|
|||
Результаты и обсужденияРезультаты и обсуждения
Шакарим Кунанбердиев родился 11 июля 1858 года в предгорьях Чингистау сегодняшнего Абаевского района Семипалатинской области в семье интеллектуалов. Он получил на тот момент блестящее образование благодаря своему деде Абаю, брату своего отца, который в свою очередь был поэтом и просвещенным человеком. Именно Абай рассмотрел в племяннике задатки поэта и мыслителя и начал развивать его в гуманитарном направлении. (Сыдыков, 2012) Шакарим Кунанбердиев вошел в историю как философ, поэт, создатель письменной истории тюркских народов. Одним из его капитальных трудов была работа «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», которая вышла в 1911 году. (Сыдыков, 2012) Шакарим родился в центральной Азии в XIX веке. Он воспитывался и вырос в тюркском обществе, основанном в основном на кочевом скотоводстве. Люди кочевали целыми аулами, перегоняя свои стада с одной зоны для выпаса на другую. Между отдельными аулами, семьями возникали конфликты из-за территорий для выпаса скота. Решали эти конфликты вожди или главы родов. (Сыдыков, 2012) Тюркские народы средней Азии в XIX веке вплотную столкнулись с представителями европейских культур. XIX век – эпоха колониальных держав, которые осваивали просторы земного шара. От столь крутого поворота истории и встречи народов разных культур, которые говорят на разных языках и их образы жизни кардинально отличаются сыграли огромную роль в культурной жизни этих народов. (Сыдыков, 2012) Именно в этот период в средней Азии формируется сознание тюрок как единой нации. М. Аубакир, Ф. А. Гайнуллин предполагают, что рост литературной деятельности в Казахстане в XIX веке связан с осознанием казахов как единая нация. (Ауэзов, Аймаутов, 1918, цит. по Аубакир, Гайнуллина, 2014) Могу предположить, что вопрос роста литераторской деятельности в Азии связан с распространением образования, а не с тем, что тюркские народы стали мыслить себя нацией. Для среднеазиатских народов важнее было к какому роду относится человек и из какого он аула. Понятие «нация» пришло в Среднюю Азию из Европы, в частности и из России. (Абашин, 2020) Конечно, нельзя говорить, что колониальная эпоха внесла коренные изменения. Новая администрация внесла изменения в структуру высшей власти. Тюркские ханы сменились русским царем, а на уровне местной власти остались беи, волостные, которые выбирались среди представителей местных знатных родов. (Сыдыков, 2012) Нужно так же отметить, что литературные описания жизни тюркских народов того времени не во всем схожи с тем, что было в действительности. Из литературных описаний того времени появилось впечатление, что Тобыктинцы чуть не ежегодно яростно бились за выпасные места. Разумеется, случалось, что сильные аулы нападают на слабые. Однако, если схватки, которые происходили в реальности в XIX веке соответствовали тем, которые описывают в литературе, то от родов ничего бы и не осталось. (Сыдыков, 2012) Литературные описания порой отражают субъективное впечатление отдельных людей, и объективности в них мало. В действительности литературные описание многое преувеличивают, на то они и литературные. В казахском обществе консолидация традиций была высока. Единство общества, в первую очередь, скрепляли язык и традиции. Законы взаимопомощи и взаимовыручки строго соблюдались. Зажиточные родоправители всегда следили за сохранностью рода и первые помогали терпящим нужду. По сути, они богатели ни столько для себя, сколько ради процветания рода. Единство рода, соблюдение древних традиций, контроль за порядком и сохранением мира между отдельными семьями, родами и аулами была главная задача волостного правителя. (Сыдыков, 2012) Отец Шакарима Кунанбай занимал чиновничий пост и многое сделал для своего народа. О его отце сохранились записи, которые сделал поляк Адольф Янушкевич: «Кунанбай – большая знаменитость в степи. Сын простого казаха, одаренный от природы здравым рассудком, удивительной памятью и даром речи, заботливый о благе своих сородичей, большей знаток степного права и предписаний Корана, прекрасно знающий все российские уставы, касающиеся казахов, неподкупный судья и примерный мусульманин, плебей Кунанбай нашел славу пророка, к которому из самых отдаленных аулов спешат за советом люди. Избранный на должность волостного управляющего, исполняет ее с редкостным умением и энергией, и каждый его приказ, каждое слово выполняется по кивку головы.» (Янушкевич, 2006, цит. по Сыдыков, 2012) Кунанбай следил за соблюдением старины казахов и за новыми требованиями эпохи. Одно из таких новшеств оказалось образование, доступное не только знати, но и простолюдинам. Вожди родов понимали, что образование играет важную роль в жизни людей. И старались дать своим детям хорошее образование. (Сыдыков, 2012) В Казахстане в те времена грамотных людей было очень мало. Уметь читать и писать удел не многих. Кунанбай стал одним из первых кто начал бороться с неграмотностью казахов. Он нанял ногайских мулл и открыл школу, в которой учились казахские дети всех слоев общества. (Самарцева, 2014. - №12. - С. 50-56 цит. по Сыдыков, 2012) Что касается предметов, которые преподавали в школах то преимущественно были две основные дисциплины: изучение арабского языка с чтением на арабском Корана и прочих мусульманских книг, казахский язык тюркской грамматики на основе арабского алфавита. Книг на тюркском языке было мало, поэтому читали в основном на арабском. (Самарцева, 2014. - №12) Детей знатных казахов мусульман отправляли в медресе, где они получали знания необходимые в кочевом обществе тюрок того времени. (Самарцева, 2014. - №12) Но, помимо медресе с традиционным образованием, в самообразовании Шакарима большую роль сыграл поэт Абай. (Сыдыков, 2012) Ибрагим, сын Кунанбая от его второй жены Улжан, родился 29 июля 1845 года в родовом ауле в Чингистау, в местности Каскабулак. Малыш был живым и любознательным ребенком. Его бабушка Зере и мама Улжан были женщинами грамотными и начитанными. От бабушки и мамы Абай многое узнал о казахской культуре. Позже его отдали в медресе муллы Ахмета Ризы в Семипалатинске. (Сыдыков, 2012) Одаренному природными способностями, Абаю программы медресе было мало. Быстро освоив арабский и фарси, Абай начал читать произведения поэтов Востока – Навои, Низами, Саади, Фидроуси. Есть легенда, что в тайне от преподавателей медресе Абай посещал в Семипалатинске русскую православную школу, чтобы обучиться русскому языку. Но, освоил он его уже в зрелые годы. (Сыдыков, 2012) Абай собирал книги арабских, персидских, русских историков, ученых, которые давал Шакариму для чтения. Юноша с жадностью зачитывался этими книгами. Позже Шакарим сам начнет собирать книги. У него будет огромная библиотека, которую он собирал всю свою сознательную жизнь и которая позже была варварски уничтожена, сожжена революционерами. До сих пор открыт вопрос относительно списка книг, которые оказали на его творческую деятельность столь сильное влияние. (Сыдыков, 2012) Именно Абай сыграл в его образовании главную роль. Когда Шакариму было семь лет он потерял отца. Его отец крепкий мужчина в рассвете лет заболел и умер от туберкулеза. Мальчика взял к себе дядя Абай. Величайший казахский поэт Абай стал духовным отцом, наставником и учителем Шакарима. Мудрый и талантливый человек, он рассмотрел в племяннике задатки творческой личности и направил его развитие в нужное русло. (Сыдыков, 2012) Абай занялся образованием Шакарима. Абай понимал, что ограничивать образование только книгами арабских и персидских деятелей неразумно. Он хороша понимал, что знание мировой культуры откроет Шакариму горизонты возможностей. Абай давал своему племяннику работы древнегреческих, древнекитайских и древнеиндийских философов, знакомил с деятелями русской литературы. (Сыдыков, 2012) Абай научил Шакарима азам написание стихов и риторике. Именно благодаря внимательности и чуткости Абая Шакарим рос начитанным и умным юношей. Благодаря последнему он счастливо избежал той болезненной поры в отроческие годы. (Сыдыков, 2012) Так же юноша освоил азы изобразительного искусства и резьбы по камню. Он научился моделировать и шить одежду, создавал музыкальные инструменты (домбры, скрипки), умело управлялся с лошадьми, охотился с беркутом. (Сыдыков, 2012) Но, самым важным вложением в образования Шакарима оказались знания русского языка. Абай понимал, что хорошие знания русского языка поможет ему в жизни и даст ему возможность заниматься самообразованием, читая книги на русском. Абай считал, что Шакарим должен учить русский и нанял ему учителя Нурпеиса. Шакарим со всей серьезностью подошел к изучению русского языка. (Сыдыков, 2012) Абай в течение всей жизни оставался учителем Шакарима. Именно с его материальной поддержки Шакарим посетил центры образования: Турцию, Египет, Мекку, Париж. В этих странах он будет плодотворно работать в библиотеках: Александрии, Стамбула, Парижа. (Сыдыков, 2012) Что касается Александрийской библиотеке, то я думаю он там работал в большей степени с источниками, написанными на арабском поскольку арабы сожгли древнейшую Александрийскую библиотеку. Когда вождя арабов спросили, что делать с рукописями Александрийской библиотеки, вождь ответил, что если в них написано то, что написано в Коране, то они бесполезны, а если рукописи несут другие сведения, нежели изложены в Коране, то они опасны. Книги и рукописи в некоторых случаях представляли угрозу. (Розали, 2021) Из этих стран Шакарим привез много книг: работы античных философов, поэтов и ученых, Пушкина, Толстого, Тайлора, Гоголя, Шекспира и Гете. В его библиотеке была коллекция томов «Тысяча и одна ночь» и многие другие. (Сыдыков, 2012) В его библиотеке находились рукописные копии поэтов Востока – Хафиза, Фирдоуси, Саади, Физули. А также книги по мусульманскому праву, Коран, Библия, Тора. Среди рукописей были изречения Конфуция. Читая изречения китайского философа Шакарим поражался сходству принципов конфуцианства с его собственными. (Сыдыков, 2012) В 20 лет Шакарима выдвинули на должность волостного управляющего. Устроив волостную контору в своем ауле, Шакарим быстро втянулся в работу и понял, что сидеть в конторе у него не получится. Он начинает разъезжать по аулам и решать проблемы, разруливать споры уже на месте. Удивительно, но уже скоро в Чингизской налаживается спокойная жизнь. Соседи меньше ссорятся из-за выпасов. Слабые хозяйства окрепли, увеличивается поголовье скота. (Сыдыков, 2012) Ездя из одного аула в другой по степи Шакариму встречались редкие рощицы и могильные надгробья. Вскоре он понял, что за могильными надгробиями скрыта история отдельных родов, конкретных людей и событий. И это и есть сама история Казахстана, которую нужно собрать и записать. (Сыдыков, 2012) Абай в создании письменной истории Казахстана помогал Шакариму, давая ему книги: «Родословную тюрок» Абулгази Бахадур-хана, «История тюрок» Наджипа Гасымбека, «Благодатное знание» XI века. Так же Шакарим прочел «Историю пророков и царей» (полное название – «История царей и их жизней, рождений пророков и известий о них о том, что случилось во время каждого из них») Ат-Табари (914 г.), отца мусульманской истории. У Шакарима был этот труд на арабском и на древнетюркском, чагатайском языках. (Сыдыков, 2012) В Среднюю Азию ссылали анархистов, которые на новом месте находили себе собеседников из местной интеллигентности. Вот Абай и познакомился с Махаэлисом. Тот рассказал о демократичных движениях России, об идеях Белинского, Некрасова, Добролюбова, Чернышевского, Тургенева, Писарева, дал анализ положений народов в самодержавной России. В 1881 году Абай и познакомил Шакарима с Михаэлисом. Человек глубокого ума и эрудиции, Михаэлис немедленно взялся за просвещение в истории, географии, математики Шакарима. (Сыдыков, 2012) Михаэлис советовал читать не все подряд, а системно знакомиться с сочинениями Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Гете, Достоевского. Изучать труды Спенсера, Дарвина. (Сыдыков, 2012) Когда к Абаю приходили друзья подобные Михаэлису он приглашал Шакарима. (Сыдыков, 2012) С 1887 года в течение двенадцати лет подряд Шакарим избирался бием и действовал на уровне волостных и старшин в решении разных конфликтных ситуаций. Это ему не мешало быть вовлеченным в литературный клуб, который образовывался вокруг Абая. (Сыдыков, 2012) Таким образом работая и читая российских и мировых классиков Шакарима все сильнее тянуло к науке и философии. Вскоре он осознал, что становится рабом должности и в 1898 году оставил административные обязанности и посвятил себя творчеству и путешествиям. (Сыдыков, 2012) Одним из больших испытаний для Шакарима оказалась смерть дяди Абая и его сыновей в 1904 году. Потрясение было столь сильны, что Шакарим уехал в удаленные места Чингистау, где стал жить как отшельник. (Сыдыков, 2012) В 1931 году Шакарим будет обвинен в организации нападения на районный центр, а НКВД без суда расстрелял Шакарима. Шакариму было тогда 73 года. Тело Шакарима было сброшено в колодец, где оно пролежало до 1962 года. В 1962 году его останки перезахоронят в урочище Жандыбай рядом с могилой Абая. (Сыдыков, 2012) Несмотря на сожжение библиотеки поэта, плоды творческой и научной деятельности Шакарима Кудайбердиева сохранились. Шакарим Кудайбердиев внес огромный вклад в науку. Его капитальный труд «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» был издан в 1911 году. А в 1912 году были изданы три книги в одном томе: «Казахское зеркало» (Қазақ айнасы»), поэмы «Калкаман и Мамыр» и «Енлик-Кебек» Кроме этого Шакарим написал поэмы «Лейли и Меджнун», «Нартайлак и Айсулу», «Смерть Кодара», «Дума», «Жизнь забытого», роман «Адиль и Мария», сборник рассказов «Сад роз» (Байшешек бақшасы), также из под его пера вышло много басен, афоризмов, загадок и т.д. (Сыдыков, 2012) Шакарим Кудайбердиев не только читал и сочинял поэмы, но и сделал переводы с русского на родной язык А. С. Пушкина «Дубровский» и «Метель». (Сыдыков, 2012, 25, 40, 69) А также рассказы Л. Толстого («Ассирийский царь Асархадон», «Три вопроса», «Царь Крез»). (Аманжол, 2005, №1) Особенность перевода с русского на казахский язык заключалась в том, что Шакарим оставлял русские слова. Вот например: заседатель, закон, приказный, дознание, разбойник и другие. Почему Шакарим не взял аналоги из родного языка? Это сохранение имеет свое объяснение: во-первых, эти понятия уже употреблялись в казахском языке, а во-вторых, использование русских слов без перевода улучшало восприятие национальных особенностей. (Аманжол, 2005, №1) Блестящее владение русским языком, разнообразие интересов способствовало избранию Шакарима в 1903-1907 гг. членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского Географического общества. (Кудиярова, 2001, N 9) Посылом большинства произведений Шакарима было нравственное воспитание подрастающего поколения. Шакарим не стремился поднять народ на революцию, он был против крутых поворотов в структуре общества поскольку догадывался, что ни к чему кроме хауса и разрушений они не приведут. Он стремился и в работе, и в поэзии донести до людей, что нужно поменять свое отношение к жизни, воспринимать жизнь такой какая она есть. Шакарим призывал людей больше читать, стремиться получить образование, развиваться в духовном плане. Шакарим считал, что задача родителей и педагогов следить за развитием своих детей, то есть развивать в ребенке положительные качества, следить за тем, что он читает, с кем общается. Родители должны привить своим детям привычку нравственного поведения. «Неискушённость, малый жизненный опыт подталкивает молодёжь идти на поводу у чувственных влечений и предпочитать эгоистические желания общественному долгу», - писал Шакарим в философских думах «Сад подснежников». (Шакарим, цит. по Сыдыков, 2012) Поэзия Шакарим отличается философией. Стихи были емкими и конкретными. В своих памфлетах Шакарим обнажал человеческие пороки. Вот, например, два памфлета:
Грязным уловкам своим примененье нашли, В полный обмана и хитростей мир вы вошли. Стыд, доброту, воздержанье, скрутили в узду. Так поглядите, к чему вы в итоге пришли.
Спорили буйно, враждой раскололи народ, Темой пустою заткнуть попытались всем рот. Тот, кто сегодня – ваш друг, назавтра – ваш враг, Он миротворцем прикинется, наоборот.
(Шакарим, цит. по Сыдыков, 2012, 63)
Памфлет-обращение «к молодежи»:
Мечтай, молодежь, об особом пути. Пора нам от методов скверных уйти. Богатство от нас никуда не исчезнет, Нам надо мудрейшую личность найти.
Решайте, кому предпочтенье отдать Из лучших казахов. Нам нужно искать Носителя подлинных знаний о мире. Довольно нам жизнь без забот прожигать!
Но сколько б не знали – кругом все невежды. Попросим Абая, идем к нему!
(Шакарим, цит. по Сыдыков, 2012)
Обращение поэта имело особенность: призыв молодежи озаботиться о собственном пути. В своей философии Шакарим призывал людей жить в мире, стремиться к просвещению и искать свою дорогу. То же самое было и в само образовании. Читая, Коран, Библию, Тору, учение Дарвина, философию Конфуция Шакарим сохранял рассудительность, не впадая в крайности. Шакарим понимал, что разные культуры имеют сходства и различия и в поисках истины разнообразие не помеха, наоборот в этом разнообразии и есть истина. Шакарим толерантно относился не только, к религиозным и научным суждениям. Но, и к ненаучным практикам таким как оккультизм, спиритизм, экстрасенсы и маги Шакарим испытывал любознательность. (Сыдыков, 2012) Философия Шакарима направлена на человека. Она призывает стремиться к поиску истины через само образование. К истине можно прийти, через развитие ума, контроля над чувствами. Именно разумом человек может увидеть законы причины следствия. (Сыдыков, 2012) Шакарим утверждал, что, для решения глобальных вопросов общественного, научного или религиозного характера, нужно знать различные религиозные учения, научные теории, историю и читать работы ученых прошлого и своих современников. При этом у исследователя должен быть раскованный и независимый ум и при этом уважение и принятие мнения другого ученого. (Сыдыков, 2012) Шакарим задумывался над философскими, этическими, историческими и социально-политическими проблемами. Занимая должность волостного, он задумывался над реформами, которые нужны его народу. (Сыдыков, 2012) Шакарим как Абай размышлял о вопросах государства и права, не ограничиваясь проблемами Казахстана той поры. Он читал Аристотеля, Конфуция, знакомился с демократическими теориями своего времени. Задумываясь, что ждет народы и государства в будущем. Шакарим в своих размышлениях опередил свое время. Отводя большее место науке Шакарим понимал, что наука может принести и пользу, и вред обществу. Он понимал, что идеального государства и общества нет и не будет. Даже не будет спокойной жизни, если научные достижения будут применять во зло человечеству. Шакарим писал: «Просвещенные умы владеют тайнами ремесел, их возможности не ограничены. Но, где, в каком деле используют они свои знания? Шакарим писал: «Насколько я знаю, с помощью науки люди научились делать смертоносные орудия, нашли ядовитые газы, истребляют друг друга, как диких зверей, сильные превратили слабых в рабов, вся планета обагрена человеческой кровью. Пример тому Америка и Англия — государства, считающиеся самыми развитыми и цивилизованными». (цит. по Узбекулы, Туманова, 2002, №1) По мнению Шакарима, государство это гарант порядка и защиты интересов всех слоев общества, а правительство издает законы и должно обеспечить, чтобы все слои общества соблюдали законы, перед которыми все должны быть равны вне зависимости от сословия и материального достатка. (Искакова, 2007, Т.5) Шакарим понимал, что призывы революционеров, демократов, либералов и философов, которые считают, что, упразднив правительство люди заживут счастливой жизнью. Правительство необходимо для обеспечения закона и порядка иначе наступит вседозволенность, безнаказанность и хаус. (Искаков, 2007, Т.5) Шакарим считал, что нужно просвещенное правительство, которое обеспечит равный доступ к образованию вне зависимости от сословия и пола, даст людям равные избирательные права и уровняет всех перед законом. (Искакова, 2007, Т.5) Шакарим был независим и самостоятелен в своих суждениях. Он был тверд в суждениях, которые формировались годами при помощи размышления, наблюдений и чтения книг. Доказательством его независимости в суждениях служит его труд «Три истины», которому он посвятил тридцать лет (1898-1928). (Кудайбердиев, 1991 цит. по Аубакир, Гайнуллина, 2014) В рукописи «Три истины» Шакарим рассуждает о человеческом бытие. В трактате разработан путь к Нравственности, к Человечности и к Совести. Шакарим пишет: «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия». (Кудайбердиев, 1991цит. по Нурбосынова, 2003, N 8) Шакарим выделяет три составляющие нравственного пути: вера, наука, душа. (Есим Г., 2004, N 7) Под верой понимается вера в Бога и в бессмертие души. Наука понималась Шакаримом как путь познания всего. Душа нуждается в Совести. Согласно Шакариму, Совесть – это путь нравственного очищения, который приводит к нравственной жизни. (https://infopedia.su/17x123dc.html, 29. 07. 2021) М. Шыбынтаева выделяет скромность, справедливость, доброту. (Шыбынтаева, 1998) Шакарим выделяет материалистическую основу мира, его теологическое происхождение и совесть. Под материалистическим мировоззрением Шакарим понимал физическую основу мира, его природные законы. (Амирбаев, 1994) Шакарим выделяет пять аргументов материалистической основы: 1) Цикличность мира: природа круговорота этого мира. 2) Природное происхождение: все в этом мире имеет природное происхождение. То есть отрицание божественной природы. 3) Путь родства: повторение идей Мекена о том, что все разнообразие (растительного и животного мира) порождено морем. 4) Чувствительные восприятие: человечество воспринимает этот мир при помощи органов чувств. 5) Многообразие: каждая вещь уникальна и независимого происхождения. (https://infopedia.su/17x123dc.html 29. 07. 2020) В теологическое мировоззрение Шакарим отрицает Творца. Согласно Шакарима, совесть – это результат нравственного воспитания. (Амирбаев, 1994) Занимаясь поиском истины Шакарим анализировал и сопоставлял материалистическую и идеалистическую позиции. В итоге он приходит к выводу, что ни материализм, ни идеализм не приблизились к Истине. Шакарим выделяет свой путь к истине. Этот путь выложен терновником и состоит из проб и ошибок, переосмыслением старых основ и открытием новых. (Гайнуллина, 2009, №1) Шакарим анализируя теорию Дарвина приходит к выводу, что живые существа, включая и человека стремятся к благополучной жизни, к продолжению рода. Каждый ищет для себя то, что он считает жизненно важным. (Гайнуллина, 2009, №1) Зорко следя за научными открытиями мировой науки Шакарим читал исследования П. Гассенди, Р. Декарта, И. Ньютона, К. Линнея. Шакарим в своих рассуждениях о создании вселенной пользовался аргументами естественных наук. В своей философии он отрицал Хозяина-Творца. Шакарим писал: «Первопричина всех существующих, не исчезающих, хотя и изменяющихся, способных к росту и развитию, вещей — атом, наделенный силой вещества». (цит. по Нысанбаев, Барлыбаева, 2006, №1) Шакарим считал, что то, что реально есть в мире – это результат естественного происхождения, а не божественное создание. Шакарим писал: «Творца — нет, поскольку, как уже говорилось, все существующее создается самопроизвольно. Всякую вещь мы прежде всего постигаем чувствами… Если бы существовал разумный создатель-хозяин, отпала бы всякая необходимость в подобных природных причинах. Посмотрите на этот мир, сколько в нем многообразия… О чем это говорит? Да о том, что каждая вещь происходит сама по себе. Из этого видно, что Творца нет.». (цит. по Нысанбаев, Барлыбаева, 2006, №1) Аргументируя отрицание Творца Шакарим задумывается о противоречии в его взглядах естественных законов и спиритизма, магнетизма. Он задумывается как объяснить сверхъестественные способности человека такие как гипноз или умение общаться с душами умерших. Шакарим успокаивает свои сомнения тем, что, если эти явления есть значит они должны быть исследованы. Сверхспособности людей не появились сами по себе. Они имеют под собой объективную причину. Этой причиной Шакарим называл присутствие Создателя, Хозяина-Творца. (цит. по Нысанбаев, Барлыбаева, 2006, №1) В своих попытках поиска истины Шакарим приходит к открытию, что истина находится в душе человека. Шакарим пишет: «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю русским словом — совесть… Сердце человека, так и не поверившего в это, не смогут очистить ни одна наука, никакое искусство, ни один путь и никакой закон… Но, если человек в полной мере уверует в то, что совесть это первейшая потребность души, тогда ничто не сможет сделать его сердце черным и черствым». (Кудайбердиев, 1991) Шакарим был убежден, что путь к счастью, лежит через обогащение души и совершению добрых поступков. «Путь добрых поступков и есть наука совесть». (цит. по Кудайбердиев, 1991, 43) Шакарим считал, что совести можно воспитать людей с детства. Именно воспитание формирует либо не формирует в человеке совесть. (Нурбосынова,2003, N 8) Любопытно, что Шакарим использовал русский термин «совесть» в значении жизни в мире с собой и с окружающими. В толковом словаре русского языка В. И. Даля совесть это: «нравственное сознание в человеке; внутреннее сознание добра и зла; способность расценивать качество поступка». (цит. по Даль, 2020, Т. 2) Шакарим вошел в историю как мусульманский философ. Что касается религиозных воззрений Шакарима у нас складывается сложное впечатление. С одной стороны, Шакарим и отрицает Творца, если смотреть на его философию с позиции ислама. С другой стороны, он считает, что Творец есть и это разумная часть в человеке, что это Истина, вернее это природа человека стремиться к Истине. Рациональное мышление и есть божественная природа в человеке. Шакарим вошел в историю как культурный деятель не только благодаря совпадением факторов: это воспитание, которое ему дал Абай, люди с которыми общался Абай, образование, книги, но и самое главное его желание развиваться. Именно потому, что Шакарим Кудайбердиев сам был готов воспринимать и усваивать материал, терпеливо осваивать новые знания, вникать в детали, именно желание Шакарима развиваться и сделало Шакарима тем, кем он стал. Его философия развивалась и формировалась на базе реальной жизни, на наблюдениях и размышлениях Шакарима большей мере, нежели на прочтении им конфуцианство, Корана, Библии и работы мировых классиков Востока и Запада.
|
|||
|