. Фемида. №1 – с.18-53 23 Уэзерфорд Джек (2020) Чингисхан и рождение современного мира. пер. с англ. Е. Лихтенштейна. Москва ACT; Владимир: ВКТ, 459 с. 24 Шокбатарова, К. (2015) Духовное наследие великих. Владимир. Вести Семей. с. 42-59 25 Шыбынтаева М. (1998) Три истины – скромность, справедливость, доброта. Наше дело. с. 9 26 Янушкевич А. (2006) Дневники и письма из путешествия по казахским степям. Павлодар. ТОО НПФ, ЭКО, 390 с. 27 Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) «Три истины», «Каноны мусульманства». (2021 Июля 29) с // https://infopedia.su/17x123dc.html
|
|||
|