Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Введение. Методология



Введение

 

Библиотека место публичного хранения книг, рукописей и их прочтения. Разные люди приходят в библиотеки, чтобы найти нужную им книгу и извлечь из нее информацию, которая им нужна. Есть много государственных библиотек: Ленинская, Историческая, Александрийская библиотеки и другие. А есть и частные библиотеки. Такие библиотеки отражают сферу интересов человека.

История библиотек и книгопечатание сама по себе очень интересна и многое говорит об эпохе.

В древних обществах таких как древний Египет доступность образования была ограничена. Грамотными были только знать, жрецы, небольшая численность интеллигентности, в которую входили писцы. (Берлев, 2020) Земледельцу, чтобы успешно выращивать пшеницу в древнем Египте не обязательно знать иероглифы и уметь их читать, а вот для жрецов, знати и фараона это знание было первостепенным. (Рис, 2019)

Но, при этом история знает случаи, когда книги были не нужны, их вовсе не было, как не было письменности. Например, древние монголы вовсе не имели письменности и это не мешало Чингисхану завоевать мир. (Уэзерфорд, 2020) А в обществе кельтов друиды передавали все знания устно. Знания друидов запрещалось записывать, чтобы они не попали чужим. (Рис, 2019)

В России книгопечатание было государственным делом, именно государство имело монополию на книгопечатание. Книги стоили дорого и позволяли их себе не все. Если в семье была хотя бы одна книга, это означало, что семья зажиточная. (Киселев,2019)

В XIX века в эпоху расцвета русской и зарубежной классической литературы и доступности образования, литература стала не только способом получить знания, но, и политическим оружием. Листовки с революционными призывами, книги социалистическими и демократическими теориями распространялись среди населения. Конечно, с распространением революционных движений государство боролось, но, как говорится в поговорке: «на чужой роток не накинешь платок». Все это распространялось среди интеллигенции, народовольцев, студентов. Люди в то время не имели никаких представлений о том, что из себя представляет революция, к какому хаусу и разрушению она приводит. Доступ книгопечатания и порой слабая цензура способствовали распространению идеологий, которые подрывали основы государства. Поскольку не все понимали, разрушающую силу новых идей.

Речь в данной статье не о пользе и вреде неконтролируемого процесса распространения информации среди масс, а о поэте и философе, чиновнике Шакариме Кудайбердиеве, о его пути по дороге просвещения.

Итак, мы ставим цель: выявить факторы, которые повлияли на формирование философских воззрений Шакарима Кудайбердиева.

Актуальность этой темы в том, что о Шакариме Кудайбердиеве и о его творчестве известно очень мало. До 60-ых годов XX века он был забыт официальной наукой, хотя Шакарил Кудайбердиев многое сделал как раз для официальной науки. Именно Шакарим Кудайбердиев первым написал историю тюрок Казахстана. За свои заслуги перед наукой он был принят в РГО.

Метод исследование – это анализ биографии Шакарима Кудайьердиева.

В качестве источников мы возьмем книгу из серии ЖЗЛ, статьи и книги ранних исследователей по данной теме. Хотя исследований по данному направлению очень мало.

В книге из серии ЖЗЛ Ерлам Сыдыков «Шакарим» автор излагает биографию и творчество Шакарима Кудайбердиева. В книге приведены описание биографии, некоторые стихи. (Сыдыков, 2012)

В 1918 году вышла статья «Поэты послеабаевской поры» о поэтах Казахстана. В ней рассматривается вопрос причин роста литературной деятельности. Авторы статьи предполагают, что рост писательской деятельности связан с национальным самосознанием казахов и прочих тюркских народов (Ауэзов, Аймаутов, 1918, цит. по Аубакир, Гайнуллина, 2014)

А также в 2014 году Аубакир Ж. М., Гайнуллина Ф. А. в статье «Творчество Шакарима Кудайбердиева и духовное бытие народа» кратко излагают специфику формирование литературы в средней Азии. В своей статье они выяснили вопрос, касающегося особенностей и закономерностей казахской литературы времен Шакарима и Абая. Согласно их мнению, литература Казахстана в своем развитии опиралась на местный фольклор и на литературу Востока и Запада. С. Муканов исследователь творчества Абая писал: «…без казахского устного народного творчества, без Бухара – жырау, Махамбета, Шортанбая не было бы и самого Абая. Неиссякаемым родником был не Абай, а народ, породивший его…» (Муканов, 1995 цит. по Аубакир, Гайнуллина, 2014 http://oaji.net/articles/2017/774-1507691225.pdf 29. 07. 2021)

 

Методология

 

В работе будет исследован вопрос формирования философии поэта и научного деятеля Шакарима Кудайбердиева, который жил со второй половины XIX по первую половину XX. Также будут выявлены и проанализированы факторы, которые повлияли на его философскую и научную мысль.

В данной работе были использованы следующие методы кабинетного исследования: библиографический метод, метод анализа событий и окружения человека, метод анализа произведений и работа с трудами исследователей по вопросу биографии и творчества Шакарима Кудайбердиева. Также будет проанализирована роль личной библиотеки Шакарима Кудайбердиева на его философию в целом.

Данные методы используются в тех случаях, когда нет возможности взять интервью у самого человека или у людей из его окружения свези с географическими и временными ограничениями.

Библиографический метод кратко излагает события жизни человека, его окружение, которые так или иначе отразились на мировоззрении Шакарима Кудайбердиева. Данный метод позволил выявить факторы, которые повлияли на формирование мировоззрения и философии Шакарима в детстве, в зрелые годы. При помощи такого метода были выявлены факторы, такие как: эпоха, окружение, уровень образование, самообразование, прочитанные книги, наставничество, личные качества человека, его личное отношение к образованию, жизни, людям. Был определен уровень влияния этих факторов на мировоззрение и философию Шакарима.

Метод анализа событий жизни и окружения Шакарима Кудайбердиева позволяет проанализировать эти факторы и выделить основные, которые повлияли на его мировоззрение в целом.

Библиографический метод и метод анализа и событий – это методы, которые дополняют друг друга. Эти два метода (библиографический метод и метод анализа жизни) можно использовать по отдельности и в паре при исследовании мировоззрения, философии, научной деятельности. Они (методы) взаимодополняющие и взаимно исключающие друг друга. Эти методы ключевые в определении философии поскольку философия отражается в поступках человека и в его научной мысли. Этот метод ключевой в определении философии поскольку философия отражается во взглядах на жизнь самого человека.

Метод анализа произведений (работ, трудов) следует за первыми двумя методами в том случае если человек оставил письменные труды. Данный метод анализирует и характеризует произведения автора, выделяет ключевые идеи его философской, теоретической, литературной и научной мысли. Также он (метод анализа трудов) дает обзор его работ и позволяет оценить его вклад в науку.

Также нужно обозначить круг исследователей творчества Шакарима Кудайбердиева и дать характеристику их работам. Этот метод определил уровень и стороны исследования темы.

Библиографический метод неоднократно используют в библиографических исследованиях. Яркий пример такого исследования является серия ЖЗЛ (Жизнь Замечательных Людей). В таких работах авторы детально излагают биографию человека и дают характеристику и анализ его деятельности. Но, такие работы, как правило, отражают факты биографии, характеризуют их и не заостряют внимание на узких и конкретных областях. В серию ЖЗЛ относятся работы обобщенного характера.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.